Дело № 2а-209/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2020 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Хиневича А.Г.,
при секретаре Кудрявцева О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год в сумме 30000 рублей 00 копеек, пене по транспортному налогу в сумме 3275 рублей 25 копеек,
УСТАНОВИЛ:
7 апреля 2020 года Межрайонная инспекция ФНС № 2 по Амурской области обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В обоснование административного искового заявления указав, что согласно сведений полученных Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области (далее - Административный истец, Инспекция) в порядке пункта 4 статьи 85 НК РФ, в соответствии со ст. 19, 23 п.1 НК РФ, ФИО1, ИНН № <адрес> дата рождения: 10 февраля 1964, место рождения: <адрес>, является налогоплательщиком транспортного налогов и согласно ст.45 НК РФ обязана ежегодно оплачивать его в установленные законом сроки.
По состоянию на дату выписки заявления за данным налогоплательщиком числится задолженность по транспортному налогу за 2014 год, согласно прилагаемых налогового уведомления от 25 марта 2015 года № 346854. Расчет (перерасчет) налога: «Налоговый период», «Налоговая ставка», «Количество месяцев», за которые производится расчет, перерасчет к году - указаны в налоговом уведомлении (прилагается к заявлению).
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Абзац 3 пункта 1 статьи 363 НК РФ НК РФ предусматривает, что транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии ст.361 НК РФ налоговые ставки по уплате транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, так законом Амурской области о транспортном налоге от 18 ноября 2002 года №142-ОЗ ставки налога установлены в зависимости от категории транспортного средства и мощности его двигателя.
На основании вышеизложенного Инспекцией произведен расчет транспортного налога, в следующей последовательности: Ставка налога, в зависимости от вида транспортного средства (в соответствии со ст. 2 Закона №142-ОЗ от 18 ноября 2002 года) умножена на количество лошадиных сил (согласно данных технического паспорта по данным ГИБДД) разделена на количество месяцев в году (12) и умножена на количество месяцев владения.
Согласно п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога и пени. Согласно п. 8 ст. 69 НК РФ правила, предусмотренные данной статьей, применяются так же в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 НК РФ, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
Неисполнение обязанности по уплате транспортного налога явилось основанием для направления Инспекцией в адрес налогоплательщика, в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ требования о добровольной оплате суммы недоимки и пени от 12 октября 2015 года № 18631 в котором налогоплательщику предлагается добровольно заплатить суммы недоимки и пени в срок до 30 октября 2015 года.
В указанный в требовании срок и на день подачи административного искового заявления Требование ответчиком не исполнено, задолженность составила 33375 рублей 25 копеек.
На дату направления заявления за физическими лицом ФИО1 имеется задолженность, которая не уплачена должником в установленный срок.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателям, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Налоговый орган, использую право, предоставленной ст. 48 НК РФ обращается в суд с административным исковым заявлением о взыскания задолженности в бюджет с физического лица ФИО1.
В соответствии с положениями подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов административных истцов).
На основании ст. 123.4 КАС РФ в Инспекцию поступило определение от 25ноября 2019 года об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с ФИО1, в связи с пропуском Инспекцией шестимесячного срока, установленного ст. 48 НК РФ. Инспекция просит суд восстановить срок для подачи заявления о взыскании задолженности с ФИО1. Причиной пропуска срока для подачи заявления в суд явилась не укомплектованность штата Инспекции.
Межрайонная ИФНС России №2 по Амурской области ИНН/КПП 2813005457/281301001 зарегистрирована в ЕГРЮЛ под №1042800189673 с 24декабря2004 года
Просила суд взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу за 2014 год в сумме 30000 рублей 00 копеек, пене по транспортному налогу в сумме 3275 рублей 25 копеек.
13 апреля 2020 года в Бурейский районный суд от административного истца поступило заявление об уточнении административных исковых требований. Просил суд взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу за 2014 год в сумме 30000 рублей 00 копеек.
В соответствии с частью 2 статьи 289 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного истца Межрайонной инспекции ФНС РФ № 2 по Амурской области, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, просившего суд о рассмотрении заявления в его отсутствие и указавшего, что инспекция просит взыскать сумму задолженности в полном объеме.
В соответствии с частью 2 ст. 289 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие административного ответчика ФИО1, извещенной надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явившейся, о причинах неявки суду не сообщившей.
Изучив материалы административного дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к нижеследующим выводам.
