РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2023 г. г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Томиловой М.И.,
при секретаре Кондратьевой И.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 63RS0030-01-2023-000644-61 (производство № 2а-1037/2023) по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Москалевой И.П о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Москалевой И.П. о взыскании недоимки по налогам и пени, в том числе:
- налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации: налог в размере 15411 руб., пеня в размере 649,3 руб.. штраф в размере 1541 руб.
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 614 руб., пеня в размере 2 руб.
- транспортный налог с физических лиц: налог в размере 4039 руб.. пеня в размере 13.13 руб.
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 204 руб., пеня в размере 0.66 руб.
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 89 руб., пеня в размере 0.29 руб.
- штрафы за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам): штраф в размере 2312 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что Москалева И.П. в заявленные административным истцом налоговые периоды имела в собственности следующие объекты недвижимости и транспортное средство: ... земельный участок, кадастровый номер 63:32:1501004:1405, .... земельный участок с кадастровым номером 63:32:0202001:811, Ставропольский район. с. Хрящевка, СНТ; квартира по адресу: ....
В связи с чем у Москалевой И.П. возникла обязанность по оплате в установленный законом срок транспортного налога, земельного налога и налога на имущество.
Межрайонная Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области надлежащим образом известила Москалеву И.П. о сумме и сроках уплаты налогов, посредством направления налогового уведомления от №45990117 от 01.09.2021г. об уплате налогов за 2020г.
В указанном налоговом уведомлении содержится полный расчет задолженности (в том числе: объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период, ставка налога, налоговые периоды).
Москалева И.П., являющаяся собственником объектов налогообложения, не уплатила в установленные сроки суммы налогов.
Также Москалевой ИП. не представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3 НДФЛ за 2020г., в связи с получением в дар недвижимого имущества от дарителя, не признающегося членом семьи и (или) близким родственником в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.
Кадастровая стоимость полученного в дар недвижимого имущества согласно сведениям Росреестра составила 118548 руб.
Сумма налога на доходы физических лиц к уплате за 2020г. по данным налогового органа составляет 15411 руб.
До настоящего времени по требованию налогового органа налоговая декларация 3-НДФЛ за 2020г. Москалевой И.П. не предоставлена и не уплачен исчисленный налог на доходы, что образует состав налогового праворушения, предусмотренного ст.122 НК РФ.
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области направила ответчику требования об уплате налога, пени, штрафа №68744 от 15.12.2021г., №8466 от 16.03.2022г., которые оставлены без исполнения.
В связи с неуплатой налогов в установленные сроки налогоплательщику начислены пени.
Мировым судьей судебного участка №108 Комсомольского судебного района г.Тольятти Самарской области 10.08.2022г. по заявлению налогового органа был вынесен судебный приказ о взыскании с Москалевой И.П. задолженности по налогам и пени, который судом 02.09.2022г. отменен.
Москалева И.П. по состоянию на день обращения налогового органа с иском в суд (21.02.2023г.) не исполнила обязанность, определенную в статьях 45, 69 Налогового кодекса Российской Федерации в срок, установленный в требованиях №68744 от 15.12.2021г., №8466 от 16.03.2022г., на общую сумму 24875,38 руб., которую истец просит взыскать с административного ответчика.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Москалева И.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения административного искового заявления, извещена надлежащим образом и заблаговременно, уважительной причины неявки суду не сообщила.
В соответствии с частью 1 статьи 96 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
В адрес административного ответчика заблаговременно направлено судом извещение о судебном заседании, извещение возвращено в суд с отметкой об истечении срока хранения в почтовой организации.
В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" извещение считается доставленным в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
При указанных выше обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Суд, исследовав материалы дела, считает административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ).
Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 и 3 п. 1 ст. 45 НК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика.
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В пункте 1 статьи 361 НК РФ определены налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362, пунктами 1, 3 статьи 363 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в 2020г. Москалевой И.П. принадлежало транспортное средство Лада Веста г/н А553УХ763.
Главой 32 НК РФ закреплено взыскание налога на имущество физических лиц, отнесенного к местным налогам и сборам.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машиноместо; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В 2020 г. Москалевой И.П. принадлежало следующее имущество: квартира по адресу: г. Тольятти, ул. Баныкина 21-184.
Главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации установлен земельный налог.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов), (статья 389 НК РФ)
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В 2020г. Москалевой И.П. принадлежали земельные участки: кадастровый номер 63:32:1501004:1405, Ставропольский район. с. Пискалы, СНТ «Природа» 2; кадастровый номер 63:32:0202001:811, Ставропольский район. с. Хрящевка, СНТ.
В связи с чем, Москалева И.П. обязана была в установленный законом срок оплатить налог на имущество, транспортный и земельный налоги.
Указанные налоги (транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц) подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 363, пункт 1 статьи 397, пункт 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации).
01.09.2021 года налоговым органом на имя Москалевой И.П. сформировано налоговое уведомление №45990117, в котором указано о необходимости в установленный законодательством срок уплатить за 2020г.: транспортный налог в размере 4039 руб., земельный налог – 89 руб., налог на имущество – 614 руб.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговым органом на имя Москалевой И.П. выставлено требование об уплате налога, пеней:
- по состоянию на 15.12.2021 года №68744, в данном требовании указывалось о необходимости уплатить недоимку и пени в срок до 18.01.2022г.
Однако вышеуказанное требование к установленному сроку не исполнено.
Налоговым кодексом Российской Федерации также закреплена обязанность налогоплательщиков уплачивать налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Объектом налогообложения налога на доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в силу положений статей 208 и 209 НК РФ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
Из пунктов 1, 3 статьи 210 НК РФ следует, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 данного кодекса (в размере 13 процентов), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 названного Кодекса, с учетом особенностей, установленных его главой 23.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
В соответствии с пунктом 18.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).
В соответствии с положениями статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на 2018 год) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.2 ст.228 НК РФ налогоплательщики, указанные в п.1 ст.228 Кодекса самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст.225 Кодекса.
Сумма налога по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговым ставкам, установленным статьей 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы.
В целях настоящего пункта при определении налоговой базы доходы налогоплательщика при получении в порядке дарения объекта недвижимого имущества принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащей применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровой стоимости этого объекта, определенной на дату его постановки на государственный кадастровый учет) (п.6 ст.214.10 НК РФ).
Актом камеральной проверки №6134 от 27.10.2021г., проведенной в отношении налогоплательщика Москалевой И.П. установлено, что последней в 2020г. получено в дар недвижимое имущество от дарителя, не признающегося членом семьи и (или) близким родственником одаряемого: земельный участок, кадастровый номер 63:32:0202001:811, площадью 600 кв.м., с кадастровой стоимостью 118548, дата государственной регистрации права 01.10.2020г.
В соответствии с п.1.2 ст.88 НК РФ в случае, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 228, пунктом 1 статьи 229 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка проводится в соответствии с настоящей статьей на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах.
При наличии обстоятельств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам.
При проведении в соответствии с абзацем первым настоящего пункта камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения.
Налогоплательщиком Москалевой И.П. в связи с получением в дар вышеуказанного недвижимого имущества налоговая декларация по форме 3НДФЛ за 2020г. к установленному законодательством сроку в налоговый орган представлена не была, налог на доход физических лиц в размере, соответственно, не уплачен.
Налоговым органом в соответствии со ст.88 НК РФ Мавроди А.В. было направлено требование №8719 от 27.08.2021г. о предоставлении пояснений или предоставления налоговой декларации 3 НДФЛ за 2020г., которое оставлено без исполнения.
Таким образом, в срок не позднее 15.07.2022г., следующего за истекшим сумма налога на доходы физических лиц административным ответчиком не уплачена.
Согласно п.1 ст.122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение от 10.01.2022г. о привлечении Москалевой И.П. к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации - за неуплату налога в виде штрафа (с учетом смягчающих вину обстоятельств) в размере 1541 руб., на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации - за непредставление налоговой декларации в установленный срок в виде штрафа (с учетом смягчающих вину обстоятельств) в размере 2312 руб.
В соответствии с п.3 ст.214.10 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по представлению в налоговый орган в установленный срок налоговой декларации в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, и проведения в соответствии с абзацем первым пункта 1.2 статьи 88 настоящего Кодекса камеральной налоговой проверки налоговый орган на основе имеющихся у него документов (сведений) о таком налогоплательщике и указанных доходах исчисляет сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом и пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
особенностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Вышеуказанным решением налоговым органом Москалевой И.П. предложено уплатить налог на доходы физических лиц за 2020 год в размере 15411 руб., соответствующие штрафы по налогу на доходы физических лиц в размере 3853 руб., пени – 649,3 руб.
