Дело № 2-740/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2021 года г. Кировск
Кировский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Чайка О.Н.
при секретаре Данилец В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Кировска к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация Хибиногорск» об обязании исполнить предписание № 33 от 18 мая 2021 года об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки,
у с т а н о в и л:
Истец администрация г. Кировска обратился в суд с исковыми требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация Хибиногорск» (далее – ООО «УО Хибиногорск») об обязании исполнить предписание № 33 от 18 мая 2021 года об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, указав в обоснование заявленных требований, что 27 января 2021 года в отдел муниципального контроля администрации г. Кировска поступило заявление жильца ... в ... о нарушении управляющей организацией ООО «УО Хибиногорск» правил содержания и ремонта жилых домов, что привело к намоканию стены подъезда №... и провалам и трещинам отмостки. В связи с этим, в период с 14 по 18 мая 2021 года на основании распоряжения №...-р от ... администрацией ... в отношении ООО «УО Хибиногорск» была проведена внеплановая выездная проверка, о чем составлен акт проверки № 33. В результате проверки были выявлены нарушения п.п. 4.2.1.1, 4.2.1.4, 4.2.3.4 п. 4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года №170, и выдано предписание № 33 от 18 мая 2021 года, в соответствии с которым ответчику надлежало устранить причины и последствия допущенных нарушений, а именно в срок до 30 июля 2021 года выполнить работы по устранению дефектов отмостки в районе подъезда №... и дефектов металлического карниза козырька входной группы подъезда №... дома №... по ул. ..., являющиеся причинами попадания атмосферных осадков на фасад. Предписание было направлено ответчику и в судебном порядке не оспаривалось. Внеплановой проверкой, проведенной в период с 09 по 11 августа 2021 года на основании распоряжения № 448-р от 05 августа 2021 года, установлен факт неисполнения ответчиком предписания № 33. Просит суд обязать ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу исполнить мероприятия по предписанию администрации г. Кировска № 33 от 18 мая 2021 года, а именно: устранить дефекты отмостки в районе подъезда №... ... в ... и устранить дефекты металлического карниза козырька входной группы подъезда №... ... в ..., являющиеся причинами попадания атмосферных осадков на фасад.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что сведений об исполнении предписания в его адрес со стороны ответчика не поступало.
Представитель ответчика ООО «УО Хибиногорск» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с заявленными требованиями согласен, о чем представил соответствующее заявление.
Третье лицо Сахончик В.В. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, не явилась, не просила рассмотреть дело в её отсутствие, об уважительных причинах неявки суду не сообщила.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 5, 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
- обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
- осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Согласно частям 1.1, 2.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
На основании пункта 3 статьи 3 Закона Мурманской области от 18.12.2012 № 1553-01-ЗМО «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Мурманской области» органы местного самоуправления самостоятельно организуют и обеспечивают проведение муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования и определяют орган, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее – орган муниципального жилищного контроля) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Мурманской области.
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Пунктом «в» части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки может являться нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Частями 5, 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должностные лица органов муниципального жилищного контроля, являющиеся муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования;
- выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований;
- обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
В соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3).
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13 августа 2006 года (далее – Правила содержания общего имущества), к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме в числе прочего отнесены лестницы, ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции), а также крыши.
Согласно положениям части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 10, 11 Правил содержания общего имущества надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил.
Надлежащее содержание общего имущества многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено, ООО «УО Хибиногорск» является управляющей организацией многоквартирного ... в ... на основании договора управления многоквартирным домом от ... (далее – Договор).
Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2 договора управления многоквартирным домом от 1 января 2019 года, управляющая организация обязана осуществлять свою деятельность по управлению общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома и предоставлению жилищно-коммунальных услуг в пределах прав, предоставленных собственником на основании настоящего Договора, руководствуясь законодательством Российской Федерации и Решениями общего собрания собственников помещений многоквартирного дома; оказывать услуги по содержанию и выполнять работы по ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома в соответствии с Приложением № 3 к настоящему договору, отвечающие параметрам качества, надежности и соответствующие уровню их оплаты.
Пунктом 8.1 договора предусмотрен срок его действия три года, начиная с 01 февраля 2018 года.
При этом пунктом 8.2 договора определено, что в случае, если ни одна из сторон за 30 дней до окончания срока действия договора не заявит о его прекращении или расторжении, договор считается продленным на каждый следующий год, на тех же условиях.
Сведений о прекращении действия указанного договора и выборе собственниками другой управляющей организации в материалах дела не имеется и судом не установлено.
Таким образом, круг обязанностей управляющей организации не освобождает её от соблюдения общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Согласно разделу 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству № 170 от 27 сентября 2003 года (далее – Правила и нормы) техническое обслуживание зданий включает в себя комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
В соответствии с п.п. 4.2.1.1 п. 4.2 Правил и норм установлено, что Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Цоколь здания должен быть защищен от увлажнения и обрастания мхом; для этого слой гидроизоляции фундамента должен быть ниже уровня отмостки (п.п. 4.2.1.4 п. 4.2 Правил и норм).
Повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки (например, ГКЖ-10, ГКЖ-11) или облицевать. Цоколи из легкобетонных панелей с поврежденным фактурным слоем или имеющим малую толщину, а также кирпичные цоколи с разрушенной штукатуркой и кладкой, как правило, следует облицовывать плитками из естественного камня, бетонными плитами, керамическими плитками, другими влагостойкими и морозостойкими материалами по согласованию в установленном порядке (п.п. 4.2.3.4 п. 4.2 Правил и норм).
Таким образом, вопросы надлежащего содержания многоквартирного дома, проведение текущего ремонта, исполнение требований органа муниципального контроля по вопросам, связанным с осуществлением организацией управления многоквартирным домом, отнесены к ведению управляющей организации, в данном случае ООО «УО Хибиногорск».
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Судом установлено, что 28 апреля 2021 года в отдел муниципального контроля администрации г. Кировска поступило заявление жильца ..., о нарушении управляющей компанией правил содержания и ремонта многоквартирного дома.
В связи с поступившим обращением администрацией г. Кировска вынесено распоряжение № 288-р от 13 мая 2021 года о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «УО Хибиногорск». О проведении проверки ответчик был уведомлен письмом от 13 мая 2021 года № 10-14/1304, в котором указана дата проведения проверки – 14 мая 2021 года.
По результатам проверки был составлен акт проверки № 33 от 18 мая 2021 года, согласно которого, выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
При визуальном обследовании фасада в районе подъезда №... ... наблюдается намокание стены дома слева от входной двери в подъезд.
При визуальном обследовании металлического карниза кровли в районе подъезда №... ... установлено, что карниз находится в удовлетворительном техническом состоянии, деформации карниза не выявлено, при этом намокание происходит вследствие попадания атмосферных осадков с металлического карниза козырька входной группы подъезда №....
При обследовании технического состояния отмостки в районе подъезда №... ... наблюдаются провалы, трещины на поверхности отмостки.
Данные факты являются нарушением положений Правил и норм, в связи с чем, ответчику было выдано предписание № 33 от 18 мая 2021 года, направленное ООО «УО Хибиногорск» 19 мая 2021 года, в соответствии с которым ответчику надлежало устранить дефекты отмостки в районе подъезда №... ... в ... и устранить дефекты металлического карниза козырька входной группы подъезда №... ... в ..., являющиеся причинами попадания атмосферных осадков на фасад дома.
В судебном заседании установлено, что предписание № 33 от 18 мая 2021 года ответчиком не оспаривалось, выдано надлежащим должностным лицом в рамках его полномочий в результате установления факта нарушения организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, требований закона, предъявляемых к содержанию общего имущества собственников многоквартирного дома, в связи с чем, предписание является законным и подлежит обязательному исполнению в определенный им срок.
Администрацией ... ... было вынесено распоряжение №...-р о проведении в период с 09 по ... внеплановой выездной проверки по контролю за исполнением предписания №... от .... О проведении проверки управляющая организация была уведомлена письмом №... от ....
По результатам проведённой в период времени с 09 по ... проверки был составлен акт проверки №..., в соответствии с которым установлен факт неисполнения ООО «УО Хибиногорск» предписания в указанной выше части.
При визуальном обследовании металлического карниза подъезда №... ... установлено, что он находится в удовлетворительном состоянии, однако, со слов жильца во время осадков происходит намокание фасада; установлено также, что на отмостке в районе подъезда №... ... наблюдаются трещины, посадка бетонного покрытия и зарастание отмостки мхом.
Документов, подтверждающих выполнение работ по устранению дефектов отмостки в районе подъезда №... ... в ... и металлического карниза козырька входной группы подъезда №... ... в ... ООО «УО Хибиногорск» не представлено.
Таким образом, судом установлено, что предписание № 33 от 18 мая 2021 года не исполнено, доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования о возложении на ООО «УО Хибиногорск» обязанности по исполнению предписания № 33 от 18 мая 2021 года подлежат удовлетворению, поскольку на ответчика, как управляющую организацию, возложена обязанность по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома. Исходя из целей и предмета договора управления и с учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества, управляющая организация для недопущения разрушения в результате физического износа здания обязана осуществлять все мероприятия, предусмотренные законами и подзаконными нормативными актами, обеспечивающие выполнение указанных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может устанавливать в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок выполнения работ по устранению дефектов штукатурного и окрасочного слоев поврежденных поверхностей стен и потолка лестничных клеток подъезда, суд соглашается со сроком, указанным истцом – в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, поскольку возражений со стороны ответчика в данной части не поступило.
В соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств невозможности выполнения указанных работ в заявленный иском срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход местного бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с ответчика, составляет 6000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации города Кировска Мурманской области к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация Хибиногорск» об обязании исполнить предписание № 33 от 18 мая 2021 года об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки – удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация Хибиногорск» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу исполнить мероприятия по предписанию администрации города Кировска Мурманской области № 33 от 18 мая 2021 года, а именно: устранить дефекты отмостки в районе подъезда №... ... в ... и устранить дефекты металлического карниза козырька входной группы подъезда №... ... в ..., являющиеся причинами попадания атмосферных осадков на фасад дома.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация Хибиногорск» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кировский городской суд Мурманской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий О.Н. Чайка