ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
23 апреля 2013 года
Клинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Иоффе Н.Е.
при секретаре Якуниной Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-318\13 по иску Игнатенко М. Н. к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерациио признании права собственности на квартиру, в порядке приватизации,
Установил
/дата/ 201 КЭЧ района капитану Игнатенко Н.А. с семьёй из двух человек (он, Игнатенко М.Н. - жена, Игнатенко А.Н.-сын) выдан служебный ордер /номер/ на право занятия трёхкомнатной квартиры /номер/ в доме /номер/ по ул. /адрес\.
Как указано в копии финансового лицевого счёта ответственным квартиросъемщиком жилого помещения, квартиры /номер/ в доме /номер/ по /адрес\, является Игнатенко Н.А., /дата\, где он постоянно зарегистрирован с \адрес/; вместе с ним в спорном жилом помещении зарегистрированы с /дата\ два человека: Игнатенко М.Н. (жена), Игнатенко А.Н. (сын).
Первоначально истица обратилась в суд с иском к ответчику, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, уточнив его в порядке ст.39 ГПК РФ, о признании за ней права собственности, в порядке приватизации, на трёхкомнатную квартиру, расположенную по указанному выше адресу, где они проживают семьёй, указав, что квартира предоставлена 201 КЭЧ района МО ПВО по ордеру /номер/ от \дата\ ; истица приняла решение приватизировать занимаемую квартиру, в соответствии с Законом Российской Федерации от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»; при обращении в Департамент ИО МО РФ о заключении договора о бесплатной передаче квартиры в собственность дан ответ, что отсутствуют основания для повторного заселения в занимаемое жилое помещение и что он не стоит в реестре нуждающихся и подлежащих обеспечению жилыми помещениями; на баланс Администрации Клинского муниципального района жилой фонд военного городка Клин-5 не передан.
В судебном заседании представитель истицы иск поддержала по изложенным в нём основаниям, пояснив, что служебная квартира была получена семьёй истицы в \дата\; 201 КЭЧ района выдала служебный ордер; при увольнении в запас в /дата/ году военнослужащего Игнатенко Н.А., отслужившего в Вооруженных Силах РФ 17 лет 09 месяцев, в льготном исчислении 30 лет 09 месяцев, уволенного в связи с организационно-штатными мероприятиями, ему не было предоставлено жилое помещение по договору социального найма или в собственность; статус служебного жилого помещения является препятствием для приватизации занимаемой квартиры истицей; остальные члены её семьи, Игнатенко Н.А. и Игнатенко А.Н. отказались от участия в приватизации квартиры, в пользу истицы.
Судом с согласия представителя истца, произведена замена ненадлежащего ответчика, Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, на надлежащего, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Представитель ответчика ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, в судебное заседание не явился; об уважительности причин неявки суду не сообщил; извещён надлежащим образом; суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, с вынесением с согласия представителя истицы, заочного решения по делу.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, представитель Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, в судебное заседание не явился; суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Судом в качестве третьих лиц привлечены Игнатенко Н.А. и Игнатенко А.Н., представитель которых поддержала исковые требования, заявленные Игнатенко М.Н., указав, что нотариально удостоверенными заявлениями они отказались от приватизации в пользу истицы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истицы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с изменениями от 23 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 28 марта 1998 г., 1 мая 1999 г., 15 мая 2001 г., 20 мая, 26 ноября 2002 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 30 июня 2006 г., 11 июня 2008 г.), граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящих Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и республик всоставе Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность (совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст. 8 того же Закона, в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Признанное в судебном порядке право собственности на указанные жилые помещения подлежит регистрации органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.
Согласно ст. 217 ч. 1 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с п. 2 статьи 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ст. 11 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Исходя из положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения, находящиеся в домах закрытых военных городков, служебные жилые помещения не подлежат приватизации.
Военный городок Клин-5, в котором располагается указанная квартира, исключен из Перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ.
Частью 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии с частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как указано выше, спорная квартира предоставлена 201 КЭЧ района Игнатенко Н.А. с семьёй из двух человек, на основании ордера от 02 октября 2000 года (л.д.9).
/дата/ Игнатенко Н.А. был досрочно уволен с военной службы в запас, по ст. 51 пункт 2 подпункт «а» Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в связи с организационно-штатными мероприятиями, что подтверждено выпиской из приказа главнокомандующего военно-воздушными силами по личному составу \номер/ от /дата/.
Его общая продолжительность военной службы составляет 17 лет 09 месяцев, выслуга в льготном исчислении 30 лет 09 месяцев.
Перед увольнением Игнатенко Н.А. избрал со своей семьёй постоянным местом жительства г. Клин-5 и спорную квартиру.
В связи с этим он не был поставлен в очередь на получение жилья по договору социального найма, т.к. занимаемое его семьёй жилое помещение устраивало по площади и расположению, в связи с чем он мог быть уволен с военной службы сразу, а не ожидать предоставления жилого помещения до момента увольнения.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащий не может быть уволен с военной службы до того момента, пока не будет обеспечен жилым помещением для постоянного проживания по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления жилья, предусмотренными Жилищным кодексом РФ.
Таким образом, спорное жилое помещение фактически утратило статус служебного жилья для временного проживания, с момента согласия Игнатенко Н.А. на увольнение с военной службы в запас и продолжением проживания в этом спорном жилом помещении со своей семьёй, после своего увольнения, в течение более 10 лет.
Со своей стороны, Министерство обороны РФ в лице 201 КЭЧ района обязано было в дальнейшем передать спорное жилое помещение в собственность семье Игнатенко Н.А. по договору передачи.
Однако с момента увольнения с военной службы в /дата/ года и до настоящего времени семья Игнатенко Н.А. проживала в спорном жилом помещении и ожидала от правомочных органов Министерства обороны документов на передачу им в собственность квартиры.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», указанное жилое помещение передается в собственность бесплатно правомочным органом Министерства обороны РФ:
Статья 15, право на жилище:
1. Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации».
Указанные в данной норме закона требования семьей бывшего военнослужащего Игнатенко Н.А. выполнены в полном объёме, в частности:
бывший военнослужащий Игнатенко Н.А. имеет общую продолжительность военной службы 17 лет 09 месяцев, в льготном исчислении - 30 лет 09 месяцев;
он был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями;
спорное жилое помещение находится в федеральной собственности и состоит на балансе Министерства обороны РФ;
спорное жилое помещение было выбрано для постоянного проживания семьи бывшего военнослужащего после увольнения с военной службы;
спорное служебное жилое помещение не подлежит освобождению семьей бывшего военнослужащего при увольнении с военной службы, т.е. право проживания в нем сохраняется.
Решение о передаче спорной квартиры в собственность семье бывшего военнослужащего должен был принять федеральный орган исполнительной власти Министерства обороны РФ.
Таким органом, который ранее выдавал разрешение на приватизацию жилья Министерства обороны, являлась 201 КЭЧ района, она же ранее и выдала ордер на спорную квартиру.
Однако, в соответствии с Приказом Министра обороны РФ № 1871 от 17 декабря 2010 г. «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ», 201 КЭЧ района была реорганизована путем присоединения к федеральному государственному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, которое выполняет функцию по управлению и распоряжению имуществом Министерства обороны, в том числе жилищным фондом Министерства и другим недвижимым имуществом.
Доказательств, подтверждающих, что спорное жилое помещение в установленном законом порядке было включено в число служебных, ответчиком не представлено.
Таким образом, в настоящий момент ФГУ ЦТУИО МО РФ обязан передать спорное жилое помещение в собственность семье бывшего военнослужащего Игнатенко Н.А.
Игнатенко Н.А. письменно, путём направления заказных писем, обращался в Министерство обороны с просьбой о передаче его семье спорного жилого помещения в собственность, однако, положительного ответа не получил.
Таким образом, семья Игнатенко Н.А. имеет право на передачу занимаемого жилого помещения в собственность, поскольку другого жилья на праве собственности или по договору социального найма у них не имеется, в соответствии со справками отдела военного комиссариата (л.д. 19 ).
Все проживающие в спорном жилом помещении согласны на передачу квартиры истице Игнатенко М.Н., о чём имеются нотариально удостоверенные согласия (л.д. 24,25).
Отсутствие договора передачи квартиры в собственность семье Игнатенко Н.А.., а также решения федерального государственного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ об исключении соответствующего жилого помещения из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами военного управления указанных документов.
Таким образом, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, на основании ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда РФ».
Следовательно, истица имеет право на признание спорного жилого помещения её собственностью, в порядке приватизации, в связи с отказом остальных проживающих лиц от приватизации, в её пользу.
Ранее правом на приватизацию жилого помещения истица не пользовалась.
Согласно п. 2 ст. 4 ФЗ РФ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего ФЗ.
На основании вышеприведённых норм закона и с учётом перечисленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что истица вправе приватизировать занимаемую квартиру, в связи с чем, её иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 198, ст. 235-237 ГПК РФ, суд
Решил:
Признать за Игнатенко Мариной Николаевной право собственности на двухкомнатную квартиру \номер/ дома /номер/адрес/ в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, а ответчиком может быть подано заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения копии решения.
Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2013 года.
Судья Клинского горсуда Иоффе Н.Е.