Дело № 2а-1578/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2017 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Н.А. Кашириной,
при секретаре И.В. Ванюковой,
с участием: представителя административного истца Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже Сахарова К.В., действующего на основании доверенности (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.86) и диплома о высшем юридическом образовании (л.д.87),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже к Татьеву М.Х. о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже обратилось в суд с административным иском к Татьеву М.Х. о взыскании пени в размере 6153,82рублей, в том числе: 3299,22 рублей –пени на страховую часть трудовой пенсии; 1893,80рублей – пени на страховую часть трудовой пенсии, 768,33 рублей – пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 192,47 рублей – пени в территориальный фонд обязательного медицинского страхования. В обоснование административного иска административный истец указал, что административный ответчик был зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда РФ с 19.09.2008 года в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов. 20.06.2013года утратил статус индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения. По состоянию на 14.04.2016года у Татьева М.Х. имелась недоимка по страховым взносам за 2010-2013 годыв сумме49838,65рублей. На момент подачи административного искового заявления, вышеуказанная недоимка уплачена частично в сумме 12721,67 рублей. В связи с неуплатой страховых взносов в установленный срок, на неуплаченную сумму страховых взносов начислены пени за период с 26.02.2015года по 14.04.2016года в сумме 6153,82рублей. Для добровольной уплаты задолженности в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате пени от 14.04.2016года (№). Поскольку обязанность по уплате пени административным ответчиком не исполнена, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском (л.д.6).
Административный ответчик Татьев М.Х. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен судом надлежащим образом (л.д.131), о причинах неявки суд не уведомил, заявлений и ходатайств в суд не представил, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Коминтерновского РОСП г. Воронежа УФФСП России по Воронежской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен судом надлежащим образом (л.д.130), о причинах неявки суд не уведомил, заявлений и ходатайств в суд не представил, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело отсутствие представителя заинтересованного лица.
Представитель УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже Сахаров К.В., действующий на основании доверенности (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.86) и диплома о высшем юридическом образовании (л.д.87), в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Суд, выслушав представителя административного истца, изучив материалы административного дела, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.3 ч.3 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлено, что с 19.09.2008 года административный ответчикТатьев М.Х. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже.
20.06.2013года административный ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя, в связи с принятием соответствующего решения (л.д.17-19).
До 01 января 2017г. отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Согласно ст.5 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиесявустановленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (ст.2 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В соответствии с п.1 ст. 18 Федерального закона №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В соответствии с п.1 ст. 14 Федерального закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В соответствии с ч.2 ст. 16 Федерального закона №212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
На основании ч.8 ст.16 Федерального закона №212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В силу ст.25 Федерального закона №212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки на неуплаченную в установленный законодательством срок сумму страховых взносов начисляются пени.
Из вышеприведенных положений Федерального закона следует, что в отличие от недоимки по страховым взносам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому пенсионный орган вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до полного прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.
Судом установлено, что на основании постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже от 29.09.2011 года (№) с Татьева М.Х. взыскана недоимка по страховым взносам за 2010 год в размере 11197,38 рублей, а также пени (л.д.95).
Кроме того, на основании постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже от 02.05.2012 года (№) с Татьева М.Х. взыскана недоимка по страховым взносам за 2011 год в размере 16159,56 рублей, а также пени (л.д.89).
Кроме того, на основании постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже от 04.04.2013 года (№) с Татьева М.Х. взыскана недоимка по страховым взносам за 2012 год в размере 17357,26 рублей, а также пени (л.д.92).
Кроме того, решением мирового судьи судебного участка №6 Коминтерновского района г. Воронежа от 18.02.2014 года с Татьева М.Х. были взысканы страховые взносы за 2013 год в размере 16841,65 рублей, а также пени(л.д.98-99).
Судом также установлено и подтверждается материалами административного дела, что на основании исполнительного документа - постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже от 29.09.2011 года (№)в Коминтерновском РОСП г. Воронежа 12.04.2012 года было возбуждено исполнительное производство (№) о взыскании с Татьева М.Х. взыскана недоимка по страховым взносам за 2010 год в размере 11197,38 рублей, а также пени. Постановлением судебного пристава-исполнителя Коминтерновского РОСП г. Воронежа от 13.11.2013 года исполнительное производство (№) от 12.04.2012 года, окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа (л.д.78).
Таким образом, у административного ответчика по состоянию на 13.11.2013 года, отсутствовала задолженность по страховым взносам за 2010 год, в связи с чем, основания для начисления на указанную сумму задолженности пени за период с 26.02.2015 года по 14.04.2016 года, у административного истца, отсутствовали.
Вместе с тем, материалы административного дела не содержат сведений, подтверждающих уплату административным ответчиком взысканных сумм страховых взносов на основании постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже от 02.05.2012 года (№)2 за 2011 год в размере 16159,56 рублей, а также от 04.04.2013 года (№)2за 2012 год в размере 17357,26 рублей.
Согласно представленной представителем заинтересованного лица – Коминтерновского РОСП г. Воронежа от 19.04.2017 года, на исполнение в Коминтерновский РОСП г. Воронежа постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже от 02.05.2012 года (№), а также от 04.04.2013 года (№) о взыскании с Татьева М.Х. страховых взносов от Управления Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже, не поступали.
Кроме того, на основании решения мирового судьи судебного участка №6 Коминтерновского района г. Воронежа от 18.02.2014 года о взыскании с Татьева М.Х. страховых взносов за 2013 год, УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже 15.07.2014 года был выдан исполнительный лист ВС (№), который предъявлен взыскателем в Коминтерновский РОСП г. Воронежа.
На основании вышеуказанного исполнительного листа, в Коминтерновском РОСП г. Воронежа 09.10.2014 года было возбуждено исполнительное производство (№)-ИП (л.д.109-110).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Коминтерновского РОСП г. Воронежа от 02.11.2016 года исполнительное производство (№)-ИП от 09.10.2014 года, окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа (л.д.116).
Вместе с тем, как следует из вышеуказанного постановления судебного пристава-исполнителя, платежи, в счет погашения задолженности, вносились Татьевым М.Х. в период с 21.07.2016 года по 07.11.2016 года, т.е. гораздо позднее периода, за который административным истцом начислялись пени.
Административным истцом в суд представлен расчет пени на задолженность по страховым взносам за 2011-2013 годы. Согласно расчета, а также установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что по состоянию на 14.04.2016 года у административного ответчика имелась неоплаченная недоимка по страховым взносам только за 2011-2013 годы в общей сумме 49170,26 рублей (л.д.126-127).
В соответствии со ст. 25 Федерального закона №211-ФЗ на неуплаченную в установленный законодательством срок сумму страховых взносов начислены пени за период с 26.02.2015 года по 14.04.2016 года в сумме 6153,82рублей.
Для добровольной уплаты задолженности, административному ответчику было направлено требование от 14.04.2016 года об уплате недоимки по страховым взносам, пени на сумму пени в размере 6153,82 рублей со сроком уплаты – до 12.05.2016 года, однако задолженность Татьевым М.Х. не была уплачена.
В соответствии с ч.1 ст.21 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с иском о взыскании страховых взносов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч.2 ст.21 ФЗ).
Согласно ч.3 ст.21 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗрассмотрение дел о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Заявление о взыскании может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство органа контроля за уплатой страховых взносов о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения требования о взыскании страховых взносов (часть 3 в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 358-ФЗ).
Как указывалось ранее, в направленном административному ответчику требовании от 14.04.2016 года (№) об уплате недоимки по страховым взносам, пени на сумму пени в размере 6153,82 рублей, был установлен срок уплаты – до 12.05.2016 года.
Судом установлено, что административный истец, в установленный законом шестимесячный срок, а именно 06.11.2016 года, обратился к мировому судье судебного участка №6 Коминтерновского района г. Воронежа с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Татьева М.Х. пени за спорный период, что подтверждается реестром почтовых отправлений, а также оттиском штемпеля Почты России (л.д.23, 24).
18.11.2016 года, мировым судьей судебного участка №6 Коминтерновского района г. Воронежа был вынесен судебный приказ №2а-1107/6-16 о взыскании с Татьева М.Х. в пользу УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже пени в сумме 6153,82 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка №6 Коминтерновского района г. Воронежа от 25.11.2016 года, вышеуказанный судебный приказ, отменен (л.д.26).
В соответствии с ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Судом также установлено, что срок обращения в суд с заявленными требованиями административным истцом не пропущен, так как с настоящим административным иском административный истец обратился в Коминтерновский районный суд г. Воронежа 30.12.2016 года (л.д.6).
Таким образом, в настоящее время, задолженность по пени за период с 26.02.2015 года по 14.04.2016 года,составляет 6054,39 рублей, в том числе: пени на страховую часть трудовой пенсии - 5193,02 рублей, пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 733,05 рублей, 128,32 рублей – пени в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, что подтверждается соответствующим расчетом (л.д.11), который проверен судом, является верным.
Согласно ч.4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно реестру поступления платежей от страхователя за период с 01.01.2016 года по 22.12.2016 года, задолженность по пени административным ответчиком не погашена (л.д.16). Доказательств уплаты пени административным ответчиком в суд не представлено.
На основании вышеизложенного, административные исковые требования Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о взыскании с ответчика пени, подлежат удовлетворению.
Как следует из Письма ФНС России от 01.12.2016 года N (№) согласно положениям Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон), начиная с 1 января 2017 года, на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.
В соответствии с Законом налоговые органы будут осуществлять администрирование страховых взносов за период до 01.01.2017, установленных Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", так и страховых взносов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела административный ответчик Татьев М.Х. является инвалидом Iгруппы (л.д. 49).
Согласно п.2 ч.2 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:истцы (административные истцы) - инвалиды I или II группы.
Согласно п.1 ст.107 КАС РФ от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела, освобождаются:административные истцы, административные ответчики, являющиеся инвалидами I и II групп;
На основании изложенного, суд считает возможным освободить Татьева М.Х. от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже к Татьеву М.Х. о взыскании пени, удовлетворить частично.
Взыскать сТатьева М.Х., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <адрес>, в доход бюджета пени в размере 6054,39 рублей, в том числе: 5193,02 - пени на страховую часть трудовой пенсии, 733,05 рублей - пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 128,32 рублей – пени в территориальных фонд обязательного медицинского страхования.
В остальной части заявленных требований, административному истцу – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Судья: Н.А. Каширина
Решение принято в окончательной форме 16.05.2017 года.
Дело № 2а-1578/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2017 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Н.А. Кашириной,
при секретаре И.В. Ванюковой,
с участием: представителя административного истца Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже Сахарова К.В., действующего на основании доверенности (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.86) и диплома о высшем юридическом образовании (л.д.87),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже к Татьеву М.Х. о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже обратилось в суд с административным иском к Татьеву М.Х. о взыскании пени в размере 6153,82рублей, в том числе: 3299,22 рублей –пени на страховую часть трудовой пенсии; 1893,80рублей – пени на страховую часть трудовой пенсии, 768,33 рублей – пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 192,47 рублей – пени в территориальный фонд обязательного медицинского страхования. В обоснование административного иска административный истец указал, что административный ответчик был зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда РФ с 19.09.2008 года в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов. 20.06.2013года утратил статус индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения. По состоянию на 14.04.2016года у Татьева М.Х. имелась недоимка по страховым взносам за 2010-2013 годыв сумме49838,65рублей. На момент подачи административного искового заявления, вышеуказанная недоимка уплачена частично в сумме 12721,67 рублей. В связи с неуплатой страховых взносов в установленный срок, на неуплаченную сумму страховых взносов начислены пени за период с 26.02.2015года по 14.04.2016года в сумме 6153,82рублей. Для добровольной уплаты задолженности в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате пени от 14.04.2016года (№). Поскольку обязанность по уплате пени административным ответчиком не исполнена, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском (л.д.6).
Административный ответчик Татьев М.Х. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен судом надлежащим образом (л.д.131), о причинах неявки суд не уведомил, заявлений и ходатайств в суд не представил, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Коминтерновского РОСП г. Воронежа УФФСП России по Воронежской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен судом надлежащим образом (л.д.130), о причинах неявки суд не уведомил, заявлений и ходатайств в суд не представил, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело отсутствие представителя заинтересованного лица.
Представитель УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже Сахаров К.В., действующий на основании доверенности (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.86) и диплома о высшем юридическом образовании (л.д.87), в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Суд, выслушав представителя административного истца, изучив материалы административного дела, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.3 ч.3 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлено, что с 19.09.2008 года административный ответчикТатьев М.Х. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже.
20.06.2013года административный ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя, в связи с принятием соответствующего решения (л.д.17-19).
До 01 января 2017г. отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Согласно ст.5 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиесявустановленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (ст.2 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В соответствии с п.1 ст. 18 Федерального закона №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В соответствии с п.1 ст. 14 Федерального закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В соответствии с ч.2 ст. 16 Федерального закона №212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
На основании ч.8 ст.16 Федерального закона №212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В силу ст.25 Федерального закона №212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки на неуплаченную в установленный законодательством срок сумму страховых взносов начисляются пени.
Из вышеприведенных положений Федерального закона следует, что в отличие от недоимки по страховым взносам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому пенсионный орган вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до полного прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.
Судом установлено, что на основании постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже от 29.09.2011 года (№) с Татьева М.Х. взыскана недоимка по страховым взносам за 2010 год в размере 11197,38 рублей, а также пени (л.д.95).
Кроме того, на основании постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже от 02.05.2012 года (№) с Татьева М.Х. взыскана недоимка по страховым взносам за 2011 год в размере 16159,56 рублей, а также пени (л.д.89).
Кроме того, на основании постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже от 04.04.2013 года (№) с Татьева М.Х. взыскана недоимка по страховым взносам за 2012 год в размере 17357,26 рублей, а также пени (л.д.92).
Кроме того, решением мирового судьи судебного участка №6 Коминтерновского района г. Воронежа от 18.02.2014 года с Татьева М.Х. были взысканы страховые взносы за 2013 год в размере 16841,65 рублей, а также пени(л.д.98-99).
Судом также установлено и подтверждается материалами административного дела, что на основании исполнительного документа - постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже от 29.09.2011 года (№)в Коминтерновском РОСП г. Воронежа 12.04.2012 года было возбуждено исполнительное производство (№) о взыскании с Татьева М.Х. взыскана недоимка по страховым взносам за 2010 год в размере 11197,38 рублей, а также пени. Постановлением судебного пристава-исполнителя Коминтерновского РОСП г. Воронежа от 13.11.2013 года исполнительное производство (№) от 12.04.2012 года, окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа (л.д.78).
Таким образом, у административного ответчика по состоянию на 13.11.2013 года, отсутствовала задолженность по страховым взносам за 2010 год, в связи с чем, основания для начисления на указанную сумму задолженности пени за период с 26.02.2015 года по 14.04.2016 года, у административного истца, отсутствовали.
Вместе с тем, материалы административного дела не содержат сведений, подтверждающих уплату административным ответчиком взысканных сумм страховых взносов на основании постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже от 02.05.2012 года (№)2 за 2011 год в размере 16159,56 рублей, а также от 04.04.2013 года (№)2за 2012 год в размере 17357,26 рублей.
Согласно представленной представителем заинтересованного лица – Коминтерновского РОСП г. Воронежа от 19.04.2017 года, на исполнение в Коминтерновский РОСП г. Воронежа постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже от 02.05.2012 года (№), а также от 04.04.2013 года (№) о взыскании с Татьева М.Х. страховых взносов от Управления Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже, не поступали.
Кроме того, на основании решения мирового судьи судебного участка №6 Коминтерновского района г. Воронежа от 18.02.2014 года о взыскании с Татьева М.Х. страховых взносов за 2013 год, УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже 15.07.2014 года был выдан исполнительный лист ВС (№), который предъявлен взыскателем в Коминтерновский РОСП г. Воронежа.
На основании вышеуказанного исполнительного листа, в Коминтерновском РОСП г. Воронежа 09.10.2014 года было возбуждено исполнительное производство (№)-ИП (л.д.109-110).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Коминтерновского РОСП г. Воронежа от 02.11.2016 года исполнительное производство (№)-ИП от 09.10.2014 года, окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа (л.д.116).
Вместе с тем, как следует из вышеуказанного постановления судебного пристава-исполнителя, платежи, в счет погашения задолженности, вносились Татьевым М.Х. в период с 21.07.2016 года по 07.11.2016 года, т.е. гораздо позднее периода, за который административным истцом начислялись пени.
Административным истцом в суд представлен расчет пени на задолженность по страховым взносам за 2011-2013 годы. Согласно расчета, а также установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что по состоянию на 14.04.2016 года у административного ответчика имелась неоплаченная недоимка по страховым взносам только за 2011-2013 годы в общей сумме 49170,26 рублей (л.д.126-127).
В соответствии со ст. 25 Федерального закона №211-ФЗ на неуплаченную в установленный законодательством срок сумму страховых взносов начислены пени за период с 26.02.2015 года по 14.04.2016 года в сумме 6153,82рублей.
Для добровольной уплаты задолженности, административному ответчику было направлено требование от 14.04.2016 года об уплате недоимки по страховым взносам, пени на сумму пени в размере 6153,82 рублей со сроком уплаты – до 12.05.2016 года, однако задолженность Татьевым М.Х. не была уплачена.
В соответствии с ч.1 ст.21 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с иском о взыскании страховых взносов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч.2 ст.21 ФЗ).
Согласно ч.3 ст.21 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗрассмотрение дел о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Заявление о взыскании может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство органа контроля за уплатой страховых взносов о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения требования о взыскании страховых взносов (часть 3 в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 358-ФЗ).
Как указывалось ранее, в направленном административному ответчику требовании от 14.04.2016 года (№) об уплате недоимки по страховым взносам, пени на сумму пени в размере 6153,82 рублей, был установлен срок уплаты – до 12.05.2016 года.
Судом установлено, что административный истец, в установленный законом шестимесячный срок, а именно 06.11.2016 года, обратился к мировому судье судебного участка №6 Коминтерновского района г. Воронежа с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Татьева М.Х. пени за спорный период, что подтверждается реестром почтовых отправлений, а также оттиском штемпеля Почты России (л.д.23, 24).
18.11.2016 года, мировым судьей судебного участка №6 Коминтерновского района г. Воронежа был вынесен судебный приказ №2а-1107/6-16 о взыскании с Татьева М.Х. в пользу УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже пени в сумме 6153,82 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка №6 Коминтерновского района г. Воронежа от 25.11.2016 года, вышеуказанный судебный приказ, отменен (л.д.26).
В соответствии с ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Судом также установлено, что срок обращения в суд с заявленными требованиями административным истцом не пропущен, так как с настоящим административным иском административный истец обратился в Коминтерновский районный суд г. Воронежа 30.12.2016 года (л.д.6).
Таким образом, в настоящее время, задолженность по пени за период с 26.02.2015 года по 14.04.2016 года,составляет 6054,39 рублей, в том числе: пени на страховую часть трудовой пенсии - 5193,02 рублей, пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 733,05 рублей, 128,32 рублей – пени в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, что подтверждается соответствующим расчетом (л.д.11), который проверен судом, является верным.
Согласно ч.4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно реестру поступления платежей от страхователя за период с 01.01.2016 года по 22.12.2016 года, задолженность по пени административным ответчиком не погашена (л.д.16). Доказательств уплаты пени административным ответчиком в суд не представлено.
На основании вышеизложенного, административные исковые требования Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о взыскании с ответчика пени, подлежат удовлетворению.
Как следует из Письма ФНС России от 01.12.2016 года N (№) согласно положениям Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон), начиная с 1 января 2017 года, на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.
В соответствии с Законом налоговые органы будут осуществлять администрирование страховых взносов за период до 01.01.2017, установленных Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", так и страховых взносов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела административный ответчик Татьев М.Х. является инвалидом Iгруппы (л.д. 49).
Согласно п.2 ч.2 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:истцы (административные истцы) - инвалиды I или II группы.
Согласно п.1 ст.107 КАС РФ от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела, освобождаются:административные истцы, административные ответчики, являющиеся инвалидами I и II групп;
На основании изложенного, суд считает возможным освободить Татьева М.Х. от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже к Татьеву М.Х. о взыскании пени, удовлетворить частично.
Взыскать сТатьева М.Х., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <адрес>, в доход бюджета пени в размере 6054,39 рублей, в том числе: 5193,02 - пени на страховую часть трудовой пенсии, 733,05 рублей - пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 128,32 рублей – пени в территориальных фонд обязательного медицинского страхования.
В остальной части заявленных требований, административному истцу – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Судья: Н.А. Каширина
Решение принято в окончательной форме 16.05.2017 года.