Дело №2-169/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2013 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Цэдашиева Б.Г., при секретаре Казаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ощепковой Т.Д. о признании незаконным распоряжения администрации муниципального образования «город Северобайкальск» № 507 от 23 ноября 2012 года о недействительности заключения межведомственной комиссии от 18.05.2009 г.,
установил:
Ощепкова Т.Д. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения администрации муниципального образования «город Северобайкальск» № 507 от 23 ноября 2012 года о недействительности заключения межведомственной комиссии от 18.05.2009 г. Заявление мотивировано тем, что 23.11.2011 года администрация МО «г.Северобайкальск» вынесла распоряжение №507 о недействительности заключения межведомственной комиссии от 18.05.2009 жилого помещения по <адрес>. С распоряжением она не согласна, в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Данное распоряжение вынесено с целью уклонения наймодателем от исполнения своих прямых обязанностей, по предоставлению нанимателю жилого помещения. Заявитель является нанимателем <адрес>. Собственником и наймодателем данной квартиры является МО «г. Северобайкальск». Межведомственная комиссия производившая обследование жилого многоквартирного дома, была создана на законном основании и в полном соответствии с установленными требованиями и вынесло законное заключение по результатам оценки соответствия жилого дома требованиям, установленным в п.38 Положения, основываясь на Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47. Глава администрации не обладает полномочиями по отмене заключения межведомственной комиссии не может вмешиваться в ее деятельность. Просит признать незаконным распоряжение администрации муниципального образования «город Северобайкальск» № 507 от 23 ноября 2012 года о недействительности заключения межведомственной комиссии от 18.05.2009г.
Заявитель Ощепкова Т.Д. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, суд, учитывая мнение участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителя Орлов В.В. поддержал заявленное требование по доводам изложенным в заявлении. Кроме того пояснил, что о вынесенном распоряжении по отмене акта им стало известно в ходе судебного заседания 21.11.2012 года при рассмотрении иска Ощепковой Т.Д. к администрации МО «г.Северобайкальск» о предоставлении жилого помещения с учетом членов семьи. В удовлетворении иска было отказано на том основании, что вынесено распоряжение главы о признании недействительным оспариваемого в настоящее время акта обследования. Также просит учесть, что уже имеется судебная практика по аналогичным делам, администрация МО не имеет полномочий для самостоятельной отмены акта обследования и заключения межведомственной комиссии. Просит заявление удовлетворить.
Представитель администрации МО «город Северобайкальск» Панова К.И. с заявлением не согласилась и пояснила, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Оспариваемым распоряжением отменен Акт обследования № 83 от 25 марта 2009 года жилого помещения по <адрес>, заключение по указанному акту отсутствует. Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления). Ощепковой Т.Д. пропущен срок, установленный ст. 256 ГПК РФ для обращения с заявлением в суд об оспаривании решения органа местного самоуправления. Пропуск срока давности является в данном случае основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя. Акт обследования № 83 от 25 марта жилого помещения по <адрес> издан неуполномоченными на то лицами, при составлении акта отсутствует заключение специализированной организации, нарушен порядок обследования помещения. На момент составления акта в 2009 году Ф.., И., К. не являлись членами межведомственной комиссии. В состав комиссии на основании распоряжением администрации города от 05.06.2006 года №198 включены М. (председатель комиссии), Ц.., А.., Ж.., П.., Т.., Д.., В. Распоряжение от 05.06.2006 года отменено распоряжением администрации от 31.01.2011 года №18. Согласно распоряжению от 01.04.2009 года №20-к Федоткин принят на муниципальную должность с 01.04.2009 года. Согласно распоряжению от 05.05.2009 года № 62-к Я. принят на муниципальную должность с 15.05.2009 года. 25 марта 2009 года Ф.., в качестве председателя комиссии, Я.., в качестве члена комиссии не могли принимать участие в работе комиссии, подписывать акт. Пунктами 42-45 Положения регламентирован порядок проведения обследования жилого помещения. В связи с фактической невозможностью Федоткина, Яцко принимать участие в комиссии на дату составления акта, следовательно, фактическое обследование жилья указанными лицами не проводилось, порядок обследования жилого помещения нарушен. Пунктами 42-45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановление Правительства РФ от 28.01.2006 №47 регламентирован порядок проведения обследования жилого помещения. В связи с фактической невозможностью Федоткина, Яцко принимать участие в комиссии на дату составления акта и заключения, следовательно, фактическое обследование жилья указанными лицами не проводилось, порядок обследования жилого помещения нарушен. В соответствии со ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям ОМСУ относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. В случае если указанный порядок нарушен, администрация города имеет правовую возможность по отмене незаконно принятых актов. Основания для признания недействительным акта имеются. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» требование об оспаривании решений, действий, бездействий органа МСУ может быть удовлетворено при одновременном наличии следующих условий: оспариваемое решение, действие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемое решение, действие нарушает права и законные права и свободы заявителя (ст. 258 ГПК РФ, п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года № 2. Оспариваемый акт не влечет нарушений прав и законных интересов заявителя. Так, распоряжением отменен акт межведомственной комиссии. Правовое значение для предоставления жилого помещения имеет заключение комиссии, выданное согласно приложению № 1 по Положению. Заключение межведомственной комиссией не принималось. Просит отказать в удовлетворении заявления.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Ощепкова Т.Д. проживает в жилом помещении по адресу <адрес>. 25.03.2009 года был составлен акт обследования №83 жилого помещения по адресу: <адрес>. Распоряжением администрации муниципального образования «город Северобайкальск» №507 от 23 ноября 2012 года, акт обследования № 83 от 25.03.2009 года отменен. Таким образом, оспариваемое распоряжение непосредственно затрагивает жилищные права заявителя, поскольку влияет на исполнение МО «г. Северобайкальск» обязанности по предоставлению заявителю жилого помещения по договору социального найма.
Ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует право на судебную защиту его прав и свобод и устанавливает, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п.п.1, 4 ст.7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и /или/ органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям, законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст.15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Согласно п. 7 Положения следует, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Орган местного самоуправления, которым является администрация МО «г.Северобайкальск» в соответствии с требованиями законодательства, наделен полномочиями по созданию межведомственной комиссии. Такая межведомственная комиссия была создана Распоряжением №198 от 05.06.2006 г., которая и обследовала <адрес>, в котором проживает заявитель, и по результатам обследования составила акт обследования, согласно которому дом был признан аварийным и подлежащим сносу.
Вместе с тем, в указанном п.7 Положения не предусмотрено, что орган местного самоуправления обладает полномочиями по признанию вынесенных межведомственной комиссией акта и заключения о признаний жилого помещения аварийным и подлежащим сносу недействительными, и последующей их отмене. В связи с чем, суд полагает обоснованными требование заявителя о признании распоряжения главы МО «г.Северобайкальск» от 23.11.2011 года о признании недействительным акта обследования жилого помещения по <адрес>.
Доводы представителя администрации МО «г.Северобайкальск» о том, что заявителем пропущен установленный законом срок обращения в суд, суд полагает необоснованными.
В соответствии с ч.1 ст.256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъясняет, что срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
В свою очередь, согласно пояснениям представителя заявителя следует, что о наличии указанного распоряжения им стало известно только 21.11.2012 года, при рассмотрении в суде гражданского дела по иску Ощепковой Т.Д. к администрации МО «г.Северобайкальск» о предоставлении жилого помещения с учетом членов семьи. Рассматриваемое заявление подано в суд 09.01.2013 года. При указанных обстоятельствах, суд полагает, что Ощепкова Т.Д. обратилась в суд в установленный законом срок, поскольку о нарушении ее прав ей стало известно только 21.11.2012 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░» №507 ░░ 23.11.2012 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №83 ░░ 25.03.2009░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 21.01.2013 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░