Дело № 12-22/2018
Кизеловского городского суда
Пермского края
Р Е Ш Е Н И Е
07 мая 2018 года Судья Кизеловского городского суда Пермского края Рылова Н.Н., при секретаре судебного заседания Верзаковой Ю.Р., с участием представителей Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 3» ГУФСИН России по Пермскому краю: Мансуровой О.И., действующей на основании доверенности № от 26.03.2018 года ; Зиннатова А.А., действующего на основании доверенности № ед от 12.04.2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле Пермского края апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 3» ГУФСИН России по Пермскому краю на постановление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Западно-Уральского Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора от 21 марта 2018 года об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора отдела АТ и контроля МАН Западно-Уральского МУГАДН Маркив Н.Н. № от 21 марта 2018 года ФКУ «Следственный изолятор № 3» ГУФСИН России по Пермскому краю ( в дальнейшем «Учреждение») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
С данным постановлением Учреждение не согласилось, в апелляционной жалобе просит постановление отменить, освободить учреждение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, указав, что Учреждение не снимает с себя ответственности за допущение ряда административных правонарушений в части нарушений профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, и признает вину в совершении данных нарушений. Считает, что учреждением были предприняты все возможные меры для устранения выявленных административных правонарушений.
Главный механик Учреждения Зиннатов А.А. для соответствия квалификационным требованиям по указанной должности получает высшее профессиональное образование, обучается на пятом курсе Современной гуманитарной академии по специальности юриспруденция, заканчивает обучение в мае 2018 года. Письмом от 16.02.2018 года Учреждением в ГУФСИН России Пермского края были запрошены денежные средства для перепрофилирования данного сотрудника.
Учреждение является учреждением уголовно-исполнительной системы, финансируется за счет федерального бюджета, не получает доходы от производственной деятельности. В связи с тяжелым финансовым положением Учреждения, оплата административного штрафа приведет к негативным последствиям в деятельности учреждения. Учреждение не имеет реальной возможности оплатить административный штраф в установленные законодательством сроки.
Кроме этого, просит применить ст. 2.9 КоАП РФ, освободить Учреждение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, поскольку из оценки конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения следует, что оно не представляет общественной опасности и влечет незначительные последствия.
В судебном заседании представители Учреждения Мансурова О.И. и Зиннатов А.А. на доводах жалобы настаивают и пояснили, что 15.03.2018 года государственным инспектором Федеральной службы по надзору в сфере транспорта была проведена проверка Учреждения по соблюдению действующего законодательства, регламентирующего деятельность автотранспортного комплекса, которой были установлены нарушения в организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Ответственность за организацию работы по обеспечению безопасности дорожного движения приказом № 158 от 21.03.2017 года и № 36 от 19.01.2018 года была возложена на главного механика Учреждения Зиннатова А.А., что также закреплено в должностной инструкции главного механика. Зиннатов А.А. имеет средне-специальное образование, окончил Кизеловский горный техникум, имеет квалификацию « Техник», имеет удостоверение о прохождении аттестации как специалист по обеспечению безопасности дорожного движения, выданное 15.11.2013 года на пять лет. В настоящее время Зиннатов А.А. получает высшее профессиональное образование по специальности « Юрист», которое оканчивает в мае 2018 года. Учреждением в ГУФСИН России по Пермскому краю 16.02.2018 года сделана заявка на выделение денежных средств для прохождения Зиннатовым А.А. переподготовки по программе: ответственный за безопасность дорожного движения. Акт проверки от 15.03.2018 года и протокол об административном правонарушении от 15.03.2018 года Учреждением не оспаривался. Считают, что учреждение предпринимало все возможные меры для устранения данного нарушения, обратилось в ГУФСИН России по Пермскому краю с заявкой о выделении денежных средств на переподготовку специалиста. В связи с этим, просят применить ст. 2.9 КоАП РФ, признать данное административное правонарушение малозначительным, не повлекшим каких-либо негативных последствий.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка, просит рассмотреть жалобу в отсутствие должностного лица, направил письменные возражения на жалобу, в которых указал, что с поступившей жалобой не согласны. Проверкой было установлено, что на балансе ФКУ СИЗО № 3 ГУФСИН России по Пермскому краю находится 10 единиц автотранспорта, из которых: 8 единиц находятся в исправном рабочем состоянии и используются для перевозки осужденных, сотрудников Учреждения, а также для перевозки грузов. Учреждение является субъектом транспортной деятельности, которое осуществляет эксплуатацию транспортных средств, занимается пассажирскими и грузовыми перевозками, поэтому обязано соблюдать законодательство РФ в сфере транспортной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств установлены Федеральным законом № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ « О безопасности дорожного движения», которым юридические лица должны назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; обеспечивать соответствие работников профессиональным к квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 16.3 Требований к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований: наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 « Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность. Из представленной документации следует, что специалист по обеспечению безопасности дорожного движения Зиннатов А.А. не имеет высшего профессионального образования и не соответствует предъявляемым квалификационным требованиям п. 16.3 приказа Минтранса РФ от 28.09.2015 года № 287 « Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» ( л.д. 49-52).
Проверив доводы жалобы, изучив материалы административного дела, считаю, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что распоряжением врио заместителя начальника Западно-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Сальникова А.М. № от 16.02.2018 года государственному инспектору отдела АТ, АДН и контроля МАП Западно-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Маркив Н.Н. поручено в отношении ФКУ « Следственный изолятор № 3» ГУФСИН России по Пермскому краю провести проверку соблюдения учреждением совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В связи с чем, государственным инспектором отдела АТ, АДН и контроля МАП Западно-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Маркив Н.Н. в адрес Учреждения направлено уведомление и копия распоряжения о проведении плановой проверки в период с 06.03.2018 года по 30 марта 2018 года, а также о необходимости предоставления документов, дачи объяснений, подготовить и предоставить документы, указанные в распоряжении № от 16.02.2018 года.
15.03.2018 года государственным инспектором отдела АТ, АДН и контроля МАП Западно-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Маркив Н.Н. проведена плановая проверка ФКУ « Следственный изолятор № 3» ГУФСИН России по Пермскому краю по результатам которой установлены нарушения Учреждением обязательных требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки ( л.д. 35-37).
В этот же день государственным инспектором отдела АТ, АДН и контроля МАП Западно-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Маркив Н.Н. составлен протокол об административном правонарушении № 1842 о совершении Учреждением административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ (л.д.34).
21.03.2018 года государственным инспектором отдела АТ, АДН и контроля МАП Западно-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Маркив Н.Н. вынесено постановление № 1382 о привлечении Учреждения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Привлекая Учреждение к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, должностное лицо исходило из того, что факт наличия вменяемых нарушений и вина лица, привлекаемого к административной ответственности, подтверждаются материалами дела, оснований для освобождения Учреждения от административной ответственности не имеется.
Выводы должностного лица о наличии административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, не противоречат установленным по делу обстоятельствам, а также нормам права, регулирующим вышеуказанные правоотношения.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств определены статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий ( ст. 1 Закона).
В соответствии с частью 4 статьи 20 указанного Федерального закона, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:
- соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
- назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
- обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом;
- обеспечивать наличие парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих им транспортных средств, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте;
- организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Анализ указанных норм закона позволяет сделать вывод о том, что юридические лица, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, вправе исполнить обязанность, предусмотренную ч. 4 ст. 20 указанного Федерального закона как самостоятельно, путем организации соответствующих подразделений и включении в штат специалистов, так и путем заключения соответствующих договоров с иными юридическими лицами, имеющими в штате технических, медицинских специалистов, а также соответствующую материальную базу (стоянки, помещения и оборудование, позволяющие осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, предрейсовый осмотр). Однако юридическое лицо обязано иметь в штате сотрудника ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Согласно пункта 16.3 приказа Минтранса РФ от 28.09.2015 года № 287 « Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» ( в редакции Приказа Минтранса России от 02.03.2017 № 76) к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:
-наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта",и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
-наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Из материалов дела усматривается, что лицом, ответственным за безопасность дорожного движения является главный механик Зиннатов А.А., что следует из приказа Учреждения № 36 от 19.01. 2018 года и приказа № 158 от 21.03.2017 года.
Из должностной инструкции главного механика Зиннатова А.А. видно, что последний проверяет техническое состояние и правильность эксплуатации подвижного состава агрегатов котельной, насосной учреждения; производит выпуск технически исправных транспортных средств на линию и прием транспортных средств с линии; осуществляет контроль за безопасной эксплуатацией автотранспорта.
Проверкой было выявлено несоответствие квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения профессиональным и квалификационным требованиям. У главного механика Учреждения Зиннатова А.А. отсутствует диплом о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.0 "Техника и технология наземного транспорта", что является нарушением п. 16.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 года № 287; п. 7 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Приказом Минтранса России от 11.03.2016 года № 59.
Таким образом, Учреждение в нарушение статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" осуществляло перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам.
Действия Учреждения должностным лицом правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, как осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам.
Доводы заявителя жалобы о малозначительности совершенного правонарушения не могут быть приняты во внимание, поскольку Учреждение, привлекаемое к административной ответственности, в основном использует транспортные средства непосредственно для перевозки людей: осужденных, работников Учреждения, а потому обязано строго соблюдать все требования действующего законодательства, в том числе в области безопасности дорожного движения.
Из статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.
В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, поэтому определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности правонарушения, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу и государству.
Исключительные обстоятельства, которые могли бы послужить основанием для признания совершенного правонарушения малозначительными и для прекращения производства по делу на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также не установлены.
Тот факт, что Учреждение финансируется за счет средств федерального бюджета, не может являться основанием для снижения размера штрафа ниже размера, установленного ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих тяжелое имущественное и финансовое положение Учреждения материалы дела не содержат. Представленные в дело отчеты по движению денежных средств по лицевым счетам Учреждения не свидетельствуют о невозможности соблюдения Учреждением требований действующего законодательства.
Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение принятых по делу актов в жалобе не приведено, оснований для отмены, либо их изменения при рассмотрении жалобы не установлено.
Административное наказание назначено Учреждению в пределах санкции ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, назначенное наказание является справедливым. Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании вышеизложенного, оснований для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемого постановления не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
постановил:
Постановление государственного инспектора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Западно-Уральского Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора № 1382 от 21 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения « Следственный изолятор № 3» ГУФСИН России по Пермскому краю оставить без изменения, жалобу Федерального казенного учреждения « Следственный изолятор № 3» ГУФСИН России по Пермскому краю. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в 10-дневный срок.
Судья: (подпись) Н.Н. Рылова
ВЕРНО:
Судья: Н.Н. Рылова
Секретарь: Ю.Р. Верзакова