В силу ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В силу ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии со ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 358 НК РФ определено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется: в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно ст. 362 НК РФ, налоговые органы исчисляют сумму транспортного налога, подлежащую уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ, уплата налога и авансовых платежей по транспортному налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств, в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 409 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с Законом РФ от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ «О налоге на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
С направлением предусмотренного ст. 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со статьями 356-358 НК РФ административный ответчик ФИО1, согласно учётных данных о налогоплательщике - физическом лице, является плательщиком транспортного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Сведениями об имуществе налогоплательщика - физического лица - сведениями о транспортных средствах, учетными данными налогоплательщика - физического лица, налоговым уведомлением от 25 марта 2015 года № 346854, требованием от 12 октября 2015 года № 18631 направленным в адрес ответчика, со сроком уплаты в срок до 30 октября 2015 года доказано, что на имя административного ответчика ФИО1, ИНН № 31 октября 1969 года рождения, уроженки Амурской области, Бурейского района, с.Николаевка, в 2014 году были зарегистрированы транспортные средства: автомобиль КамАЗ 35410 государственный регистрационный знак №, TOYOTA LANDCRUIESER HZJ105L-GCMNS государственный регистрационный знак № УАЗ 3315142 государственный регистрационный знак № САЗ 3252Р2К2Т1А государственный регистрационный знак № TOYOTA CROWN государственный регистрационный знак №, Митсубиси Кантер государственный регистрационный знак № ВАЗ32121 государственный регистрационный знак № ГАЗ 31105 государственный регистрационный знак № ЗИЛ 13105 государственный регистрационный знак № ГАЗ 31105 государственный регистрационный знак № FAW CA3252H2R2T1A государственный регистрационный знак № FAW CA3252H2R2T1A государственный регистрационный знак № полуприцеп государственный регистрационный знак № теплоход Класс-Р 1.2 государственный регистрационный знак №
В судебном заседании установлено, что Межрайонной инспекцией ФНС России № 2 по Амурской области в адрес административного ответчика было направлено требование № 18631 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 12 октября 2015 года по транспортному налогу в размере 30000 рублей 00 копеек и суммы, начисленной на основании ст.75 НК РФ пени за несвоевременную уплату налога в размере 3275 рублей 25 копеек со сроком погашения задолженности до 30 октября 2015 года.
В указанный срок, ФИО1 задолженность не погасила.
Таким образом, налоговый орган должен был обратиться в суд с требованием к ФИО1 о взыскании указанных платежей в срок не позднее 30 апреля 2016 года.
Как следует из материалов административного дела, Межрайонная инспекция ФНС России № 2 по Амурской области 22 ноября 2019 года обратилась к мировому судье Амурской области Бурейского районного судебного участка № 2 с заявлением о выдаче судебного приказа, то есть за пределами установленного срока: 30 апреля 2016 года.
25 ноября 2019 года мировой судья Амурской области Бурейского районного судебного участка № 1 вынес определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа на взыскание транспортного налога с ФИО1. Разъяснив взыскателю, что он вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 КАС РФ.
В административном исковом заявлении Межрайонная инспекция ФНС № 2 России по Амурской области просит суд восстановить срок для взыскания задолженности с ФИО1. Указывает, что причиной пропуска срока для подачи заявления в суд явилась не укомплектованность штата Инспекции.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
По мнению суда, вышеизложенные обстоятельства каким-либо образом не свидетельствуют о наличии уважительных причин пропуска срока обращения в суд, поскольку основной функцией налоговых органов является налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов и данные функции не зависимо от технического и организационного характера, должны исполняться инспекцией надлежащим образом, в соответствии с действующим законодательством, а установленный законом шестимесячный срок является достаточным для их выполнения, а предусмотренный законодательством порядок обращения в суд является разумным, обоснованным и справедливым.
Суд не может признать уважительной причину пропуска срока на обращения в суд, указанную представителем административного истца, а именно, в связи с тем, что штат сотрудников Межрайонной налоговой инспекции ФНС № 2 по Амурской области не доукомплектован, в связи, с чем не представилось возможным обратиться в суд в сроки, установленные абз. 1 ч. 2 ст.48 НК РФ, так как это может свидетельствовать об отсутствии надлежащей организации работы в самой инспекции, но не об уважительности пропуска для обращения в суд.
Заявление о взыскании в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) может быть подано в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 НК РФ).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым образом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть продано в суд в течении шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Обязанность доказывания обстоятельств послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 КАС РФ).
Доказательств наличия вынесенного в отношении должника судебного приказа об уплате недоимки по транспортному налогу за 2014 год, определении об отмене такого приказа, материалы дела не содержат. Следовательно, отсутствуют также правовые основания для применения положения абзаца 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ.
Суд приходит к выводу, что в удовлетворении административных исковых требований надлежит отказать, в связи с пропуском срока обращения в суд, без уважительной причины.
Учитывая, что административным истцом был пропущен шестимесячный срок, установленный пунктом 2 статьи 48 НК РФ для обращения в суд общей юрисдикции, - в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, а при рассмотрении настоящего административного дела, указанная административным истцом причина пропуска срока - не до укомплектованность штата сотрудников Межрайонной налоговой инспекции ФНС № 2 по Амурской области не признана судом уважительной, то суд приходит к выводу, что в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции ФНС № 2 России по Амурской области к ФИО1 о взыскании задолженности: по транспортному налогу за 2014 год в сумме 30000 рублей 00 копеек, - надлежит отказать, в связи пропуском срока обращения в суд.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-177, 180, 290, 298 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год в сумме 30000 рублей 00 копеек, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда через Бурейский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий (подпись) А.Г. Хиневич
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда А.Г. Хиневич