Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-61/2018 (2а-1162/2017;) от 20.12.2017

                                                                                        

Дело №2а-61/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Лямбирь                                                                                     31 января 2018 г.

Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе

судьи Солдатова М.О.,

при секретаре Бахметовой Л.К.

с участием:

административного истца Скворцовой Л.В., не явилась,

административного ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия, представитель не явился,

заинтересованного лица на стороне административного ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия, представитель не явился,

рассмотрев материалы административного дела по административному иску Скворцовой Л.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия об оспаривании решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств,

установил:

Скворцова Л.В. обратилась в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия об оспаривании решения №26402 от 31.10.2017 г. о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств, в размере 27 335 руб. 52 коп. Считает оспариваемое решение незаконным, поскольку она находится в декретном отпуске по уходу за ребенком С.М.А., <дата> года рождения, фактически не осуществляет предпринимательскую деятельность, доходов не имеет.

Просит признать незаконным и отменить решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия №26402 от 31 октября 2017 г.

Административный истец Скворцова Л.В. в судебное заседание не явилась, по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного разбирательства извещалась своевременно и надлежащим образом, ходатайства об отложении дела не поступало.

Представитель административного ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, в письменном заявлении начальник Тихонов С.В. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Инспекции.

Представитель заинтересованного лица на стороне административного ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался своевременно и надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщено.

В силу части шестой статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. На основании изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие указанных лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее Федеральный закон №243-ФЗ) налоговым органам с 01.01.2017 года переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, которые были установлены Федеральным Законом от 24.07.2009 №213-Ф3 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон №212-ФЗ), с 01.01.2017 г. между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разграничены полномочия администраторов доходов бюджета в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) этих страховых взносов, проверки расчетов (уточненных расчетов), представленных за истекшие до 01.01.2017 г. отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам.

В соответствии с положениями Федерального закона №243-ФЗ разработан порядок взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и отделений Фонда социального страхования с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации.

Согласно положениям Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее Федеральный закон N250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из вышеприведенных норм следует, что после 01.01.2017 г. взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникших до 01.01.2017 г., осуществляется налоговыми органами.

При этом, согласно положениям части 2 статьи 19 Федерального закона №250-ФЗ первичные документы, подтверждающие обоснованность указанных начислений, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации по запросам налоговых органов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом.

Правила, предусмотренные статьей 45 Налогового кодекса РФ, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений пункта 9 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика - индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.

Установлено, что Скворцова Л.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 05 мая 2015 года по 22 ноября 2017 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Согласно представленным сведениям из ОПФ РФ по состоянию на 01.01.2017 г. Скворцова Л.В. имеет задолженность по страховым взносам за 2016 год, администрирование которых производилось органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Межрайонной ИФНС России №4 по Республике Мордовия в адрес Скворцовой Л.В. выставлено требование №266862 об уплате недоимки по страховым взносам по состоянию на 05.10.2017 г. в размере 26 732 руб. 51 коп. и пени в размере 635 руб. 50 коп. в срок до 25.10.2017 г. Данное требование не было исполнено Скворцовой Л.В. в установленный срок.

31 октября 2017 года Межрайонной ИФНС России №4 по Республике Мордовия принято решение №26402 о взыскании со Скворцовой Л.В. налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств, в размере неуплаченных (не полностью уплаченных): налогов (сборов, страховых взносов) - 26 732 руб. 51 коп, пеней - 27 335 руб. 52 коп., а всего 27 335 руб. 52 коп.

Оспаривая данное решение налогового органа №26402 от 31.10.2017 г., Скворцова Л.В. указывает в обоснование, что она находится в отпуске по уходу за ребенком С.М.А.., <дата> года рождения, и не осуществляет предпринимательскую деятельность, в связи с чем считает, что административным ответчиком неправомерно ей начислены страховые взносы за указанный период.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Процедура регистрации индивидуального предпринимателя, равно как и процедура прекращения им деятельности носит заявительный характер.

Соответственно, риски, связанные с необходимостью уплаты определенных взносов, предприниматель принимает на себя в момент регистрации и обязан соблюдать требования законодательства об уплате взносов до момента утраты статуса, подтвержденного соответствующим юридическим действием.

Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

Доказательств существования обстоятельств исключительного характера, которые не позволили бы Скворцовой Л.В. как индивидуальному предпринимателю, зарегистрировавшей свою деятельность, обратиться в спорный период с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, административным истцом не представлено.

Таким образом, Скворцова Л.В., имея статус индивидуального предпринимателя, является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязана своевременно уплачивать страховые взносы в установленном законом порядке.

Доводы Скворцовой Л.В. об автоматическом прекращении статуса индивидуального предпринимателя налоговыми органами ввиду непредставления ею налоговой отчетности, суд находит несостоятельными.

В соответствии с пунктом 7 статьи 430 Налогового кодекса РФ плательщики страховых взносов не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документ.

К таким периодам относится, в частности, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (пункт 3 части 1 статьи 12 Федерального закона №400-ФЗ).

Вместе с тем, исходя из вышеуказанных положений закона, освобождение от уплаты страховых взносов для индивидуальных предпринимателей является заявительным.

Для освобождения от уплаты страховых взносов за 2016 год Скворцовой Л.В. необходимо обратиться с произвольным заявлением в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда, поскольку налоговые органы не администрировали периоды до 01.01.2017 г.

В соответствии с письмом Федеральной налоговой службы от 26.04.2017 г. №БС-4-11/7990@ «Об освобождении от уплаты страховых взносов» Скворцовой Л.В. для освобождения от уплаты страховых взносов за 2017 год необходимо представить в Межрайонную ИФНС России №4 по Республике Мордовия документы для подтверждения периода освобождения уплаты страховых взносов.

В частности, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет (свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие документы, подтверждающие необходимые сведения).

Как следует из письменных сообщений ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 26 января 2017 г., Межрайонной ИФНС России №4 по Республике Мордовия от 24.01.2017 г., Скворцова Л.В. не обращалась с заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов за 2016, 2017 годы на период отпуска по уходу за ребенком.

При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований для постановки вывода о незаконности оспариваемого решения Межрайонной ИФНС России №4 по Республике Мордовия №26402 от 31.10.2017 г., а также не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного иска Скворцовой Л.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия об оспаривании решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Лямбирский районный суд Республики Мордовия.

Судья Лямбирского районного суда

Республики Мордовия                                                             М.О. Солдатов

1версия для печати

2а-61/2018 (2а-1162/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Скворцова Людмила Владимировна
Ответчики
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия УФНС России по Республике Мордовия
Другие
ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия
Суд
Лямбирский районный суд Республики Мордовия
Судья
Солдатов Михаил Олегович
Дело на сайте суда
lyambirsky--mor.sudrf.ru
22.12.2017Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
22.12.2017Передача материалов судье
22.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2018Судебное заседание
31.01.2018Судебное заседание
05.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2018Дело оформлено
24.01.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее