Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-474/2021 ~ М-355/2021 от 01.03.2021

УИД: 28RS0017-01-2021-000723-95

№ 2-474/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

05 апреля 2021 г.                              г. Свободный

Свободненский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Матвеевой Т.Н.,

при секретаре судебного заседания Заболотиной В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жулич Галины Тихоновны к Администрации Свободненского района Амурской области, Отделу по управлению имуществом администрации Свободненского района, Администрации Желтояровского сельсовета Свободненского района Амурской области о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру,

у с т а н о в и л:

представитель истца Жулич Г.Т. – Масленникова Т.Н., действующая на основании доверенности, обратилась в Свободненский городской суд с иском к Отделу по управлению имуществом администрации Свободненского района, Администрации Желтояровского сельсовета Свободненского района Амурской области о признании за Жулич Г.Т., -- года рождения, проживающей в селе -- право собственности в порядке приватизации на -- по адресу: --, общей площадью 64,7 кв.м, с кадастровым номером --

Данное требование мотивировала тем, что она с -- проживает в --, общей площадью 64.7 кв.м, с кадастровым номером --, расположенной на земельном участке общей площадью 1008 кв.м, с кадастровым номером --. Квартира выдавалась ей Колхозом «--». Договор социального найма не заключался. -- она решила воспользоваться правом приватизации жилья, для чего подала в Отдел по управлению имуществом Администрации Свободненского района Амурской области заявление о приватизации данной квартиры. -- начальник Отдела по управлению имуществом Администрации Свободненского района Амурской области в ответ на поданное заявление о приватизации указанной квартиры отказала в проведении приватизации. В своем ответе она ссылается на то, что данная квартира в Реестре муниципальной собственности Свободненского района не значится. Она постоянно зарегистрирована на данной жилплощади, оплачивает все платежи, электроэнергию и налоги, проводит косметический ремонт в квартире, обрабатывает земельный участок. Земельный участок, на котором находится указанная квартира, принадлежит ей на праве собственности с --, что подтверждается выпиской из ЕГРП, на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от --. Ранее истец в приватизации не участвовал. Следовательно, в настоящее время истец имеет право на приватизацию этой квартиры и ей не может быть отказано в бесплатной передаче в собственность жилого помещения. В связи с ликвидацией Колхоза «--» имущество принадлежащее Колхозу «--», не было передано в муниципальную собственность. В связи с тем, что по независящим от истца причинам он не может реализовать свое право на приватизацию, последняя вправе обратиться в суд с иском о признании за ними права собственности в судебном порядке.

В настоящее судебное заседание истец ФИО4, ее представитель ФИО6 не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, настаивали на удовлетворении исковых требований.

Ответчик - представитель администрации Свободненского района Амурской области в настоящее судебное заседание не явился, надлежащим образом извещён о месте и времени рассмотрения дела, причины неявки суду не сообщил, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, из отзыва следует, что спорная квартира в Реестре муниципальной собственности Свободненского района не значится.

Ответчик - представитель администрации Желтояровского сельсовета Свободненского района Амурской области в настоящее судебное заседание не явился, надлежащим образом извещён о месте и времени рассмотрения дела, причины неявки суду не сообщил, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, признал исковые требования.

Ответчика - представитель Отдел по управлению имуществом администрации Свободненского района в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещён о месте и времени рассмотрения дела, причины неявки суду не сообщил.

Руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы участников процесса, исследовав и оценив доказательства по делу, проанализировав нормы права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в связи со следующим.

В соответствии с ч.1 ст.12, ч.1 ст.56, ч.1 ст.57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В силу ч.1 ст.68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Суд распределял между сторонами бремя доказывания. В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нем доказательствам.

В соответствии с п.2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Согласно п. 2 Приложения 3 к данному Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов, независимо от того на чьем балансе они находятся, относятся к муниципальной собственности.

При этом отказ органа местного самоуправления в принятии жилищного фонда в муниципальную собственность, а также отсутствие решения об исключении соответствующего здания из специализированного жилищного фонда не могли препятствовать осуществлению гражданами прав на занимаемые ими жилые помещения, поскольку их реализация не могла быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Порядок вселения и приобретения права пользования жилым помещением на условиях социального найма членов семьи нанимателя и других граждан, проживающих совместно с ним в качестве членов своей семьи, установлен ст.ст.69, 70 ЖК РФ, до введения которого, до 01 марта 2005 года, действовали ст.ст.53, 54 ЖК РСФСР.

Согласно ч. 1 ст. 43 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставлялись гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.

В силу ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР (действующей на момент вселения истцов в спорное жилое помещение) на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного,     городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных     депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.    

В ст. 50 Жилищного кодекса РСФСР было определено, что пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.    

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РСФСР, договор найма жилого
помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение     между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.

В силу ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Нормами ЖК РСФСР не предусматривалось такого юридического понятия, как «жилое помещение, предоставленное по договору социального найма», статья 7 ЖК РСФСР гласила, что жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.

Согласно статье 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Аналогичной нормы, касающейся служебных жилых помещений, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Вводный закон не содержат.

Тем не менее, исходя из аналогии закона (ст.7 ЖК РФ) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г.).

Соответственно, в силу разъяснений, данных в определении Верховного суда РФ от 11 февраля 2014 года № 48-КГПР13-8, нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма, к возникшим правоотношениям применению не подлежат. В связи с этим с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона, должен быть заключен договор социального найма независимо от того, состоят они на учете нуждающихся в жилых помещениях или нет.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц.

Как следует из ст. 11 данного закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно ст. 8 данного закона решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Как разъяснено постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Статьёй 40 Конституции РФ провозглашено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно положениям ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с абз.2 ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Статья 1 ГК РФ гласит, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора.

Статьей 10 ГК РФ установлено, что в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В силу п.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Пунктом 1 статьи 8.1 и статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации.

Так, согласно пункту 2 статьи 8.1 ГК РФ права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.

В соответствии с ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Кодексом и иными законами.

Согласно ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п.2).

В силу ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон.

Пунктом 1 ст.432 ГК РФ установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Статья 550 ГК РФ предусматривает письменную форму договора продажи недвижимости, договор заключается путем составления одного документа, подписанного сторонами (ч.2 ст.434). Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.

Ранее ведение реестров и производство регистрации строений Приказом Минкоммунводхоза РСФСР от 21.02.1968 года №83 «Об утверждении Инструкции «О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР» возлагалось на Бюро технической инвентаризации.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон № 122), здесь и далее в редакции, действовавшей в период с 31.01.1998 года, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона (ч.2).

При этом предусматривалось, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.

Вместе с тем, в силу ч. 2 ст.13 Федерального закона № 122 регистрация ограничений (обременений) права, ипотеки, аренды или иной сделки с объектом недвижимого имущества возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.

Согласно ст.14 Федерального закона № 122 проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

С 01.01.2017 применяется Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ и «О государственной регистрации недвижимости», который регламентирует правоотношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости

Данным законом определены правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости (ст.35), Признания ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона, определены ранее учтенные объекты недвижимости (ст. 69).

Так, в силу ч.1 ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

На основании ч.5 данной статьи в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:

1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

Кроме этого, статьи 11 и 12 ГК РФ предусматривают возможность обращения в суд с иском о признании права собственности и гражданам предоставлена защита гражданских прав путем признания права.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.

Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с п.2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Согласно п. 2 Приложения 3 к данному Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов, независимо от того на чьем балансе они находятся, относятся к муниципальной собственности.

При этом отказ органа местного самоуправления в принятии жилищного фонда в муниципальную собственность, а также отсутствие решения об исключении соответствующего здания из специализированного жилищного фонда не могли препятствовать осуществлению гражданами прав на занимаемые ими жилые помещения, поскольку их реализация не могла быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" в целях дальнейшего совершенствования земельных отношений, приватизации земель, упрощения процедуры наделения граждан земельными участками была установлена обязанность колхозов и совхозов в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и перерегистрироваться в соответствующих органах.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. №86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и пунктом 6 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. №708 (утратившими силу с 27 января 2003 г.) при реорганизации колхоза или совхоза объекты жилого фонда могли быть переданы в собственность соответствующим местным органам власти; переданы или проданы гражданам занимаемых ими помещений в порядке, установленном Законом РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" и соответствующим решением Советов народных депутатов.

Инструкцией о порядке передачи, продажи и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам, утвержденной Минсельхозом Российской Федерации, Госкомимуществом Российской Федерации 10 февраля 1992 г., принятой на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. №86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", установлено, что в интересах коллектива ряд объектов социальной инфраструктуры может оставаться на балансе предприятий, создаваемых на основе реорганизации колхозов и совхозов.

Постановлением Правительства №724 от 17 июля 1995 г. «О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность», были утверждены рекомендации о передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций.

В перечень объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций, подлежащих передаче в муниципальную собственность, также были включены объекты обобществленного жилищного фонда.

Таким образом, при реорганизации колхозов и совхозов дальнейшая принадлежность жилого фонда данных организаций должна была быть определена одним из перечисленных способов, установленных действующим на тот момент законодательством.

Также суд принимает во внимание, что в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ земельное законодательство основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участком объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч.3 ст.552 ГК РФ - продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, ч. 1 ст. 35 ЗК РФ - при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу).

Статья 3 Федеральный закон от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) предусматривает, что права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется (п.1). Со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте (п.7).

В судебном заседании установлено на основании совокупности письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, что Жулич Г.Т. с -- и по настоящее время проживает и зарегистрирована в --.

Из трудовой книжки истца установлено, что -- она принята в колхоз «--», колхоз «-- реорганизован ТОО «--», Жулич Г.Т. в уволена из членов колхоза в связи с реорганизацией и -- принята членом ТОО «--».

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ колхоз «-- по месту нахождения: --, создан до --, зарегистрирован МИФНС -- по Амурской области в ЕГРЮЛ --, -- ранее был зарегистрирован Администрацией Свободненского района, ликвидирован по решению суда -- по итогам конкурсного управления.

Следовательно, при реорганизации колхоза «--», принадлежащий ему жилой фонд, в том числе жилой дом, построенный колхозом, в котором расположена спорная квартира, подлежал либо передаче в собственность соответствующим местным органам власти, то есть в муниципальную собственность, либо передаче или продаже гражданам, занимающим в жилом фонде помещения, в установленном законом порядке, либо оставлению на балансе организации, созданной в результате реорганизации.

Согласно справке Отдела по управлению имуществом администрации Свободненского района спорная квартира, расположенная по адресу: --, не значится в реестре муниципальной собственности, в связи с чем не представляется возможным произвести приватизацию указанной квартиры.

В выписке Россреестра из ЕГРН на объект недвижимости в отношении жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: --, указано, что объект с кадастровым номером --, общей площадью 64,7 кв.м, обладает статусом «актуальные, ранее учтенные», сведения для заполнения раздела 2 «Сведения о зарегистрированных правах» отсутствуют.

По данным ГБУ АО «Центр государственной кадастровой оценки Амурской области» от -- сведения о ранее зарегистрированных правах на спорный объект недвижимости отсутствуют.

Согласно выписке из ЕГРН Россреестра в отношении земельного участка с кадастровым номером --, расположенного по адресу: --, правообладатель - Жулич Г.Т., дата государственной регистрации права - --.

Данные доказательства и установленные на их основании факты, по мнению суда, подтверждают доводы истца в соответствующей части.

Каких-либо требований от третьих лиц о своих правах и притязаниях в отношении спорного жилого помещения в рамках настоящего разбирательства не заявлено.

Возникновение у истца права приобретения спорной квартиры в собственность в порядке приватизации ответчиком как органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположено данное имущество, и основания его возникновения никем не оспариваются.

По мнению суда, ни бездействие уполномоченных лиц ликвидированного колхоза «Красная звезда» как стороны сделки, заключённой с истцом, по её регистрации в установленном порядке и (или) передаче жилого фонда при своей ликвидации уполномоченным органам местного самоуправления, ни бездействие ответчика по истребованию оформлению в муниципальную собственность жилого фонда (спорного жилого помещения) ликвидированного юридического лица, не зависимо от причин, по которым оно своевременно не было не передано муниципалитету, не должно приводить к нарушению прав истца, так как граждане, проживающие в спорной квартире, не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность занимаемого ими жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции РФ, препятствуя реализации их законных прав и интересов.

Учитывая изложенное, а также то, что занимаемое истцом жилое помещение не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, истец проживает в жилом помещении, право истца никем не оспаривается, а само по себе отсутствие лица, уполномоченного распоряжаться государственными жилыми помещениями, не включенными ни в реестр муниципальной собственности, ни в реестр федерального имущества, не может лишить истца права на приватизацию занимаемо жилого помещения, суд считает возможным признать за истцом право собственности на спорное жилое помещение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 107, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Жулич Галины Тихоновны к Отделу по управлению имуществом администрации Свободненского района, Администрации Желтояровского сельсовета Свободненского района Амурской области о признании права собственности в порядке приватизации на -- по адресу: --, общей площадью 64,7 кв.м, с кадастровым номером --:--, удовлетворить.

Признать право собственности в порядке приватизации на -- по адресу: --, с кадастровым номером --, за Жулич Галиной Тихоновной, -- года рождения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:                      Т.Н. Матвеева

Мотивированное решение принято судом в окончательной форме в пятидневный срок – 12.04.2021. Судья Свободненского городского суда Амурской области Матвеева Т.Н._______________

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

2-474/2021 ~ М-355/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Жулич Галина Тихоновна
Ответчики
Администрация Желтояровского сельсовета Свободненского района Амурской области
Отдел по управлению имуществом администрации Свободненского района
Администрация Свободненского района Амурской области
Другие
Масленникова Татьяна Николаевна
Суд
Свободненский городской суд Амурской области
Дело на странице суда
svobodnenskgs--amr.sudrf.ru
01.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.03.2021Передача материалов судье
02.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.03.2021Предварительное судебное заседание
05.04.2021Предварительное судебное заседание
05.04.2021Судебное заседание
12.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее