Дело №12-33/2018
РЕШЕНИЕ
04 октября 2018 года г. Армянск Республика Крым
Судья Армянского городского суда Республики Крым Феденева Т.Н., с участием лица привлекаемого к административной ответственности Шаблий Е.Ф., заместителя начальника управления экологического надзора Северо-Крымского региона, заведующего отделом экологического надзора Перекопского региона, старшего государственного инспектора Республики Крым Войникова В.Д., рассмотрев жалобу Шаблий Е.Ф. на постановление старшего государственного инспектора Республики Крым по делу об административном правонарушении от 07.08.2018 г., предусмотренном ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Республики Крым от 07.08.2017 года Шаблий Е.Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Согласно данному постановлению Шаблий Е.Ф., являясь начальником отдела охраны окружающей среды Армянского филиала ООО «Титановые Инвестиции», обладая организационно – распорядительными и административно – хозяйственными функциями, допустила выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, тем самым не обеспечила соблюдение требований природоохранного законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Не согласившись с указанным постановлением, Шаблий Е.Ф. обратилась в суд с заявлением об отмене постановления и прекращении административного дела.
В обоснование заявления Шаблий Е.Ф. указала, что в ходе рассмотрения административного дела ее вина в совершении административного как должностного лица не установлена. Срок действия разрешения на выбросы загрязняющих веществ закончился 30.06.2017 года. С 26.04.2017 года на предприятии началась работа по оформлению нового разрешения. Неоднократно направлялись необходимые документы в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, которое возвращало документы на доработку. По этой причине до 30.06.2017 года разрешение на выброс в атмосферу загрязняющих веществ не было получено в результате необоснованных претензий к оформлению документов. Разрешение на выброс загрязняющих веществ получили только 23.01.2018 года. В связи с тем, что она предпринимала все меры для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ, поэтому считает, что не по ее вине разрешение не получено в срок. Существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, связанным с охраной атмосферного воздуха от его загрязнения вредными веществами в концентрациях, превышающих предельно допустимые нормы не имелось, реальный вред не причинен, отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено, считает возможным признать административное правонарушение малозначительным и прекратить административное дело по данному основанию.
Заявитель Шаблий Е.Ф. в судебном заседании доводы заявления о незаконности постановления о привлечении к административной ответственности поддержала. Дополнительно пояснила, что она возглавляет отдел охраны окружающей среды Армянского филиала ООО «Титановые инвестиции», на нее в силу должностной инструкции возложена обязанность по оформлению документов на получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Об окончании срока действия разрешения на выбросы загрязняющих веществ и проблемах с оформлением нового разрешения она устно докладывала директору по промышленной безопасности предприятия Товстому С.С., который предложил обсудить этот вопрос на совещании директоров. Впоследствии ей стало известно, что данный вопрос обсуждался, о чем свидетельствуют протоколы заседаний, но никаких эффективных мер не было принято. Она участия в этих совещаниях не принимала. Предприятие в период с 30.06.2017 года по 21.01.2018 года производственную деятельность осуществляло, не имея разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании старший государственный инспектор Республики Крым Войников В.Д. возражал против удовлетворения заявления Шаблий Е.Ф. Пояснил, что постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности вынесено законно и обоснованно. В ходе производства по административному делу вина Шаблий Е.Ф в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ установлена. При назначении наказания принималось во внимание отсутствие отягчающих обстоятельств, административный штраф назначен в минимальном размере.
Заслушав заявителя Шаблий Е.Ф., старшего государственного инспектора Республики Крым, исследовав материалы по заявлению, материалы административного дела Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и вправе проверить дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ срок подачи жалобы Шаблий Е.Ф. не пропущен.
В соответствии с ч. 2 ст. 23.29 КоАП РФ уполномочивает старшего государственного инспектора по Республике Крым Войникова В.Д. рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.21 КоАП РФ.
Таким образом, постановление в отношении начальника отдела охраны окружающей среды Армянского филиала ООО «Титановые инвестиции» Шаблий Е.Ф. вынесено уполномоченным должностным лицом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Административная ответственность по ст. 8.21 КоАП РФ наступает за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
Согласно акту Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 25 июля 2018 года № 12/09 в филиале ООО «Титановые Инвестиции» проведена проверка, выявлены нарушения обязательных требований природоохранного законодательства, а именно: установлен факт выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в период с 01.07.2017 по 22.01.2018 без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Срок ранее полученного Обществом разрешения на выброс вредных веществ истек 30.06.2017 года.
На момент проверки разрешение на выброс отсутствует, данный факт не оспаривает заявитель Шаблий Е.Ф.
Согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно должностной инструкции, утвержденной директором Армянского филиала ООО «Титановые инвестиции» 18 марта 2015 года Шаблий Е.Ф. является начальником отдела охраны окружающей среды Армянского филиала ООО «Титановые инвестиции», обладает организационно – распорядительными и административно – хозяйственными функциями в Обществе. Пунктом 2.8 должностной инструкции на нее возложена обязанность по обеспечению своевременного получения (продление) разрешительных и иных документов, необходимых для осуществления природопользования.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, старшим государственным инспектором Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым правомерно вынесено постановление в отношении начальника отдела охраны окружающей среды Армянского филиала ООО «Титановые инвестиции» Шаблий Е.Ф.
Виновность в совершении административного правонарушения Шаблий Е.Ф. оспаривается, со ссылкой на препятствия, связанные с оформлением документов. Однако данные доводы заявителя суд оценивает как несостоятельные. Материалами административного дела действительно подтверждается, что заявитель неоднократно обращалась в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, начиная с 24.04.2017 года, с заявлением и документами для оформления разрешения на выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ, однако из этих же документов следует, что разрешение не выдано в срок в связи недостатками допущенными должностным лицом при их оформлении. Кроме того, оформлением документов начали заниматься только 24.04.2017 года, то есть за два месяца до истечения срока предыдущего разрешения. Заявитель должна была понимать, что такой короткий промежуток времени является явно недостаточным для оформления документов, учитывая количество стационарных объектов на предприятии, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ и объем требований предъявляемых к документам.
Доказательств, опровергающих факт нарушения начальником отдела охраны окружающей среды Армянского филиала ООО «Титановые инвестиции» Шаблий Е.Ф. требований, установленных Федеральным законом № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» не представлено.
Вина должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ подтверждается актом проверки Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 25 июля 2018 года № 12/09, протоколом об административном правонарушении от 30 июля 2018 года № 003737/0327, объяснением Шаблий Е.Ф. Данным доказательствам дана надлежащая оценка.
Совокупность приведенных выше доказательств позволяет сделать вывод о наличии в действиях начальником отдела охраны окружающей среды Армянского филиала ООО «Титановые инвестиции» Шаблий Е.Ф. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При назначении наказания при вынесении постановления № 003737/0327 от 07 августа 2018 года должностным лицом принималось во внимание отсутствие отягчающих обстоятельств, административный штраф назначен в минимальном размере.
Согласно ч. 1,2 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ при назначении наказания необходимо учитывать, не только факт причинения вреда охраняемому законом объекту, но и факт возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. ООО «Титановые инвестиции» осуществляет производственную деятельность, характер которой связан с выбросами в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Осуществление этой деятельности без разрешения на выброс загрязняющих веществ, то есть без контроля со стороны органов исполнительной власти не допускается, так как создает явную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По этому же основанию суд считает, что административное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Таким образом, при вынесении постановления старшего государственного инспектора Республики Крым от 07.08.2017 года в отношении Шаблий Е.Ф., которым она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей, существенных нарушений процессуальных норм и норм материального права, а так же прав лица, привлекаемого к административной ответственности не допущено, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Заявление начальника отдела охраны окружающей среды Армянского филиала ООО «Титановые инвестиции» Шаблий Е.Ф. оставить без удовлетворения, а постановление заместителя начальника управления экологического надзора Северо-Крымского региона, заведующего отделом экологического надзора Перекопского региона, старшего государственного инспектора Республики Крым Войникова В.Д. от 07.08.2018 года № 003737/0327 без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Армянский городской суд Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Т.Н. Феденева