Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2552/2017 ~ М-2346/2017 от 01.11.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 декабря 2017 года г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Черняков Н.Н.,

при секретаре Базарновой Е.О.,

с участием административного истца Сажиной И.В., ее представителя – адвоката Устинова О.В.,

представителя административного ответчика Управления Росреестра по Самарской области по доверенности Булатовой А.Р.,

представителя административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области по доверенности Борисовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2552/2017 по административному исковому заявлению Сажиной И.В. об оспаривании действий Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области,

у с т а н о в и л:

Сажина И.В. обратилась в суд Самарского района г.Самары с административный иском к Управлению Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области о признании незаконными действия административных ответчиков по постановке на кадастровый учет земельного участка с номером , без указания земельных участков, на которые обеспечивается доступ через данный участок. Обязать административных ответчиков устранить допущенные нарушения путем внесения в ЕГРН сведений о том, что доступ на участок Истца обеспечивается через указанный земельный участок. В обоснование своих требование Истец указала, что является собственником земельного участка с номером , находящимся по адресу: <адрес>, <адрес>. Доступ на ее земельный участок возможен только через земельный участок с кадастровым номером . Однако в ЕГРН информация об этом отсутствует, хотя земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет одновременно. ООО «Мир» занималось подготовкой межевого плана, регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ., для раздела земельного участка с кадастровым номером . Из указанного земельного участка образовано более 850 самостоятельных земельных участков, в том числе участок Истца. Она полагает, что при постановке на кадастровый учет земельного участка должны были внесены сведения о том, на какие участки обеспечивается доступ через данный участок, а иначе отсутствовали основания для их постановки на кадастровый учет.

В соответствии с требованиями законодательства земельный участок не может и не мог быть поставлен на кадастровый учет в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен (ст. 26 ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости"&apos;).

В соответствии с пунктом 9 Требований к подготовке межевого плана, являющихся Приложением N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, в раздел "Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам" включаются в состав межевого плана, подготавливаемого в результате кадастровых работ по образованию земельных участков путем раздела, перераспределения или выдела.

Однако согласно имеющегося межевого плана, подготовленного ООО «Мир», отсутствуют сведения о том, на какие участки обеспечивается доступ через земельный участок , а доступ через земли общего пользования невозможен, ввиду их отсутствия.

С учетом изложенного, административный Истец просит признать незаконными действия административных ответчиком по постановке на кадастровый учет земельного участка с номером , без указания земельных участков, на которые обеспечивается доступ через данный участок. Обязать административных ответчиков устранить допущенные нарушения путем внесения в ЕГРН сведений о том, что доступ на участок Истца обеспечивается через земельный участок с номером .

В судебном заседании административный истец доводы заявления подтвердила, пояснил, что при постановке на учет административные ответчики не указали сведений о проходе (проезде) на ее участок через другой земельный участок, в результате такие сведения отсутствуют в ЕГРН, что нарушает ее права, как собственника земельного участка.
Представитель административного истца адвокат Устинов О.В. поддержал доводы искового заявления в полном объеме, указав, что исковое заявление не направлено на установление сервитута, а права Сажиной нарушены незаконными действиями административных ответчиков.

Представитель Управления Росреестра по Самарской области по доверенности Булатова А.Р., представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области по доверенности Борисова Е.В., в судебном заседании полагали требования административного истца необоснованными, так как постановка на государственный кадастровый учет и внесение сведений в ЕГРН осуществлено в полном соответствии с действовавшим законодательством, оснований для внесения изменений не имеется. Предоставили письменные отзывы.

Выслушав стороны, исследовав материалы дел правоустанавливающих документов, кадастровых (учетных) дел на земельные участки 63:17:1301002:69 (участок Истца), 63:17:1301002:623 (участок, в отношении которого по мнению Истца необходимо внести сведения), суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно предоставленных документов и не оспариваемых сторонами обстоятельств, в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером , с разрешённым использованием - индивидуальное жилищное строительство, категорией земель - земли населенных пунктов, правообладатель — Сажина И.В..

В ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером , с аналогичным разрешённым использованием, правообладатель - Белякова Т.А..

Указанные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет по заявлению ООО «Строй Сити» от ДД.ММ.ГГГГ на основании представленных документов:

-    свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия
;

- описания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО «МИР».
В разделе «Приложении» Описания земельных участков содержится информация о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым земельным участкам.

Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Приказ № 412) утверждены форма межевого плана, требования к его подготовке, а также примерная форма извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков. Приказ вступил в силу с 1 января 2009 года.

В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 26.12.2008 №20581-ИМ/Д23, в целях обеспечения защиты прав граждан и юридических лиц, вместо межевых планов до 1 июля 2009 года могли представляться Описания земельных участков (переходный период).

Таким образом, государственный кадастровый учет земельного участка осуществлен на основании представленных документов, подготовленных в соответствии с действовавшим законодательством.

В силу пункта 4 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред., действующей на момент постановки земельных участков на кадастровый учет) орган кадастрового учета принимает решение отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если: доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.

Следовательно, основанием для признания незаконными действий административных ответчиком могли являться действия по постановке на учет земельных участков, в отношении которых доступ не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута, что должно было следовать из предоставленных документов.

Однако, при постановке земельных участков с кадастровыми номерами и указанные обстоятельства отсутствовали.

На момент постановки на государственный кадастровый учет вышеуказанные земельные участки имели вид разрешенного использования для комплексного освоения в целях жилищного строительства и рекреационного использования.

Конфигурация земельного участка с кадастровым номером указывала на использование этого участка в дальнейшем для проходов и проездов, в том числе путем установления сервитута.

Вид разрешенного использования впоследствии изменен на «индивидуальное жилищное строительство» на основании Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Фактически заявитель требует путем признания незаконными действий Ответчиков, установить сервитут для обеспечения прохода (проезда) на свой земельный участок.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (п. 3 ст. 274 ГК РФ).

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком (п. 5 ст. 274 ГК РФ).

В силу ч. 6. ст. 1 Федерального закона РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Государственной регистрации подлежат ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут.

В соответствии со ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления.

Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 52 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право, или лица, права которого ограничиваются.

Законодательством предусмотрен заявительный порядок внесения изменений в сведения ЕГРН об объектах недвижимости.

Между тем, заинтересованные лица в орган регистрации права с указанным заявлением не обращались, необходимые для кадастрового учета документы не представляли.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ведение государственного кадастра недвижимости осуществлялось органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Согласно пункту 72 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" утвержденного Приказом Минюста РФ от 20.02.2008 N 35, в записи о земельных участках, посредством которых обеспечивается проход или проезд, вносятся сведения об установлении ограничений в использовании земельных участков, содержании ограничений в их использовании и кадастровых номерах земельных участков, для которых обеспечен проход или проезд, если в межевом плане содержатся сведения о частях земельных участков, образованных в связи с необходимостью обеспечения прохода или проезда к земельным участкам общего пользования, либо содержатся сведения об установлении ограничений (обременении) в связи с такой необходимостью на весь земельный участок, в том числе содержится согласие собственников указанных земельных участков на образование частей (установление ограничений пользования частями земельных участков) или установление ограничений пользования земельными участками.

Аналогичное положение в настоящее время содержится в пункте 44 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943.

Межевой план, подготовленный ООО «Мир», явившийся законным основанием для осуществления кадастрового учета, не содержал необходимых для вынесения в кадастр недвижимости сведений, что свидетельствует об отсутствии оснований для устранения предполагаемых нарушений прав административного истца избранным способом.

Учитывая вышеизложенное, внесение сведений в ЕГРН об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером не может быть осуществлено путем обжалования действий органа регистрации прав.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права, свободы и законные интересы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином прав, свобод и реализации законных интересов.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В данном случае предоставленные суду документы подтверждают соответствие оспариваемых действий нормативным правовым актам, оснований для противоположных выводов не имеется.

Доводы Истца о том, что ее права нарушены либо ограничиваются в результате действий административных ответчиков опровергаются материалами дел правоустанавливающих документов, кадастровых (учетных) дел на земельные участки , .

Суд считает необоснованными требования административного истца о внесении в ЕГРН сведений о земельных участках, на которые обеспечивается доступ через земельный участок с кадастровым номером , путем признании незаконными действий Ответчиков. Оснований для обязания Ответчиков внести изменения у суда не имеется. При этом, суд в данном случае не дает оценки наличию либо отсутствию у административного истца имущественный прав, в том числе на установление сервитута, а определяет законность действий административных ответчиком по постановке на учет земельных участков.

Все исследованные в суде доказательства, не подтверждают факт нарушения административными ответчиками прав и законных интересов административного Истца. Оснований для признания незаконными действий административных ответчиков не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 227 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Сажиной И.В. об оспаривании действий Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области по постановке на кадастровый учет земельного участка 63:17:1301002:623 без указания земельных участков, на которые обеспечивается доступ через данный земельный участок и обязании устранить допущенное нарушение, путем внесения в ЕГРН сведений о том, что через указанный участок обеспечивается доступ на земельный участок Истца - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 12.12.2017г.

2а-2552/2017 ~ М-2346/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сажина И.В.
Ответчики
ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Черняков Н. Н.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
01.11.2017Регистрация административного искового заявления
02.11.2017Передача материалов судье
02.11.2017Решение вопроса о принятии к производству
08.11.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2017Судебное заседание
08.12.2017Судебное заседание
12.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2018Дело оформлено
01.02.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее