Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4440/2017 ~ М-4013/2017 от 12.09.2017

Дело №2-4440/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 ноября 2017 года суд Центрального района города Воронежа, в составе:

председательствующего судьи: Багрянской В.Ю.,

при секретаре Шестаковой М.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Касумова Расима Асим Оглы к Администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, взамен аварийного по договору социального найма,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:

Истец обратился с настоящим иском в суд, указывая, что занимает на условиях социального найма квартиру по адресу: <адрес>, в данной квартире также проживают члены семьи истца – третьи лица по делу. Многоквартирный <адрес> был признан в установленном законом порядке аварийным и непригодным для проживания. Администрация никаких действий по переселению истца и членов его семьи не осуществляет. Квартира не пригодна для проживания, создает угрозу жизни и здоровью истца и членов его семьи, в связи с чем, истец просит обязать ответчика предоставить истцу вне очереди отдельное благоустроенное равнозначное по площади жилье в границах городского округа г. Воронеж по договору социального найма.

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом..

Представитель истца по ордеру Середа М.Ю. привел правовое обоснование заявленных требований.

Представитель ответчика Администрации городского округа город Воронеж, действующая на основании доверенности Долниковская Н.В., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просит суд в их удовлетворении отказать, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.

Третьи лица в судебное заседание также не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель третьих лиц и истца по доверенности Насыров В.М. также поддержал требования.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, истец является нанимателем <адрес> (л.д.9-10).

На основании заключения ГМВК от № от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Администрации городского округа г. Воронеж № от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 37-40). Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).

Порядок признания граждан малоимущими, установлен Законом Воронежской области от 30.11.2005 N 72-ОЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в Воронежской области». В силу ст. 2 указанного Закона, орган местного самоуправления принимает решение о признании граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, в соответствии с положениями статьи 1 настоящего Закона Воронежской области не позднее тридцати рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о признании малоимущим. Решение принимается сроком на пять лет.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых, уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В силу ст. 2 Закона Воронежской области от 30.11.2015 N 166-ОЗ (ред. от 02.06.2017) "О порядке учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в Воронежской области", учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий учет) на основании представленных данными гражданами заявлений о принятии на учет и документов, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Закона Воронежской области, в орган, осуществляющий учет, по месту их жительства или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр).

Поскольку до 1 января 2005 г. (введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) истец и члены его семьи не состояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является установление судом объективной нуждаемости семьи Касымова, состоящей из трех человек, в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.

Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого данными гражданами на условиях социального найма, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.

Доказательств своей нуждаемости в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, истец не представил. Представители истца пояснили, что истец и члены его семьи на учет в качестве нуждающихся не принимались и малоимущими в установленном законом порядке не признавались. При этом, представителями истца не отрицалось, что истец никогда не обращался с такими заявлениями в уполномоченные органы.

В силу ст. 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Судебные органы не вправе подменять собой органы государственной исполнительной власти, в полномочия которых входит решение вопросов о признании граждан малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца, что не препятствует истцу в реализации его жилищных прав в установленном законом порядке.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

СЂ Рµ С€ Рё Р» :

Исковые требования Касумова Расима Асим Оглы к Администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, взамен аварийного по договору социального найма оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Багрянская В.Ю.

Решение в окончательной форме принято 09 ноября 2017 года.

Дело №2-4440/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 ноября 2017 года суд Центрального района города Воронежа, в составе:

председательствующего судьи: Багрянской В.Ю.,

при секретаре Шестаковой М.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Касумова Расима Асим Оглы к Администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, взамен аварийного по договору социального найма,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:

Истец обратился с настоящим иском в суд, указывая, что занимает на условиях социального найма квартиру по адресу: <адрес>, в данной квартире также проживают члены семьи истца – третьи лица по делу. Многоквартирный <адрес> был признан в установленном законом порядке аварийным и непригодным для проживания. Администрация никаких действий по переселению истца и членов его семьи не осуществляет. Квартира не пригодна для проживания, создает угрозу жизни и здоровью истца и членов его семьи, в связи с чем, истец просит обязать ответчика предоставить истцу вне очереди отдельное благоустроенное равнозначное по площади жилье в границах городского округа г. Воронеж по договору социального найма.

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом..

Представитель истца по ордеру Середа М.Ю. привел правовое обоснование заявленных требований.

Представитель ответчика Администрации городского округа город Воронеж, действующая на основании доверенности Долниковская Н.В., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просит суд в их удовлетворении отказать, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.

Третьи лица в судебное заседание также не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель третьих лиц и истца по доверенности Насыров В.М. также поддержал требования.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, истец является нанимателем <адрес> (л.д.9-10).

На основании заключения ГМВК от № от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Администрации городского округа г. Воронеж № от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 37-40). Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).

Порядок признания граждан малоимущими, установлен Законом Воронежской области от 30.11.2005 N 72-ОЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в Воронежской области». В силу ст. 2 указанного Закона, орган местного самоуправления принимает решение о признании граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, в соответствии с положениями статьи 1 настоящего Закона Воронежской области не позднее тридцати рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о признании малоимущим. Решение принимается сроком на пять лет.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых, уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В силу ст. 2 Закона Воронежской области от 30.11.2015 N 166-ОЗ (ред. от 02.06.2017) "О порядке учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в Воронежской области", учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий учет) на основании представленных данными гражданами заявлений о принятии на учет и документов, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Закона Воронежской области, в орган, осуществляющий учет, по месту их жительства или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр).

Поскольку до 1 января 2005 г. (введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) истец и члены его семьи не состояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является установление судом объективной нуждаемости семьи Касымова, состоящей из трех человек, в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.

Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого данными гражданами на условиях социального найма, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.

Доказательств своей нуждаемости в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, истец не представил. Представители истца пояснили, что истец и члены его семьи на учет в качестве нуждающихся не принимались и малоимущими в установленном законом порядке не признавались. При этом, представителями истца не отрицалось, что истец никогда не обращался с такими заявлениями в уполномоченные органы.

В силу ст. 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Судебные органы не вправе подменять собой органы государственной исполнительной власти, в полномочия которых входит решение вопросов о признании граждан малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца, что не препятствует истцу в реализации его жилищных прав в установленном законом порядке.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

СЂ Рµ С€ Рё Р» :

Исковые требования Касумова Расима Асим Оглы к Администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, взамен аварийного по договору социального найма оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Багрянская В.Ю.

Решение в окончательной форме принято 09 ноября 2017 года.

1версия для печати

2-4440/2017 ~ М-4013/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Касумов Расим Асим оглы
Ответчики
Администрация городского округа город Воронеж
Другие
Касумова Людмила Расимовна
Насыров Васил Минигазизович
Касумов Руслан Расимович
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Багрянская Виктория Юрьевна
Дело на сайте суда
centralny--vrn.sudrf.ru
12.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2017Передача материалов судье
13.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.10.2017Предварительное судебное заседание
07.11.2017Судебное заседание
09.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2017Дело оформлено
07.02.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее