гр.дело № 2-847\2014 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2014 года п. Солнечный Хабаровского края
Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Липатовой И.В.
при секретаре Бельды А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Солнечный ул. Ленина 29 гражданское дело по искам Захаровой Ю.В., Рудольф А. Н., Якубинского В. В. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Солнечная центральная районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края» о взыскании недоначисленного районного коэффициента, денежной компенсации за несвоевременную выплату причитающихся сумм, обязании начислять и выплачивать ежемесячную денежную выплату в рамках национального проекта «Здоровье» на протяжении действия постановления Правительства РФ от 29.12.2009г. № 1111,
УСТАНОВИЛ:
Захарова Ю.В. обратилась в суд с иском к КГБУЗ «Солнечная ЦРБ» об обязании произвести перерасчет невыплаченных сумм субвенций, перерасчете по отпускным, взыскании невыплаченных денежных сумм, обязании ответчика начислять и выплачивать ежемесячную денежную выплату в рамках национального проекта «Здоровье» на протяжении действия постановления Правительства РФ от 29.12.2009г. № 1111, обязании выплатить денежную компенсацию за задержку выплат, ссылаясь на то, что она с 02.12.2013г. работает у ответчика фельдшером скорой помощи, ей выплачивается субвенция в рамках национального проекта «Здоровье», предусмотренная постановлением Правительства РФ от 29.12.2009г. № 1111 с начислением 20% районного коэффициента. В 2013г. изменился порядок финансирования через ФОМС на основании тарифов, субвенция является частью ее заработной платы, к которой применяется районный коэффициент в размере 1,5 на основании решения исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 18.07.1991 № 154. Работодатель сохранил прежний порядок выплат, в результате чего ей недоначислена заработная плата.
Рудольф А.Н. обратилась в суд с иском к КГБУЗ «Солнечная ЦРБ» об обязании произвести перерасчет невыплаченных сумм субвенций, перерасчете по отпускным, взыскании невыплаченных денежных сумм, обязании начислять и выплачивать ежемесячную денежную выплату в рамках национального проекта «Здоровье» на протяжении действия постановления Правительства РФ от 29.12.2009г. № 1111, обязании выплатить денежную компенсацию за задержку выплат, ссылаясь на то, что она с 13.01.2010г. работает у ответчика фельдшером скорой помощи, ей выплачивается субвенция в рамках национального проекта «Здоровье», предусмотренная постановлением Правительства РФ от 29.12.2009г. № 1111 с начислением 20% районного коэффициента. С 01.01.2013г. изменился порядок финансирования через ФОМС на основании тарифов, субвенция является частью ее заработной платы, к которой применяется районный коэффициент в размере 1,5 на основании решения исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 18.07.1991 № 154. С 2013 года ей недоначислена заработная плата.
Якубинский В.В. обратился в суд с иском к КГБУЗ «Солнечная ЦРБ» об обязании произвести перерасчет невыплаченных сумм субвенций, перерасчете по отпускным, взыскании невыплаченных денежных сумм, обязании начислять и выплачивать ежемесячную денежную выплату в рамках национального проекта «Здоровье» на протяжении действия постановления Правительства РФ от 29.12.2009г. № 1111, обязании выплатить денежную компенсацию за задержку выплат, ссылаясь на то, что он с 15.12.2005г. работает у ответчика фельдшером скорой помощи, ему с 2010 года выплачивается субвенция в рамках национального проекта «Здоровье», предусмотренная постановлением Правительства РФ от 29.12.2009г. № 1111 с начислением 20% районного коэффициента. С 01.01.2013г. изменился порядок финансирования через ФОМС на основании тарифов. Субвенция является частью его заработной платы, и к которой применяется районный коэффициент в размере 1,5 на основании решения исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 18.07.1991 № 154. С февраля 2014г. ему недоначислена заработная плата.
Определением Солнечного районного суда от 24.10.2014г. исковые требования Захаровой Ю.В., Рудольф А.Н., Якубинского В.В. объединены в одно производство для совместного рассмотрения, делу присвоен номер 2-847\2014.
Воспользовавшись правом, предусмотренным ч.1 ст. 39 ГПК РФ истцы Захарова Ю.В., Рудольф А.Н., Якубинский В.В. уточнили свои требования, просят взыскать недоначисленный районный коэффициент, при этом Рудольф и Якубинский указали период с ДД.ММ.ГГГГ по 30.11.2014г., а Захарова - с 02.12.2013г. по 30.11.2014г., денежную компенсацию за несвоевременную выплату причитающихся сумм, от требований в части обязании ответчика произвести перерасчет невыплаченных сумм субвенций, перерасчете по отпускным отказались, о чем представили письменные заявления.
Определением Солнечного районного суда от 06.11.2014г. приняты отказы истцов от иска и производство по делу в части требований Захаровой Ю.В., Рудольф А.Н., Якубинского В.В. об обязании ответчика произвести перерасчет невыплаченных сумм субвенций, отпускных, исходя из пересчитанной средней заработной платы, прекращено.
Определением Солнечного районного суда от 06.11.2014г. к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечен Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования.
Истец Якубинский В.В. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, о чем представил письменное заявление.
Представитель третьего лица Литовкин П.И. – начальник юридического отдела Хабаровского краевого фонда ОМС, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил письменный отзыв на исковые требования.
В соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца Якубинского В.В., представителя третьего лица Литовкина П.И.
Истец Захарова Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, и суду пояснила, что она с 02.12.2013г. работает в КГБУЗ «Солнечная ЦРБ» фельдшером скорой помощи. В письменном трудовом договоре ей установлен оклад и выплаты компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с Положением об оплате труда. С Положением ее не знакомили. В кадровом приказе о приеме на работу ей установлены выплаты компенсационного характера: 50% северных, 50% районного коэффициента, 30% выслуга. Из расчетного листка видно, что ей начисляется субсидия в размере 3500 руб., с начислением на нее 50% северных и 20% районных. Таким образом, ей недоначислен районный коэффициент в размере 30% в сумме 13650 руб. В апреле 2014г. работники скорой помощи обратились к работодателю с письмом о перерасчете выплат субвенций, получили ответ, что начисления на субвенции производятся правильно. Просила восстановить срок для обращения в суд, как пропущенный по уважительной причине.
Истец Рудольф А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, суду дополнила, что за период с 01.01.2013г. по 30.11.2014г. ей недоначислено районного коэффициента в размере 24150 руб., поскольку субвенцию начисляли исходя из размера районного коэффициента 20%.Размер денежной компенсации за несвоевременно выплаченные средства составляет 4641,36 руб. исходя из 1\300 ставки рефинансирования банка 8,25%. Из расчетных листков она выдела недоначисление районного коэффициента. Обращались к работодателю с коллективным письмом за разъяснениями. Получили ответ, что все начисляется правильно. Считает, что срок на обращение в суд пропущен по уважительной причине.
Представитель ответчика Мальченко А.В. – юрист-консульт КГБУЗ «Солнечная ЦРБ», в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, заявила срок исковой давности, и суду дополнила, что ДД.ММ.ГГГГ больница перешла на одноканальное финансирование из территориального ФОМС через страховые компании, средства на оплату труда передаются медицинским организациям в составе тарифов на оплату медицинской помощи. Размер и средства рассчитываются по методике, установленной постановление Правительства РФ № от 05.05.2012. Поэтому больница вынуждена была включить денежные выплаты субсидии работникам подразделений скорой помощи в Положение об оплате труда, назвав ее персональной надбавкой (доплатой) с установлением выплаты на нее районного коэффициента в размере 20%. Считает, что установление такой системы оплаты труда является полномочием работодателя.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Рассматривая заявление представителя ответчика о применении срока исковой давности по данному спору, суд исходит из положений абз.2 ч.6 ст. 152 ГПК РФ, устанавливающих, что в предварительном судебном заседании при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельствах по делу.
Поскольку ходатайство о применении срока исковой давности заявлено на стадии рассмотрения дела, то его разрешение подлежит после исследования всех обстоятельств по делу.
Как установлено в судебном заседании, истцы приняты на работу в Муниципальное учреждение здравоохранения «Солнечная центральная районная больница» фельдшерами скорой помощи: Захарова Ю.В. с 02.12.2013г., Рудольф А. Н. с 03.04.1995г., Якубинский В. В. с 15.12.2005г., письменными трудовыми договорами, кадровыми приказами им установлена выплата районного коэффициента в размере 1,5. Истцы также получали денежные выплаты стимулирующего характера из расчета 3,5 тыс. рублей в месяц в соответствии с Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. N 1111. Распоряжением Правительства Хабаровского края от 29.12.2012г. № 851-р Муниципальное учреждение здравоохранения «Солнечная центральная районная больница» принята в государственную собственность Хабаровского края и сменила свое наименование на Краевое государственное учреждение здравоохранения «Солнечна центральная районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края (КГБУЗ «Солнечная ЦРБ»), распоряжением Министерства здравоохранения Хабаровского края от 12.03.2013г. № 346-р утверждена новая редакция Устава учреждения. Истцы работаю на указанных должностях по настоящее время.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. N 1111 "О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии на территории муниципального образования - учреждений и подразделений скорой медицинской помощи субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 04.09.2012г.) утверждены Правила предоставления указанных субсидий.
Правила определяют порядок предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушеркам, медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным), врачам, фельдшерам (акушеркам) и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии на территории муниципального образования - учреждений и подразделений скорой медицинской помощи субъектов Российской Федерации (далее соответственно - субсидии, медицинские работники) (п.1).
Субсидии предназначены для софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с осуществлением денежных выплат стимулирующего характера из расчета 5 тыс. рублей в месяц - врачу, 3,5 тыс. рублей в месяц - фельдшеру (акушерке) и 2,5 тыс. рублей в месяц - медицинской сестре, а также с предоставлением медицинским работникам гарантий, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации. (п.2)
Субсидии предоставляются на следующих условиях:
а) принятие до 15 марта текущего финансового года в установленном порядке законов и (или) иных нормативных правовых актов, определяющих:
расходные обязательства субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат (п.3).
Приложением к Правилам утверждена Методика распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии на территории муниципального образования - учреждений и подразделений скорой медицинской помощи субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 Методики размер предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации субсидии определяется по формуле, в состав которой включены размер субсидии, выделяемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление денежных выплат и предоставление гарантий, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи; районный коэффициент, установленный решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями; процентная надбавка к заработной плате, установленная статьями 315 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за работу в других районах (местностях) с особыми климатическими условиями; 3,5 тыс. рублей - размер денежной выплаты в месяц на 1 фельдшера (акушерку); начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, а также страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на денежные выплаты.
Таким образом, источником осуществления выплат субвенций являются средства федерального бюджета, передаваемые в виде субсидий бюджета бюджетам субъектов РФ, при расчете субсидий учитываются размеры процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и районных коэффициентов, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти.
Согласно Постановлению Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20.11.1967г. № 512\П-28 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты не установлены, и о порядке их применения видно, что в Солнечном районе, за исключением Амгуньской и Дукинской сельских администраций, установлен районный коэффициент в размере 1,2.
Указанным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. N 1111 выплата субвенции медицинским работникам не отнесена к заработной плате и не является ее составной частью, как это полагают истцы.
Вместе с тем в судебном заседании установлено, что КГБУЗ «Солнечная ЦРБ» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", постановления Правительства Хабаровского края от 05.12.2012 № 418-пр "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" с 22 марта 2013 года перешло на одноканальное финансирование оказания медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования на основе нормативов, и обязана соблюдать обязательства по использованию средств ОМС, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе:
1) по видам медицинской помощи;
2) по структуре тарифа на оплату медицинской помощи, включая осуществление расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда.
При этом Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в Письме от 15.03.2013 N 2361/26-и рекомендовал органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья совместно с территориальными фондами ОМС принять меры по недопущению снижения в 2013 году заработной платы медицинского персонала по сравнению с 2012 годом.
Распоряжением министерства здравоохранения Хабаровского края от 30.01.2013 № 147-р «Об утверждении плановых фондов оплаты труда на 2013 год» рекомендовано при установлении выплат стимулирующего характера сохранять действующие размеры выплат.
Формирование фонда оплаты труда сотрудников и установление конкретных окладов, коэффициентов и надбавок к ним осуществляется непосредственно медицинской организацией.
В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждениях системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами на основе трудового законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
При этом, согласно разделу II Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (протокол от 25 декабря 2013 года N 11), указанные системы должны включать фиксированные размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц, а также размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных и размеры выплат стимулирующего характера.
При отнесении в системах оплаты труда выплат к выплатам компенсационного характера и выплатам стимулирующего характера следует руководствоваться пунктом 11 Рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введения эффективного контракта, утвержденных приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. N 167н.
Как видно из Положения об оплате труда работников КГБУЗ «Солнечная ЦРБ», утвержденного 15.03.2013г. главным врачом учреждения и согласованного с председателем профсоюзного комитета, система оплаты труда включает в себя оклады (должностные оклады), повышающие коэффициенты к окладу, компенсационные и стимулирующие выплаты. Оплата труда за работу в местности с особыми климатическими условиями производится в соответствии с решением исполкома Хабаровского краевого совета народных депутатов от 18.06.1991 № 154 «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих», к заработной плате выплачивается районный коэффициент в размере 1,5 (п.3.4.1). Врачам, фельдшерам, медицинским сестрам подразделений скорой медицинской помощи, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов устанавливается персональная надбавка (доплата) в размере: 5 тыс. руб. в месяц - для врача; 3,5 тыс.руб. в месяц для фельдшера (акушерки); 2,5 тыс.руб. в месяц для медицинской сестры. Предоставление названной надбавки (доплаты) осуществляется с учетом районного коэффициента в соответствии с информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 № 1199-16 и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 4.6). Денежные выплаты медицинским работникам являются частью заработной платы и учитываются при исчислении средней заработной платы в целях предоставления гарантий, установленных ст.114, ч.4 ст.139, ст.ст.167,183 и 187 ТК РФ (п.4.7). Применение всех доплат и надбавок стимулирующего характера к окладу (должностному окладу) не образует новый оклад (должностной оклад) и не учитывается при начислении компенсационных (кроме надбавок за работу в местностях с особыми климатическими условиями) и стимулирующих выплат (п.4.9).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ средства на выплату районного коэффициента к заработной плате передаются медицинским организациям в составе тарифа на оплату медицинской помощи. Структура тарифа формируется в соответствии со ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», и включает в себя в составе средств на выплату заработной платы средства на выплату дополнительных и стимулирующих выплат.
Размеры средств на данные цели рассчитываются по методике, данной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от 02.11.2013) № с учетом районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за работу в местностях с особыми климатическим условиями, установленного для конкретного региона.
В соответствии с ч.2 ст.316 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых за счет бюджетов субъектов.
На территории Солнечного района решением исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № установлен районный коэффициент 1,5.
Законом Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N 222 "Об основах новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Хабаровского края" (с изменениями и дополнениями) к заработной плате работников государственных учреждений края выплачивается районный коэффициент в следующих размерах: за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (районы: Амурский, Ванинский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Николаевский, имени Полины Осипенко, Солнечный, Советско-Гаванский, Тугуро-Чумиканский, Ульчский, город Комсомольск-на-Амуре), - 1,5 (пп.2 п.1 ст. 6).
Одним из принципов правового регулирования трудовых отношений, предусмотренных ст.2 ТК РФ, является равенство прав и возможностей работников, сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, установление государственных гарантий по обеспечению прав работников.
По правилам ч.1,2 ст.8 ТК РФ работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Таким образом, нормы трудового права, содержащиеся в локальных актах, должны соответствовать Трудовому Кодексу Российской Федерации, иным законам, содержащим нормы трудового права, и не должны противоречить им.
Следовательно, указанная формулировка Положения об оплате труда работников КГБУЗ «Солнечная ЦРБ» о предоставлении надбавки (доплаты) с учетом районного коэффициента в соответствии с информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 № 1199-16 (то есть в размере 1,2), не подлежит применению по правилам ч. 4 ст. 8 ТК РФ, предусматривающей, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Как установлено в судебном заседании, при формировании и утверждении планового фонда оплаты труда КГБУЗ «Солнечная ЦРБ» учитывается районный коэффициент 1,5.
При таких обстоятельствах, требования истцов в части взыскания недоначисленного районного коэффициента, денежной компенсации за несвоевременную выплату причитающихся сумм, обоснованны.
В силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Требования истцов в части обязания ответчика начислять и выплачивать ежемесячную денежную выплату в рамках национального проекта «Здоровье» на протяжении действия постановления Правительства РФ от 29.12.2009г. № 1111 суд находит необоснованными, поскольку работодатель начисляет работникам стимулирующую выплату, доказательств, свидетельствующих о наличии оснований полагать, что в будущем данные выплаты будут производиться не в полном объеме, суду не предоставлено.
Ответчиком заявлено ходатайство об отказе в иске в связи с пропуском срока обращения в суд, ходатайство было заявлено до вынесения судом решения.
В соответствии с ч.1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Статья 208 ГК РФ предусматривает требования, не которые исковая давность не распространяется, среди которых не перечислены требования работника о взыскании недоначисленной заработной платы.
Трудовое законодательство также не предусматривает положений о том, что исковая давность не распространяется на требования работника о взыскании недоначисленной заработной платы.
Из смысла приведенной нормы следует, что закон связывает применение последствий пропуска срока для обращения в суд с моментом, когда истцу стало известно о нарушении его права, и при этом, по индивидуальным трудовым спорам, устанавливаются специальные сокращенные сроки исковой давности – три месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Исковые требования предъявлены: Захаровой Ю.В. за период с 02.12.2013г. по 30.11.2014г., Рудольф А.Н. и Якубинским В.В. за период с 01.01.2013г. по 30.11.2014г.
В суд исковые заявления поступило 16.10.2014г.
В судебном заседании истцы Захарова Ю.В., Рудольф А.Н. подтвердили, что расчетные листки по начислениям заработной платы предоставляется сотрудникам регулярно и своевременно, оплата труда выплачивалась ежемесячно и регулярно перечислением на счет в банке платежными поручениями до конца текущих месяцев.
Коллективным трудовым договором предусмотрено, что заработная плата выплачивается работнику два раз в месяц: 15 и 30 числа каждого месяца.
Таким образом, истцы должны были узнать о нарушении права на выплату районного коэффициента в установленном трудовым договором размере с даты получения заработной платы согласно расчетных листков на банковский лицевой счет.
Таким образом, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ требования заявлены с пропуском установленных ч.1 ст. 392 ТК РФ сроков.
В соответствии с ч.1 ст.112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В силу ч.3 ст.392 ТК РФ при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
В качестве уважительных причин пропуска срока на обращение в суд за защитой нарушенного права истцы указали на обращение к работодателю с коллективным письмом, зарегистрированным в КГБУЗ «Солнечная ЦРБ» вход. № 23.04.2014г.
Письменный ответ главным врачом работникам был дан 30.04.2014г.
В соответствии со ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
Согласно разъяснений, данных в абз.4 п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
При этом положения пункта 56 постановления Пленума ВС РФ № 2 от 17.03.2004г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ», согласно которого заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд по начисленной, но не выплаченной заработной платы, само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, так как нарушение носит длящийся характер, в данном споре не применимы, так как в данном случае усматривается спор о праве на выплату истцу неначисленного районного коэффициента, и не усматривается спора о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы.
Выводы суда о применении срока исковой давности по неначисленной заработной плате подтверждены определением Верховного Суда РФ от 20.12.2007г. № 47-ВО7-15.
Положения ст.395 ТК РФ о том, что при признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требованиях работника обоснованными они удовлетворяются в полном объеме, также к данному спору не применимы, поскольку указанная норма применима только в случае, если по спору срок исковой давности не применяется.
В соответствии с ч.2 п.2 ст.199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Таким образом обстоятельств, препятствовавших истцам своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора в судебном заседании не установлено. Кроме этого пропуск истцами срока на обращение в суд значительный, что расценивается как злоупотребление правом с их стороны.
Следовательно, истцам следует отказать в удовлетворении исковых требований в части взыскания недоначисленного районного коэффициента и денежной компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Требования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявлены своевременно, и подлежать удовлетворению.
Как видно из справки, предоставленной суду представителем ответчика, против которой истцы возражений не заявляли, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцам недоначислено районного коэффициента: Захаровой Ю.В. в размере 3849,99 руб., Рудольф А.Н. в размере 3195,65 руб., Якубинскому В.В. в размере 3286,96 руб. Указанные сумму подлежать взысканию с ответчика в пользу истцов.
Рассматривая требования истцов в части взыскания недоначисленного районного коэффициента и денежной компенсации за период с 01.11.2014г. по 30.11.2014г., суд считает их заявленными преждевременно, поскольку месяц ими еще не отработан полностью, начисления заработной платы работодателем не произведено, доказательств, что они получат ее не в полном объеме не имеется.
В соответствии разъяснениями, данными Верховным Судом РФ в п. 55 постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении спора, возникшего в связи с отказом работодателя выплатить работнику проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 236 Кодекса суд вправе удовлетворить иск независимо от вины работодателя в задержке выплаты указанных сумм.
Ставка рефинансирования Банка России с 14.09.2012г. установлена в размере 8,25%.
Дней просрочки с 30.07.2014г. по 20.11.2014г. – 112, с 30.08.2014г. по 20.11.2014г.- 81, с 30.09.2014г. по 20.11.2014г. – 51, с 30.10.2014г. по 20.11.2014г. – 20.
Таким образом, размер денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты по день вынесения решения составит: Захаровой Ю.В. - 61,70 руб.((1050х112х8,25%/300)+(1050х81х8,25%\300)+(699,99х51х8,25%\300)+ 1050х20х8,25%\300); Рудольф А.Н. – 45,31руб.((45,65х112х8,25%\300) + (1050х81х8,25%\300) + (1050х51х8,25%\300) + (1050х20х8,25%\300)); Якубинскому В.В. – 71,21 руб. (1050х112х8,25%\300) + (1050х81х8,25%\300) + (1050х51х8,25%\300) + (136,96х 20х8.25%\300). Указанные суммы подлежат взысканию с ответчика в пользу истцов.
Принимая во внимание, что истцы в соответствии с законом освобождены от уплаты государственной пошлины за подачу искового заявления, с ответчика в соответствии со ст.103 ГПК РФ подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 29.12.2009░. № 1111, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3849 ░░░. 99 ░░░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 61 ░░░. 70 ░░░., ░░░░░ ░░░░░░░░ 3911 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░░░. 69 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3195 ░░░. 65 ░░░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 45 ░░░. 31 ░░░., ░░░░░ ░░░░░░░░ 3240 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░) ░░░. 96 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3286 ░░░. 96 ░░░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 71 ░░░. 21 ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 3358 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░. 17 ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 420 ░░░. 43 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 21 ░░░░░░ 2014 ░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░