Дело № 2-6611/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Чарковой Н.Н.,
при секретаре Рейш В.А.,
с участием ответчика Кукушкина А.Д.,
соответчика Кукушкина Д.Г.,
третьего лица Лихачева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 17 сентября 2019 года гражданское дело по иску ООО «Городская служба перемещения транспортных средств» к ... А.Д. , Кукушкину Д.Г., Костаревой Л.М. о взыскании расходов по перемещению и хранению транспортного средства,
у с т а н о в и л:
ООО «Городская служба перемещения транспортных средств» обратилось в суд с иском к ... А.Д. о возмещении расходов по хранению задержанного транспортного средства с 02.05.2019 по день вынесения решения суда, размер которых за период со 02.05.2019 по 17.09.2019 составил 157588 руб., указав, что задержание применено в связи с совершением ответчиком административного правонарушения.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Кукушкин Д.Г. и Костарева Л.М., в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Лихачев С.В.
Представитель истца в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Кукушкин А.Д. в судебном заседании исковые требования признал, не отрицал, что в день рассматриваемых событий управлял спорным автомобилем и совершил правонарушение, после получения уведомления от истца хотел забрать автомобиль со стоянки, но автомобиль ему не отдали в связи с отсутствием необходимых документов, о произошедшем родителям не сообщил.
В судебном заседании соответчик Кукушкин Д.Г. с исковыми требованиями согласился, при этом указал, что в связи с тяжелым материальным положением выплатить размер ущерба семья не сможет, он не имеет официального места работы, ежемесячный доход от подработок составляет от 15000 руб. до 25000 руб., Костарева Л.М. по состоянию здоровья не работает.
Соответчик Костарева Л.М., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, со слов ответчика ... А.Д., по состоянию здоровья.
Третье лицо Лихачев С.В. оставил решение вопроса на усмотрение суда, пояснив, что спорный автомобиль он продал по договору купли-продажи в 2018 году, однако, до настоящего времени не снял с учета.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, и все представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Установлено, что в связи с совершением ** ** ** ... А.Д., ** ** ** административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.7 КоАП РФ, должностным лицом ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару составлен протокол ... о задержании транспортного средства, на основании которого был задержан автомобиль – ...
Из информации ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару следует, что автомобиль «... принадлежит Лихачеву C.В.
Также в материалах дела имеется договор купли-продажи от 17.05.2018 в соответствии с которым Лихачев С.В. продал спорный автомобиль ООО «Автомобиль с пробегом Сыктывкар».
Постановлением должностного лица ОГИБДД УМВД России по ... производство по делу об административном правонарушении в отношении ... А.Д., ** ** ** г.р., в рамках которого было произведено задержание автомобиля «..., прекращено в связи с не достижением ... А.Д. возраста привлечения к административной ответственности.
Задержанное транспортное средство 02.05.2019 было помещено на специализированную стоянку ООО «Городская служба перемещения транспортных средств».
16.05.2019 в адрес ... А.Д. направлялось требование забрать транспортное средство со специализированной стоянки и оплатить расходы, связанные с его перемещением и хранением.
Истец просит взыскать с ответчика расходы по перемещению и хранению транспортного средства за период с 02.05.2019 по 17.09.2019 в размере 157588 руб.
Задержание транспортного средства осуществляется в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ.
В силу названной нормы КоАП РФ транспортное средство подлежит задержанию при нарушении правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных ч.1 ст.11.8.1, ст.ст.11.9, 11.26, 11.29, ч.1 ст.12.3, ч.2 ст.12.5, ч.ч.1 и 2 ст.12.7, ч.ч.1, 3 и 4 ст.12.8, ч.ч.4 и 5 ст.12.16, ч.ч.3 - 4, 6 ст.12.19, ч.ч.1 - 3 ст.12.21.1, ч.1 ст.12.21.2, ст.12.26, ч.3 ст.12.27 КоАП РФ, до устранения причины задержания.
При этом в Кодексе под задержанием транспортного средства подразумевается исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Часть 10 ст. 27.13 КоАП РФ предусматривает, что перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
На территории Республики Коми порядок перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата задержанных транспортных средств определяется Законом Республики Коми от 26.06.2012 № 43-РЗ «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата задержанных транспортных средств со специализированной стоянки на территории Республики Коми».
Статьей 3 названного Закона предусмотрено, что оплата стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства осуществляется лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, возмещаются лицом, привлеченным к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
Как следует из содержания ч. 12 ст. 27.13 КоАП РФ в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1, пунктом 2 (за исключением случаев недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, либо передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в связи с наличием в противоправных действиях (бездействии) признаков преступления), пунктами 3, 8, 8.1 и 9 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса, расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, находившемуся в производстве органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по иным основаниям обязанность по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства возлагается на лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), повлекшие задержание транспортного средства, его родителей или иных законных представителей. Решение вопроса об отнесении расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на счет федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации либо о возложении обязанности по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства на лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), повлекшие задержание транспортного средства, его родителей или иных законных представителей отражается в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Таким образом, в силу прямого указания закона, лицо, совершившее административное правонарушение, повлекшее применение обеспечительной меры в виде задержания транспортного средства, (либо родители, законные представители) обязано возместить расходы, связанные с перемещением и хранением транспортного средства.
Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, а также правоотношения участников рассматриваемого спора, принимая во внимание, что законодателем расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возложены на лицо, совершившее административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, либо его законных представителей, суд полагает, что исковые требования ООО «Городская служба перемещения транспортных средств» о взыскании названных расходов являются обоснованными.
Согласно 1074 Гражданского кодекса РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях.
В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.
В соответствии со ст.61 Семейного кодекса РФ родители несут равные обязанности в отношении своих детей.
Их обязанность по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, согласно пункту 3 статьи 1074 ГК РФ, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.
Учитывая, что у суда отсутствуют сведения о наличии у несовершеннолетнего ... А.Д. самостоятельного дохода или иного имущества, достаточного для возмещения вреда, ответственность по возмещению ущерба подлежит возложению на его родителей Кукушкина Д.Г. и Костареву Л.М. в равных долях.
Согласно приказу Службы по тарифам Республики Коми от 25.12.2014 № 92/5 «Об утверждении Единых предельных максимальных уровней тарифов на услуги по перемещению и хранению задержанного транспортного средства» плата по хранению составляла 31 руб. за час.
В соответствии с приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов по Республике Коми от 22.10.2018 № 43/1-Т «Об установлении тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Республики Коми» плата по хранению составляет 46 руб. за час. Приказ от 25.12.2014 № 92/5 признан утратившим силу.
Приказом ООО «Городская служба перемещения транспортных средств» № 26 от 01.04.2019 установлены тарифы в соответствии с вышеуказанным приказом.
За период с 02.05.2019 по 17.09.2019 названные расходы составили 157588 руб.
Представленный истцом расчет, судом проверен, является арифметически верным.
Статья 1083 Гражданского Кодекса РФ предусматривает учет вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред.
В соответствии с ч. 1 указанной статьи, вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно
(ч. 3 ст. 1083 ГК РФ).
Учитывая обстоятельства дела, имущественное положение ответчиков, отсутствие умысла на умышленное причинение вреда, суд приходит к выводу о возможности снизить размер ущерба в 3 раза до 52529,33 руб.
Соответственно, с Кукушкина Д.Г. и Костаревой Л.М. подлежат взысканию расходы по перемещению и хранению за период с 02.05.2019 по 17.09.2019 в размере по 26264,67 руб. /52529,33 : 2/ с каждого.
На основании статьи 103 ГПК РФ с Кукушкина Д.Г. и Костаревой Л.М. в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1775,88 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ООО «Городская служба перемещения транспортных средств» удовлетворить частично.
Взыскать с Кукушкина Д.Г. в пользу ООО «Городская служба перемещения транспортных средств» расходы по перемещению и хранению транспортного средства на специализированной стоянке за период со 02.05.2019 по 17.09.2019 в размере 26264,67 руб.
Взыскать с Костаревой Л.М. в пользу ООО «Городская служба перемещения транспортных средств» расходы по перемещению и хранению транспортного средства на специализированной стоянке за период со 02.05.2019 по 17.09.2019 в размере 26264,67 руб.
Взыскать с Кукушкина Д.Г. государственную пошлину в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» в размере 887,94 руб.
Взыскать с Костаревой Л.М. государственную пошлину в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» в размере 887,94 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий- Н.Н. Чаркова
Мотивированное решение составлено 20 сентября 2019 года.