Решение по делу № 2-216/2016 (2-5645/2015;) ~ М-5280/2015 от 09.12.2015

Дело № 2 - 216 (2016)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 января 2016 года г. Ачинск Красноярского края

Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Рагулиной О.А.,

с участием истца Соколова А.Н., его представителя Деминой О.П., действующей по доверенности от 15.01.2016г.(л.д.49)

представителя ответчика Администрации г.Ачинска Лоос Е.В., действующей по доверенности от 11.01.2016г. (л.д.47),

при секретаре Жикулиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколова А.Н. к Администрации города Ачинска о предоставлении специализированного жилого помещения на условиях договора найма,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Соколов А.Н. обратился в суд с иском к Администрации г. Ачинска о предоставлении ему на территории города Ачинска благоустроенного жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого фонда, мотивируя свои исковые требования тем, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители были лишены родительских прав в отношении него. За ним постановлением Причулымского сельского совета было сохранено право пользования жилым помещением в Ачинском районе. Однако указанное жилье в муниципальной собственности не находилось, его родители собственниками жилья также не являлись. На основании протеста прокурора постановление о сохранении за ним права пользования жильем было отменено. Однако в опеке документы на предоставление ему жилья принять отказались, мотивируя тем, что он достиг 23 летнего возраста и рекомендовано обратиться в суд. В связи с чем, просит обязать Администрацию обеспечить его жилым помещением (л.д. 2).

Определением суда от 14.12.2015 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство образования Красноярского края (л.д. 1).

Истец Соколов А.Н. и его представитель Демина О.П. в судебном заседании исковые требования поддержали по аналогичным основаниям. Соколов А.Н. суду пояснил, что он проживал в с родителями в Ачинском районе. После лишения родителей родительских прав, его поместили в детский дом, закрепили право пользования указанным жильем. После окончания ПЛ-40, он обращался в опеку Ачинского района, где ему сказали, что у него есть закрепленное жилье, поэтому на очередь по предоставлению жилья его не поставят. Однако вселиться в квартиру он не мог из-за ее разрушенного состояния, при этом когда решали вопрос о признании квартиры непригодной для проживания, выяснилось, что никаких правоустанавливающих документов на нее нет, в муниципальной собственности она не значится. У родителей прав на жилье также не было. Прокурором было опротестовано постановление о закреплении за ним жилья, после ему рекомендовали обратиться в суд за защитой жилищных прав. В настоящее время он проживает в г.Ачинске и просит обязать Администрацию г.Ачинска по месту своего проживания предоставить ему жилое помещение по договору найма. В опеку он обращался до достижения им 23-х летнего возраста и именно наличие незаконного сохранения за ним права пользования жилым помещением препятствовало постановке на учет как лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в обеспечении жильем.

Представитель ответчика администрации г. Ачинска Лоос Е.В., по иску возражала, указав, что если лицо, относящееся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения 23-х летнего возраста не встало на учет в Министерстве образования Красноярского края, то оно утрачивает право на льготное обеспечения жильем. Соколов на учете лиц, нуждающихся в обеспечении жильем не состоит, по вопросу обеспечения жильем до достижения 23-х летнего возраста к ним не обращался. Сохранение права пользования жилым помещением в д. было произведено до его совершеннолетия и не препятствовало в постановке на очередь. Кроме этого, фактически истец просит предоставить жилье во внеочередном порядке, что действующим законодательством не предусмотрено.

Аналогичная позиция изложена в письменном отзыве представителя ответчика Ускова К.С. ( л.д.29,40).

Представитель третьего лица Министерства образования Красноярского края, будучи извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного заседания (л.д.45), в суд не явился, возражений по иску не представил.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Как установлено ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к категории детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе в связи с лишением их родительских прав, а к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Как следует из п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статье, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Пунктом 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Аналогичное положение предусмотрено Законом Красноярского края «О защите прав ребенка» (ст.17).

Согласно ст.17 п.5 Закона Красноярского края формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.

Для включения в список законные представители, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в случае приобретения ими полной дееспособности, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют в уполномоченный орган местного самоуправления документы, указанные в подпунктах "а" - "в" пункта 5 настоящей статьи : ходатайство о предоставлении жилого помещения с указанием желаемого места предоставления жилого помещения в границах муниципального района или городского округа края, который является местом жительства указанных лиц, либо согласия на определение места предоставления жилого помещения по решению уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования; копии паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего; документов, подтверждающих постоянное проживание на территории края, в случаях отсутствия регистрации по месту жительства.

Уполномоченные органы местного самоуправления формируют учетные дела лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, приобщают к ним ходатайства и заявления о предоставлении жилого помещения, а также документы, предусмотренные подпунктами "б" - "и" пункта 5 настоящей статьи, направляют заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копии ходатайств, заявлений и документов, необходимых для предоставления жилых помещений, в уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения документов в полном объеме (ст.17 п.6 Закона Красноярского края).

