№ 2-857/2021
УИД 24RS0031-01-2021-001268-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2021 года пгт.Курагино
Курагинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Никитиной И.А.,
при секретаре Поспеловой О.В.,
с участием ст.помощника прокурора Курагинского района Красноярского края Великих Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курагинского района в интересах Бирюковой Александры Раисовны к администрации Курагинского района о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Курагинского района обратился в суд в интересах Бирюковой А.Р. с иском к администрации Курагинского района о возложении обязанности предоставить жилое помещение (с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ), мотивируя тем, что Бирюкова Александра Раисовна (фамилия Гумарова А.Р. изменена в связи со вступлением в брак ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку отец ФИО5 – решением Курагинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав, мать - ФИО6 умерла. Решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам Министерство образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Бирюкова А.Р. внесена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В настоящее время Бирюкова А.Р. вынуждена проживать в жилом помещении, принадлежащем иным лицам. Указанное жилое помещение за ней на праве собственности не закреплено, иное жилое помещение ей не предоставлено, желает жить на территории Курагинского района, так как родилась на его территории и имеет здесь социальные связи. Просит возложить обязанность на администрацию Курагинского района предоставить Бирюковой А.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет площадью не менее 33 квадратных метров, с допусками, установленными ч. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» по месту ее жительства в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель прокуратуры Курагинского района Красноярского края исковые требования поддержал в полном объеме, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении, уточнил место жительства Бирюковой А.Р.-Курагинский район.
Истец Бирюкова А.Р. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени, месте и дате судебного заседания, заявлений о рассмотрении дела в свое отсутствие не направляла.
Представитель администрации Курагинского района в суд не явился, извещен надлежащим образом о времени, месте и дате судебного заседания, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил отказать в удовлетворении иска, сослались на то, что в соответствии с нормами действующего законодательства, обеспечение детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей является обязанностью органа исполнительной власти субъекта Красноярского края, приобретение квартир по судебным решениям осуществляется исключительно путем целевого финансирования уполномоченным органом исполнительной власти края конкретному взыскателю, также сослались на то, что решение суда может быть исполнено в течении одного финансового года. (л.д. 41-42).
Третье лицо - представитель Министерства образования и науки Красноярского края в суд не явился, извещен надлежащим образом о времени, месте и дате судебного заседания.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, установив имеющие значение по делу обстоятельства, проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
В силу пп. 24 п. 2 ст. 26.3 вышеуказанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 8 вышеуказанного Закона установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3.22. Постановления Правительства Красноярского края от 14.08.2008 г. № 42-п, обязанность по обеспечению детей, находящихся под опекой, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью возложена на Министерство образования и науки Красноярского края.
Согласно действующей редакции статьи Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ч. 24 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления). С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом установлено, что Бирюкова А.Р. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как отец ФИО5 решением Курагинского районного суда <адрес> ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав (л.д.13-16), мать ФИО6 умерла (л.д. 17).
ДД.ММ.ГГГГ Гумарова (ФИО1) А.Р., как лицо, оставшееся без попечения родителей, поставлена на учет в Министерстве образования и науки Красноярского края на предоставление жилого помещения на территории Курагинского района (л.д. 19).
За истцом какое-либо жилье не закреплялось, до настоящего времени постоянного места жительства и жилья в собственности либо пользовании она не имеет, в приватизации жилья не участвовала, жилая площадь по договору социального найма ей не предоставлялась, какой-либо недвижимости за ней, ее родителями не значится. (л.д.22-31)
Указанные обстоятельства в соответствии со ст.56 ГПК РФ ответчиком не опровергнуты и не оспариваются.
С учетом изложенного, в силу требований Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также закона Красноярского края «О защите прав ребенка», суд приходит к выводу о том, что Бирюкова А.Р. имеет право на социальную поддержку со стороны государства в виде обеспечения жилым помещением, однако таковым в нарушение изложенным норм до настоящего времени не обеспечена.
При таких обстоятельствах, требования прокурора подлежат удовлетворению, а обязанность по обеспечению жилым помещением Бирюковой А.Р. подлежит возложению на администрацию Курагинского района.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования прокурора Курагинского района Красноярского края.
Возложить на администрацию Курагинского района Красноярского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность предоставить Бирюковой Александре Раисовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет площадью не менее 33 квадратных метров, с допусками установленными, ч.14 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» по месту ее жительства на территории Курагинского района.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его вынесения в окончательной форме в Красноярский краевой суд, через суд постановивший решение в апелляционном порядке.
Председательствующий: И.А. Никитина