Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Черемхово
Черемховский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Никитина Ю.И., единолично,
при секретаре Цуленковой Е.В.,
с участием помощника прокурора г. Черемхово Шишкина Ф.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 427/2014 по иску прокурора города Черемхово в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Мезенцеву В.Ф. о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства об отходах производства и потребления
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Черемхово в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Мезенцеву В.Ф. о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства об отходах производства и потребления, указав, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления индивидуальным предпринимателем Мезенцевым В.Ф. на территории пункта приема и отгрузки древесины, расположенного по адресу: <адрес>. ИП Мезенцев В. Ф. осуществляет деятельность по распиловке и строганию древесины, розничной продаже лесоматериалов с 2006 года. Хозяйственная деятельность, в процессе которой образуются отходы, должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно ст. 10 названного закона, при проектировании строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами. В соответствии со ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Частью 1 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности. Статьей 51 названного Закона запрещен сброс отходов производства и потребления на почву, размещение опасных отходов в местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Согласно п. 3.7, п. 3.8 СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с
подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-
накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и
ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое
и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон,
керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и
обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями;
допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в
соответствии с техническими условиями;
поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается;
- хранение мелкодисперсных отходов в открытом виде (навалом) на
промплощадках без применения средств пылеподавления не допускается.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий сооружений, строений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, должны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; представлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами и пр. В силу ст. 19 закона «Об отходах производства и потребления» лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном законом порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Согласно ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. В ходе проверки, проведенной прокуратурой, установлено, что на территории пункта приема и отгрузки древесины по адресу: <адрес>, принадлежащего ИП Мезенцеву В. Ф., специальное место для хранения отходов лесопереботки в соответствии с установленными требованиями не оборудовано, имеется только бункер для хранения опилок, земельный участок захламлен отходами лесопереработки. В процессе производственной деятельности предприятия - при
обслуживании двигателя и агрегатов используемого в процессе хозяйственной
деятельности автотранспорта (МАЗ, трактор), а также при уборке территории,
образуются следующие отходы: масла моторные отработанные - 3 класса опасности; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) 4 класса опасности; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные - 2 класса опасности; мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - 4 класса опасности; отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (смет с территории) - 4 класса опасности. Паспорта на указанные виды отходов не разработаны и с Управлением Росприроднадзора по Иркутской области не согласованы, что является нарушением ч.3 ст. 14 ФЗ «Об обходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ). Первичный учет (журнал) движения отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности пункте приема и отгрузки древесины не ведется, что является нарушением п. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ, приказа МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами». Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные, федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок предоставления соответствующей отчетности установлен приказом Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ № 30. В нарушение указанных требований, ИП Мезенцевым В. Ф. отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в уведомительном порядке в территориальный орган Росприроднадзора не представлялась. Таким образом, ИП Мезенцевым В.Ф. допущено нарушение требований ФЗ «Об обходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ, не соблюдены экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления, тем самым ИП Мезенцевым В.Ф. нарушены интересы Российской Федерации, поскольку ответчиком не исполняются требования нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, которые носят императивный характер и обязательны для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами. Кроме того, захламленный отходами лесопереработки земельный участок, на которым расположен пункт приема и отгрузки древесины, создает угрозу возникновения пожара, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 28 ФЗ «Об обходах производства и потребления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре. Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. По положениям ст. 76 ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке. В соответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений подведомственны судам общей юрисдикции. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 22, 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит обязать индивидуального предпринимателя Мезенцева В.Ф. (ОГРН <данные изъяты>) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения законодательства об отходах производства и потребления, а именно: очистить территорию пункта приема и отгрузки древесины по адресу: <адрес>, от отходов лесопереработки; организовать на пункте приема и отгрузки древесины в соответствии с установленными требованиями место для временного хранения отходов производства; разработать и согласовать с Управлением Росприроднадзора по <адрес> паспорта на опасные отходы на следующие виды отходов: масла моторные отработанные - 3 класса опасности; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) - 4 класса опасности; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные - 2 класса опасности;
мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - 4 класса опасности; отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (смет с территории) - 4 класса опасности; обеспечить организацию учета образовавшихся, использованных, обезвреженных и переданных другим лицам отходов по форме, установленной
приказом МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка учета в
области обращения с отходами», а также направление соответствующей
отчетности в территориальные органы Росприроднадзора в соответствии с приказом Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ № 30.
В судебном заседании прокурор Шишкин Ф.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении. Просил суд обязать индивидуального предпринимателя Мезенцева В.Ф. (ОГРН <данные изъяты> течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения законодательства об отходах производства и потребления, а именно: очистить территорию пункта приема и отгрузки древесины по адресу: <адрес>, от отходов лесопереработки; организовать на пункте приема и отгрузки древесины в соответствии с установленными требованиями место для временного хранения отходов производства; разработать и согласовать с Управлением Росприроднадзора по <адрес> паспорта на опасные отходы на следующие виды отходов: масла моторные отработанные - 3 класса опасности; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) - 4 класса опасности; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные - 2 класса опасности; мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - 4 класса опасности; отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (смет с территории) - 4 класса опасности; обеспечить организацию учета образовавшихся, использованных, обезвреженных и переданных другим лицам отходов по форме, установленной приказом МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами», а также направление соответствующей отчетности в территориальные органы Росприроднадзора в соответствии с приказом Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ № 30.
Ответчик - индивидуальный предприниматель Мезенцев В.Ф. в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства об отходах производства и потребления, признал в полном объеме, о чем указано в письменном заявлении, которое приобщено к материалам дела, на что указано в протоколе судебного заседания. Последствия признания иска, предусмотренные ст.ст.39, 173 ГПК РФ ответчику Мезенцеву В.Ф. разъяснены и понятны.
Выслушав помощника прокурора Шишкина Ф.А., ответчика – индивидуального предпринимателя Мезенцева В.Ф., исследовав материалы дела, давая анализ доказательствам по делу в их совокупности, суд находит исковое заявление прокурора <адрес> обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Учитывая, что требование истца основано на законе в силу ст. 39 ГПК РФ, не затрагивает права и интересы третьих лиц, признание представителем ответчика иска судом принимается.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом, без исследования других доказательств по делу.
В силу ст.103 ГПК РФ - издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований (в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ (ч. 2) от 05.08.2000 года № 117-ФЗ в ред. от. 21.04.2011 года).
С ответчика индивидуального предпринимателя Мезенцева В.Ф. в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 10, 11, 19, 14, 18, 28 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 34, 51 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст., 173, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Черемхово в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Мезенцеву В.Ф. о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства об отходах производства и потребления удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Мезенцева В.Ф. (ОГРН <данные изъяты>) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения законодательства об отходах производства и потребления, а именно:
очистить территорию пункта приема и отгрузки древесины по адресу: <адрес>, от отходов лесопереработки;
организовать на пункте приема и отгрузки древесины в соответствии с установленными требованиями место для временного хранения отходов производства;
разработать и согласовать с Управлением Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на опасные отходы на следующие виды отходов: масла моторные отработанные - 3 класса опасности; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) - 4 класса опасности; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные - 2 класса опасности; мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - 4 класса опасности; отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (смет с территории) - 4 класса опасности;
обеспечить организацию учета образовавшихся, использованных,
обезвреженных и переданных другим лицам отходов по форме, установленной
приказом МПР РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении порядка учета в
области обращения с отходами», а также направление соответствующей отчетности в территориальные органы Росприроднадзора в соответствии с
приказом Минприроды от 16.02.2010 № 30.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Мезенцева В.Ф. в доход бюджета муниципального образования «город Свирск» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Черемховский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья Ю.И.Никитин