Решение в окончательной форме изготовлено 23 ноября 2015 года
(с учетом выходных дней)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2015 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Бохолдиной Е.Г.
при секретаре Гунченко В.Ю.
с участием представителя истца Киселевой В.С.
представителя ответчика Козловой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4332/2015 по иску Семыховой Т.Е. к товариществу собственников жилья «Нахимова 32» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Семыхова Т.Е. обратилась в суд с иском к товариществу собственников жилья «Нахимова 32» о защите прав потребителя.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Управление указанным домом с 01 июля 2014 года осуществляет ТСЖ «Нахимова 32», которое выставляет квитанции за услугу «Содержание и ремонт» общедомового имущества. Она, в свою очередь, как собственник жилого помещения, своевременно вносит плату за жилищно-коммунальные услуги согласно выставляемым Товариществом счетам.
Однако ответчик оплачиваемые ею услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений дома осуществляет ненадлежащим образом.
Так, в районе принадлежащей ей квартиры со стороны дворового фасада наблюдается нарушение целостности защитной заделки горизонтальных и вертикальных межпанельных швов.
В течение длительного времени происходят залития ее квартиры через межпанельные швы. В результате залития квартиры ей причинен материальный ущерб, который состоит из повреждений потолка, стен и пола жилой комнаты квартиры. Для определения размера ущерба, причиненному имуществу истца, она вынуждена была обратиться к оценщику. Согласно локальной сметы, стоимость восстановительного ремонта квартиры истца составляет 59 390,58 рублей, по оплате услуг по составлению сметы истец понесла расходы в сумме 2 000 рублей. Истцом в адрес ответчика направлена претензия о досудебном порядке урегулирования возникшего спора, требования которой ответчиком до настоящего времени не исполнены. В соответствии со статьями 1064, 15 ГК РФ, ФЗ от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» просит взыскать с ответчика в возмещение материального ущерба 59 390,58 рублей, расходы по составлению сметы в сумме 2 000 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере 10 000 рублей, расходы по оплате нотариальных услуг в размере 1 200 рублей.
Семыхова Т.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещалась надлежащим образом простой и заказной корреспонденцией по адресу указанному в исковом заявлении.
Представитель истца Киселева В.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязанностей по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в квартире истца в районе межпанельных швов появился грибок, плесень из-за регулярных залитий через швы. В связи с указанным истец лишена возможности привести квартиру в надлежащее санитарно-техническое состояние и проживать в ней. Указанные нарушения были зафиксированы в составленном 09 июля 2015 года специалистами ММБУ «Новые формы управления» акте осмотра квартиры истца и фасада дома в районе данной квартиры, в ходе которых установлено нарушение целостности защитной заделки горизонтальных и вертикальных межпанельных швов, а также повреждений потолка, стен и пола жилой комнаты квартиры. На момент осмотра специалистам был предоставлен доступ в квартиру, осмотр проведен как непосредственно внутри квартиры, так и с улицы со стороны дворового фасада дома. Актом от 12 ноября 2015 года по результатам проведенного осмотра также подтверждено наличие нарушения целостности защитной заделки межпанельных швов в районе квартиры истца, а также повреждение потолка, стен и пола жилой комнаты квартиры истца в связи с залитием через межпанельные швы. Семыхова Т.Е. неоднократно обращалась к ответчику с просьбами выполнить текущий ремонт межпанельных швов, также имели место обращения в органы жилищного контроля, которыми предпринимались соответствующие меры, однако до настоящего времени ответчик не устранил выявленные нарушения. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ТСЖ «Нахимова 32» Козлова М.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях по иску. Пояснила, что Товарищество организовано собственниками помещений многоквартирного дома <адрес> в июле 2014 года с целью безаварийной эксплуатации дома, надлежащего содержания общего имущества дома и обеспечения комфортного проживания граждан. Для этого правлением ТСЖ установлен приоритетный перечень задач по приведению инженерных сетей и оборудования дома, а также конструктивных элементов здания в надлежащее состояние. К таким первоочередным задачам отнесены вопросы приведения в безаварийное состояние тепловых сетей и инженерного оборудования теплового пункта, ГРЩ и внутридомовых сетей электроснабжения, сетей ГВС и ХВС. Ко второй очереди отнесены задачи ремонта конструктивных элементов здания, что потребует предварительного технического аудита. Истец фактически в принадлежащей ей квартире, расположенной в данном многоквартирном доме, не проживает, в деятельности Товарищества участия не принимает. Семыхова Т.Е. ранее обращалась с заявлениями о включении в утвержденный перечень мероприятий работ по герметизации межпанельных швов, что и было сделано. С просьбами провести комиссионное обследование с целью установить причины залитий и качество межпанельных швов истец в правление ТСЖ не обращалась. Представленный в материалы дела акт от 09 июля 2015 года составлен и подписан двумя сотрудниками ММБУ «НФУ» без уведомления о проведении осмотра органов управления ТСЖ. При этом истцом и незаинтересованными лицами данный акт не подписан. Полагает, что акт, составленный с грубыми нарушениями действующего законодательства, не может являться надлежащим доказательством по делу. Из материалов дела следует, что обращения истца в Государственную жилищную инспекцию Мурманской области по факту нарушения целостности межпанельных швов имели место в период с 2012 года по 2015 год, то есть уже в 2012 году имели место протечки, вызванные, по ее мнению, ненадлежащим техническим состоянием межпанельных швов. Кроме того, Семыхова Т.Е. обращалась в Ленинский районный суд город Мурманска с иском к ООО «ЖКХ-Энерго», осуществлявшей управление домом до 2014 года, о возложении обязанности провести работы по ремонту межпанельных швов, и данный иск судом был удовлетворен. Однако бремя ответственности за невыполненные или выполненные некачественно работы истец в настоящее время пытается возложить на ТСЖ «Нахимова 32». Полагала, что оснований для удовлетворения иска Семыховой Т.Е. не имеется.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункты 1, 3).
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации). Пункт 1 части 2 статьи 154 данного Кодекса предусматривает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу положений статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится, в числе прочего, принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме, другие вопросы, отнесенные данным Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно положениям статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Товариществом собственников жилья, согласно положениям статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 данного Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с данным Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 – 48 данного Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Товарищество собственников жилья создается без ограничения срока деятельности, если иное не предусмотрено уставом товарищества.
Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.
Товарищество собственников жилья отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества.
В соответствии с частью 1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании.
Согласно положениям статьи 137 данного Кодекса товарищество собственников жилья вправе: заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры; определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги; пользоваться предоставляемыми банками кредитами в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством; передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги; продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее товариществу.
В силу требований статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано, в числе прочего, обеспечивать выполнение требований данной главы (главы 13), положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII данного Кодекса; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; а также иные обязанности.
Как следует из части 2 статьи 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право предъявлять требования к товариществу относительно качества оказываемых услуг и (или) выполняемых работ.
Согласно части 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включаются, в частности, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (пункт 10 данных Правил).
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определяется Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утверждёнными Постановлением Госстроя России № 170 от 27 сентября 2003 года.
В соответствии с разделом II указанных Правил и норм техническое обслуживание здания включает в себя комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Согласно пункту 4.2.1.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Пунктом 4.2.1.7 Правил предусмотрено, что стыки панелей должны отвечать трем требованиям: водозащиты за счет герметизирующих мастик с соблюдением технологии их нанесения, обеспечив подготовку поверхности; воздухозащиты за счет уплотняющих прокладок из пороизола, гернита, вилатерма, пакли, смоляного каната или других материалов с обязательным обжатием не менее 30 – 50 %; теплозащиты за счет установки утепляющих пакетов.
Регламентируемое раскрытие стыков от температурных деформаций: вертикальных 2 - 3 мм; горизонтальных 0,6 - 0,7 мм.
В стыках закрытого типа гидроизоляция достигается герметиком; воздухозащита - уплотняющими материалами с обязательным обжатием 30 – 50 %; теплоизоляция - теплопакетами или устройством "вутов", ширина которых должна быть не менее 300 мм.
Стыковые соединения, имеющие протечки, должны быть заделаны с наружной стороны эффективными герметизирующими материалами (упругими прокладками и мастиками) силами специалистов в кратчайшие сроки (в малых объемах в период подготовки домов к зиме).
Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.2.3.1 Правил).
В силу пункта 4.10.2.1 организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
В силу пункта 4.10.2.8 Правил неисправности герметизации стыков (раковины, наплавы, щели, поврежденные участки, занижение толщины герметика, плохая адгезия его к поверхности бетона, ползучесть, а также воздухопроницаемость стыков) должны устраняться по мере выявления, не допуская дальнейшего ухудшения герметизации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в число которых входят работы по выявлению наличия, характера и величины трещин, смещения плит одной относительно другой по высоте, отслоения выравнивающего слоя в заделке швов, следов протечек или промерзаний на плитах и на стенах в местах опирания, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры в домах с перекрытиями и покрытиями из сборного железобетонного настила; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (пункт 4).
Судом установлено, что управление многоквартирным домом № по улице <данные изъяты> в городе Мурманске на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 26 мая 2014 года, а также Устава осуществляет ТСЖ «Нахимова 32».
Семыхова Т.Е. является собственником жилого помещения – квартиры №, расположенной в указанном многоквартирном доме, на основании договора дарения от 07 сентября 2012 года, о чем ей выдано свидетельство о государственной регистрации права № от 30 октября 2012 года.
Как следует из преамбулы Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» данный нормативно-правовой акт регулирует отношения, возникающие, в том числе, между потребителями и исполнителями при оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, а также определяет механизм реализации этих прав.
При этом потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
В силу положений статьи 4 указанного Закона продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В соответствии со статьей 29 данного Закона потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги).
Учитывая приведенные нормы, принимая во внимание характер спорных правоотношений сторон, суд приходит к выводу, что на данные правоотношения распространяет свое действие Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В ходе рассмотрения дела установлено, что квартира истца неоднократно подвергалась залитиям в результате ненадлежащего технического состояния горизонтальных и вертикальных межпанельных швов, проходящих в районе расположения данной квартиры.
Указанное подтверждается письменными обращениями Семыховой Т.Е. в адрес председателя ТСЖ «Нахимова 32», а также в органы жилищного контроля, актом № 23/187 от 09 июля 2015 года составленным специалистами ММБУ «Новые формы управления» по результатам обследования технического состояния квартиры № и межпанельных швов дома № по улице <данные изъяты> в районе указанной квартиры,
В результате обследования специалистами Учреждения выявлены влажные следы залития помещения квартиры, нарушение целостности защитной заделки горизонтальных и вертикальных межпанельных швов. По результатам обследования Товариществу указано на необходимость в кратчайшие сроки выполнить работы по ремонту межпанельных швов в районе квартиры № со стороны дворового фасада дома № по улице <данные изъяты> в соответствии с пунктами 4.2.1.1, 4.2.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, о выполнении работ проинформировать ММБУ «Новые формы управления» в срок до 07 августа 2015 года.
В установленные сроки организация и проведение необходимых работ ответчиком осуществлены не были, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось, и подтверждается актом № 10/343 от 12 ноября 2015 года, составленным специалистом ММБУ «Новые формы управления».
Также из содержания указанных актов следует, что в помещении № 1 (комнате) квартиры истца со стороны дворового фасада наблюдаются следы залитий в районе оконных проемов, а также по торцевой стене, следы темные, вздутие полового настила.
Таким образом, факт нарушения целостности горизонтальных и вертикальных межпанельных швов в районе квартиры №, наличие следов залития через межпанельные швы в квартире № дома № по улице <данные изъяты> в городе Мурманске нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
В соответствии с вышеприведенными нормами права межпанельные швы относятся к общему имуществу дома и находятся в зоне ответственности организации, осуществляющей обслуживание жилого дома. При этом, исходя из положений действующего законодательства, все текущие, неотложные, сезонные работы и услуги по содержанию дома как объекта являются обязательными и должны осуществляться такой организацией независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме.
Доказательств выполнения необходимых работ по текущему ремонту межпанельных швов в районе квартиры истца ответчиком не представлено.
Представитель ответчика полагала, что акты обследования, составленные специалистами ММБУ «Новые формы управления» от 09 июля 2015 года и от 12 ноября 2015 года являются ненадлежащими доказательствами по делу, поскольку составлены с нарушениями требований закона, в том числе без извещения о проведении обследования представителей ТСЖ. Однако данные доводы представителя ответчика не являются состоятельными.
Так, в соответствии с частью 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1).
Согласно части 4 указанной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
В соответствии с положениями части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями для проведения внеплановой проверки являются, в том числе, обращения и заявления граждан о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме.
Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Согласно положениям части 5 указанной статьи Кодекса должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в числе прочего, запрашивать и получать необходимую для проверки информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований; беспрепятственно посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, помещения общего пользования в многоквартирных домах, с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования.
Из Устава ММБУ «Новые формы управления» следует, что данное Учреждение создано в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в установленной сфере деятельности.
Согласно разделу 2 Устава ММБУ «Новые формы управления», представляя интересы муниципального образования города Мурманск, осуществляет информирование населения о качестве его обслуживания управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными и жилищно-строительными кооперативами; организует мониторинг технического состояния жилищного фонда города Мурманска; проводит работу по развитию самоуправления в жилищной сфере, повышению эффективности и качества жилищно-коммунального обслуживания в городе Мурманске; осуществляет от лица муниципального образования город Мурманск, от лица собственников помещений в многоквартирных домах проверки деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирного домами, в части выполнения договоров управления многоквартирными домами и требований законодательства Российской Федерации по содержанию общего имущества собственников многоквартирных домов; принимает участие в проверках, составлении актов по результатам проверок, осуществляет подготовку и направление обращений в управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, надзорные органы, судебные органы по фактам ненадлежащего исполнения обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома и/или оказания услуг ненадлежащего качества; участие в реализации муниципальных и региональных целевых программ в жилищной сфере в части, касающейся содержания общего имущества собственников в многоквартирном доме; осуществляет иные виды деятельности, направленные на достижение целей, ради которых Учреждение создано.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности и законности проведенного специалистами ММБУ «Новые формы управления», наделенных соответствующими полномочиями, в том числе, на основании выданных от имени администрации города Мурманска доверенностей, обследования и составленных по его результатам актов.
Не представлены представителем ответчика и доказательств необоснованности выводов специалистов данного Учреждения, сделанных по результатам обследований.
Несостоятелен и довод ответчика относительно того, что залитие жилого помещения истца происходит по иным причинам, не связанным с разгерметизацией межпанельных швов между стыками плит, расположенных в районе принадлежащей ей квартиры, поскольку иных причин залития в ходе обследования жилого помещения истца не установлено.
Кроме того, не является основанием для освобождения ответчика от ответственности по делу и довод его представителя о том, что необходимые работы по текущему ремонту межпанельных швов должны быть выполнены ранее управлявшим многоквартирным домом № по улице <данные изъяты> обществом с ограниченной ответственностью «ЖКХ-Энерго», которое ненадлежащим образом произвело данные работы.
В ходе рассмотрения дела ответчиком не были представлены доказательства, подтверждающие выполнение взятых на себя обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, а именно выполнения работ по текущему ремонту межпанельных швов в районе квартиры истца, в объемах необходимых для устранения причин залития.
Поскольку в период залития обязанности по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома № по улице <данные изъяты> в городе Мурманске исполняет ТСЖ «Нахимова 32» суд приходит к выводу, что в результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома имуществу истца был причинен ущерб.
В соответствии с п.1 ст. 1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина или имуществу юридического лица, возмещается в полном объеме причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Гражданское законодательство исходит из принципа полного возмещения убытков.
В силу статьи 15 Гражданского Кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Согласно представленной истцом локальной смете от 27.07.2015 года составленной ФИО, рыночная стоимость работ услуг по восстановительному ремонту помещения, расположенного по адресу: <адрес> составила 59 390,58 рублей (л.д. 14-18).
Суд считает возможным принять за основу для определения стоимости восстановительного ремонта смету, представленную истцом, поскольку данная локальная смета, выполнена с соблюдением действующих правил и норм, учтены площади, которые были повреждены в результате залития, применены расценки по восстановлению жилого помещения, с указанием аналогичных материалов, которые были повреждены.
Ответчиком данная смета не оспорена, собственный отчет стоимости восстановительного ремонта квартиры представителем ответчика не представлен, в связи с чем, в возмещение причиненного ущерба, взысканию с ответчика в пользу истца подлежит 59 390,58 рублей.
В силу п.2 ст. 1099 Гражданского Кодекса Российской Федерации моральный вред причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Права истца как потребителя были нарушены виновными действиями ответчика, что нашло подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Исходя из Закона «О защите прав потребителей», в частности из определений понятий «потребитель», «исполнитель», отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из возмездных гражданско-правовых договоров направленных на выполнение работ, оказание услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг; других договоров, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли.
Обстоятельства, на которых истец основывает требования о взыскании компенсации морального вреда - залитие жилого помещения, ухудшение его санитарного состояния, у суда сомнения не вызывают и подтверждены материалами дела. Причинение истцу перечисленными обстоятельствами переживаний и душевных волнений, то есть, нравственных страданий, является очевидным.
При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает степень вины ответчика и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Исходя из требований разумности и справедливости, учитывая обстоятельства дела, личность истца и степень вины ответчика суд определяет размер компенсации морального вреда в сумме 1 000 рублей, считая данную сумму достаточной и разумной.
Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона суд взыскивает с ответчика за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере: пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, то есть 30 195,29 рублей (59390,58+1000)*50%).
Вместе с тем, штраф по своей природе носит компенсационный характер, направлен на восстановление прав потребителя, нарушенных вследствие ненадлежащего исполнения обязательств, а потому должен соответствовать последствиям нарушения.
Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» прямо не предусмотрена возможность уменьшения размера штрафа. Между тем, судом принимается во внимание, что ответственность исполнителя, продавца или иного лица, нарушившего законные требования потребителя, по своей природе является гражданско-правовой и носит компенсационный характер. В Постановлении Конституционного Суда РФ № 14-П от 12.05.1998 отмечено, что установление законодателем недифференцированного по размеру штрафа и невозможность его снижения не позволяют применять эту меру взыскания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния, что нарушает принципы справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности. В таких условиях столь большой штраф за данное правонарушение может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права частной собственности.
В связи с изложенным, с учетом всех обстоятельств дела, характера допущенного ответчиком нарушения и степени его вины, взыскание с ответчика штрафа в полном размере, предусмотренном п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», явилось бы чрезмерно суровой мерой ответственности. Учитывая вышеуказанную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, суд считает возможным уменьшить размер штрафа до 5 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в числе прочих, расходы на оплату услуг представителей (статья 94 данного Кодекса).
В силу статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Установление размера и порядка оплаты услуг представителя, исходя из принципов гражданского права, относится к сфере усмотрения доверителя и поверенного и определяется договором.
В обоснование требований о взыскании расходов на оказание услуг представителя истцом представлен договор от 20 июля 2015 года на оказание юридических услуг в виде консультирования, составления искового заявления, подготовки необходимых документов, представления интересов в суде первой инстанции, а также квитанция об оплате юридических услуг в размере 10 000 рублей.
Понятие разумности пределов следует соотносить с объемом защищаемого права, сложностью рассматриваемого гражданского дела и объемом оказанных представителем услуг.
Принимая во внимание объем оказанной истцу представителем помощи по данному гражданскому делу, исходя из конкретных обстоятельств спора, суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в размере 7 000 рублей, полагая указанную сумму разумной и справедливой.
Кроме того, истцом были понесены расходы по оплате услуг по составлению сметы в сумме 2 000 рублей, указанные расходы подтверждены истцом документально, признаются необходимыми, связанными с рассмотрением дела, в связи с чем подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец была освобождена.
Исходя из положений ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета муниципального образования город Мурманск подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1981,72 рублей (за требование имущественного характера, исходя из суммы 59 390,58 рублей), за требование неимущественного характера компенсации морального вреда - 300 рублей).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░ 32» ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░ 32» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 59 390,58 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1000 ░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5000 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2000 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7000 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1200 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 75 590,58 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░ 32» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ 1000 ░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ 5000 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ 7000 ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░ 32» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 281,72 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░