Законом края установлены требования к жилому помещению, предоставляемому детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Так, жилое помещение должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом. Общая площадь жилых помещений, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления). С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров, а также менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров (п.14 ст.17).

Как установлено по делу, Соколов А.Н. года рождения относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать Н.А. отец Н.А. решением Ачинского городского суда от 29 апреля 2005г. лишены родительских прав в отношении истца (л.д.6,8).

Впоследствии Соколова Н.А. умерла.(л.д.73).

Постановлением Администрации Ачинского района № 216-П от 11 августа 2005г. Соколов А.Н. определен в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на полное государственное обеспечение (л.д.9).

14 марта 2009г. Соколов А.Н. окончил обучение в КГБО НПО «ПЛ-40». Впоследствии повторно проходил обучение в ГКБОУ НПО ПЛ-40 до 30.06.2012г., где обучался на полном государственном обеспечении (л.д.50-53).

В ходе судебного заседания установлено, что Соколов А.Н. с родителями проживал в Ачинском районе (л.д.72), где имеет регистрацию до настоящего времени (л.д.11,72).

Постановлением Причулымского сельского совета № 79 от 25 августа 2005г. за Соколовым было закреплено жилое помещение до достижения им 18-ти летнего возраста (л.д.10).

Вместе с тем, сохранение право пользования указанным жильем произведено органами местного самоуправления с нарушением закона, поскольку данное жилое помещение в реестре муниципальной собственности Причулымского сельского совета, а также Администрации Ачинского района отсутствует (л.д.12, 13), в реестре государственной собственности Красноярского края, а также в реестре федерального имущества не учитывается (л.д.15-17), право собственности на указанное жилое помещение ни за кем не зарегистрировано, договор социального найма на жилье ни с Соколовым А.Н, ни с его родителями Н.А., Н.А. не заключался (л.д.18,22,34,49).

Согласно инвентарного дела на жилой дом, владельцы строения не указаны, родители истца, либо сам Соколов А.Н. в качестве таковых не значатся.

Доказательств иного ответчиком не представлено.

Сама по себе регистрация в указанной квартире Соколова А.Н. и его родителей о наличии у них прав на жилье не свидетельствует.

Таким образом, законных оснований для сохранения права на указанное жилое помещение за Соколовым, у администрации Причулымского сельского совета не имелось, а кроме этого, в квартире в настоящее время проживает отец Соколова А.Н.- Н.А., лишенный родительских прав, в связи с чем истец не может использовать ее в настоящее время по назначению.

Постановлением Администрации Причулымского сельского совета № 008-П от 06 февраля 2015г. по протесту Ачинского межрайонного прокурора Постановление о закреплении жилья за Соколовым А.Н. было отменено (л.д.66-70).

На праве собственности либо по социальному найму истец жилья не имеет. Его умершая мать ФИО5 также в собственности жилья не имела, в связи с чем в порядке наследования Соколов А.Н, жилье не приобрел (л.д.23,26).

Доказательств иного ответчиком не представлено и судом не установлено.

На протяжении длительного времени Соколов проживает на территории г.Ачинска, первоначально жил по месту обучения в ПЛ-40, а с 03.11.2011г в арендуемой квартире в г.Ачинске, что подтверждается договором аренды (л.д.27).

Исходя из пояснений Соколова А.Н. он неоднократно обращался в опеку по вопросу обеспечения его жильем, вместе с тем его личное дело своевременно сформировано не было, в Министерство образования не направлено.

Тот факт, что обращение Соколова А.Н. в опеку происходило до достижения последним 23-х летнего возраста, то есть до 22 августа 2014г., свидетельствуют запросы, сделанные по его же обращению органами опеки Администрации Ачинского района относительно жилого помещения, где истец прописан и его прав на жилое помещение, которые датированы июлем 2014г. (л.д.11-13, 22-26). В связи с чем, усматривается, что органами опеки и попечительства в июле 2014г. действительно собирались документы в отношении истца, что подтверждает его позицию о его своевременном обращении в органы опеки и попечительства для защиты жилищных прав.

Из ответа руководителя Управления образования Администрации Ачинского района следует, что Соколов А.Н. обратился в отдел опеки в июле 2014г. по вопросу обеспечения его жильем как лица, оставшегося без попечения родителей. При сборе документов стало известно, что жилье, закрепленное за Соколовым А.Н. в муниципальной, либо частной собственности не числится, права на него у Соколова либо его родителей не зарегистрировано. В связи с чем, материалы были направлены в прокуратуру, после чего постановление о закреплении жилья опротестовано прокурором и отменено. На момент окончания сбора всех необходимых документов Соколов достиг 23-х летнего возраста, в связи с чем, ему было разъяснено, что восстанавливать свои права он может только в судебном порядке (л.д.37-38).

Неисполнение при таких обстоятельствах органами опеки и попечительства обязанности по защите жилищных прав ребенка-сироты, непринятие мер к оспариванию незаконного постановления о закреплении жилья, и бездействие по непостановке Соколова А.Н. на учет в органах местного самоуправления на обеспечение жильем, а также неисполнение обязанности по формированию учетного дела сироты и направлении его для включения в Список в Минобразования КК, не может являться основанием для дальнейшего нарушения жилищных прав Соколова А.Н. и служить обоснованием к отказу в иске.

Таким образом, истец имеет право на предоставление жильяв соответствии с законодательством о дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в возрасте до 18 лет он остался без попечения родителей, при этом обязанность по предоставлению жилого помещения в соответствии с нормами законодательства возложена на органы местного самоуправления, однако данная обязанность администрацией г. Ачинска не исполнена.

Истец достиг совершеннолетия, окончил обучение, в связи с чем, учитывая отсутствие зарегистрированных прав на какое-либо недвижимое имущество, Соколов А.Н. имеет право на обеспечение его жильем в установленном законом порядке.

При этом требования истца об обеспечении его жильем именно по месту проживания в г.Ачинске, где он живет фактически с 2008г., имеет постоянное место работы, законны и обоснованны.

Наличие закрепленного за ним в 2005г. жилья в Ачинском районе, не может препятствовать реализации его прав на жилье, поскольку данное жилье за ним закреплено без законных оснований.

При этом, суд не может согласиться с доводом ответчика о том, что Соколов А.Н. утратил право на получение жилья, так как до достижения им 23-х летнего возраста не обратился для постановки на учет в органы местного самоуправления либо непосредственно в Министерство образования Красноярского края для обеспечения жильем.

Суд приходит к выводу о том, что именно наличие закрепленного за Соколовым А.Н. вышеуказанного жилого помещения являлось препятствием для своевременной постановки его на учет для получения жилья.

Органы местного самоуправления не выполнили возложенных на них законом обязанностей, неправомерно закрепив за истцом жилое помещение, в то время как реализация права Соколова А.Н. на получение жилого помещения не может быть поставлена под условие добросовестного исполнения должностными лицами своих обязанностей.

Постановление о закреплении жилья за Соколовым А.Н. отменено лишь в 2015г., то есть уже по достижения им 23-х летнего возраста. А потому, истец не имел возможности до указанного времени подать необходимые документы для постановки его на учет для предоставления жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по уважительным причинам (с учетом неправомерно закрепленного за ним жилого помещения), иного жилого помещения для постоянного проживания не имеет, в связи с чем нуждается в предоставлении жилья.

В материалы дела не представлено доказательств вины истца в том, что до настоящего времени он не обеспечен жилым помещением при установленных обстоятельствах неправомерного закрепления за ним жилого помещения на момент утраты родительского попечения.

В настоящее время, Соколов А.Н. достигнув 23-х летнего возраста, лишен возможности самостоятельной постановки на учете в Министерстве образования, в связи с чем, им верно избран судебный способ защиты права.

Довод представителя ответчика Администрации г.Ачинска о том, что истец в нарушение установленного порядка обеспечения жилым помещением обратился в суд, и фактически претендует на предоставление жилого помещение вне очереди, не является основанием для отказа в удовлетворении требований. Из материалов дела следует, что по вине органов местного самоуправления, неправомерно закрепивших за Соколовым А.Н. жилое помещение, он не был поставлен на учет в Министерстве образования Красноярского края, и не обеспечен жильем, что свидетельствует о нарушении его жилищных прав. Наличие очередности, сформированной в соответствии со списками, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку истец вправе обратиться за восстановлением своего нарушенного права в суд вне зависимости от наличия либо отсутствия таких же прав у иных лиц.

В связи с чем требования Соколова А.Н. суд полагает подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясьст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Соколова А.Н. удовлетворить.

Обязать администрацию города Ачинска Красноярского края предоставить Соколову А.Н. изолированное благоустроенное жилое помещение по месту жительства на территории г.Ачинска на условиях договора найма специализированного жилого помещения, соответствующее санитарным и техническим нормам, исходя из нормы предоставления 33 кв.м., с допусками, установленными частью 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка» » (но не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения суда.

Судья О.А. Рагулина

Мотивированное решение изготовлено 01 февраля 2016г.

2-216/2016 (2-5645/2015;) ~ М-5280/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Соколов Алексей Николаевич
Ответчики
Администрация г. Ачинска
Другие
Министерство образования Красноярского края
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Рагулина Олеся Алексеевна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
09.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.12.2015Передача материалов судье
14.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2016Подготовка дела (собеседование)
11.01.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2016Судебное заседание
01.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2016Дело оформлено
30.11.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее