Решение по делу № 2-816/2013 ~ M871/2013 от 26.08.2013

Дело № 2-816/13    

                 РЕШЕНИЕ

            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                    

    27 августа 2013 года                        г. Черняховск

     Черняховский городской суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи     Лялякиной Ж.Ю., с участием прокурора Беляковой О.В., при секретаре Глушцовой К.В.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фаградяна В.Д. о признании незаконным решения Черняховской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты,

УСТАНОВИЛ:

Фаградян В.Д. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение Черняховской территориальной избирательной комиссии от 02 августа 2013 года № об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Каменское сельское поселение» Черняховского муниципального района Калининградской области». Обязать Черняховскую ТИК зарегистрировать его кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Каменское сельское поселение» по одномандатному избирательному округу № 4.

В обоснование заявленных требований Фаградян В.Д. указал, что 24 июля 2013 г. в Черняховскую ТИК им были представлены документы для регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов МО «Каменское сельское поселение» по одномандатному избирательному округу № 4. 02 августа 2013г. он получил решение ТИК об отказе в регистрации в соответствии с пп.2, 4 п.2 ст.79 Закона «О муниципальных выборах в Калининградской области», так как указан неполный адрес места жительства в документе, подтверждающем согласование выдвижения кандидата с вышестоящими органами политической партии. В представленных в ТИК документах были указаны все требуемые данные: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства и месте пребывания, а также номер и название избирательного округа, по которому он выдвигается. Отсутствие указания на «Черняховский район» не является основанием для отказа в регистрации.

В судебном заседании Фаградян В.Д. и его представитель адвокат Порфирьев Ю.С. поддержали заявленные требования.

Представитель политической партии Сагитов Д.А., действующий на основании доверенности, требования Фаградяна В.Д. поддержал, пояснив, что Советом местного отделения партии не допущено нарушений процедуры по выдвижению кандидатов в депутаты. В соответствии с п.2 ст.49 Устава Совет местного отделения партии уполномочен выдвигать кандидатов в депутаты по предварительному согласованию с Советом или Бюро Совета регионального отделения на выборы в депутаты представительные органы местного самоуправления. По результатам тайного голосования было принято решение о выдвижении кандидатов, выписка из протокола заседания Совета была предоставлена в ТИК.

Представители Черняховской ТИК, органа местного самоуправления надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.

В соответствии со ст.260.1 ГПК РФ неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.

Заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, считавшего заявление Фаградяна В.Д. подлежащим удовлетворению, исследовав в совокупности все письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ч.3 ст. 3 Конституции Российской Федерации, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. В силу ч.2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.     

Согласно статьи 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пункта «b» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, каждый гражданин должен иметь без какой либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии, при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, руководящим органом структурного подразделения политической партии.

Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий),

Аналогичные положения содержатся в Законе Калининградской области от 18.03.2008 г. № 231 "О муниципальных выборах в Калининградской области".

Решением Черняховской территориальной избирательной комиссии от 14.06.2013 года № 94\550-2 на 08 сентября 2013 года назначены досрочные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Каменское сельское поселение» второго созыва.

Из материалов дела следует, что 24 июля 2013 года в Черняховскую территориальную избирательную комиссию (с полномочиями окружных избирательных комиссий муниципальных образований) Фаградяном В.Д. подано заявление о согласии баллотироваться.

Фаградян В.Д. был выдвинут в качестве кандидата в депутаты по решению Совета местного отделения политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» по согласованию с Советом регионального отделения политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Калининградской области.

Решением Черняховской ТИК от 02 августа 2013 года Фаградяну В.Д. отказано в регистрации кандидатом в депутаты на основании п.п.2, 4 п.2 ст.79 Закона Калининградской области от 18.03.2008 г. № 231 «О муниципальных выборах в Калининградской области».

В соответствии п.п. 2, 4 п.2 ст. 79 Закона Калининградской области от 18.03.2008 г. № 231 основанием отказа в регистрации для кандидатов, выдвинутых политической партией, является: несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Закона.

Указанная норма Закона субъекта Российской Федерации, приведенная в качестве основания оспариваемого решения, аналогична норме Федерального закона (п. 24 ст.38).

В соответствии с подпунктом "б" п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".

В силу статьи 21 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.

Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

В силу части 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Судом установлено, что 10 июля 2013 года Совет регионального отделения политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Калининградской области принял решение № 81 о согласовании кандидатуры Фаградяна В.Д. для выдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов МО «Каменское сельское поселение» по одномандатному избирательному округу № 4.

Совет местного отделения политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Черняховском муниципальном районе Калининградской области 18 июля 2013 года принял решение тайным голосованием о выдвижении Фаградяна В.Д. кандидатом в депутаты Совета депутатов МО «Каменское сельское поселение» по одномандатному избирательному округу № 4.

В соответствии с п. 9 ст.1 Устава Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» структуру Партии образуют ее структурные подразделения – региональные, местные и первичные отделения Партии.

Частью 1 статьи 42 Устава - местное отделение Партии является структурным подразделением Партии, созданное и осуществляющее свою деятельность, как правило, на территории одного или нескольких районов, городов, иных населенных пунктов и (или) их части (частей) одного субъекта Российской Федерации, границы которой определены решением Президиума или Бюро Президиума Центрального Совета, Совета или Бюро Совета регионального отделения, в пределах территории деятельности одного регионального отделения.

В соответствии с частью 4 статьи 42 Устава Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» местные отделения на территории своей деятельности участвуют в выборах в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах, в том числе выдвигают кандидатов на должности глав и на иные выборные должности муниципальных образований, кандидатов и (или) списки кандидатов в депутаты (члены) представительных органов муниципальных образований. В случае отсутствия на территории муниципального образования местного отделения, либо в случае, если на территории муниципального образования созданы и действуют более одного местного отделения, в указанных в настоящей части Устава выборах участвует действующее на территории данного муниципального образования региональное отделение или Партия.

В соответствии с п.5 статьи 48 Устава Партии Совет местного отделения вправе решать любые вопросы деятельности местного отделения, не отнесенные настоящим Уставом к компетенции Конференции (общего собрания) местного отделения, к компетенции Председателя Совета местного отделения или руководящих и иных органов и должностных лиц Партии и ее регионального отделения, в состав которого входит местное отделение.

В соответствии со ст. 49 п.2 п.п. 15 Устава Партии Совет местного отделения при осуществлении прав, связанных с проведением выборов и референдумов выдвигает по предварительному согласованию с Советом или Бюро Совета регионального отделения тайным голосованием кандидатов и (или) список кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований.

Поскольку федеральным и региональным законодательством предусмотрена возможность выдвижения кандидатов (списков в кандидаты) в депутаты иным органом, предусмотренным уставом политической партии, а Уставом Политической партии "Справедливая Россия" в качестве органа предусмотрен Совет местного отделения партии, данный орган обладает соответствующими полномочиями по выдвижению кандидатов (списка кандидатов) в депутаты.

Приняв во внимание данные обстоятельства, проанализировав положения Устава и учитывая, что Федеральный закон "О политических партиях" не содержит положений об ограничении полномочий органов партии при решении вопроса о выдвижении кандидатов в депутаты, а в соответствии с Уставом Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» выдвижение кандидатов в депутаты не является исключительной компетенцией Конференции местного отделения ПП, суд пришел к выводу о том, что Совет местного отделения партии, обладает соответствующими полномочиями по выдвижению кандидатов в депутаты по предварительному согласованию с Советом регионального отделения политической партии.

Из представленной выписки из протокола заседания Совета местного отделения Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» от 18 июля 2013 года усматривается, что вопросы выдвижения кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Каменское сельское поселение», были разрешены в соответствии с требованиями Устава Партии ( п.49 ч.2). Выписка из протокола заседания Совета подтверждает, что по данному вопросу принималось решение тайным голосованием. То обстоятельство, что в ТИК была предоставлена выписка из протокола заседания, не является основаниям для отказа в регистрации кандидатом в депутаты.

Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдении требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, а также в иные документы, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

По смыслу приведенной нормы, соответствующая избирательная комиссия назначает день заседания комиссии по вопросу о регистрации кандидата и извещает кандидата о выявлении неполноты сведений или несоблюдения требований к оформлению документов и о дне и времени заседания комиссии.

В пункте 3 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 марта 2007 г. N 203/1272-4 "О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закреплено, что в извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.

Между тем, в судебном заседании установлено, что это требование Федерального закона Черняховской ТИК не выполнено, комиссия в установленном Законом порядке не известила кандидата о несоблюдении требований к оформлению партийных документов.

Территориальная избирательная комиссия не указала кандидату, какие конкретно сведения о кандидатах отсутствуют или неправильно оформлены в партийных документах, в чем конкретно состоит нарушение требований федерального или иного закона при оформлении партийных документов, и в какой конкретно срок необходимо устранить выявленные недостатки.

При таком положении, суд пришел к выводу, что решения Территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации Фаградяна В.Д. является незаконным, принято без достаточных правовых оснований, а также в связи с неправильной оценкой представленных документов.

Как установил суд, Фаградян В.Д. был выдвинут кандидатом от избирательного объединения местного отделения Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Черняховском муниципальном районе Калининградской области. В партийных документах в сведениях о месте жительства кандидата отсутствует наименование «Черняховский район».

В соответствии с п.п. 5 ст.2 Федерального закона, адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Вместе с тем в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что адрес места жительства, который должен быть указан может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.

Кроме того, согласно п.п. 77,78 постановления Правительства Калининградской области от 30.08.2011 г. № 640 «Об утверждении реестра объектов административно-территориального деления Калининградской области», город Черняховск является административным центром Черняховского административного района и городом районного значения. И поскольку наименование города совпадает с наименованием района субъекта Российской Федерации, то отсутствие в партийных документах наименования района в адресе места жительства кандидата не препятствует однозначному восприятию указанных сведений, исключая их иное толкование, а поэтому не может являться основанием считать данные документы не представленными.

Кандидатом в последующем были представлены в ТИК партийные документы с уточненными (полными сведениями) о месте жительства кандидата с аналогичными датами и номерами по сравнению с первоначально представленными документами. Данные обстоятельства не имеют существенного правового значения, так как документы были представлены кандидатом по собственному усмотрению.

Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснил, что в случае отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов (пункт 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) суд вправе возложить на комиссию обязанность зарегистрировать кандидата.

С учетом изложенных обстоятельств, суд считает необходимым решение Черняховской ТИК от 02 августа 2013 года об отказе Фаградяну В.Д. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Каменское сельское поселение» признать незаконным и обязать Черняховскую территориальную избирательную комиссию зарегистрировать Фаградяна В.Д. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Каменское сельское поселение» по одномандатному избирательному округу № 4.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Фаградяна ФИО9 удовлетворить.

    Признать решение Черняховской территориальной избирательной комиссии от 02 августа 2013 года «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Каменское сельское поселение» Черняховского муниципального района Калининградской области Фаградяна В.Д.» незаконным и отменить.

Обязать Черняховскую территориальную избирательную комиссию зарегистрировать Фаградяна ФИО10 кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Каменское сельское поселение» Черняховского муниципального района Калининградской области по одномандатному избирательному округу № 4.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Черняховский городской суд в течение 5 суток со дня принятия решения.

Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2013 года.

    

Судья Черняховского городского суда         Ж.Ю.Лялякина

2-816/2013 ~ M871/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Белякова О.В.
Фаградян Ваган Дагарович
Другие
Администрация МО "Каменское сельское поселение"
Черняховская территориальная избирательная комиссия
МОПП "Справедливая Россия"
Суд
Черняховский городской суд Калининградской области
Судья
Лялякина Ж.Ю.
Дело на сайте суда
cherniahovsky--kln.sudrf.ru
26.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.08.2013Передача материалов судье
26.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.08.2013Судебное заседание
27.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2013Дело оформлено
04.09.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее