Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 декабря 2017 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Черняков Н.Н.,
при секретаре Базарновой Е.О.,
с участием административного истца Сажиной И.В., ее представителя – адвоката Устинова О.В.,
представителя административного ответчика Управления Росреестра по Самарской области по доверенности Булатовой А.Р.,
представителя административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области по доверенности Борисовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2552/2017 по административному исковому заявлению Сажиной И.В. об оспаривании действий Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области,
у с т а н о в и л:
Сажина И.В. обратилась в суд Самарского района г.Самары с административный иском к Управлению Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области о признании незаконными действия административных ответчиков по постановке на кадастровый учет земельного участка с номером №, без указания земельных участков, на которые обеспечивается доступ через данный участок. Обязать административных ответчиков устранить допущенные нарушения путем внесения в ЕГРН сведений о том, что доступ на участок Истца обеспечивается через указанный земельный участок. В обоснование своих требование Истец указала, что является собственником земельного участка с номером №, находящимся по адресу: <адрес>, <адрес>. Доступ на ее земельный участок возможен только через земельный участок с кадастровым номером №. Однако в ЕГРН информация об этом отсутствует, хотя земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет одновременно. ООО «Мир» занималось подготовкой межевого плана, регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ., для раздела земельного участка с кадастровым номером №. Из указанного земельного участка образовано более 850 самостоятельных земельных участков, в том числе участок Истца. Она полагает, что при постановке на кадастровый учет земельного участка № должны были внесены сведения о том, на какие участки обеспечивается доступ через данный участок, а иначе отсутствовали основания для их постановки на кадастровый учет.
В соответствии с требованиями законодательства земельный участок не может и не мог быть поставлен на кадастровый учет в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен (ст. 26 ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости"').
В соответствии с пунктом 9 Требований к подготовке межевого плана, являющихся Приложением N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, в раздел "Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам" включаются в состав межевого плана, подготавливаемого в результате кадастровых работ по образованию земельных участков путем раздела, перераспределения или выдела.
Однако согласно имеющегося межевого плана, подготовленного ООО «Мир», отсутствуют сведения о том, на какие участки обеспечивается доступ через земельный участок №, а доступ через земли общего пользования невозможен, ввиду их отсутствия.
С учетом изложенного, административный Истец просит признать незаконными действия административных ответчиком по постановке на кадастровый учет земельного участка с номером №, без указания земельных участков, на которые обеспечивается доступ через данный участок. Обязать административных ответчиков устранить допущенные нарушения путем внесения в ЕГРН сведений о том, что доступ на участок Истца обеспечивается через земельный участок с номером №.
В судебном заседании административный истец доводы заявления подтвердила, пояснил, что при постановке на учет административные ответчики не указали сведений о проходе (проезде) на ее участок через другой земельный участок, в результате такие сведения отсутствуют в ЕГРН, что нарушает ее права, как собственника земельного участка.
Представитель административного истца адвокат Устинов О.В. поддержал доводы искового заявления в полном объеме, указав, что исковое заявление не направлено на установление сервитута, а права Сажиной нарушены незаконными действиями административных ответчиков.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области по доверенности Булатова А.Р., представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области по доверенности Борисова Е.В., в судебном заседании полагали требования административного истца необоснованными, так как постановка на государственный кадастровый учет и внесение сведений в ЕГРН осуществлено в полном соответствии с действовавшим законодательством, оснований для внесения изменений не имеется. Предоставили письменные отзывы.
Выслушав стороны, исследовав материалы дел правоустанавливающих документов, кадастровых (учетных) дел на земельные участки 63:17:1301002:69 (участок Истца), 63:17:1301002:623 (участок, в отношении которого по мнению Истца необходимо внести сведения), суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно предоставленных документов и не оспариваемых сторонами обстоятельств, в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №, с разрешённым использованием - индивидуальное жилищное строительство, категорией земель - земли населенных пунктов, правообладатель — Сажина И.В..
В ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №, с аналогичным разрешённым использованием, правообладатель - Белякова Т.А..
Указанные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет по заявлению ООО «Строй Сити» от ДД.ММ.ГГГГ на основании представленных документов:
- свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия
№;
- описания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО «МИР».
В разделе «Приложении» Описания земельных участков содержится информация о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым земельным участкам.
Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Приказ № 412) утверждены форма межевого плана, требования к его подготовке, а также примерная форма извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков. Приказ вступил в силу с 1 января 2009 года.
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 26.12.2008 №20581-ИМ/Д23, в целях обеспечения защиты прав граждан и юридических лиц, вместо межевых планов до 1 июля 2009 года могли представляться Описания земельных участков (переходный период).
Таким образом, государственный кадастровый учет земельного участка осуществлен на основании представленных документов, подготовленных в соответствии с действовавшим законодательством.
В силу пункта 4 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред., действующей на момент постановки земельных участков на кадастровый учет) орган кадастрового учета принимает решение отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если: доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.
Следовательно, основанием для признания незаконными действий административных ответчиком могли являться действия по постановке на учет земельных участков, в отношении которых доступ не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута, что должно было следовать из предоставленных документов.
Однако, при постановке земельных участков с кадастровыми номерами № и № указанные обстоятельства отсутствовали.
На момент постановки на государственный кадастровый учет вышеуказанные земельные участки имели вид разрешенного использования для комплексного освоения в целях жилищного строительства и рекреационного использования.
Конфигурация земельного участка с кадастровым номером № указывала на использование этого участка в дальнейшем для проходов и проездов, в том числе путем установления сервитута.
Вид разрешенного использования впоследствии изменен на «индивидуальное жилищное строительство» на основании Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Фактически заявитель требует путем признания незаконными действий Ответчиков, установить сервитут для обеспечения прохода (проезда) на свой земельный участок.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (п. 3 ст. 274 ГК РФ).
Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком (п. 5 ст. 274 ГК РФ).
В силу ч. 6. ст. 1 Федерального закона РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Государственной регистрации подлежат ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут.
В соответствии со ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 52 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право, или лица, права которого ограничиваются.
Законодательством предусмотрен заявительный порядок внесения изменений в сведения ЕГРН об объектах недвижимости.
Между тем, заинтересованные лица в орган регистрации права с указанным заявлением не обращались, необходимые для кадастрового учета документы не представляли.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ведение государственного кадастра недвижимости осуществлялось органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Согласно пункту 72 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" утвержденного Приказом Минюста РФ от 20.02.2008 N 35, в записи о земельных участках, посредством которых обеспечивается проход или проезд, вносятся сведения об установлении ограничений в использовании земельных участков, содержании ограничений в их использовании и кадастровых номерах земельных участков, для которых обеспечен проход или проезд, если в межевом плане содержатся сведения о частях земельных участков, образованных в связи с необходимостью обеспечения прохода или проезда к земельным участкам общего пользования, либо содержатся сведения об установлении ограничений (обременении) в связи с такой необходимостью на весь земельный участок, в том числе содержится согласие собственников указанных земельных участков на образование частей (установление ограничений пользования частями земельных участков) или установление ограничений пользования земельными участками.
Аналогичное положение в настоящее время содержится в пункте 44 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943.
Межевой план, подготовленный ООО «Мир», явившийся законным основанием для осуществления кадастрового учета, не содержал необходимых для вынесения в кадастр недвижимости сведений, что свидетельствует об отсутствии оснований для устранения предполагаемых нарушений прав административного истца избранным способом.
Учитывая вышеизложенное, внесение сведений в ЕГРН об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером № не может быть осуществлено путем обжалования действий органа регистрации прав.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права, свободы и законные интересы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином прав, свобод и реализации законных интересов.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В данном случае предоставленные суду документы подтверждают соответствие оспариваемых действий нормативным правовым актам, оснований для противоположных выводов не имеется.
Доводы Истца о том, что ее права нарушены либо ограничиваются в результате действий административных ответчиков опровергаются материалами дел правоустанавливающих документов, кадастровых (учетных) дел на земельные участки №, №.
Суд считает необоснованными требования административного истца о внесении в ЕГРН сведений о земельных участках, на которые обеспечивается доступ через земельный участок с кадастровым номером №, путем признании незаконными действий Ответчиков. Оснований для обязания Ответчиков внести изменения у суда не имеется. При этом, суд в данном случае не дает оценки наличию либо отсутствию у административного истца имущественный прав, в том числе на установление сервитута, а определяет законность действий административных ответчиком по постановке на учет земельных участков.
Все исследованные в суде доказательства, не подтверждают факт нарушения административными ответчиками прав и законных интересов административного Истца. Оснований для признания незаконными действий административных ответчиков не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 227 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Сажиной И.В. об оспаривании действий Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области по постановке на кадастровый учет земельного участка 63:17:1301002:623 без указания земельных участков, на которые обеспечивается доступ через данный земельный участок и обязании устранить допущенное нарушение, путем внесения в ЕГРН сведений о том, что через указанный участок обеспечивается доступ на земельный участок Истца - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 12.12.2017г.