Дело 2-220/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2014 года г. Уфа
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Климиной К.Р.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> И.Н.У., действующая по удостоверению ТО № от ДД.ММ.ГГГГ
истца Д.Ф.Р.,
при секретаре Сабирове Д.Р.,
рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Д.Ф.Р. к Администрации городского округа <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Истец прокурор <адрес> в интересах Д.Ф.Р. обратился с иском к Администрации городского округа <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование иска указал, что прокуратурой <адрес> установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Д.Ф.Р. воспитывалась в ГБОУ Башкирский республиканский детский дом № им. Ш.Х. и находилась на полном государственном обеспечении. Жилое помещение за ней не закреплялось. Решением Баймакского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ мать заявительницы Д.Я.С. и отец - Д.Р.Х. лишены родительских прав. Согласно свидетельств о смерти Д.Я.С.. умерла ДД.ММ.ГГГГ Д.Р.Х. умер ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением главы <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № Д.Ф.Р. принята на учет в качестве нуждающейся в жиилых помещениях по договору социального найма. Д.Ф.Р. своего жилья не имеет, зарегистрирована по месту нахождения детского дома. Однако в нарушение действующего законодательства Д.Ф.Р. по достижении 18-летнего возраста в течение 3-х месяцев жилье по договору социального найма не предоставлено, тем самым нарушены права Д.Ф.Р. на жилье. В настоящее время обучается в ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет». Просит обязать Администрацию городского округа <адрес> предоставить Д.Ф.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р. жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте <адрес>, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее <данные изъяты> кв.м. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
В судебном старший помощник прокурора <адрес> И.Н.У., действующая по удостоверению заявленные требования поддержала полностью, по основаниям изложенным в иске, пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ вступил в законную силу Закон Республики Башкортостан «О внесении вменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», согласно которому полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей возложено на орган местного самоуправления. Просит обязать Администрацию городского округа <адрес> городского округа <адрес> предоставить Д.Ф.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р. жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте <адрес> отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее <данные изъяты> кв.м. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Истица Д.Ф.Р., в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по основаниям изложенным в иске.
В судебное заседание представители ответчиков Администрации городского округа <адрес> ГО <адрес>, не явились, будучи извещенными надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
В судебное заседание представитель третьего лица Министерство образования Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, представили отзыв на исковое заявление, в котором просят рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие и указывают, что согласно статье 8 Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений но договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда но договорам найма специализированных жилых помещений. К тому же, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 06.03.2012 №65 постановление Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2007 №200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на которое ссылается истец в своем исковом заявлении, признано утратившим силу, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах Д.Ф.Р.
В судебное заседание представитель третьего лица Министерство финансов Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, представили отзыв на исковое заявление, в котором просят рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие и указывают, что при обеспечении жилыми помещениями лиц указанной категории необходимо руководствоваться теми основаниями, которые закреплены последней редакцией Федерального закона № 159-ФЗ. Поскольку Д.Ф.Р. право на обеспечение благоустроенного жилого помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не реализовано, на нее в полной мере распространяются положения статьи 8 Федерального закона № 15-ФЗ. При таких обстоятельствах, правовых оснований для предоставления Д.Ф.Р. жилого помещения по договору социального найма, не имеется. Просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Суд, согласно требованиям ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся представителей ответчиков, третьих лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Исследовав и оценив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд считает, что иск прокурора <адрес> в интересах Д.Ф.Р. к Администрации городского округа <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской I Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24, пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей статья 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Д.Ф.Р. родилась ДД.ММ.ГГГГ в д. Лесозавод № <адрес>, в графе «мать» указана «Д.Я.С.», в графе «отец» указан «Д.Р.Х.», что следует из свидетельства о рождении серии IX-АР № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно свидетельства о смерти серии I-АР № от ДД.ММ.ГГГГ., Д.Р.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ
Согласно свидетельства о смерти серии II-АР № от ДД.ММ.ГГГГ., Д.Я.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ г.
Установлено, что Д.Ф.Р., оставшаяся без попечения родителей, на основании постановления <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ была определена в детский дом <адрес> для несовершеннолетних.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ., утвержденной директором ГБОУ Тубинский детский дом РБ Б.Д.И., Д.Ф.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно воспитывалась в ГБОУ Тубинский детский дом РБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и находилась на полном государственном обеспечении.
Справкой № от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального района <адрес> сектор опеки и попечительства подтверждается, что несовершеннолетняя из числа лиц, детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Д.Ф.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно не имеет закрепленного жилья на территории <адрес> и <адрес>.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ утвержденный директором детского дома Б.Ф.М., Д.Ф.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно воспитывалась в детском <адрес> имени Ш.Х. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и находилась на полном государственном обеспечении, так как относилась к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ выданной Территориальным управлением участком <адрес> ГУП БТИ Республики Башкортостан в том, что Д.Ф.Р. по материалам Территориального участка <адрес> ГУП БТИ Республики Башкортостан собственником объектов недвижимости не установлен.
Согласно уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Д.Ф.Р., на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время Д.Ф.Р. является студентом 3 курса экономического факультета Федерального государственного учреждения высшего образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный аграрный университет».
ДД.ММ.ГГГГ истица Д.Ф.Р. обратилась в <адрес> Республики Башкортостан с заявлением принять её на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Распоряжением <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Д.Ф.Р. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включен во внеочерной список по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
В настоящее время Д.Ф.Р. зарегистрирована по адресу: <адрес>, детский дом № не имеет жилья и не находится на полном государственном обеспечении, однако она не обеспечена жилым
Суд считает, что обязанность обеспечения Д.Ф.Р. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан, поскольку порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому обязанность обеспечения Д.Ф.Р. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з (в редакции от 06 декабря 2011 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными Полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан.. . по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)...
Суд считает, что обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
Анализ представленных в суд доказательств дает суду основание считать, что Д.Ф.Р., которая в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончил пребывание в образовательных учреждениях и имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору социального найма органом местного самоуправления - Администрацией городского округа <адрес> Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа <адрес>», площадью не ниже <данные изъяты> кв.м.
Так как государственные полномочия РБ по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке Администрации ГО <адрес>, однако расходы по предоставлению жилья являются расходными обязательствами РБ, то обязанность по предоставлению жилых помещений истцу должна осуществляться Администрацией ГО <адрес> за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Доводы представителя третьего лица о том, что на момент постановки истца в очередь нуждающихся в жилых помещениях, государственные полномочия РБ по предоставлению жилых помещений не были переданы Администрации ГО <адрес>, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований к Администрации ГО <адрес>, так на момент рассмотрения иска государственные полномочия РБ по доставлению жилых помещений были переданы Администрации ГО <адрес>, поэтому обязанность по предоставлению жилого помещения Д.Ф.Р. должна быть возложена на ответчика Администрацию ГО <адрес> РБ
Руководствуясь статьями 56, 194-196, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Д.Ф.Р. к Администрации городского округа <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан предоставить вне очереди Д.Ф.Р. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте <адрес> Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее <данные изъяты> кв. м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
В остальной части исковых требований прокурора <адрес> в интересах Д.Ф.Р. к <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Орджоникидзевский районный суд города Уфы РБ со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: К.Р. Климина