Решение по делу № 2-579/2015 ~ М-5590/2014 от 26.12.2014

Дело № 2-579/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи ФИО11

секретаря ФИО5,

с участием истца ФИО2,

представителя истца ФИО2 и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - Общества с ограниченной ответственностью «ГОРОДСКАЯ СЕРВИСНАЯ СЛУЖБА» - ФИО3 (по доверенности),

представителя ответчика – Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Иваново» ФИО1 (по доверенности),

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - Открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Иваново» - ФИО4 (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Иваново» о признании действий ответчика не соответствующими действующему законодательству, обязании совершить действия, взыскании излишне уплаченных денежных средств и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

    ФИО2 обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Иваново» о признании действий ответчика, выразившихся в отказе от опломбирования установленного прибора учета газа, навязывании дополнительных условий, не соответствующими действующему законодательству, обязании ответчика произвести регистрацию установленного прибора учета и перерасчет потребленного газа в соответствии с показаниями прибора учета газа с момента его установки, взыскании излишне уплаченных денежных средств за фактически потребленную услугу по поставке газа и компенсации морального вреда.

    Исковые требования мотивированы следующим. Являясь собственником квартиры по адресу: <адрес>, истец обратился для установки прибора учета газа в Общество с ограниченной ответственностью «ГОРОДСКАЯ СЕРВИСНАЯ СЛУЖБА» (далее – ООО «ГСС»), которое в соответствии с заявкой истца и заключенным с ним договором от ДД.ММ.ГГГГ выполнило ДД.ММ.ГГГГ работы по установке индивидуального прибора учета газа в квартире истца, предоставив истцу акт выполненных работ и паспорт прибора учета. Работы проводились без применения сварки и изменений в сети газопотребления. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением об опломбировании установленного прибора учета газа, при этом в нарушение требований действующего законодательства копия заявления с входящим номером истцу не выдана. ДД.ММ.ГГГГ в квартиру истца прибыли двое сотрудников ответчика, осмотрели прибор учета газа и отказались его опломбировать, не составив акта в нарушение постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», заявив, что пришлют отказ по почте. ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца поступило письмо Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Иваново» с обоснованием отказа в опломбировании прибора учета газа, в котором указывалось на отсутствие согласованной проектной документации согласно ФИО8 54961-2012, на непредоставление документов в соответствии с пунктами 7.4.2-7.4.5 данного ГОСТ. Истец считает, что требования ответчика необоснованны, поскольку переустройство сетей газопотребления при установке прибора учета газа в его квартире не производилось, разработка проектной документации в этом случае не требуется, ООО «ГСС» является организацией, обладающей правом выполнения указанных работ, что подтверждено решением Верховного суда Российской Федерации по делу № АКПИ 13-826 от 10.12.2014. ООО «ГСС» является членом саморегулируемой организации строителей «Передовые строительные технологии», что подтверждается свидетельством о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № СРО-262-08-02-12086, в пункте 19.8 приложения к которому в качестве одного из таких видов работ определен «монтаж и демонтаж газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ». Данная организация имеет аттестованный персонал в области промышленной безопасности, допущенный к выполнению газоопасных работ. Ответчик, отказывая истцу в опломбировании прибора учета газа, нарушил требования Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 549, нарушил права истца, как потребителя услуг, в связи с чем истец просит обязать ответчика произвести регистрацию установленного прибора учета, признав его действия незаконными; произвести перерасчет потребленного газа в соответствии с показаниями прибора учета газа с момента его установки; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей и судебные расходы в виде стоимости юридических услуг - 10000 рублей - и оформления нотариальной доверенности - 800 рублей.

    В письменном дополнении к исковому заявлению от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.103-105) истец пояснил, что ему известно, что осуществление деятельности по установке приборов учета газа населению ООО «ГСС» было согласовано письмом ответчика в адрес директора ООО «ГСС» ФИО6, однако ответчик в настоящее время предъявляет истцу дополнительные необоснованные требования, указанные в пунктах 7.4.2-7.4.5 ФИО8 54961-2012, соблюдения которых не требуется, в связи с чем истец просит удовлетворить его исковые требования в полном объеме.

    В судебном заседании истец и его представитель по доверенности ФИО3, являющийся сотрудником ООО «ГСС», исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнении к нему и возражениях на отзыв третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - Открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Иваново».

    Представитель ответчика - Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Иваново» - ФИО1 против удовлетворения исковых требований возражал, представил письменные возражения на исковое заявление и дополнение к нему (л.д.32-34, 211-213), суть которых сводится к следующему.

При проведении проверки монтажа прибора учета газа установлено отсутствие у истца документов, подтверждающих соблюдение п.п. 7.4.2-7.4.5. ФИО8 54961-2012, а также исполнение требований п. 7.5 СП 42-101-2003 и п.п. 5.1, 6.3 паспорта завода изготовителя (акт ОАО «Газпром газораспределение Иваново» от 27.10.2014). Согласно п. 5.5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 170, монтаж и демонтаж газопроводов, установка газовых приборов, аппаратов и другого газоиспользующего оборудования, присоединение их к газопроводам, системам поквартирного водоснабжения и теплоснабжения производится специализированными организациями. Пунктом 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила поставки газа № 549) к специализированным организациям отнесены газораспределительные организации, допущенные в установленном законодательством РФ порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющие аварийно-диспетчерскую службу. Пунктом 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила пользования газом № 410), установлено, что безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): технического обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (ТО ВДГО (ВКГО)); аварийно-диспетчерского обеспечения; технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замены оборудования. Решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № АКПИ13-826, положения Правил пользования газом в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа, были признаны недействующими. Однако данное решение не отменило требования к организациям, занимающимся ТО ВДГО (ВКГО), установленные Правилами пользования газом № 410, а лишь признало недействительными соответствующие нормы в части, наделяющей правом осуществлять указанную деятельность только газотранспортные организации. Указанное решение не подтверждает право установки приборов учета газа любыми лицами либо без соблюдения существующих нормативно-технических требований. Сохраняется обязательность для признания организации специализированной одновременного соблюдения таки требований, как наличие допуска к выполнению работ (оказанию услуг) ТО ВДГО (ВКГО) и наличие собственной аварийно-диспетчерской службы. ООО «ГСС» данными признаками не обладает, специализированной организацией не является, в связи с чем ею осуществлено несанкционированное подключение внутриквартирного газового оборудования к газораспределительной сети, таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» не имело оснований для установки пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в квартире истца. Осуществление монтажа приборов учета газа без соблюдения действующих технических, метрологических, иных нормативных требований и стандартов может повлечь возникновение аварийных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью граждан. Доказательств соблюдения вышеуказанных требований при установке газового счетчика истцом не представлено. Ответчиком бесперебойно и в полном объеме осуществляется снабжение жилого помещения ФИО2 природным газом надлежащего качества, в связи с чем отсутствуют какие-либо правовые основания для заявления о нарушении его прав потребителя; нельзя признать незаконными и нарушающими права потребителя действия газоснабжающей организации, направленные на обеспечение безопасности при снабжении газом жилых помещений, таким образом, правовые основания для компенсации морального вреда истцу отсутствуют.

Ответчик также полагает, что согласно пункту 7.4.2 ГОСТ Р 54961-2012 установка любого прибора учета газа (индивидуального, общего) отнесена к работам, выполняемым при переустройстве сетей газопотребления, и не зависит от применяемых технических способов такой установки. В силу пункта 7.4.3. ГОСТ Р 54961-2012 проектная документация должна разрабатываться при выполнении установки любых приборов учета газа в многоквартирном доме, т.к. в контексте используется общее понятие «прибор учета». Пунктом 7.4.4. ГОСТ Р 54961-2012 предусматривается, что работы по переустройству сетей газопотребления должны производиться эксплуатационными или специализированными организациями, оказывающими услуги по их техническому обслуживанию, по отдельным договорам, заключенным с потребителями газа, а ООО «ГСС» таковой не является. Согласно п. 7.4.5. ГОСТ Р 54961-2012 результаты работ по переустройству сетей газопотребления должны оформляться актами, заверенными подписями исполнителей работ и потребителей газа по форме, приведенной в ФИО9 Акты и проектная документация переустройства сетей газопотребления должны включаться в состав исполнительной документации объектов газификации. Указанных документов при осуществлении установки прибора учета газа в квартире истца не оформлялось. Согласно п. 5.1. паспорта завода-изготовителя монтаж и обслуживание счетчика должны выполнять только специалисты газового хозяйства, имеющие на это разрешение, в соответствии с действующими нормами, правилами и инструкциями отрасли и предприятия, на котором счетчик используется, данное требование паспорта не выполнено. В соответствии с пунктом 6.3 паспорта счетчики должны устанавливаться в положении, не противоречащем правилам установки и монтажа газового оборудования согласно СП 42-101-2003. Отсутствие предусмотренной данным Сводом правил проектной документации, которая должна разрабатываться при установке прибора учета газа, не позволяет сделать вывод о соответствии выполненных работ нормативно-техническим требованиям, что также явилось основанием для отказа в опломбировании прибора учета газа. Ссылка истца на письмо ответчика от ДД.ММ.ГГГГ по обращению ООО «ГСС» как на документ, разрешающий вопрос о наличии или отсутствии каких-либо ограничений и запретов на ведение производственной деятельности ООО «ГСС» безосновательна, поскольку любая хозяйственная деятельность лица, в т.ч. и введение работ по установке (монтажу) приборов учета газа, должна ответствовать нормам действующего законодательства.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - Открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Иваново», привлеченного к участию в деле по инициативе ответчика, - ФИО4 против удовлетворения исковых требований также возражал, представил письменные отзывы на исковое заявление и дополнение к нему (л.д.59-63, 218-219) с возражениями, заключающимися в следующем.

В соответствии с понятиями, установленными пунктом 2 Правил пользования газом № 410, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа отнесен к внутриквартирному газовому оборудованию (ВКГО); специализированной организацией является газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВДКО и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу; под техническим обслуживанием ВДГО и ВДКО понимаются работы и услуги по поддержанию ВДГО или ВДКО в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям. Решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ , положения данных Правил в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене ФИО10 ВДКО только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа были признаны недействующими, но требования к организациям, занимающимся ТО ВДГО и ВДКО, установленные данными Правилами, не отменены. Решением суда указано на неправомерность ограничения доступа на рынок этих услуг предоставлением такого доступа лишь газотранспортным организациям, т.е. с момента его издания деятельностью по техническому обслуживанию ВДГО и ВДКО вправе заниматься организации, не осуществляющие транспортировку газа по договору с поставщиком газа. Правомерность такого толкования решения Верховного суда РФ подтверждена правоприменительной практикой, в частности Определением ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу №

Во исполнение требований пункта 3 Правил пользования газом между ОАО «Газпром газораспределение Иваново» и истцом заключен публичный Договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования путем опубликования текста данного договора в средствах массовой информации - «Ивановской газете» (5587) от 30.01.2014, размещении его на официальном сайте Общества и оплатой истцом услуг Общества, специально выделенных отдельной строкой в квитанциях на оплату потреблённого природного газа (далее – Договор). Таким образом, у сторон данного Договора – истца и ОАО «Газпром газораспределение Иваново» - возникли взаимные обязательства, обусловленные необходимостью ТО ВДКО. Статьей 310 ГК РФ установлен императивный запрет на односторонний отказ от обязательства, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором. Ситуация, при которой некое третье лицо осуществляет деятельность на объекте заказчика (истца), который обслуживается исполнителем (ОАО «Газпром газораспределение Иваново»), но при этом ответственность за безопасность объекта и его надлежащее состояние после действий третьего лица сохраняется за исполнителем, не имеющего никаких отношений с указанным третьим лицом, нарушает баланс интересов сторон обязательства и является нарушением договора. Самовольная газификация, перестановка, замена и ремонт оборудования запрещена истцу пунктом 2.4 Договора, в силу пункта 2.2 Договора в таких случаях предусмотрено отключение его оборудования от сети газопотребления согласно п.77 Правил пользования газом № 410. Самовольно, без привлечения исполнителя по Договору - ОАО «Газпром газораспределение Иваново», установив прибор учета газа истец грубо нарушил не только условия Договора, но и требования Правил в части обеспечения безопасной эксплуатации ВДКО, создал угрозу жизни, имуществу неопределенного круга лиц. Пунктами 5.5.2, 5.5.3 Постановления Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» предусмотрено, что установка газовых приборов, аппаратов и другого газоиспользующего оборудования, присоединение их к газопроводам, системам поквартирного водоснабжения и теплоснабжения производится специализированными организациями по согласованию с газоснабжающей организацией. Ни истец, ни монтажная организация, осуществившая установку прибора учета газа истцу, согласования газоснабжающей организации (ООО «Газпром межрегионгаз Иваново») не получали. В соответствии с пунктами 2,6,10 Правил пользования газом (с учетом вышеуказанного решения Верховного суда Российской Федерации) для признания деятельности по установке приборов учета газа законной, необходимо одновременное наличие у монтажной организации следующих признаков: наличия допуска в выполнению работ (оказанию услуг) по ТО ВДГО (ВДКО); наличия собственной аварийно - диспетчерской службы; наличия действующего Договора на ТО ВДГО (ВДКО), заключенного в соответствии с Правилами, между собственником жилого помещения и монтажной организацией. ООО «ГСС» таким признакам не отвечает, следовательно, установка прибора учета незаконна. Кроме того, данная организация не выполнила требования о разработке документации на установку прибора учета газа, не оформила результат Актом переустройства сети газопотребления, в связи с чем не были внесены соответствующие изменения в исполнительную документацию на ВДКО, установленное у истца.

