Дело № 2-12509/1/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Утешевой Ю.Г.
при секретаре Гоголевой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 09 декабря 2014 года гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Черемушки» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, ФИО2, ФИО3 предъявили вышеуказанный иск к ответчику. Уточнив заявленные требования, истцы просят обязать ООО УО «Черемушки» предоставлять истцам коммунальную услугу по электроснабжению жилого помещения и мест общего пользования в многоквартирном <адрес>, путем заключения договора с ресурсоснабжающей организацией на поставку коммунальной услуги по электроснабжению; взыскать с ООО УО «Черемушки» в пользу истцов убытки сумме <данные изъяты> компенсацию морального вреда <данные изъяты>., штраф в размере 50% от взысканной судом денежной суммы, расходы по оплате юридических услуг в размере <данные изъяты>.
Истец ФИО1 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал. Истцы ФИО2, ФИО3, в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие.
Представитель ответчика ООО УО «Черемушки» по доверенности ФИО6 в судебном заседании иск не признала, указывая на необоснованность заявленных истцами требований.
Представитель третьего лица ОАО «Калужская сбытовая компания» в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, надзорное производство №, технический паспорт, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ОАО «Калужская сбытовая компания» с 01 сентября 2006 года является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории МО «Город Калуга».
ФИО5, ФИО2, ФИО3 являются собственниками трехкомнатной <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Управление данным многоквартирным домом на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет ответчик.
На основании договора энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ и агентского договора № от ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Черемушки» поручило ОАО «Калужская сбытовая компания» вести расчеты с собственниками и нанимателями жилых помещений, проживающих, в том числе в <адрес>, и принимать плату за электроэнергию, использованную в жилых помещениях и на «общедомовые нужды».
В связи с расторжением с ДД.ММ.ГГГГ по инициативе управляющей организации заключенного между ООО УО «Черемушки» и ОАО «Калужская сбытовая компания» договора энергоснабжения, прекратил свое действие агентский договор № от ДД.ММ.ГГГГ; при этом ресурсоснабжающая организация – ОАО «Калужская сбытовая компания» продолжает предоставлять коммунальную услугу по электроснабжению и производит начисление оплаты, в том числе за электрическую энергию, использованную на общедомовые нужды многоквартирного <адрес>.
На официальном сайте ОАО «Калужская сбытовая компания» в сети Интернет http://www.ksc.kaluga.ru/news/?content=news&id=662 размещена информация об изменении с ДД.ММ.ГГГГ порядка определения стоимости электрической энергии, потребляемой на общедомовые нужды.
Согласно данной информации в связи с прекращением действия договоров энергоснабжения с организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, в феврале 2014 года жители домов получат счета (извещения-квитанции) на оплату электрической энергии использованной в январе 2014 года в жилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома непосредственно от ОАО «Калужская сбытовая компания». До заключения договора энергоснабжения с иным исполнителем коммунальных услуг, поставку электроэнергии владельцам жилых помещений вышеуказанных многоквартирных домов будет осуществлять гарантирующий поставщик электрической энергии на территории Калужской области - ОАО «Калужская сбытовая компания». Объем электроэнергии, используемой на общедомовые нужды многоквартирных домов, не оборудованных введенным в эксплуатацию общедомовым прибором учета, определяется на основании нормативов. Норматив определяется по каждому многоквартирному дому индивидуально, в порядке, установленном постановлением Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 22.08.2012 г. № 149-эк «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по электроснабжению с применением расчетного метода для граждан Калужской области при отсутствии приборов учета». Объем электроэнергии, используемой на общедомовые нужды многоквартирных домов, оборудованных введенным в эксплуатацию общедомовым прибором учета, рассчитывается как разность между объемом электроэнергии, поступившим в дом за расчетный период (месяц) согласно показаниям общедомового прибора учета, и суммарным объемом электроэнергии, использованным во всех жилых и нежилых (магазины, парикмахерские, офисы) помещениях многоквартирного дома.
В обоснование доводов иска истцы указывают на то, что с января 2014 года они получали квитанции за электроснабжение от ОАО «Калужская сбытовая компания», в которых плата за потребление электроэнергии в местах общего пользования дома выставлена к оплате без учета установленного на территории Калужской области норматива – 1,84 кВТ/кв.м, то есть при начислении платежей учитывалось фактическое потребление электроэнергии в многоквартирном жилом доме согласно показаний общедомового прибора учета. Данные действия ответчика, по мнению истцов, являются незаконными, поскольку противоречат пункту 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354. Обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающей организацией на поставку коммунальных ресурсов в интересах потребителей коммунальных услуг является в силу закона обязанностью управляющей организации по отношению к потребителям коммунальных услуг, в связи с этим, истцы считают, что бездействие ответчика по незаключению вышеуказанного договора привело к убыткам.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела, а также пояснениями сторон.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 153 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан и организацией своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, части 7 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ закрепляют возможность внесения платы за коммунальные услуги управляющей организации и ресурсоснабжающим организациям.
Согласно пункту 12 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Таким образом, предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Постановлением Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года (с последующими изменениями) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила).
Пунктом 13 Правил установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Пунктом 8 Правил определено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация.
Разрешая настоящий спор, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, на исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу положений пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса РФ договор энергоснабжения является публичным договором. Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Согласно статье 445 Гражданского кодекса РФ если сторона, для которой в соответствии с Кодексом или иным и законами заключением договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
На основании пункта 1 статьи 540 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Аналогичное положение предусмотрено п. 64 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.
Согласно объяснениям истца предоставление потребляемой электроэнергии производилось за спорный период ему ресурсоснабжающей организацией.
В силу пункта 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса РФ на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из содержания указанных правовых норм следует, что внесение платы непосредственно управляющей организации за содержание и ремонт жилого помещения, а также платы за коммунальные услуги управляющей организации либо ресурсоснабжающей организации осуществляется только в случае заключения соответствующих договоров и принятия решения общим собранием собственников жилья.
При таком положении, учитывая, что квартира истцов подключена к электрической сети, что свидетельствует о заключении между ним и электроснабжающей организацией договора электроснабжения, сторона истцов в ходе рассмотрения дела подтвердила, что фактически коммунальная услуга по электроснабжению жилого помещения предоставляется, кроме того, коммунальная услуга по электроснабжению принадлежащего истцу жилого помещения ответчиком не предоставляется, обязательств по предоставлению данной услуги ответчик в настоящее время на себя не принимал, в связи с этим исковые требования об обязании ООО УО «Черемушки» предоставлять истцам коммунальную услугу по электроснабжению жилого помещения и мест общего пользования в многоквартирном <адрес>, путем заключения договора с ресурсоснабжающей организацией на поставку коммунальной услуги по электроснабжению, удовлетворению не подлежат.
Принимая во внимание, что исковые требования об обязании предоставлять истцам коммунальную услугу по электроснабжению жилого помещения и мест общего пользования в многоквартирном <адрес>, оставлены без удовлетворения, требования в части взыскания убытков, компенсации морального вреда и штрафа, взыскании судебных расходов как производные от основных, также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░2, ░░░3 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2014 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░