РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 февраля 2012г. г. Буйнакск
Судья Буйнакского городского суда Республики Дагестан Вагидов Н.А., с участием ст.помощника прокурора г. Буйнакска Батдалова М.Б., при секретаре Шиллаевой Д.М.., рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Буйнакск к МО ГО «город Буйнакск» в защиту интересов Магомедов Р.М. об обязании обеспечить жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Буйнакска обратился с указанным исковым заявлением в интересах Магомедова Р.М., которое поддержал в судебном заседании ст. помощник прокурора г. Буйнакска Батдалов М.Б. по тем основаниям, что прокуратурой г. Буйнакска при проведении проверки исполнения законодательства о социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлено, что Магомедов Р.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой. Согласно данным, полученным в ФГУП «Ростехинвертаризация-Федеральное БТИ» филиал по г.Буйнакску и Буйнакскому району, за Магомедовым Р.М. домовладения в г. Буйнакске не значится. Магомедов Р.М. органами исполнительной власти должна быть обеспечена жилой площадью не ниже установленных норм. По сведениям, полученным из жилищного отдела администрации, Магомедов Р.М. состоит на учете для получения жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Целевая безвозвратная ссуда на приобретения жилья жилого помещения за счет бюджета Республики Дагестан Магомедову Р.М. не представлялась. Отсутствие денежных средств в бюджете города на цели для приобретения жилья или отсутствие муниципального жилого фонда в администрации города не освобождает его от обязательств, предусмотренных федеральным законодательством. Просит суд обязать администрацию Муниципального образования «город Буйнакск» обеспечить Магомедов Р.М. жилым помещением не ниже установленных социальных норм.
В своих возражениях Врио главы администрации городского округа МО «г.Буйнакск» Омаров О. указал, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2). В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5). Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. В статье 1 Закона Республики Дагестан от 4 декабря 2008 года (а не от 25 ноября как указано в иске прокурора) N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указано, что: «Органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет (далее - государственные полномочия)». При этом в статьях 3 и 4 Закона Республики Дагестан от 4 декабря 2008 года N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", полностью прописаны права и обязанности органов местного самоуправления и органов государственной власти Республики Дагестан по реализации переданных полномочий. В статье 3 Закона Республики Дагестан от 4 декабря 2008 года N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указано, что: 1. Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право: получать из республиканского бюджета Республики Дагестан финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий; получать от органов государственной власти Республики Дагестан разъяснения по вопросам, связанным с осуществлением ими государственных полномочий; дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий; обжаловать в установленном законодательством порядке действия и решения органов государственной власти Республики Дагестан и их должностных лиц. 2. Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны: осуществлять государственные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан; соблюдать бюджетное законодательство Российской Федерации и Республики Дагестан; своевременно и в полном объеме обеспечивать целевое, эффективное и рациональное использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных на осуществление государственных полномочий; исполнять нормативные правовые акты и предписания органов государственной власти Республики Дагестан по вопросам осуществления государственных полномочий; представлять органам исполнительной власти Республики Дагестан, уполномоченным Правительством Республики Дагестан (далее - уполномоченные органы), отчеты об осуществлении государственных полномочий, иные документы и информацию, связанные с осуществлением государственных полномочий и использованием выделенных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов; нести предусмотренную законодательством ответственность за неосуществление либо ненадлежащее осуществление государственных полномочий. В статье 4 Закона Республики Дагестан от 4 декабря 2008 года N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указано, что : 1. Органы государственной власти Республики Дагестан имеют право: издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий; осуществлять контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий; применять предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан, а также настоящим Законом меры ответственности к органам местного самоуправления и их должностным лицам в случае неосуществления либо ненадлежащего осуществления ими государственных полномочий. 2. Органы государственной власти Республики Дагестан обязаны: своевременно и в полном объеме доводить до бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан субвенции на осуществление государственных полномочий; давать органам местного самоуправления разъяснения и оказывать методическую помощь по вопросам, связанным с осуществлением ими государственных полномочий. Кроме того частью 1 статьи 5 данного закона установлено, что: «Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения государственных полномочий, и их распределение по муниципальным районам и городским округам устанавливаются законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год». В свою очередь, Правительством Республики Дагестан, целях реализации Закона Республики Дагестан от 4 декабря 2008 года N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановлением от 2 июня 2009 года, №161 был утвержден Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.(этим же постановлением, Постановление Правительства Республики Дагестан от 7 июня 2006 г. N 108 "Об утверждении Порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан" которое прокурор положил в основу своего иска признано утратившим силу.). Данным Порядком регламентировано следующее : п.5. Администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан ежегодно, в срок до 1 августа, представляют сведения о лицах, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, которым должно быть предоставлено жилье в планируемом году, в Министерство образования и науки Республики Дагестан по форме согласно приложению N 2. п.6. Министерство образования и науки Республики Дагестан на основании сведений, представленных администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан, до 1 сентября представляет сведения о потребности средств, необходимых для осуществления государственных полномочий Республики Дагестан по обеспечению жильем лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, в соответствующем году, в разрезе муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан, в Министерство финансов Республики Дагестан по форме согласно приложению N 3. п.7. Министерство финансов Республики Дагестан на основании сведений, представленных Министерством образования и науки Республики Дагестан, при формировании республиканского бюджета Республики Дагестан на соответствующий финансовый год и плановый период предусматривает необходимые ассигнования на финансирование расходов по обеспечению жильем лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка. п.8. Администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан: за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых в виде субвенций, в соответствии с действующим законодательством приобретают жилые помещения не ниже установленных социальных норм, заключают договор купли-продажи жилого помещения и осуществляют перечисление средств продавцу жилья после подписания акта приема-передачи; приобретенные жилые помещения предоставляют на основании договоров социального найма лицам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, по акту приема-передачи. С учетом изложенного суд прошу, в иске прокурора города Буйнакска отказать полностью, производство по делу прекратить.
Из заявления Магомедова Р.М. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что иск прокурора г.Буйнакска он поддерживает полностью, просит удовлетворить и рассмотреть данное дело без его участия.
Представитель ответчика администрации городского округа «г.Буйнакск» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Магомеддибиров А.М. иск прокурора г.Буйнакска не признал и просил отказать в удовлетворении по следующим основаниям: средства на обеспечение детей сирот жильем выделяются из республиканского бюджета, т.е. финансовое обеспечение данного вопроса возложено на республиканский бюджет. На 2012г. администрацией г.Буйнакска представлены сведения о данных лицах и по мере поступления финансовых средств данный вопрос будет решаться. Иск прокурора г.Буйнакска не поддерживает в том смысле, что свои обязательства администрация города выполняет и выполнит без данного иска. В связи с неполным финансированием и задержки в поступлении средств возникла определенная очередь, вины администрации города в этом нет.
Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела и исследовав доказательства, суд находит исковое требование о предоставлении Магомедову Р.М. жилого помещения, подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии ст. 45 ГПК РФ прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
На основании Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ администрации г.Буйнакска об учреждении опеки над несовершеннолетним Магомедов Р.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения опекуном назначена ФИО3.
Из свидетельства о рождении, выданного ДД.ММ.ГГГГ <адрес> сельским советом <адрес> Магомедов Р.М. родился ДД.ММ.ГГГГ в д. <адрес>, о чем произведена запись акта о рождении №.
Согласно свидетельствам о смерти, выданного ДД.ММ.ГГГГ Буйнакским отделом Загса ФИО4 мать несовершеннолетнего Магомедова Р.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем произведена запись акта о смерти №.
Решением Буйнакского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО13 признан безвестно отсутствующим ФИО5 отец несовершеннолетней ФИО14
Исследованием списков детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, представленных администрацией городского округа МО «г.Буйнакск» установлено, что несовершеннолетний Магомедов Р.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 2010г.
Согласно данным, полученным в ФГУП «Ростехинвертаризация-Федеральное БТИ» филиал по г.Буйнакску и Буйнакскому району, за Магомедовым Р.М. домовладения в г. Буйнакске не значится.
В соответствии с законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов, то есть на администрацию г Буйнакска. Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаются в администрацию г. Буйнакска.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства Республики Дагестан № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей за счет Республиканского Бюджета» дети указанной категории, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются администрациями муниципальных районов и городских округов по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.
Согласно части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются «детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных, учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы».
Таким образом, дав оценку указанным обстоятельствам, в их совокупности, суд считает необходимым исковые требования прокурора г. Буйнакска, в интересах Магомедова Р.М., удовлетворить и обязать администрацию МО «г. Буйнакск» обеспечить Магомедова Р.М. жилым помещением не ниже установленных социальных норм.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию городского округа МО «г. Буйнакск» за счет средств Республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых в виде субвенций, обеспечить Магомедов Р.М. жилым помещением не ниже установленных социальных норм по месту его жительства.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в апелляционном порядке в течении месячного срока со дня его вынесения.
Судья: Н.А.Вагидов
Отп. в сов. комн.