В нарушение пункта 11 Приказа Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении в существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», ни истец, ни ООО «ГСС» не получали технические условия на установку прибора учета, между тем согласно указанному пункту технические условия на установку прибора учета выдаются при наличии технической возможности, которая существует при соответствии места установки прибора учета требованиям, указанным в п. 6.45-6.51 СП . Обоснованность вышеприведенных выводов, подтверждается и сложившейся правоприменительной практикой, в частности решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу ; решением Ленинского районного суда <адрес> от 24.01.2014; апелляционным определением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 33-2023/2014; решением Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 5525-04. На основании вышеизложенного ОАО «Газпром газораспределение Иваново» считает, что ответчик правомерно отказал истцу в установке пломбы.

Третье лицо ОАО «Газпром газораспределение Иваново» также полагает, что в ответе ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» на обращение директора ООО «ГСС» не содержится каких - либо указаний на возможность и правомерность выполнения установки приборов учета силами данной организации, им подтверждается, что работы по переустройству сетей газопотребления (в том числе установка приборов учета газа) производятся эксплуатационными или специализированными организациями, оказывающими услугу по их техническому обслуживанию, при наличии проектной документации. Правомерность вывода о том, что понятие «установка прибора учета» означает установку любых приборов учета, как общедомовых, так и индивидуальных, и имеет обобщающий характер для однородного объекта - прибора учета, подтверждается нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В рассматриваемой ситуации имела место установка прибора учета газа, относящаяся к работам по переустройству сети газопотребления, в связи с чем доводы истца о невозможности применения п. п. 7.4.4 и 7.4.5 ФИО8 54961-2012 несостоятельны. При установке пломбы на прибор учета, установленный у истца, не было предъявлено документов, подтверждающих соответствие установленного прибора учета требованиям СП : в частности, отсутствовали технические условия, подтверждающие наличие технической возможности установки прибора учета; отсутствовал надлежащим образом оформленный эскиз установки прибора учета, таким образом, доводы истца о недоказанности не выполнения требований п. п. 5.1. и 5.3. паспорта завода - изготовителя на прибор учета расхода газа также являются несостоятельными. В удовлетворении исковых требований истцу следует отказать.

    Представитель привлеченного к участию в деле по инициативе суда третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - Общества с ограниченной ответственностью «ГОРОДСКАЯ СЕРВИСНАЯ СЛУЖБА» - ФИО3 полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по основаниям, изложенным им в исковом заявлении ФИО2, дополнении к нему и дополнительном отзыве на возражения ОАО «Газпром газораспределение Иваново». Представитель ООО «ГСС» также пояснил, что он является начальником юридического отдела данной организации, и им в связи с массовым обращением потребителей-граждан в связи с подобными отказами ответчика в опломбировании приборов учета газа, направлялись заявления в органы прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку ООО «ГСС» установила счетчики 275 гражданам. По результатам рассмотрения его заявления прокуратурой <адрес> ответчику и третьему лицу вносились представления об устранении нарушений требований законодательства о газоснабжении и защите конкуренции.

    Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. Правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства, и к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами.

Согласно ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона. В соответствии со ст.8 данного закона Правительством Российской Федерации разработаны Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (Правила поставки газа № 549), Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (Правила пользования газом № 410).

    В силу пункта 27 Правил поставки газа определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу.

    Судом установлено, что истцом, являющимся собственником квартиры по адресу: <адрес>, было принято решение об установке в квартире индивидуального прибора учета газа. С этой целью истец обратился в ООО «ГСС», которое в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ в тот же день выполнило работы по установке индивидуального прибора учета газа в квартире истца, предоставив истцу акт выполненных работ и паспорт прибора учета. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением об опломбировании установленного прибора учета газа, однако прибывшие ДД.ММ.ГГГГ по заявке истца сотрудники газовой службы отказались опломбировать счетчик газа, не составив акта на месте и пояснив, что отказ пришлют по почте. ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца поступил письменный отказ Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Иваново», мотивированный отсутствием у истца документов, подтверждающих соблюдение п.п. 7.4.2 - 7.4.5 ФИО8 54961-2012, а также неисполнением требований п.п. 5.1., 6.3. паспорта завода изготовителя на прибор учета газа, п.11 приказа Минэнерго РФ от 07.04.2010, п. 7.5. СП 42-101-2003, незаполнением п.15 паспорта завода-изготовителя. Не согласившись с отказом в опломбировании прибора учета, считая данный отказ незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.

    В силу пунктов 5, 20 Правил поставки газа поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора, при этом абонент вправе требовать внесения в условия договора изменения в части перехода на порядок определения объема потребленного газа по показаниям приборов учета газа в случае установки таких приборов в помещении, газоснабжение которого необходимо обеспечить. Пунктом 22 указанных Правил предусмотрено, что поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.

Судом установлено, что между истцом, ответчиком и третьим лицом ОАО «Газпром газораспределение Иваново» офертно-акцептным способом заключен договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее – договор поставки газа): текст договора опубликован поставщиком газа в средствах массовой информации («Ивановская газета» от 05.06.2014), абонент производит действия по приему поставляемого газа и его оплате, что подтверждается квитанциями об оплате, представленными им в материалы дела; в силу пункта 6.4 данного договора он считается заключенным с момента подключения абонента в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети, а в случае если первая фактическая подача газа имела место до оформления данного договора, он считается заключенным с момента первого фактического подключения внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети. По данному договору абонент обязан заключить со специализированной организацией договор о техническом обслуживании и ремонте ВДГО (ВКГО) и обеспечить наличие действующего такого договора в течение срока действия договора поставки газа (п.2.3.9 договора поставки газа). Аналогичным способом между истцом и ОАО «Газпром газораспределение Иваново» заключен договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования, текст которого опубликован в «Ивановской газеты» от ДД.ММ.ГГГГ (далее – договор на ТО ВКГО); услуги по ТО ВКГО регулярно оплачиваются истцом, что им не оспаривается. В силу ст. 426, п. 2 ст. 432, п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации и правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении таких договоров, утвержденных Правительством Российской Федерации в вышеуказанных подзаконных нормативных правовых актах, соответствующие договоры носят характер публичных договоров. Таким образом, доводы истца о том, что таких договоров он не заключал, так как их не подписывал, основаны на неверном понимании норм действующего гражданского законодательства о порядке и способах заключения договоров.

В пункте 2.3.4 договора поставки газа абоненту предписано устанавливать газовое оборудование и приборы учета в соответствии с инструкцией завода изготовителя по проекту, согласованному специализированной организацией; при этом монтаж и демонтаж газопроводов, установка газовых приборов и приборов учета газа должны производиться уполномоченной организацией. В силу пункта 2.5.2 данного договора поставщик обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки.

Сторонами не оспаривается, что поставщик газа принял меры к выполнению заявки истца, направив к нему в установленный срок своих представителей для опломбирования прибора учета газа. Опломбирование не произведено ответчиком в силу нарушений требований нормативных правовых актов по установке указанного прибора учета газа. Наличие у сотрудников газовой службы просроченных служебных удостоверений, на которое указывает истец, не может повлиять на результат разрешения данного спора, поскольку действия указанных лиц по отказу от опломбирования прибора учета газа одобрены ответчиком как надлежащие, что подтверждается направлением истцу официального мотивированного отказа от опломбирования (л.д.23).

Из пунктов 2, 4, 6 Правил пользования газом следует, что техническое обслуживание ВДГО и (или) ВКГО представляет собой работы и услуги по поддержанию его в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям. Безопасное использование и содержание ВДГО и (или) ВКГО обеспечиваются путем осуществления его технического обслуживания и ремонта, аварийно-диспетчерского обеспечения, технического диагностирования, замены. Работы по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и (или) ВКГО выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем. Специализированной организацией является газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом ВДГО, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт ВДГО и ВКГО, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.    В рассматриваемом случае ответчик поставляет истцу природный газ, как указано в договоре поставки газа.

Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 624, монтаж и демонтаж газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ, отнесены к опасным видам работ (п.19.8 Перечня).

В силу пунктов 5.5.2-5.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 170, монтаж и демонтаж газопроводов, установка газовых приборов, аппаратов и другого газоиспользующего оборудования, присоединение их к газопроводам, системам поквартирного водоснабжения и теплоснабжения производится специализированными организациями. Самовольная перекладка газопроводов, установка дополнительного и перестановка имеющегося газоиспользующего оборудования не допускаются. Работы по установке дополнительного оборудования выполняет специализированная организация по согласованию с газоснабжающей организацией.

В пункте 3 Правил поставки газа содержится норма, аналогичная норме пункта 2 Правил пользования газом № 410, согласно которой специализированной организацией признается газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу.

Таким образом, анализ вышеперечисленных норм действующего законодательства с учетом позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной им в решении от ДД.ММ.ГГГГ № АКПИ 13-826, позволяет суду прийти к выводу о том, что работы по установке индивидуального прибора учета газа могут осуществляться только специализированной организацией, то есть организацией, имеющей допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, а не любой организацией, осуществляющей деятельность на рынке услуг газоснабжения.

Представителем ООО «ГСС» ФИО3 подтверждено, что аварийно-диспетчерская служба в данной организации не создана. Устав ООО «ГСС», утвержденный ДД.ММ.ГГГГ и представленный им в материалы дела, вообще не содержит в перечне видов деятельности Общества указание на какую-либо деятельность в области газоснабжения в качестве отдельного вида деятельности.

Не может быть принят во внимание и довод представителя ООО «ГСС» о том, что письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ согласовано осуществление данной организацией деятельности по установке приборов учета газа в многоквартирных жилых домах, поскольку действующим законодательством не предусмотрено получение каких-либо письменных разрешений от газоснабжающей организации на осуществление такой деятельности, соответствующая деятельность должна осуществляться с соблюдением норм действующего законодательства, в том числе установленных требований к юридическим лицам, имеющим право ее осуществления. Кроме того, указанное письмо не носит разрешительного характера.

В связи с изложенным факта наличия у ООО «ГСС» свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № СРО-262-08-02-12086 (в том числе допуска к монтажу и демонтажу газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ), в отсутствие допуска к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО на основании заключения соответствующего договора и в отсутствие аварийно-диспетчерской службы в составе данной организации недостаточно для признания ООО «ГСС» специализированной организацией и подтверждения правомерности осуществления ею деятельности по установке прибора учета газа в квартире гражданина-потребителя. Суд считает, что данное толкование указанных правовых норм не противоречит законодательно закрепленным принципам защиты конкуренции на рынке соответствующих услуг, которые не могут быть поставлены превыше требований обеспечения безопасности при переустройстве сетей газопотребления и эксплуатации газового оборудования.

Суд соглашается с доводами ответчика и третьего лица ОАО «Газпром газораспределение Иваново» о том, что в соответствии с требованиями 7.4.2 ФИО8 54961-2012 установка индивидуального прибора учета газа отнесена к работам, выполняемым при переустройстве сетей газопотребления, способ установки прибора учета газа характер таких работ не изменяет. В силу буквального толкования пункта 7.4.3. ФИО8 54961-2012 на выполнение установки любых приборов учета газа в многоквартирном доме проектная документация должна разрабатываться, а в части организации учета природного газа (как в рассматриваемом случае) она должна также согласовываться с газоснабжающими организациями. Истцом не оспаривается, и доказательств обратного суду не представлено, что ни истец, ни ООО «ГСС» проектную документацию на установку прибора учета газа в квартире истца не разрабатывали и не согласовывали.

Оценка соблюдения требования пункта 7.4.4. ФИО8 54961-2012, предусматривающего, что работы по переустройству сетей газопотребления должны производиться эксплуатационными или специализированными организациями, оказывающими услуги по их техническому обслуживанию, по отдельным договорам, заключенным с потребителями газа, фактически уже дана судом в результате установления обстоятельств несоответствия ООО «ГСС» требованиям, предъявляемым к специализированной организации. Эксплуатирующей организацией ООО «ГСС» также не является, поскольку не имеет заключенного с потребителем договора на ТО ВДГО (ВДКО), что не оспаривалось истцом и представителем третьего лица ООО «ГСС» в ходе судебного разбирательства.

Доказательств соблюдения требований п. 7.4.5. ФИО8 54961-2012, согласно которому результаты работ по переустройству сетей газопотребления должны оформляться актами, заверенными подписями исполнителей работ и потребителей газа по установленной форме (Т), подлежащими наряду с проектной документацией переустройства сетей газопотребления включению в состав исполнительной документации объектов газификации, истцом и представителем ООО «ГСС» не представлено. Довод ФИО3 о том, что такой акт может составляться по форме, утвержденной в организации, суд считает несостоятельным в силу противоречия его императивному требованию стандарта.

С учетом того, что установка прибора учета осуществлялась организацией, не имеющей необходимых полномочий на совершение данных действий, суд считает, что требования пункта п. 5.1. паспорта завода-изготовителя, согласно которому монтаж счетчика должны выполнять только специалисты газового хозяйства, имеющие на это разрешение в соответствии с действующими нормами и правилами, не выполнены. Отказ ответчика от опломбирования счетчика по данному основанию правомерен. В соответствии с пунктом 6.3 паспорта счетчики должны устанавливаться в положении, не противоречащем правилам установки и монтажа газового оборудования согласно СП 42-101-2003. Отсутствие проектной и исполнительной документации, которая должна надлежащим образом оформляться при установке прибора учета газа, не позволяет убедиться в соответствии выполненных работ требованиям пунктов 6.45-6.51 данного Свода правил, в которых отражены требования к размещению счетчиков. Таким образом, в отсутствие представленных истцом доказательств соблюдения указанных требований у суда нет оснований не соглашаться с доводом ответчика о необходимости отказа в опломбировании прибора учета газа по данному основанию.

Пунктом 11 Приказа Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» установлена необходимость выдачи заказчику исполнителем работ по установке прибора учета технических условий на такую установку, содержащих перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки (замены) прибора учета. Данное требование в рассматриваемом случае также не соблюдено, истцу технические условия на установку счетчика не выдавались, что им не оспаривается. Довод истца о том, что проектная документация при установке прибора учета газа, равно как и технические условия на его установку, не требуются, не подкреплен доказательствами, и в силу противоречия его установленным в действующих правовых актах требованиям является несостоятельным. Ссылка представителя истца и третьего лица ООО «ГСС» ФИО3 на Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 870, безосновательна, поскольку в пункте 4 данного регламента указано, что его требования не распространяются на сеть газопотребления жилых зданий.

Таким образом, суд не усматривает оснований для признания действий ответчика, выразившихся в отказе от опломбирования установленного прибора учета газа, не соответствующими действующему законодательству, и обязания ответчика произвести регистрацию установленного прибора учета газа, перерасчет потребленного газа в соответствии с показаниями прибора учета газа с момента его установки, взыскания излишне уплаченных денежных средств за фактически потребленную услугу по поставке газа.

Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными статьями 1099-1101 и статьей 151 ГК РФ. Согласно указанным нормам закона моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Статьей 15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Поскольку нарушение прав истца действиями (бездействием) ответчика и вина ответчика судом не установлены, основания для компенсации морального вреда отсутствуют.

Таким образом, исковые требования, заявленные истцом, удовлетворению не подлежат.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Иваново» о признании действий ответчика, выразившихся в отказе от опломбирования установленного прибора учета газа, навязывании дополнительных условий, не соответствующими действующему законодательству, обязании ответчика произвести регистрацию установленного прибора учета и перерасчет потребленного газа в соответствии с показаниями прибора учета газа с момента его установки, взыскании излишне уплаченных денежных средств за фактически потребленную услугу по поставке газа и компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий судья ФИО12

2-579/2015 ~ М-5590/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мухин Н.С.
Ответчики
ООО "Газпром межрегионгаз Иваново
Другие
ОАО "Газпром газораспределение г.Иваново"
Никишин А.Н.
Суд
Ленинский районный суд г. Иваново
Судья
Шолохова Екатерина Владимировна
Дело на странице суда
leninsky--iwn.sudrf.ru
26.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2014Передача материалов судье
29.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.01.2015Предварительное судебное заседание
26.01.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.02.2015Предварительное судебное заседание
20.02.2015Судебное заседание
05.03.2015Судебное заседание
10.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2015Дело оформлено
29.05.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее