РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 октября 2013 года г.о. Тольятти
Судья Ставропольского районного суда, Самарской области Болохова О.В., с участием прокурора Колодец А.В., представителей ответчика главы администрации с.п. Ягодное Синицыной Т.И.на основании Устава, Шаревой О.В. по доверенности от 24.09.2013, при секретаре Гасымове В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2030/13 по исковому заявлению Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области о возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
Самарский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, просил обязать ответчика вывезти твердые бытовые отходы и мусор, накопленные на земельном участке <адрес> с кадастровым номером № на специально оборудованные объекты размещения отходов с периодичностью не реже 1 раза в 6 месяцев.
Свои требования мотивировал тем, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению жителей с. Ягодное по факту несанкционированного размещения отходов на территории села проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами на территории сельского поселения. Данное муниципальное образование осуществляет свою деятельность на основании зарегистрированного Устава. Был произведен осмотр свалки, расположенной на земельном участке <адрес> с кадастровым номером №. Установлено, что на данном земельном участке располагается свалка отходов общей площадью не менее 2 га. Свалка расположена в искусственно образованной выемке. Глубина залегания отходов не известна. Длительность складирования отходов на вышеуказанной свалке осуществляется более 50 лет. При этом вывоз (транспортирование) накопленных отходов на объекты их размещения для последующего использования, обезвреживания, размещения, захоронения администрацией сельского поселения не производится, что является нарушением действующего федерального законодательства.
В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил, просит обязать ответчика вывезти твердые бытовые отходы и мусор, накопленные на земельном участке <адрес> с кадастровым номером № на специально оборудованные объекты размещения отходов.
В судебном заседании представители администрации с.п. Ягодное пояснили, что организация вывоза мусора относится к компетенции Администрации сельского поселения на основании Закона «О местном самоуправлении», п. 19 ст. 7 Устава сельского поселения. Администрация организует вывоз мусора путем заключения договора на вывоз мусора с лицензированными организациями, на информационных стендах размещается информация о необходимости заключения договоров на вывоз мусора с жителями села. Вывоз мусора осуществляется <данные изъяты> <данные изъяты>. Администрацией сельского поселения построены площадки, на которых установлены контейнеры для мусора.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Первов Н.В. поддержал требования прокурора.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста государственный инспектор Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО7 пояснил, что Росприроднадзор осуществляет надзор за соблюдением природоохранного законодательства. Росприроднадзор считает требования прокурора законными и обоснованными. Необходимо прекратить складировать бытовые отходы на указанном участке, прекратить доступ на ввоз мусора на участок. Требования прокурора в интересах граждан обоснованы. Данные требования выполнимые. Бытовые отходы невозможно размещать на участке, не приспособленном для этих целей. Полигон для твердых бытовых отходов является объектом капитального строительства, он должен быть построен с соблюдением всех требований, в том числе и санитарных. Складирование мусора на голом земельном участке нарушает природоохранное законодательство, так как опасные вещества из мусора просачиваются в грунтовые воды, а оттуда могут попасть в питьевую воду.
Суд, заслушав явившихся лиц, проверив материалы гражданского дела, считает, что исковое заявление является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
К такому выводу суд приходит, основываясь на нормах материального и процессуального права Российской Федерации, а также на исследованных в судебном заседании обстоятельствах.
Из материалов гражданского дела следует, что Постановлением администрации Ставропольского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № согласовано местоположение земельного участка площадью 2.0 га (прочие земли) для проектирования свалки бытовых отходов администрации <данные изъяты>
Однако работы по проектированию не проведены.
Распоряжением Администрации Ставропольского района от ДД.ММ.ГГГГ № Администрации Ягодинской волости разрешено временно складировать отходы ТБО рядом со строящимся полигоном при условии - получить согласование главного врача Ставропольской СЭС и главного эколога района; - производить учет складируемых отходов; после ввода в эксплуатацию строящегося полигона произвести рекультивацию временного.
Согласно акту выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия произвела выбор земельного участка.
В кадастровом плане земельного участка указан разрешенный вид использования земельного участка - для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьей 42 Конституции РФ закреплены три самостоятельных правомочия: право на благоприятную среду, право на получение достоверной информации: о её состоянии и право на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу экологическим правонарушением. Данная группа правомочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами прав являются граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории РФ.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с требованиями ст. ст. 21, 22 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 13 указанного закона, продукция производственно-технического назначения, при производстве, транспортировке, хранении, применении (использовании) и утилизации которой требуется непосредственное участие человека, а также товары для личных и бытовых нужд граждан не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае установления ее несоответствия требованиям санитарных правил обязаны приостановить такую деятельность, изъять продукцию из оборота и принять меры по применению (использованию) продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожить.
В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.
При этом согласно ст. 2 данных Правил, объектами очистки являются территории домовладений, уличные подъезды, площади, скверы, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров, с удобными подъемными путями для транспорта. Для определения числа устанавливаемых контейнеров для сбора мусора следует исходить из численности населения, норм накопления отходов и сроков их хранения. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в период наибольшего их образования. В каждом населенном пункте периодичность удаления отходов и размещения мест временного их хранения согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиалогической службы (в настоящее время органы Роспотребнадзора).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в том числе и на основе таких принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В силу ст. 51 данного Федерального закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.
Судом установлено, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, по результатам указанной проверки установлено наличие свалки бытовых отходов. Работы по проектированию не проведены, В настоящий момент жители <адрес> самостоятельно завозят на территорию свалки ТБО, строительные и иные отходы. Земельный участок, занятый свалкой, не оборудовал в соответствии с требованиями действующего природоохранного и санитарного законодательства.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В п. 1 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
В силу ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичная норма содержится в Уставе сельского поселения Ягодное (п. 19 ст. 7)
Между тем, было установлено, что в нарушение вида разрешенного использования земельного участка (для сельскохозяйственного производства), на указанной территории накапливаются бытовые отходы и мусор. При этом вывоз накопленных отходов на объекты их размещения для последующего использования, обезвреживания, размещения, захоронения администрацией сельского поселения не производится, что является нарушением действующего законодательства.
В результате бездействия ответчика ухудшается состояние земельных участков, создается неблагоприятная окружающая среда для нахождения, проезда и проживания граждан на территории муниципального образования, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду,
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора об обязании администрации муниципального образования администрация с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области вывезти твердые бытовые отходы и мусор, накопленные на земельном участке
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования - удовлетворить.
Обязать администрацию с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области вывезти твердые бытовые отходы и мусор, накопленные на земельном участке <адрес> с кадастровым номером № на специально оборудованные объекты размещения отходов.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Ставропольский районный суд.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 21.10.2013 года.