Решение вступило в законную силу и не было отменено в установленном законом порядке.
В соответствии с п.2 ст.70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пункт 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации относит пени к одному из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу абзаца 1 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку Москалевой И.П. несвоевременно и не в полном объеме была оплачена задолженность по начисленным налогам ей налоговым органом обоснованно начислены пени, размер которых подтверждается представленным в материалы дела расчетом.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из административного дела № 2а-2574/2020 года, истребованного у мирового судьи судебного участка № 108 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области, следует, что 10.08.2022 года МИ ФНС № 23 Самарской области обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Москалевой И.П. о взыскании обязательных платежей и санкций по вышеназванным требованиям.
10.08.2022 года мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с Москалевой И.П. недоимки и пени, который определением мирового судьи от 02.09.2022 года был отменен.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, и в данном случае указанные сроки налоговым органом соблюдены.
В рассматриваемом деле с заявлением на выдачу судебного приказа и после его отмены с иском в суд налоговый орган обратился в установленные законом сроки.
Сумма недоимки Москалевой И.П. по налогам и пени превысила 10000 руб. при выставлении ей налоговым органом требования №8466 от 16.03.2022г., со сроком исполнения до 05.05.2022г. Таким образом, срок для обращения в суд с заявлением о взыскании с Москалевой И.П. недоимки истек – 05.11.2022г. (05.05.2022г. +6 мес.).
С заявлением о выдачи судебного приказа налоговый орган к мировому судье обратился 10.08.2022г., с исковым заявлением после отмены судебного приказа – 21.02.2023г.
Таким образом, налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налогов, а также пени, в связи с чем, подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административное исковое требование в течение шести месяцев с момента отмены последнего, что соответствует нормам, установленным статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки требованиям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик после ознакомления с материалами административного дела и в ходе его рассмотрения в суд доказательств уплаты законно начисленных налогов за спорный период не представил, что является правовым основанием для взыскания с него задолженности по налогам за указанные налоговые периоды в судебном порядке.
С учетом вышеизложенного, изучив материалы дела, представленный административным истцом расчет налогов и пени, суд, приходит к выводу о правомерности и обоснованности требований административного истца о взыскании с Москалевой И.П. заявленных недоимки по налогам и пени.
Наличие задолженности Москалевой И.П. перед бюджетом также подтверждается карточкой расчетов по налогам и сборам, в которой отражены все внесенные налогоплательщиком суммы налогов за конкретные периоды.
На момент рассмотрения настоящего дела действия налогового органа по формированию налогового уведомления №45990117 от 01.09.2021 г. в части расчета размера налогов на имущество физических лиц, земельного и транспортного налога, исходя из налоговой базы в отношении указанных объектов недвижимости и транспортных средств, в установленном законом порядке не оспорены.
Таким образом, поскольку Москалева И.П. не исполнила установленную законом обязанность по уплате налогов, с нее в пользу МИФНС России № 23 по Самарской области подлежит взысканию недоимка и пени в общей сумме 24875,38 руб., которая подтверждена документально и не оспорена ответчиком.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в связи с чем, с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 946,26 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180,290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области удовлетворить.
Взыскать с Москалевой И.П в пользу Межрайонной ИНФС России № 23 по Самарской области недоимку по налогам и пени в общей сумме 24875,38 руб., в том числе:
- налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации: налог в размере 15411 руб., пеня в размере 649,3 руб., штраф в размере 1541 руб.;
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 614 руб., пеня в размере 2 руб.
- транспортный налог с физических лиц: налог в размере 4039 руб., пеня в размере 13.13 руб.;
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 204 руб., пеня в размере 0.66 руб.;
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 89 руб., пеня в размере 0.29 руб.
- штрафы за налоговые правонарушения, установленные главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам): штраф в размере 2312 руб.
Взыскать с Москалевой И.П в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 946,26 руб.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 25.05.2023 г.
Судья М.И.Томилова
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2023 г. г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Томиловой М.И.,
при секретаре Кондратьевой И.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 63RS0030-01-2023-000644-61 (производство № 2а-1037/2023) по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Москалевой Ирине Павловне о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Москалевой И.П. о взыскании недоимки по налогам и пени, в том числе:
- налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации: налог в размере 15411 руб., пеня в размере 649,3 руб.. штраф в размере 1541 руб.
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 614 руб., пеня в размере 2 руб.
- транспортный налог с физических лиц: налог в размере 4039 руб.. пеня в размере 13.13 руб.
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 204 руб., пеня в размере 0.66 руб.
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 89 руб., пеня в размере 0.29 руб.
- штрафы за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам): штраф в размере 2312 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что Москалева И.П. в заявленные административным истцом налоговые периоды имела в собственности следующие объекты недвижимости и транспортное средство: Лада Веста г/н А553УХ763; земельный участок, кадастровый номер 63:32:1501004:1405, Ставропольский район, с. Пискалы, СНТ «Природа» 2; земельный участок с кадастровым номером 63:32:0202001:811, Ставропольский район. с. Хрящевка, СНТ; квартира по адресу: г. Тольятти, ул. Баныкина 21-184.
В связи с чем у Москалевой И.П. возникла обязанность по оплате в установленный законом срок транспортного налога, земельного налога и налога на имущество.
Межрайонная Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области надлежащим образом известила Москалеву И.П. о сумме и сроках уплаты налогов, посредством направления налогового уведомления от №45990117 от 01.09.2021г. об уплате налогов за 2020г.
В указанном налоговом уведомлении содержится полный расчет задолженности (в том числе: объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период, ставка налога, налоговые периоды).
Москалева И.П., являющаяся собственником объектов налогообложения, не уплатила в установленные сроки суммы налогов.
Также Москалевой ИП. не представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3 НДФЛ за 2020г., в связи с получением в дар недвижимого имущества от дарителя, не признающегося членом семьи и (или) близким родственником в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.
Кадастровая стоимость полученного в дар недвижимого имущества согласно сведениям Росреестра составила 118548 руб.
Сумма налога на доходы физических лиц к уплате за 2020г. по данным налогового органа составляет 15411 руб.
До настоящего времени по требованию налогового органа налоговая декларация 3-НДФЛ за 2020г. Москалевой И.П. не предоставлена и не уплачен исчисленный налог на доходы, что образует состав налогового праворушения, предусмотренного ст.122 НК РФ.
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области направила ответчику требования об уплате налога, пени, штрафа №68744 от 15.12.2021г., №8466 от 16.03.2022г., которые оставлены без исполнения.
В связи с неуплатой налогов в установленные сроки налогоплательщику начислены пени.
Мировым судьей судебного участка №108 Комсомольского судебного района г.Тольятти Самарской области 10.08.2022г. по заявлению налогового органа был вынесен судебный приказ о взыскании с Москалевой И.П. задолженности по налогам и пени, который судом 02.09.2022г. отменен.
Москалева И.П. по состоянию на день обращения налогового органа с иском в суд (21.02.2023г.) не исполнила обязанность, определенную в статьях 45, 69 Налогового кодекса Российской Федерации в срок, установленный в требованиях №68744 от 15.12.2021г., №8466 от 16.03.2022г., на общую сумму 24875,38 руб., которую истец просит взыскать с административного ответчика.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Москалева И.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения административного искового заявления, извещена надлежащим образом и заблаговременно, уважительной причины неявки суду не сообщила.
В соответствии с частью 1 статьи 96 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
В адрес административного ответчика заблаговременно направлено судом извещение о судебном заседании, извещение возвращено в суд с отметкой об истечении срока хранения в почтовой организации.
В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" извещение считается доставленным в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
При указанных выше обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Суд, исследовав материалы дела, считает административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ).
Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 и 3 п. 1 ст. 45 НК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика.
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В пункте 1 статьи 361 НК РФ определены налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362, пунктами 1, 3 статьи 363 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в 2020г. Москалевой И.П. принадлежало транспортное средство Лада Веста г/н А553УХ763.
Главой 32 НК РФ закреплено взыскание налога на имущество физических лиц, отнесенного к местным налогам и сборам.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машиноместо; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В 2020 г. Москалевой И.П. принадлежало следующее имущество: квартира по адресу: г. Тольятти, ул. Баныкина 21-184.
Главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации установлен земельный налог.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов), (статья 389 НК РФ)
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В 2020г. Москалевой И.П. принадлежали земельные участки: кадастровый номер 63:32:1501004:1405, Ставропольский район. с. Пискалы, СНТ «Природа» 2; кадастровый номер 63:32:0202001:811, Ставропольский район. с. Хрящевка, СНТ.
В связи с чем, Москалева И.П. обязана была в установленный законом срок оплатить налог на имущество, транспортный и земельный налоги.
Указанные налоги (транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц) подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 363, пункт 1 статьи 397, пункт 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации).
01.09.2021 года налоговым органом на имя Москалевой И.П. сформировано налоговое уведомление №45990117, в котором указано о необходимости в установленный законодательством срок уплатить за 2020г.: транспортный налог в размере 4039 руб., земельный налог – 89 руб., налог на имущество – 614 руб.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговым органом на имя Москалевой И.П. выставлено требование об уплате налога, пеней:
- по состоянию на 15.12.2021 года №68744, в данном требовании указывалось о необходимости уплатить недоимку и пени в срок до 18.01.2022г.
Однако вышеуказанное требование к установленному сроку не исполнено.
Налоговым кодексом Российской Федерации также закреплена обязанность налогоплательщиков уплачивать налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Объектом налогообложения налога на доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в силу положений статей 208 и 209 НК РФ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
Из пунктов 1, 3 статьи 210 НК РФ следует, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 данного кодекса (в размере 13 процентов), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 названного Кодекса, с учетом особенностей, установленных его главой 23.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
В соответствии с пунктом 18.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).
В соответствии с положениями статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на 2018 год) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.2 ст.228 НК РФ налогоплательщики, указанные в п.1 ст.228 Кодекса самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст.225 Кодекса.
Сумма налога по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговым ставкам, установленным статьей 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы.
В целях настоящего пункта при определении налоговой базы доходы налогоплательщика при получении в порядке дарения объекта недвижимого имущества принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащей применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровой стоимости этого объекта, определенной на дату его постановки на государственный кадастровый учет) (п.6 ст.214.10 НК РФ).
Актом камеральной проверки №6134 от 27.10.2021г., проведенной в отношении налогоплательщика Москалевой И.П. установлено, что последней в 2020г. получено в дар недвижимое имущество от дарителя, не признающегося членом семьи и (или) близким родственником одаряемого: земельный участок, кадастровый номер 63:32:0202001:811, площадью 600 кв.м., с кадастровой стоимостью 118548, дата государственной регистрации права 01.10.2020г.
В соответствии с п.1.2 ст.88 НК РФ в случае, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 228, пунктом 1 статьи 229 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка проводится в соответствии с настоящей статьей на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах.
При наличии обстоятельств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам.
При проведении в соответствии с абзацем первым настоящего пункта камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения.
Налогоплательщиком Москалевой И.П. в связи с получением в дар вышеуказанного недвижимого имущества налоговая декларация по форме 3НДФЛ за 2020г. к установленному законодательством сроку в налоговый орган представлена не была, налог на доход физических лиц в размере, соответственно, не уплачен.
Налоговым органом в соответствии со ст.88 НК РФ Мавроди А.В. было направлено требование №8719 от 27.08.2021г. о предоставлении пояснений или предоставления налоговой декларации 3 НДФЛ за 2020г., которое оставлено без исполнения.
Таким образом, в срок не позднее 15.07.2022г., следующего за истекшим сумма налога на доходы физических лиц административным ответчиком не уплачена.
Согласно п.1 ст.122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение от 10.01.2022г. о привлечении Москалевой И.П. к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации - за неуплату налога в виде штрафа (с учетом смягчающих вину обстоятельств) в размере 1541 руб., на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации - за непредставление налоговой декларации в установленный срок в виде штрафа (с учетом смягчающих вину обстоятельств) в размере 2312 руб.
В соответствии с п.3 ст.214.10 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по представлению в налоговый орган в установленный срок налоговой декларации в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, и проведения в соответствии с абзацем первым пункта 1.2 статьи 88 настоящего Кодекса камеральной налоговой проверки налоговый орган на основе имеющихся у него документов (сведений) о таком налогоплательщике и указанных доходах исчисляет сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом и пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
особенностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Вышеуказанным решением налоговым органом Москалевой И.П. предложено уплатить налог на доходы физических лиц за 2020 год в размере 15411 руб., соответствующие штрафы по налогу на доходы физических лиц в размере 3853 руб., пени – 649,3 руб.
Решение вступило в законную силу и не было отменено в установленном законом порядке.
В соответствии с п.2 ст.70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пункт 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации относит пени к одному из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу абзаца 1 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку Москалевой И.П. несвоевременно и не в полном объеме была оплачена задолженность по начисленным налогам ей налоговым органом обоснованно начислены пени, размер которых подтверждается представленным в материалы дела расчетом.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из административного дела № 2а-2574/2020 года, истребованного у мирового судьи судебного участка № 108 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области, следует, что 10.08.2022 года МИ ФНС № 23 Самарской области обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Москалевой И.П. о взыскании обязательных платежей и санкций по вышеназванным требованиям.
10.08.2022 года мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с Москалевой И.П. недоимки и пени, который определением мирового судьи от 02.09.2022 года был отменен.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, и в данном случае указанные сроки налоговым органом соблюдены.
В рассматриваемом деле с заявлением на выдачу судебного приказа и после его отмены с иском в суд налоговый орган обратился в установленные законом сроки.
Сумма недоимки Москалевой И.П. по налогам и пени превысила 10000 руб. при выставлении ей налоговым органом требования №8466 от 16.03.2022г., со сроком исполнения до 05.05.2022г. Таким образом, срок для обращения в суд с заявлением о взыскании с Москалевой И.П. недоимки истек – 05.11.2022г. (05.05.2022г. +6 мес.).
С заявлением о выдачи судебного приказа налоговый орган к мировому судье обратился 10.08.2022г., с исковым заявлением после отмены судебного приказа – 21.02.2023г.
Таким образом, налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налогов, а также пени, в связи с чем, подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административное исковое требование в течение шести месяцев с момента отмены последнего, что соответствует нормам, установленным статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки требованиям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик после ознакомления с материалами административного дела и в ходе его рассмотрения в суд доказательств уплаты законно начисленных налогов за спорный период не представил, что является правовым основанием для взыскания с него задолженности по налогам за указанные налоговые периоды в судебном порядке.
С учетом вышеизложенного, изучив материалы дела, представленный административным истцом расчет налогов и пени, суд, приходит к выводу о правомерности и обоснованности требований административного истца о взыскании с Москалевой И.П. заявленных недоимки по налогам и пени.
Наличие задолженности Москалевой И.П. перед бюджетом также подтверждается карточкой расчетов по налогам и сборам, в которой отражены все внесенные налогоплательщиком суммы налогов за конкретные периоды.
На момент рассмотрения настоящего дела действия налогового органа по формированию налогового уведомления №45990117 от 01.09.2021 г. в части расчета размера налогов на имущество физических лиц, земельного и транспортного налога, исходя из налоговой базы в отношении указанных объектов недвижимости и транспортных средств, в установленном законом порядке не оспорены.
Таким образом, поскольку Москалева И.П. не исполнила установленную законом обязанность по уплате налогов, с нее в пользу МИФНС России № 23 по Самарской области подлежит взысканию недоимка и пени в общей сумме 24875,38 руб., которая подтверждена документально и не оспорена ответчиком.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в связи с чем, с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 946,26 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180,290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области удовлетворить.
Взыскать с Москалевой Ирины Павловны в пользу Межрайонной ИНФС России № 23 по Самарской области недоимку по налогам и пени в общей сумме 24875,38 руб., в том числе:
- налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации: налог в размере 15411 руб., пеня в размере 649,3 руб., штраф в размере 1541 руб.;
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 614 руб., пеня в размере 2 руб.
- транспортный налог с физических лиц: налог в размере 4039 руб., пеня в размере 13.13 руб.;
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 204 руб., пеня в размере 0.66 руб.;
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 89 руб., пеня в размере 0.29 руб.
- штрафы за налоговые правонарушения, установленные главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам): штраф в размере 2312 руб.
Взыскать с Москалевой Ирины Павловны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 946,26 руб.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 25.05.2023 г.
Судья М.И.Томилова