Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1140/2020 ~ М-237/2020 от 15.01.2020

Дело № 2-1140/9/2020 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2020 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску Диброва Н.И. к федеральному казенному учреждению «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия» о взыскании денежных средств,

установил:

Дибров Н.И. (далее – истец) обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к федеральному казенному учреждению «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия» (далее – ФГКУ «ОВО ВНГ России по РК», ответчик) о взыскании 147533 руб. 27 коп., в том числе: 83789 руб. 20 коп. – задолженность по ежемесячной поощрительной выплате за особые достижения в службе за период с 01.04.2018 по 17.12.2019, 13744 руб. 07 коп. – денежная компенсация за задержку заработной платы и других выплат, 50000 руб. 00 коп. – компенсация морального вреда.

В последующем истец исковые требования неоднократно изменял, окончательно просил взыскать 147533 руб. 27 коп., в том числе: 83789 руб. 20 коп. – задолженность по ежемесячной поощрительной выплате за особые достижения в службе за период с 01.04.2018 по 17.12.2019, 15614 руб. 54 коп. – денежная компенсация за задержку заработной платы и других выплат, 50000 руб. 00 коп. – компенсация морального вреда. Изменение иска было принято на основании определения суда.

В качестве третьего лица было привлечено Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия (далее – Управление Росгвардии по Республике Карелия).

В судебном заседании истец Дибров Н.И. требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске и в письменных доводах стороны истца. Он считает, что срок давности начал течь с момента увольнения истца, или же с даты, когда работодатель отказал в поощрительной выплате после обращения истца. В апреле 2018 года ему перестали выплачивать спорную надбавку. Действия работодателя он ранее не оспаривал.

Представитель ФГКУ «ОВО ВНГ России по РК» Терентьева М.В. с исковыми требования не согласилась. Она считает, что истец пропустил срок для обращения в суд за разрешением спора. Срок предусмотрен не трудовым законодательством, а специальной нормой Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Истец знал о нарушенном праве в первый месяц, когда ему перестали выплачивать поощрительную выплату. В исковой период с такими заявлениями не обращался. Правовых оснований для назначения такой выплаты не имелось, что и было разъяснено вышестоящим руководством.

Представитель Управления Росгвардии по Республике Карелия Шахник С.Г. поддержал позицию стороны ответчика, считает, что истцом пропущен срок для обращения в суд, так как о нарушенном праве он узнал в первый месяц, когда ему не была выплачена поощрительная надбавка. Это произошло в апреле 2018 года. Уважительных причин для пропуска срока нет. Правоприменительная практика по аналогичному вопросу изложена в Определении ВС РК от 30.11.2015 № 45-КГ15-17. Кроме того, истец и не имел права на получение такой выплаты, а ранее ему она была установлена ошибочно.

Подробные позиции сторон и третьего лица изложены в письменных доводах, представленных в материалы дела.

Заслушав объяснения сторон и третьего лица, исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Дибров Н.И. ранее являлся сотрудником Росгвардии, в спорный период занимал должность <данные изъяты>, имеет специальное звание – майор полиции. На основании приказа от 12.12.2019 № 313 л/с он был уволен со службы в Росгвардии по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

В период прохождения службы на основании приказа врио начальника отдела Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по РК от 12.12.2017 № 256 л/с истцу, как и иным сотрудникам, были установлены ежемесячные надбавки и выплаты. В частности, истцу была установлена поощрительная выплата в размере 20% от должностного оклада особые достижения в службе. Её размер составлял 4056 руб. 00 коп. в месяц.

При получении ежемесячного денежного довольствия за апрель 2018 года истец обнаружил, что указанную выплату ему перестали начислять и выплачивать. Работодатель сослался на указание ФГКУ «ОВО ФНГ России по РК».

17.10.2019 истец обращался к руководителю с требованием выплатить задолженность, но письмом от 06.11.2019 ему было отказано, так как она не положена по занимаемой истцом должности.

Прекращение выплаты с апреля 2018 года ответчик и третье лицо пояснили тем, что от первого заместителя директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации ФИО9 16.03.2018 поступила телеграмма, в которой содержались разъяснения по вопросам назначения поощрительных выплат. Работодатель понял, что ранее истцу, как и другим сотрудникам, занимающим определенные должности, спорная выплата была установлена неправильно, перестал её начислять и выплачивать с апреля 2018 года.

В день увольнения истцу не была выплачена указанная поощрительная выплата, поэтому Дибров Н.И. 15.01.2020 обратился в суд с иском о защите своих прав.

Поскольку истец проходил службу в органах национальной гвардии, правоотношения между сторонами, возникшие в результате прохождения службы, регулируются специальными нормативными актами: Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закона о службе в органах внутренних дел), Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции), Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 247-ФЗ), «Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации», утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее – Указ № 510) и других, а также Трудовым кодексом Российской Федерации в той части, в какой они не урегулированы вышеперечисленными специальными нормативными актами.

Пункт 3 Указа № 510 устанавливает, что в войсках национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о военной службе вводятся воинские должности, в соответствии с законодательством Российской Федерации о службе в органах внутренних дел Российской Федерации - должности сотрудников, имеющих специальные звания полиции, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации - должности федеральных государственных гражданских служащих, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации - должности работников.

Подпункт 5 пункта 21 «Порядка обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат», утвержденного Приказом Росгвардии от 26.09.2017 № 406 (далее – Порядок), предусматривает, что поощрительные выплаты за особые достижения в службе устанавливаются сотрудникам в процентах от должностного оклада в следующих размерах:

замещающим должности:

а) заместителя командующего округом войск национальной гвардии, - 50;

б) начальника территориального органа Росгвардии, - 50;

в) начальника федерального казенного учреждения войск национальной гвардии, федерального государственного казенного учреждения вневедомственной охраны войск национальной гвардии, - 40;

г) заместителя начальника территориального органа Росгвардии, - 40;

д) заместителя начальника федерального казенного учреждения войск национальной гвардии, федерального государственного казенного учреждения вневедомственной охраны войск национальной гвардии, - 30;

е) заместителя начальника отдела, им равные и выше в центральном аппарате Росгвардии, органе управления оперативно-территориального объединения войск национальной гвардии, территориальном органе Росгвардии, подразделении (органе) (за исключением строевых подразделений) и организации войск национальной гвардии, - 20;

ж) начальника управления (отдела) собственной безопасности, начальника финансового отдела, начальника отдела правовой работы, начальника отдела кадров в органе управления оперативно-территориального объединения войск национальной гвардии (за исключением должностей, указанных в подпункте «з» настоящего подпункта), - 50;

з) начальника управления (отдела) собственной безопасности, начальника финансового отдела, начальника отдела правовой работы, начальника отдела кадров в управлениях Центрального и Северо-Западного округов войск национальной гвардии, - 30;

В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона о службе в органах внутренних дел должность в органах внутренних дел считается равнозначной, если для нее предусмотрены специальное звание и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по прежней должности в органах внутренних дел.

Подразделение, в котором проходил службу истец, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» включено в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Штатным расписанием, утвержденным приказом Росгвардии от 30.09.2016 № 14, предусмотрено, что должности начальника районного ОВО, которую занимал истец, соответствует специальное звание «майор полиции» и должностной оклад – 30 тарифный разряд.

Как следует из материалов дела, истец выразил согласие на назначение на должность начальника Кемского ОВО – филиала ФГКУ «ОВО ВНГ России по РК» с заключением контракта на неопределенный срок с оплатой по 30 тарифному разряду. Таким образом, истцу спорная выплата, предусмотренная подпунктом «е» подпунктом 5 пункта 21 Порядка, не могла быть установлена, поскольку его должность не соответствует той должности, при которой устанавливается такая поощрительная выплата.

Об этом и было разъяснено в телеграмме, на которую ссылаются ответчик и третье лицо. Ответчик, принимая меры по устранению нарушений, прекратил начисление и выплату поощрительной надбавки, назначенной ранее необоснованно. То обстоятельство, что ранее (до апреля 2018 года) истцу выплачивалось соответствующее поощрение, не является основанием для признания действий работодателя по прекращению таких выплат незаконным и для удовлетворения иска, так как истцу производились соответствующие выплаты необоснованно. Суд не может взыскать в пользу истца поощрительные выплаты, которые не положены ему по занимаемой должности.

Сторона ответчика заявила о пропуске истцом срока для обращения в суд, рассматривая эти доводы и контрдоводы стороны истца, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о службе в органах внутренних дел регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Законом о полиции и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере органов внутренних дел.

В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (часть 2 статьи 3 Закона о службе в органах внутренних дел).

В соответствии с частью 4 статьи 72 Закона о службе в органах внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Частью 5 статьи 72 названного Федерального закона предусмотрено, что в случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных частью 4 настоящей статьи, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 28.02.2019 № 465-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина М.В. на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 72 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотренный частью 4 статьи 72 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением служебного спора (за исключением споров, связанных с увольнением со службы в органах внутренних дел) направлен на достижение оптимального согласования интересов сторон служебных правоотношений. Сам по себе этот срок не может быть признан неразумным и несоразмерным, поскольку направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав сотрудника органов внутренних дел и является достаточным для обращения в суд. Лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в указанный срок по уважительным причинам, предоставляется возможность восстановить этот срок в судебном порядке.

При этом закрепление в части второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации правила о том, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм (в том числе в случае возникновения такого спора при увольнении работника), представляет собой установление специального срока для защиты права на оплату труда для граждан, работающих по трудовому договору, и само по себе не предполагает обязательного установления аналогичных норм в отношении лиц, занятых профессиональной деятельностью, связанной с осуществлением публичных функций, в том числе сотрудников органов внутренних дел.

В соответствии с частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

В соответствии с частью 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федераци» (далее – Постановление № 2) разъяснено, что исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

Истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является согласно статьям 152 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием к вынесению судом решения об отказе в иске, в этом случае фактические обстоятельства спора не исследуются.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что положения статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации конкретизируют положения части 4 статьи 37 Конституции Российской Федерации о признании права на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения; сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренные данной нормой, направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника; своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника (определение от 16.12.2010 № 1722-О-О). Такой срок, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, не может быть признан неразумным и несоразмерным; установленные данной статьей сокращенные сроки для обращения в суд и правила их исчисления направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на своевременную оплату труда, и по своей продолжительности этот срок является достаточным для обращения в суд (определения от 12.07.2005 № 312-О, от 15.11.2007 № 728-О-О, от 21.02.2008 № 73-О-О).

Согласно статье 199 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности, при этом, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, а истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В силу требований статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

Истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является согласно статьям 152 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием к вынесению судом решения об отказе в иске, в этом случае фактические обстоятельства спора не исследуются.

Суд приходит к выводу о том, что специальный срок исковой давности по требованиям сотрудников о взыскании заработной платы, которая им не начислялась, исчисляется с момента, когда работник узнал о том, что оспариваемая часть заработной платы ему не начислена, а, следовательно, и не будет выплачена, то есть с момента получения соответствующего расчетного листка или неоспариваемой части заработной платы.

Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что выплата денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 15 по 20 число.

Следовательно, истцу было известно о произведенной оплате труда и ее составляющих не позднее 20 числа каждого текущего месяца, в том числе и за апрель 2018 года. Длящийся характер правоотношений имеет место в отношении начисленного, но не выплаченного денежного довольствия, однако начисление спорных сумм не производилось.

Судом не принимается довод истца о том, что срок давности следует исчислять с момента отказа в выплате по рапорту сотрудника либо с момента увольнения, когда с работником должен быть произведен окончательный расчет. По мнению суда, о нарушенном праве истец узнал в первый месяц, когда ему не была выплачена поощрительная выплата за апрель 2018 года. Об этом он с достаточной достоверностью и несомненностью ежемесячно узнавал из расчетных листков, из денежных средств, перечисленных на его счет, у него не имелось препятствий для обращения к работодателю с заявлением о неправильном начислении заработной платы в части невыплаты надбавки.

Правоприменительная практика относительно определения момента, когда сотрудник узнал о нарушенном праве, отражена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2015 № 45-КГ15-17. Данный правоприменительный подход не изменялся.

Правовых оснований для применения годичного срока на обращение в суд в данном деле не имеется (см. в т. ч. Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 16.12.2019 по делу № 88-1179/2019 и др.).

Истцом пропущен без уважительных причин установленный законом трехмесячный срок обращения в суд за защитой нарушенного права. О нарушении своих прав на выплату поощрительной выплаты ему должно было быть известно при получении каждой причитающейся ежемесячной выплаты, так как он ежемесячно получал расчетные листки, в которых отсутствовали сведения о такой выплате. По этим причинам он не был лишен возможности обратиться с соответствующим рапортом к ответчику о начислении спорной выплаты или в суд с соответствующим иском. Доказательств уважительности причин пропуска срока не представлено. Имеющиеся в материалах дела сведения о лечении истца выходят за пределы искового периода.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, в связи с чем принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В связи с отказом в удовлетворении основного требования, не подлежат удовлетворению и производные требования о взыскании денежной компенсации за задержку заработной платы и других выплат, компенсации морального вреда.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия

решил:

В удовлетворении исковых требований Диброва Н.И. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья П.А. Малыгин

Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2020 года.

2-1140/2020 ~ М-237/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дибров Николай Игоревич
Ответчики
ФГКУ "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия"
Другие
Управление Росгвардии по Республике Карелия
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Малыгин П.А.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
15.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.01.2020Передача материалов судье
15.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.02.2020Предварительное судебное заседание
11.03.2020Судебное заседание
16.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.05.2020Дело оформлено
26.05.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее