Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 февраля 2013 г. г. Оренбург
Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Вахрамеевой Ю.В.,
при секретаре Козловой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чучвага О.В., действующей также в интересах несовершеннолетней Шухлина П.Е. к администрации <...> о признании приобретшими право пользования жилым помещением, признании права собственности в порядке приватизации, встречному иску к администрации <...> к Чучвага О.В., действующей также в интересах несовершеннолетней Шухлина П.Е. о признании утратившими право пользования жилым помещением, снятие с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Чучвага О.В., действующая также в интересах несовершеннолетней Шухлина П.Е. уточнив первоначально заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратилась в суд к ответчику с иском о признании приобретшими право пользования жилым помещением, признании права собственности в порядке приватизации, указав, что в 2000 г. она была вселена в комнату <Номер обезличен> общежития «Подружка», расположенного по адресу: <...>, на основании договора найма, где была и зарегистрирована.
В 2008 г. у нее родилась дочь Шухлина П.Е., которая также была вселена и зарегистрирована в этой комнате.
В 2009 г. её дочери была оформлена инвалидность с диагнозом «бронхиальная астма тяжелой формы, атопическая, частично контролируемая» В связи с чем, она встала на очередь в администрации <...> на жилье по категории « ребенок-инвалид», при этом она неоднократно обращалась в администрация <...> для улучшения своих жилищных условий. В 2009 году администрация общежития ей и ее дочери Шухлина П.Е. предоставила большую комнату под номером 41 <...>.
Решением Дзержинского районного суда <...> от <Дата обезличена> за ней и дочерью Шухлина П.Е. было признано право пользования комнатой <Номер обезличен> <...> и вынесено решение о регистрации их по месту жительства в указанной комнате, которую они так и не поставили.
В 2011 г. она вышла замуж, и ожидая рождение второго ребенка, стала просить расширение, поскольку было невозможно проживать семье в комнате 18 кв.м., более того её первый ребенок по заболеванию имел право на дополнительную жилплощадь, в связи с чем, ей выделили нежилую комнату под номером 160 в указанном выше домовладении, которую она перевела в жилую и стала вместе с семьей проживать, где и проживают по настоящее время на основании договора найма жилого помещения в общежитии.
Так, здание общежития «Подружка», в комнате которого они проживают, расположено в <...>, ранее принадлежало ОАО «ПО «Стрела» и, распоряжением главы <...> передано в муниципальную собственность <Дата обезличена> Они обратились в администрацию <...> с просьбой рассмотреть вопрос о заключении с ней договора о передаче в собственность в порядке приватизации занимаемой им комнаты <Номер обезличен> в общежитии «Подружка» по <...> в <...>. В администрации <...> ей пояснили, что данное жилое помещение является общежитием и не подлежит приватизации. С данным отказом от заключения договора она не согласна, считают его незаконным, поскольку общежитие было принято в муниципальную собственность и утратило статус общежития в силу закона, после чего гражданин вправе приобрести занимаемое по договору социального найма жилое помещение в собственность в соответствии с ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Просит суд признать ее и ее несовершеннолетнюю дочь Шухлина П.Е., <Дата обезличена> приобретшей право пользования - комнатой <Номер обезличен> <...>, а также признать право собственности по праву приватизации на данную комнату за дочерью Шухлина П.Е.
Не согласившись с исковыми требованиями Чучвага О.В., действующей также в интересах несовершеннолетней Шухлина П.Е., администрация <...> обратилась в суд со встречными исковыми требованиями к Чучвага О.В., действующей также в интересах несовершеннолетней Шухлина П.Е. о признании утратившими право пользования жилым помещением, в обосновании которого указав, что Чучвага О.В. и ее дочь Шухлина П.Е. утратили право пользования комнатой <Номер обезличен>, <...>, поскольку решением Дзержинского районного суда <...> от <Дата обезличена> за <ФИО>5 признано право собственности по праву приватизации на данную комнату. Чучвага О.В. и Шухлина П.Е. в комнате <Номер обезличен> не проживают, коммунальные услуги не оплачивают. Просит суд признать Чучвага О.В. и Шухлина П.Е. утратившими право пользования комнатой <Номер обезличен> <...>.
Определением Дзержинского районного суда <...> от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена <ФИО>5
Чучвага О.В., действующая также в интересах несовершеннолетней Шухлина П.Е. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель администрации г. <ФИО>6, действующая на основании доверенности в судебном заседании встречные исковые требования поддержала в полном объеме, на основаниях изложенных в заявлении, в удовлетворении исковых требований Чучвага О.В., действующей также в интересах несовершеннолетней Шухлина П.Е. просила отказать.
Третье лицо <ФИО>5 в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представители третьих лиц УФМС <...>, ОАО «ПО «Стрела» в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания, извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя администрации г. <ФИО>6, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Суд, рассматривая встречные исковые требования администрации <...> о признании Чучвага О.В. и Шухлина П.Е., приходит к следующему.
В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из материалов дела, решением Дзержинского районного суда <...> от <Дата обезличена> за <ФИО>5 признано право собственности на комнату <Номер обезличен> <...>. Решение суда вступило в законную силу <Дата обезличена> При этом суд было установлено, что данная комната была предоставлена Черновой в 2012 году, куда последняя вселилась с согласия собственника помещения - администрации <...> и проживает по настоящее время, где также имеет регистрацию по месту жительства с <Дата обезличена>.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что встречные исковые требования администрации <...> о признании Чучвага О.В. и Шухлина П.Е. утратившими право пользования комнатой <Номер обезличен> <...> являются законными и обоснованными. Более того, из заявления Чучвага О.В. следует, что в комнате 41 она с дочерью не проживает, а постоянное место жительство считает комнату <Номер обезличен>, где имеет регистрацию по месту жительства и право пользования которой, и просит суд признать.
Рассматривая требования Чучвага О.В., действующей также в интересах несовершеннолетней Шухлина П.Е. о признании их приобретшими право пользования комнатой <Номер обезличен> <...>, а также признании права собственности по праву приватизации на данную комнату за Шухлина П.Е., то суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии со ст. 5 Закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Отношения сторон по осуществлению прав и обязанностей в отношении квартиры по договору социального найма, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, поскольку являются длящимися отношениями и действуют в период действия ЖК РФ.
Так в обосновании своих требований Чучвага О.В. ссылается на то, что она вместе с дочерью Шухлина П.Е. проживают в комнате <Номер обезличен> <...>, на основании договора социального найма, данная комната переведена из нежилого помещения в жилое за счет собственных средств, она оплачивает коммунальные услуги за данную комнату, осуществила перепланировку, после чего спорное помещение было введено в эксплуатацию, о чем имеется акт приемочной комиссии.
Как следует из материалов дела, нанимателем комнаты <Номер обезличен> <...> является Чучвага О.В., указанная комната предоставлена на состав семьи - Шухлина П.Е. (дочь), на основании договора найма <Номер обезличен> от <Дата обезличена>
Согласно постановлению администрации <...> <Номер обезличен>-п от <Дата обезличена> нежилое помещение (моечная, буфет) в <...> переведено в жилое помещение - комнату <Номер обезличен> <...>.
Также в материалах дела, имеется акт приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию помещения после переустройства и (или) перепланировки - комнаты <Номер обезличен> <...>.
В ходе судебного заседания установлено, что Чучвага О.В. несет расходы по комнате <Номер обезличен> <...>, согласно данным расчетной книжки <Номер обезличен>.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что Чучвага О.В. приобрела право пользования комнатой <Номер обезличен> <...>.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов ( п.2 ст. 20 ГК РФ).
По смыслу указанных норм несовершеннолетние дети приобретают право на ту жилую площадь, которая определяется им в качестве места жительства соглашением родителей. Такое соглашение выступает предпосылкой вселения ребенка в конкретное жилое помещение.
Судом установлено, что несовершеннолетняя Шухлина П.Е., 2008 года рождения проживает в спорной комнате вместе со своей матерью, поскольку право несовершеннолетних детей на проживание в жилом помещении производно от прав их родителей, то несовершеннолетняя Шухлина П.Е. также приобрела право пользования спорным жилым помещением.
Чучвага О.В. обращалась в Управление жилищной политики администрации <...> о заключении с ее несовершеннолетней дочерью Шухлина П.Е. договора приватизации на занимаемое жилое помещение, в чем им было отказано по причине того, что домовладение, расположенное по адресу: <...> является общежитием и относится к специализированному жилому фонду. Истец не согласна, полагает, что нарушается право на приватизацию занимаемого жилого помещения.
Судом установлено, что спорная жилая площадь представляет собой изолированную комнату, расположенную по адресу: <...>.
Спорная жилая площадь была предоставлена Чучвага О.В. и ее дочери Шухлина П.Е. собственником помещения - администрацией <...>.
Как следует из материалов дела в комнате <Номер обезличен> <...> проживает - Чучвага О.В. вместе с дочерью Шухлина П.Е., где имеет постоянную регистрацию по месту жительства.
Здание общежития, расположенное по адресу: <...> использовалось ФГУП п/о «Стрела» на праве хозяйственного ведения.
На основании распоряжения главы <...> <Номер обезличен>-р от <Дата обезличена> указанное домовладение передано в муниципальную собственность.
Чучвага О.В. обращалась в Управление жилищной политики администрации <...> с заявлением о передаче ее дочери спорного жилого помещения в собственность, однако было отказано в связи с тем, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилому фонду.
В силу ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" согласно которой, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в силу закона, домовладение, расположенное по адресу: <...> утратил статус общежития и к спорному жилому помещению применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Так, судом установлено, что Шухлина П.Е. постоянно проживает в спорном помещении, ранее не участвовала в приватизации, а потому в силу Закон РФ от <Дата обезличена> N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" имеет право на участие в приватизации.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Комната <Номер обезличен> в <...> является изолированным жилым помещением, то есть соответствует требованиям жилищного законодательства РФ, предъявляемым к такой категории помещений (ст. 15 ЖК РФ).
Приватизации подлежат только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку по смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.
Согласно ст. 11 Закона РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что приватизации подлежит изолированное жилое помещение, у Шухлина П.Е. имеется право на приватизацию вышеуказанной комнаты, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Встречные исковые требования администрации <...> удовлетворить.
Признать Чучвага О.В., Шухлина П.Е. утратившими право пользования жилым помещением - комнатой <Номер обезличен> <...>.
Исковые требования Чучвага О.В., действующей также в интересах несовершеннолетней Шухлина П.Е. удовлетворить.
Признать за Чучвага О.В., Шухлина П.Е. право пользования комнатой <Номер обезличен> <...> по договору социального найма.
Признать за Шухлина П.Е. право собственности по праву приватизации на комнату <Номер обезличен> <...>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Дзержинский районный суд <...> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
СУДЬЯ:
Мотивированный текст решения изготовлен: <Дата обезличена>.