Дело № 2-1741/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2014 года г.Саратов
Кировский районный суд г.Саратова в составе:
председательствующего судьи Кудаковой В.В.,
при секретаре Левченко О.С.,
с участием истца Егорова А.А.,
представителя ответчика Молдован Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егорова АА к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, третье лицо Министерство финансов Саратовской области, о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору найма из специализированного жилищного фонда либо выплате денежной компенсации,
установил:
Егоров А.А. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ДД.ММ.ГГГГ году он заканчивает обучение в ГАПОУ СО «В», где находится на полном государственном обучении. Согласно решению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области № № от ДД.ММ.ГГГГ года он принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда области с составом семьи 1 человек. Однако, не смотря на то, что он оканчивает пребывание в образовательном учреждении и не имеет жилого помещения, жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства в настоящее время не обеспечен.
Просит обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить ему жилое помещение по договору найма из специализированного государственного жилищного фонда области вне очереди в г.Вольске Саратовской области по норме предоставления площади жилого помещения- на одиноко проживающего гражданина общей площадью не менее 30 квадратных метров либо выплатить денежную компенсацию согласно нормам и ценам на рынке недвижимости.
В судебном заседании истец Егоров А.А. исковые требования уточнил в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и просил обязать ответчика выплатить ему денежную компенсацию согласно нормам и ценам недвижимости в размере 620 000 рублей. Пояснил, что не желает поддерживать исковые требования о предоставлении ему Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области жилого помещения по договору найма из специализированного государственного жилищного фонда области, так как жилые помещения ответчиком не выделяются.
Учитывая, что уточнения исковых требований сделаны добровольно, не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы других лиц, суд в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимает уточненные исковые требования истца.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, Молдован Д.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснив, что действующим законодательством не предусмотрено выделение данной категории лиц денежной компенсации вместо выделения жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области. Кроме того, Егоров А.А. в исковом заявлении указывает, что закончит обучение в ГАПОУ СО «В», где находится на полном государственном обеспечении, лишь в ДД.ММ.ГГГГ году. В связи с этим, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области права Егорова А.А. не нарушены.
Третье лицо Министерство финансов Саратовской области в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
С учетом мнения участников процесса, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу положений ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.ст.12,56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, (действовавшего также до 01 января 2013 года), предусматривалось, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Федеральным законом Российской Федерации от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принята новая редакция ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Действие положений ст. 8 вышеуказанного закона и Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции настоящего закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 01 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Вступившая с 01 января 2013 года в законную силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации в данном случае относится Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона РФ от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях но социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 8 которого предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
На территории Саратовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Законом Саратовской области № 123-ЗCO от 02 августа 2012 года «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» (в редакции Законов Саратовской области от 25 декабря 2012 года № 208-ЗСО, от 25 декабря 2012 года № 223-ЗСО).
Согласно ч. 1 ст. 3 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 3 ст. 3 Закона Саратовской области № 123-3CO от 02 августа 2012 года).
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 5 Закона Саратовской области № 123-3CO от 02 августа 2012 года принятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области (далее - специализированный жилищный учет) осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений по достижении ими возраста 14 лет.
Принятие лиц из числа детей-сирот и дегей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, на специализированный жилищный учет осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений.
Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений по итогам решений о принятии или об отказе в принятии на специализированный жилищный учет формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом. В указанный список включаются лица, достигшие возраста 14 лет (ч.10 ст.5 Закона Саратовской области № 123-3CO от 02 августа 2012 года).
Граждане, достигшие возраста 23 лет, которые до достижения данного возраста имели статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, но не реализовали в установленном порядке право на предоставление им жилого помещения по договору социального найма, сохраняющие право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом Саратовской области от 23 апреля 2012 года № 64-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года), а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области и не реализовавшие в установленном порядке право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с Законом Саратовской области от 02 августа 2007 года № 150-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года), включаются в список, указанный в части 10 настоящей статьи, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Граждане, поставленные на учет в один и гот же день, месяц и год, указываются в списке в алфавитном порядке (ч.11 ст.5 Закона Саратовской области № 123-3CO от 02 августа 2012 года, введенная в действие Законом Саратовской области № 208-3CO от 25 декабря 2012 года).
В ст. 6 Закона Саратовской области № 123-3CO от 02 августа 2012 года определяется порядок предоставления жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда лицам, указанным в ч. 1 ст. 3 настоящего Закона, достигших возраста 18 лет, которые только обратились с заявлениями по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений ежегодно в срок не позднее 30 января формирует предварительный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на специализированный жилищный учет и достигших возраста 16 лет по состоянию на 1 января текущего года (далее - предварительный список), и направляет его не позднее 5 февраля в уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства (ч.4 ст.6 Закона Саратовской области № 123-3CO от 02 августа 2012 года).
Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений ежегодно в срок не позднее 1 апреля формирует выверенный список поставленных на специализированный жилищный учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет (далее - выверенный список) (ч. 7 ст. 6 Закона Саратовской области № 123-3CO от 02 августа 2012 года).
На основании уточненного списка и выверенного списка с учетом поступивших заявлений уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений: ежегодно в срок не позднее 1 мая формирует и утверждает единый сводный список (реестр) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет (далее - сводный список) (ч.8 ст.6 Закона Саратовской области № 123-3CO от 02 августа 2012 года).
Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений по мере формирования специализированного государственного жилищного фонда области в срок не позднее наступления возраста 18 лет у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях при наличии соответствующего заявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в порядке очередности по времени постановки на специализированный жилищный учет для лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет:
1) уточняет, имелись ли изменения в имущественном положении лиц, указанных в абзаце первом настоящей части, в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи;
2) в месячный срок со дня получения документов, указанных в части 11 настоящей статьи:
а) принимает решение о предоставлении лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области с учетом требований статьи 7 настоящего Закона;
б) проводит распределение жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области на основании жеребьевки, порядок проведения которой определяется в соответствии с частью 12 настоящей статьи;
3) заключает договоры найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области в месячный срок со дня проведения жеребьевки. Указанные договоры являются основанием для вселения в предоставляемые жилые помещения лиц, указанных в абзаце первом настоящей части (ч. 11 ст. 6 Закона Саратовской области № 123-3CO от 02 августа 2012 года).
В судебном заседании установлено, что Егоров А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей.
Данное обстоятельство подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д.13), копией сообщения Отдела записи актов гражданского состояния Комитета по делам записи актов гражданского состояния Саратовской области от 29 ноября 2003 года (л.д.11), копией свидетельства о смерти Егоровой Е.В. (л.д.9), копией постановления Администрации Вольского муниципального образования Саратовской области № № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.31).
Из содержания извещения министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 27 мая 2010 года следует, что распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области № 364-р от 25 мая 2010 года истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда области (л.д.12).
Егоров А.А. имеет регистрацию по адресу: <адрес> (л.д.10). Он обучается в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Саратовской области «В» на 3 курсе на дневном отделении на очной форме обучения (л.д.8). Как следует из искового заявления и было подтверждено в судебном заседании истцом, он находится на полном государственном обеспечении. Егоров А.А. также пояснил, что он проживает в общежитии учебного заведения.
На момент обращения с иском в суд Егоров А.А. возраста 23 лет не достиг. При этом ему не было предоставлено жилое помещение ни по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, ни по договору найма специализированного жилого помещения при достижении возраста 18 лет. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 7 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, вправе однократно по заявлению, поданному в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 5 либо в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 6 настоящего Закона, определить местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области.
Следовательно, в силу ст. 6 Закона Саратовской области от 23 апреля 2012 года № 64-ЗСО, которая закрепляет, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственно го жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, Егоров А.А. может быть обеспечен жилым помещением из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г.Вольске Саратовской области, общей площадью не менее 30 кв.м., которая предусмотрена Законом Саратовской области от 28 апреля 2005 года № 39-ЗCO «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области».
Нахождение Егорова А.А. в списках нуждающихся, который составляется ответчиком, нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку их право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилое помещение не получено.
Однако, истец Егоров А.А. в судебном заседании просил не выделять ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области, а просил обязать ответчика выплатить ему денежную компенсацию в размере 620 000 рублей.
Вместе с тем, по вышеуказанным основаниям выплата денежной компенсации вместо выделения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области данной категории лиц не предусмотрена Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона РФ от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях но социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Саратовской области № 123-ЗCO от 02 августа 2012 года «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», либо иным действующим законодательством.
В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации только истец вправе изменить предмет или основание иска. Как следует из ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным исковым требованиям. Истец настаивал на выплате ему ответчиком денежной компенсацию в размере 620 000 рублей.
Согласно ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Анализируя представленные сторонами доказательства, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований истцу следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Егорова АА к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, о выплате денежной компенсации в размере 620 000 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.
Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2014 года.
Судья подпись В.В. Кудакова
Копия верна
Судья
Секретарь