Решение по делу № 2-507/2014 ~ М-381/2014 от 24.03.2014

Дело № 2-507/2014 года

Мотивированное решение составлено 29 апреля 2014 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Артемовский       24 апреля 2014 года

Артемовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Нигматзяновой О.А.,с участием представителя истца городского общественного учреждения Артемовское общество защиты прав потребителей «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА» Белоусовой И.В., представителя ответчика Государственного унитарного предприятия Свердловской области «Облкоммунэнерго» Цыкаревой Н.С., при секретаре Бачиной Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску городского общественного учреждения Артемовское общество защиты прав потребителей «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА», действующего в интересах Ефимовой М. И. к Государственному унитарному предприятию Свердловской области «Облкоммунэнерго» о признании действий по начислению платы за отопление в завышенном размере в период: ДД.ММ.ГГГГ без учета предельного размера платы за коммунальную услугу, установленного постановлением Администрации Артемовского городского округа «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двух- этажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на 2011 год» от 29 декабря 2010 года № 1603 (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Артемовского городского округа от 24 января 2011 года № 44-ПА и от 08 сентября 2011 года № 1054-ПА) и постановлением Администрации Артемовского городского округа «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двух- этажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на период с 01 января 2012 года по 30 июня 2012 года» от 19 января 2012 года № 21-ПА потребителю Ефимовой М. И., проживающей по адресу: Свердловская <адрес>, незаконными и взыскании с ответчика в пользу Ефимовой М. И. излишне уплаченной денежной суммы в размере <данные изъяты>;

о признании действий по неосновательному предъявлению к оплате и получению с потребителя Ефимовой М. И., проживающей по адресу: Свердловская <адрес>, денежной суммы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в фиксированном размере <данные изъяты> незаконными и взыскании с ответчика в пользу Ефимовой М. И. излишне уплаченную денежную сумму в размере <данные изъяты>;

о взыскании в пользу потребителя Ефимовой М. И., проживающей по адресу: Свердловская <адрес>, проценты за нарушение срока удовлетворения требования потребителя о возврате уплаченной денежной суммы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>;

о взыскании в пользу потребителя Ефимовой М. И. компенсации причиненного морального вреда в размере <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

городское общественное учреждение Артемовское общество защиты прав потребителей «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА» (далее по тексту - ГОУ АОЗПП «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА»), действующее в интересах потребителя Ефимовой М.И., обратилось в суд с иском к ГУП СО «Облкоммунэнерго» о признании действий по начислению платы за отопление в завышенном размере в период: январь 2011 года- май 2012 года без учета предельного размера платы за коммунальную услугу, установленного постановлением Администрации Артемовского городского округа «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двух- этажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на 2011 год» от 29 декабря 2010 года № 1603 (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Артемовского городского округа от 24 января 2011 года № 44-ПА и от 08 сентября 2011 года № 1054-ПА) и постановлением Администрации Артемовского городского округа «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двух- этажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на период с 01 января 2012 года по 30 июня 2012 года» от 19 января 2012 года № 21-ПА потребителю Ефимовой М. И., проживающей по адресу: Свердловская <адрес>, незаконными и взыскании с ответчика в пользу Ефимовой М. И. излишне уплаченной денежной суммы в размере <данные изъяты>;

о признании действий по неосновательному предъявлению к оплате и получению с потребителя Ефимовой М. И., проживающей по адресу: Свердловская <адрес>, денежной суммы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в фиксированном размере <данные изъяты> незаконными и взыскании с ответчика в пользу Ефимовой М. И. излишне уплаченную денежную сумму в размере <данные изъяты>;

о взыскании в пользу потребителя Ефимовой М. И., проживающей по адресу: Свердловская <адрес>, проценты за нарушение срока удовлетворения требования потребителя о возврате уплаченной денежной суммы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>;

о взыскании в пользу потребителя Ефимовой М. И. компенсации причиненного морального вреда в размере <данные изъяты>.

Как следует из искового заявления, истец Ефимова М.И. проживает по адресу <адрес> одноэтажном доме и является потребителем коммунальной услуги в виде тепловой энергии.

Начисление размера платы за тепловую энергию ответчиком производится с нарушением действующего законодательства.

В соответствии Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30 декабря 2004 года № 210- ФЗ, размер платы граждан за коммунальные услуги должен соответствовать предельным индексам. Предельные индексы устанавливаются по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выражаются в процентах и отражают размер возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года.

На 2011 год постановлением РЭК Свердловской области от 01 октября 2010 года № 119- ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2011 год» утвержден предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для Артёмовского городского округа- 115 % по отношению к декабрю 2010 года. Постановлением Администрации Артемовского городского округа «О предельном размер платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двухэтажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артёмовского городского округа на 2011 года» от 29 декабря 2010 года № 1603-ПА ( м изменениями, внесенными Постановлением Администрации Артёмовского городского округа от 24 января 2011 года № 44- ПА, от 08 сентября 2011 года № 1054-ПА), предельный размер платы за отопление для 1, 2-этажных домов квартирного типа и отдельно стоящих домов за 1 кв.м. (ед. изм.) общ.пл., в целях приведения размера платы за коммунальную услугу отопления в соответствие с предельным индексом, установлен на уровне 50 руб. 12 коп.

На 2012 год Постановлением РЭК Свердловской области от 27 октября 2011 года № 162- ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2012 год» утвержден предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для Артёмовского городского округа - 115 % по отношению к декабрю 2010 года. Постановлением Администрации Артемовского городского округа от 19 января 2012 года № 21- ПА «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двухэтажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на период с 01 января 2012 года по 30 июня 2012 года», предельный размер платы за отопление для 1,2-этажных отдельно стоящих домов за 1 кв.м. (ед.изм.) общ. плата за коммунальную услугу отопления, установлен на уровне 50 руб. 12 коп.

Организации, осуществляющие начисление населению платы за коммунальные услуги, должны производить начисление платежей в соответствии с утвержденным предельным индексом, при этом организациям коммунального комплекса предоставляются субсидии из областного бюджета на возмещение части платы граждан за коммунальные услуги в объеме свыше установленных предельных индексов (возмещение выпадающих доходов, связанных с удешевлением стоимости коммунальных услуг).

Согласно квитанциям, направляемых потребителю, размер платы за тепловую энергию определяется ответчиком в порядке ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (тариф на тепловую энергию*норматив расхода тепловой энергии), без учёта положений нормативных актов местного значения, приводящих размер платы граждан в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы установлением предельного размера платы за коммунальные услуги. Выставление счетов- квитанций к оплате за тепловую энергию в завышенном размере, являются действиями противозаконными, существенно нарушающими права и законные интересы истцов- потребителей коммунальной услуги отопления.

Кроме того, ответчик при отсутствии правовых оснований предъявляет ко взысканию денежные средства за коммунальную услугу в виде тепловой энергии за период до начала своей деятельности, в виде указания наличия задолженности потребителя в фиксированной сумме на ДД.ММ.ГГГГ и расчет наличия задолженности нарастающим итогом с учетом указанной денежной суммы на ДД.ММ.ГГГГ. Указание на наличие задолженности на ДД.ММ.ГГГГ в виде фиксированной суммы без указания сведений о том, каким образом сформирована сумма, за какой период образовалась задолженность, за оплату какой услуги, как производился расчет, кто исполнитель услуги, существенно нарушает права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе реализуемой услуги и о самой услуге. Наличие задолженности потребителя перед другой ресурсоснабжающей организацией, осуществлявшей свою деятельность до ДД.ММ.ГГГГ (ООО «<данные изъяты>») в сумме <данные изъяты>. не является безусловно бесспорным. Таким образом, получение денежных средств с потребителя за период осуществления деятельности другой организации указывает на отсутствие правовых оснований, так как ответчик не имеет прав в отношении денежных средств другого юридического лица и не отвечает по обязательствам ООО «<данные изъяты>».

Коме того, по обращению ГОУ «АОЗПП «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА» в ООО «<данные изъяты>» об обоснованности предъявления ГУП СО «Облкоммунэнерго» денежных сумм за поставку тепловой энергии за период деятельности ООО «<данные изъяты>» получен ответ ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующий об отсутствии правовых оснований для взыскания платы за тепловую энергию за период: ДД.ММ.ГГГГ в пользу ГУП СО «Облкоммунэнерго» Договором на поставку тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Облкоммунэнерго» и ООО «<данные изъяты>» определен объем подлежащего поставке ресурса тепловой энергии. Пунктом 24 Приложения к указанному договору определен объем тепловой энергии в размере, в том числе для поставки жителям частного сектора (определен объем раздельно по месяцам: ДД.ММ.ГГГГ, всего в сумме 18 221,9 Гкал).

Претензия, отправленная потребителем в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ с имущественными требованиями, вручена ДД.ММ.ГГГГ и оставлена без удовлетворения. В соответствии с п. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», требование потребителя о возврате излишне уплаченной денежной суммы подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение предусмотренного п. 1 ст. 31 Закона срока, ответчик, допустивший такие нарушения, в соответствии с п. 3 ст. 31 Закона, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), исчисляемую в порядке п. 5 ст. 28 Закона. Согласно п. 5 ст. 28 Закона, в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказания услуг) не определена - общей цены заказа. В соответствии с ч. 5 п. 5 ст. 28 Закона, сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуг) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (услуги) не определена договором о выполнении работы (оказания услуги).

Таким образом, на сумму задолженности излишне уплаченной денежной суммы за услугу отопления после истечения срока добровольного удовлетворения требований потребителя, подлежат начислению проценты.

Период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год составляет <данные изъяты> дня. Расчет процентов: <данные изъяты>.

Таким образом, взысканию с ответчика подлежат проценты в сумме, не превышающей сумму долга - <данные изъяты>.

В соответствие со ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», в случае нарушения прав потребителей, потребителю подлежит выплата ответчиком компенсации морального вреда. В данном случае имеются все основания для взыскания денежной компенсации морального вреда в пользу потребителя. В обоснование требования о возмещении морального вреда, сообщаю, что в соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителя», моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации определяется судом. Законодатель установил повышенную ответственность за нарушение обязательств стороной, осуществляющей предпринимательскую (коммерческую) деятельность и, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. То есть, законодатель презюмирует причинение морального вреда потребителю и лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, нарушившее права потребителя, при установлении в таком нарушении его вины, несёт ответственность по возмещению морального вреда, так как потребитель, являясь физическим лицом способен претерпевать нравственные страдания, связанные с лишением его законных прав, что отвечает требованиям ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (Обзор Верховного суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителя при рассмотрении гражданских дел, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 01 февраля 2012 года). Нарушенным правом потребителя, в данном случае является право получить коммунальную услугу тепловой энергии за плату установленную на территории предоставления услуги. Разумный предел компенсации морального вреда, причинённого потребителю считает возможным определить в сумме 500 руб. (л.д. 1- 3).

Истец Ефимова М.И. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела без своего участия, исковые требования, предъявленные ГОУ АОЗПП «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА» в его интересах поддержала в полном объеме.

Представитель истца ГОУ АОЗПП «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА» Белоусова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика ГУП СО «Облкоммунэнерго» Цыкарева Н.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, просила в удовлетворении иска отказать. В обоснование своих возражений указала, что исковые требования обоснованы общей ссылкой на Федеральный закон № 210 в целом. Однако, в соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30 декабря 2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В Свердловской области органом государственной власти, правомочным устанавливать тарифы для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, является Региональная энергетическая комиссия Свердловской области.

В соответствии с пунктами 2 и 6 Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области №1067-УГ от 13 ноября 2010 года Комиссия является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы).

Именно по тарифам, установленным РЭК Свердловской области ГУП CО «Облкоммунэнерго» продает тепловую энергию.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», предельные индексы - устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуг, организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.Эти индексы также установлены РЭК Свердловской области. Причем предельные индексы ограничивают плату за все коммунальные услуги в совокупности, а не отдельно за тепловую энергию.

То есть для обоснования исковых требований истец должен представить расчет, основанный на сравнении начисленной платы и платы, которая начислялась в предыдущем периоде регулирования (год), причем в совокупности за все коммунальные услуги. Однако такого расчета истцом не было представлено.

Расчет исковых требований основан просто на сравнении двух правовых актов.Постановления Администрации, на которые ссылается истец, устанавливают конкретную цену в рублях за квадратный метр, а не за единицу тепловой энергии, соответственно не является тарифом (тепловая энергия не измеряется в квадратных метрах). Причем, истец считает эту цену единственно правильной и сумму подлежащую перерасчету рассчитывает на основании этой цены, что противоречит постановлению РЭК и действующему законодательству.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Таким образом, для обоснования исковых требований необходимо доказать сам факт физических или нравственных страданий и степень этих страданий (одного заявления «я страдал» недостаточно). Однако доказательств в обоснование исковых требований истцом не представлено.

Таким образом, ГУП СО «Облкоммунэнерго» в силу прямого указания нормативных актов обязано исполнять постановления РЭК Свердловской области. Только этот орган власти уполномочен устанавливать тарифы. Постановления Администрации Артемовского городского округа при этом не являются обязательным для исполнения ГУП СО «Облкоммунэнерго», не являются и не могут являться нормативными актами, устанавливающим тариф на тепловую энергию, а носят лишь рекомендательный характер (п. 2 постановлений). Однако нельзя в основу судебного решения положить рекомендации.

Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, находит исковые требования подлежащими удовлетворению полностью по следующим основаниям:

судом установлено, что истец Ефимова М. И. является собственником <адрес> и потребителем коммунальной услуги, в том числе, в виде тепловой энергии.

Истец обратилась в ГОУ «Артемовское общество защиты прав потребителей «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА» за защитой нарушенного права (свидетельство о государственной регистрации - л.д. 13, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц - л.д. 14, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - л.д. 27-30), целью которого в соответствии с Уставом (л.д. 15- 26) является оказание услуг потребителям по защите их прав и интересов, с заявлением, содержащим просьбу о выступлении в ее защиту в суд, как потребителя коммунальной услуги (л.д. 6).

В соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на судебную защиту, в случае нарушения его прав. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обращение общественного объединения потребителей в суд с заявлением в защиту конкретного потребителя осуществляется по просьбе самого потребителя. При этом специального оформления полномочий общественного объединения доверенностью, выданной потребителем на обращение в суд, не требуется.

Следовательно, иск в суд подан надлежащим лицом.

В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 26 декабря 2005 года № 184-ФЗ установлено, что размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей.

Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг (п. 2 ст. 6 Закона).

Государственный контроль за применением установленных по муниципальным образованиям предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 7 ст. 6 Закона).

Орган исполнительной власти субъекта РФ вправе выдавать предписание органу местного самоуправления о приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами, установленными для соответствующего муниципального образования (п.п. 3 п. 7.6 ст. 6 Закона).

В соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области № 1067- УГ от 13 ноября 2010 года, комиссия устанавливает предельные индексы изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям в Свердловской области; устанавливает предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг.

Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий, являются обязательными для исполнения всеми физическими и юридическими лицами на территории Свердловской области.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 01 октября 2010 года № 119-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2011 год» предельный индекс изменения размера платы граждан, проживающих в Артемовском городском округе, утвержден в размере 115 %.

В соответствии с пунктом 8 Порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 25 апреля 2007 года № 361- ПП, установлено, что пересмотр размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и (или) платы граждан за коммунальные платежи в целях приведения в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления путем снижения (повышения) предельной стоимости одного или нескольких видов жилищных и (или) коммунальных услуг (кроме электроснабжения и газоснабжения). Сумма необоснованно полученных платежей подлежит зачету при расчете размера платы граждан в последующий расчетный период (календарный месяц).

Из представленной истцом выписки из лицевого счета следует, что платежи на оплату отопления выставляет ОАО Региональный информационный центр», исполнитель услуги указан- ГУП СО «Облкоммунэнерго» (л.д. 9).

Постановлением Администрации Артемовского городского округа от 29 декабря 2010 года № 1063-ПА «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двухэтажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на 2011 год» утвержден, в том числе, предельный размер за коммунальные услуги для населения г. Артемовский в 2011 года (источник теплоснабжения - ГУПСО «Облкоммунэнерго»), за отопление в 1, 2 этажных домах квартирного типа и отдельно стоящих домах за 1 кв.м. общ.пл. 51 руб. 15 коп.

Постановлением Администрации Артемовского городского округа от 24 января 2011 года № 44- ПА «О внесении изменений в постановление администрации Артемовского городского округа от 29 декабря 2010 № 1603- ПА «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двухэтажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на 2011 год» предельный размер за коммунальные услуги для населения г. Артемовский- за отопление в 1, 2 этажных домах квартирного типа и отдельно стоящих домах утвержден в размере 50 руб. 12 коп. за 1 кв.м. общ.пл..

Постановлением администрации Артемовского городского округа от 19 января 2012 года № 21- ПА «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двухэтажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на период с 01 января 2012 года по 30 июня 2012 года» предельный размер за коммунальные услуги для населения г. Артемовского- за отопление в 1, 2 этажных домах квартирного типа и отдельно стоящих домах утвержден в размере 50 руб.12 коп. за 1 кв.м. общ.пл..

В силу ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 31 Устава Артемовского городского округа к полномочиям администрации Артемовского городского округа относятся, в том числе: разработка тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей (п.4); организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (п.6); полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении» (п. 6.1).

Согласно пункту 4 статьи 47 Устава Артемовского городского округа в систему муниципальных правовых актов городского округа входят: постановления и распоряжения главы городского округа, Администрации городского округа.

Решением Думы Артемовского городского округа от 25 ноября 2010 года № 985 принято Положение о муниципальных правовых актах в Артемовском городском округе, согласно которому, действие муниципальных правовых актов начинается с момента их вступления в силу и прекращается в момент утраты ими юридической силы. Муниципальные правовые акты по вопросам местного значения и по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, отнесенным действующим законодательством к компетенции органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, являются обязательными для исполнения на территории городского округа.

Муниципальный правовой акт или его отдельные положения утрачивают юридическую силу в случаях:

истечения срока действия муниципального правового акта или его отдельных положений;

издания (принятия) тем же органом и вступления в силу другого муниципального правового акта того же вида, который полностью заменяет по предмету регулирования ранее изданный (принятый) правовой акт;

признания муниципального акта или его отдельных положений утратившими силу издавшим (принявшим) его органом;

признания муниципального правового акта или его отдельных положений недействующими по решению суда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

отмены муниципального правового акта или его отдельных положений уполномоченным органом или по решению суда;

в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

Одновременно с утратой муниципальным правовым актом юридической силы юридическую силу утрачивают также муниципальные правовые акты (отдельные положения правовых актов), которыми были внесены изменения в муниципальный правовой акт, утративший юридическую силу.

Суд полагает, что постановления администрации Артемовского городского округа от 29 декабря 2010 года № 1603- ПА и от 24 января 2011 года № 44- ПА, № 21- ПА от 19 января 2012 года (как муниципальные правовые акты) подлежат применению на всей территории Артемовского городского округа, поскольку не отменены в установленном порядке.

Ответчику было известно о принятых Администрацией Артемовского городского округа постановлениях от 29 декабря 2010 года № 1603- ПА, 24 января 2011 года № 44- ПА и от 19 января 2012 года № 21- ПА об утверждении предельного размера платы за отопление населению в 2011 году и за период с 01 января 2012 года по 30 июня 2012 года, однако, в установленном законом порядке ГУП СО «Облкоммунэнерго» их не обжаловало и не оспорило, в настоящее время они являются действующими (имеют юридическую силу) и подлежат исполнению.

При данных обстоятельствах, при начислении ответчиком (а в данном случае его агентом) оплаты за тепловую энергию истцу, получающему указанную услугу от ответчика, подлежат применению постановления Администрации Артемовского городского округа от 29 декабря 2010 года № 1603- ПА и от 24 января 2011 года № 44- ПА, от 19 января 2012 года № 21- ПА.

Суд, проверив расчет, представленный истцом (перерасчет платы за отопление за период ДД.ММ.ГГГГ, который следует произвести ответчику) на л.д. 8), находит его верным.

Поскольку требования истца о взыскании с ответчика излишне уплаченной денежной суммы в размере <данные изъяты>. являются производными от требований о признании незаконными действия ответчика по начислению истцам платы за отопление в завышенном размере за указанный период, без учета постановления Администрации АГО от 24 января 2011 года № 44- ПА, от 19 января 2012 года № 21- ПА, которые суд находит подлежащими удовлетворению, требования о взыскании с ответчика суммы- <данные изъяты>. также подлежат удовлетворению.

Кроме того, как следует из выписки из лицевого счета на л.д. 9, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется остаток на лицевом счете Ефимовой М.И., проживающей по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты>., то есть за период, в который ГУП СО «Облкоммунэнерго» не осуществляло услуги по поставке тепловой энергии. Доказательств обратного суду не предоставлено.

Учитывая изложенное, требования истца о признании незаконными действий ответчика по неосновательному предъявлению к оплате и получению с потребителя Ефимовой М.И. денежной суммы в фиксированном размере (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) в размере <данные изъяты>. и о взыскании с ГУП СО «Облкоммунэнерго» денежной суммы в размере <данные изъяты> коп., подлежат удовлетворению.

В порядке досудебного урегулирования спора, истец обратился с претензией к ответчику ДД.ММ.ГГГГ с требованием о возврате незаконно удержанных сумм. Претензия вручена ответчику ДД.ММ.ГГГГ и была оставлена им без удовлетворения.

В соответствии с п. 1 ст. 31 Закона «О защите прав потребителей», требование потребителя о возврате уплаченной денежной суммы подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение предусмотренного п. 1 ст. 31 Закона «О защите прав потребителей» срока, ответчик, допустивший такие нарушения, в соответствии с п. 3 ст. 31 Закона «О защите прав потребителей», уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), исчисляемую в порядке п. 5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей». В соответствии с п. 5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей», в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа.

Таким образом, на сумму задолженности, излишне уплаченной денежной суммы за оказанную услугу, после истечения срока для добровольного удовлетворения требований потребителя, подлежат начислению проценты.

Период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год составляет <данные изъяты> дня. Расчет процентов: <данные изъяты>.

В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей», сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Таким образом, взысканию с ответчика подлежат проценты в сумме, не превышающей сумму долга - <данные изъяты>.

В силу ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимании обстоятельства. Суд должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий.

Учитывая то обстоятельство, что истец обращался к ответчику с претензией о несогласии с начисляемым размером платы за тепловую энергию и производстве им перерасчета платы, ответа на данную претензию не последовало, учитывая характер и степень вины ответчика, индивидуальные особенности личности истца, суд полагает взыскать с ответчика в пользу истца Ефимовой М.И. компенсацию морального вреда в размере 500 руб.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

В связи с чем, с ГУП СО «Облкоммунэнерго» подлежит взысканию штраф в размере <данные изъяты>., в том числе, из них в пользу ГОУ АОЗПП «ПРАВА» в размере <данные изъяты>., в пользу потребителя Ефимовой М.И. - <данные изъяты>.

В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с чем, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 Гражданского

процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать действия Государственного унитарного предприятия Свердловской области «Облкоммунэнерго» по начислению платы за отопление в завышенном размере в период: январь 2011 года- май 2012 года без учета предельного размера платы за коммунальную услугу, установленного постановлением Администрации Артемовского городского округа «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двух- этажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на 2011 год» от 29 декабря 2010 года № 1603 (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Артемовского городского округа от 24 января 2011 года № 44- ПА и от 08 сентября 2011 года № 1054-ПА) и постановлением Администрации Артемовского городского округа «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двух- этажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на период с 01 января 2012 года по 30 июня 2012 года» от 19 января 2012 года № 21- ПА потребителю Ефимовой М. И., проживающей по адресу: Свердловская <адрес>, незаконными.

Признать действия Государственного унитарного предприятия Свердловской области «Облкоммунэнерго» по неосновательному предъявлению к оплате и получению с потребителя Ефимовой М. И., проживающей по адресу: Свердловская <адрес>, денежной суммы в фиксированном размере по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, незаконными.

Взыскать с Государственного унитарного предприятия Свердловской области «Облкоммунэнерго» в пользу потребителя Ефимовой М. И. сумму в размере <данные изъяты>, проценты за нарушение срока исполнения требования потребителя в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, штраф в размере <данные изъяты>..

Взыскать с Государственного унитарного предприятия Свердловской области «Облкоммунэнерго» в пользу городского общественного учреждения Артемовское общество защиты прав потребителей «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА» штраф в размере <данные изъяты>.

Взыскать с Государственного унитарного предприятия Свердловской области «Облкоммунэнерго» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Артемовский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья:                                                                 О.А. Нигматзянова

2-507/2014 ~ М-381/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГОУ АОЗПП "ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА" в интересах Ефимовой Марии Ивановны
Ефимова Мария Ивановна
Ответчики
ГУПСО "Облкоммунэнерго"
Суд
Артемовский городской суд Свердловской области
Судья
Нигматзянова Ольга Алексеевна
Дело на сайте суда
artemovsky--svd.sudrf.ru
24.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2014Передача материалов судье
28.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2014Судебное заседание
29.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее