Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Ивановка ДД.ММ.ГГГГ
Ивановский районный суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Ю. М. Серга,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело № по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> и понуждении к совершению определенных действий.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Ивановский районный суд Амурской области с административным иском к администрации муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес>, в котором просит признать незаконным бездействия администрации муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес>, выразившееся в не проведении работ по межеванию, по переводу земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель, по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков на которых размещены общественные кладбища, расположенных на территории муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес>, а так же обязать администрацию муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> провести работы по межеванию, переводу из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых размещены общественные кладбища, расположенных на территории муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес>.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что во исполнение поручения прокуратуры Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле. В ходе проведенной проверки прокуратурой района установлен факт нарушения земельного законодательства: земельные участки, на которых расположены кладбища на территории <адрес> сельского совета (<адрес>), на кадастровый учёт не поставлены, сведения о каких-либо правах на них, согласно ЕГРП отсутствуют, границы участков не определены. Свидетельства о праве собственности в отношении кладбищ как объектов недвижимости администрация МО <адрес> сельсовет не имеет. Кроме того, используемые земельные участки, на которых расположены кладбища, относятся к землям сельскохозяйственного назначения, что свидетельствует о нецелевом использовании земельного участка. Таким образом, бездействие Администрации муниципального образования <адрес> сельсовета в части не проведения работ по межеванию, по не переводу земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию, не постановки на государственный кадастровый учет и не оформление земельных участков, на которых расположены общественные кладбища, расположенные на территории муниципального образования <адрес> сельского совета (<адрес>), нарушает права неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Прокурор <адрес> считает, что сложившаяся ситуация приводит к возможности самовольного расширения границ кладбищ, в том числе за счет земель сельскохозяйственного назначения. Вследствие того, что участок, на котором находится захоронение, не поставлен на кадастровый учет и его границы не определены, отсутствует возможность установления четких границ санитарно - защитной зоны, что служит нарушением прав граждан проживающих на территории указанного муниципального образования.
Административный истец - прокурор <адрес>, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик - администрация муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес>, в адресованном суду заявлении не возражала против упрощенного порядка судопроизводства.
Определением Ивановского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, на основании ст. 291-292 КАС РФ, определено рассмотреть настоящее административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства, без ведения аудиопротоколирования и протокола, в связи с тем, что ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
Изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему:
На основании п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Одним из основных принципов земельного законодательства является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому, владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свобод, но, если это не наносит ущерб окружающей среде.
В соответствии с ч. 3 статьи 14 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно ч.ч. 4, 5 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется, исходя из предполагаемого количества захоронений на нем, и может превышать сорок гектаров.
Согласно ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношении относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территории других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из ч. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям.
В соответствии со ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
На основании ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Исходя из анализа норм данного Федерального закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него.
В соответствии с п. 4 и п. 4.1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Кадастровые работы выполняются в отношении, в том числе, земельных участков, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
Кроме того, в соответствии с п. п. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Как следует из содержания ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, категория земель указывается в официальных документах, в том числе в Едином государственном реестре недвижимости, в договорах, предметом которых является земельные участки, а также в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов, в порядке, определенном названным кодексом и законодательством РФ.
Для перевода земельного участкам из одной категории в другую, необходимо подавать ходатайство на перевод земельного участка в уполномоченный орган.
В силу положений п. 1, 2 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.
Согласно ст. 43 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращение их обязанностей, установленных ст. 42 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целен, а также для целей аквакультуры.
Основным нормативно-правовым актом муниципального образования <адрес> сельсовета, принимаемым <адрес> сельским Советом народных депутатов, действующим при этом от имени и в интересах граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования <адрес> сельсовета является Устав.
Согласно ст. 6 Устава муниципального образования Ивановского сельсовета, принятого решением сессии <адрес> сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, территорию муниципального образования <адрес> сельсовета составляют земли сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования и другие земли, необходимые для развития поселений, и земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Территория муниципального образования включает в себя территорию села <адрес>
Согласно подп. 22 п. 1 ст. 7 данного Устава к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
На основе анализа данного нормативно-правового акта администрация муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес>, является юридическим лицом в системе органов местного самоуправления, должна выполнять обязанности по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
В судебном заседании установлено, что в исполнения поручения прокуратуры Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле. В ходе проверки установлен факт нарушения земельного законодательства: земельные участки, на которых расположены кладбища на территории <адрес> сельского совета (<адрес>), на кадастровый учёт не поставлены, сведения о каких-либо правах на них, согласно ЕГРП отсутствуют, границы участков не определены. Свидетельства о праве собственности в отношении кладбищ как объектов недвижимости администрация МО <адрес> сельсовет не имеет. Кроме того, используемые земельные участки, на которых расположены кладбища, относятся к землям сельскохозяйственного назначения, что свидетельствует о нецелевом использовании земельного участка.
До настоящего времени выявленные нарушения не устранены, доказательств принятия мер к организации и проведению работ по межеванию, переводу из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых размещены общественные кладбища, расположенных на территории муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес>, административным ответчиком суду не представлено, хотя такая обязанность на него судом возлагалась.
Как усматривается из материалов дела, вопрос о принятии вышеуказанных мер до настоящего времени не решен, что свидетельствует об отсутствии надлежащей организации и контроля со стороны администрации муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> по содержанию мест захоронения.
Учитывая, что непосредственная обязанность организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения и возлагается законом на юридическое лицо в системе органов местного самоуправления, в ведении которого находится территория, где необходимо такое выполнение, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора <адрес>.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом;
Учитывая характер действий, которые необходимо совершить для исполнения решения суда, суд полагает возможным установить срок исполнения решения – 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> и понуждении к совершению определенных действий - удовлетворить.
Признать незаконным бездействия администрации муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес>, выразившееся в не проведении работ по межеванию, по переводу земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель, по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков на которых размещены общественные кладбища, расположенных на территории муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по межеванию, переводу из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых размещены общественные кладбища, расположенных на территории муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения.
Судья Серга Ю.М.