РЕШЕНИЕ №2-201/18
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2018г.
Светловский городской суд Калининградской области в составе
Председательствующего судьи Братусь Т.А.
при секретаре Тиуновой О.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Урпина Олега Владимировича и Урпина Александра Владимировича к администрации МО «Светловский городской округ» о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности в порядке наследования,
Установил:
Истцы Урпин О.В. и Урпин А.В. обратились с иском к данному ответчику, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. умер их отец ФИО2. Они, как наследники по закону первой очереди, своевременно обратились к нотариусу и приняли часть наследства в виде квартиры по адресу: <адрес> земельных участков в <адрес> <адрес> и в <адрес> данное имущество ими были получены свидетельства о праве на наследство по закону, по 1/2 доли каждому.
Так как на земельном участке по адресу <адрес> отцом был построен жилой дом, но право на него не было зарегистрировано, поэтому дом не вошел в наследственную массу.
В настоящее время дом поставлен как объект на кадастровый учет.
Так как правообладателем земельного участка по <адрес> является умерший ФИО2; истцы(его сыновья) приняли часть наследственного имущества после смерти отца, поэтому считают, что фактически приняли и данное имущество-дом по указанному адресу.
Поэтому просят включить данное имущество в наследственную массу после смерти ФИО2, признать за каждым из них право собственности на это наследственное имущество, по 1/2 доли за каждым.
В судебном заседании истцы Урпин О.В. и Урпин А.В., представитель Даниелян Н.В., действующая на основании доверенности от 10.05.2018г. (л.д.44), на иске настаивали по изложенным в нем основаниям.
Представитель администрации МО «Светловский городской округ»(не возражали против заявленных требований-л.д.36) и нотариус Светловского нотариального округа Гордиевич Л.М. не присутствуют, извещены надлежащим образом(л.д.36,37).
Заслушав истцов Урпиных, представителя Даниелян Н.В., свидетеля ФИО9, исследовав материалы дела, оценив собранное по ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
По ч.1 ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу части 1 и 2 статьи 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом.
В соответствии с п.8 Постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2012 г. N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования. В случае, если требование о признании права собственности в порядке наследования заявлено наследником в течение срока принятия наследства, суд приостанавливает производство по делу до истечения указанного срока.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента.
Таким образом, закон связывает момент возникновения у наследника права собственности на наследственное имущество с моментом открытия наследства в случае, если наследство было принято в порядке и способами, установленными законом.
Согласно пункту 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, может выступать вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания).
Исходя из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГг. умер ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ(л.д.8), который является отцом истцов Урпина Александра Владимировича,ДД.ММ.ГГГГл.д.10) и Урпина Олега Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ.р.(л.д.45). В установленный законом срок истцы, как наследники первой очереди по закону, обратились с заявлениями к нотариусу Светловского нотариального округа Гордиевич Л.М.; приняли в равных долях наследство в виде: квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; земельного участка с <данные изъяты> в <адрес>» <адрес> <адрес> <адрес>; права пожизненно наследуемого владения земельного участка с <данные изъяты> по адресу: <адрес> на указанное имущество наследниками получены свидетельства о праве на наследство по закону, что подтверждено сведениями нотариуса от 28.04.2018г.(л.д.37). Иных наследников по закону, по завещанию к имуществу умершего наследодателя не имеется.
Исходя из кадастрового паспорта на земельный участок с <данные изъяты> по адресу: <адрес>, его разрешенное использование -для индивидуального жилого дома; правообладатель ФИО2(л.д.14). Сведениями Филиала ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области» подтверждено, что на указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом, площадью 148,2 кв.м.; дата постановки на кадастровый учет 29.11.2017г. (л.д.16).
На основании постановления администрации МО «СГО» № от 08.12.2017г. данному объекту недвижимости был присвоен адрес: <адрес>(л.д.13).
Установлено, что указанный выше жилой дом не вошел в наследственную массу после смерти ФИО2, так как был зарегистрирован как объект недвижимости уже после смерти наследодателя. Соответственно, за умершим ФИО2 не было зарегистрировано право собственности на данный объект.
Имеющимися в деле материалами, в том числе техническим паспортом на домовладение №г по <адрес> по состоянию на 1997г.(л.д.46), показаниями свидетеля ФИО9 суду подтверждено, что данный жилой дом был построен ФИО2 еще в 90-е годы; после его смерти указанным имуществом пользуются его сыновья Урпин О.В. и Урпин А.В., принявшие в равных долях иное наследственное имущество.
Так как суду документально подтверждено, что земельный участок с <данные изъяты> по адресу: <адрес>, разрешенное использование -для индивидуального жилого дома, был предоставлен наследодателю ФИО2, что подтверждено Решением Светловского горсовета народных депутатов № от 18.05.1988г.(л.д.22); право пожизненного наследуемого владения указанным земельным участком было включено в наследственную массу, на что истцами в равных долях 27.06.2017г. были получены свидетельства о праве на наследство по закону; на данном земельном участке умершим при жизни был возведен объект-жилой дом, которому присвоен адрес: <адрес>, <данные изъяты> поэтому суд считает, что данное имущество также является наследственным имуществом после смерти ФИО2; следовательно, оно подлежит включению в наследственную массу и за истцами Урпиным А.В. и Урпиным О.В. следует признать право общей долевой собственности на данное наследство, по 1/2 доли за каждым.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Урпина О.В. и Урпина А.В. - удовлетворить.
Включить в наследственную массу после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГг., индивидуальный жилой дом, <данные изъяты>, площадью 148,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Урпиным Александром Владимировичем и Урпиным Олегом Владимировичем в порядке наследования по закону право общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом, <данные изъяты>, площадью 148,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, по 1/2 доли за каждым, после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГг.
Решение может быть обжаловано в Калининградский облсуд чрез Светловский горсуд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения
Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2018г.
Судья Братусь Т.А.