РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 24.06.2015 года.
Решение в окончательной форме изготовлено 25.06.2015 года.
Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В., при секретаре Саволайнен Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации Репинского сельского поселения на постановление заместителя главного государственного инспектора Калачинского района по пожарному надзору № 67/68/69 от 3.06.2015 года о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности по ч. 1,3,4 ст. 20.4 К РФ об АП, суд
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Репинского сельского поселения обратилась в Калачинский городской суд с жалобой на постановление заместителя главного государственного инспектора Калачинского района по пожарному надзору № 67/68/69 от 3.06.2015 года о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности по ч. 1,3,4 ст. 20.4 К РФ об АП, в которой не согласились с указанным постановлением, указав, что назначенное наказание в виде штрафа на сумму 150000 рублей является завышенным и не исполнимым, поскольку такую сумму администрация Репинского сельского поселения не сможет оплатить в виде скудности бюджета, в настоящее время на счетах администрации Репинского сельского поселения денежных средств не имеется, просили отменить либо изменить указанное постановление.
В судебном заседании представитель Администрации Репинского сельского поселения Тамаровский В.С., поддержал доводы жалобы в полном объеме, не оспаривал обстоятельства выявленных нарушений, порядок проведения проверки, соблюдения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, указал, что нарушения правил противопожарной безопасности выявлены на объектах культуры- домах культуры д.Стеклянка, д.Новоградка, с.Репинка, находящихся в собственности Репинского сельского поселения, устранение нарушений связано со значительными финансовыми затратами, в текущем году на указанные цели было затрачено 153000 рублей на установку пожарной сигнализации в Репинском доме культуры, возможности направить дополнительные средства у администрации отсутствуют, остаток средств на счете составляет 25420 рублей, назначение штрафа в размере 150000 рублей существенно скажется на бюджете администрации, в связи с чем просил изменить оспариваемое постановление, снизив размер штрафа.
Лицо, чьи интересы затрагиваются обжалуемым постановлением Машинский А.В., заместитель главного государственного инспектора Калачинского района по пожарному надзору, доводы жалобы не поддержал, указав, что постановление вынесено законно и обоснованно, наказание назначено в пределах более строгой санкции ч.4 ст.20.4 К РФ об АП.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.
Согласно ст.30.1. К РФ об АП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано участниками производства по делам об административных правонарушениях.
Административное наказание, согласно ст.3.1 К РФ об АП, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Статья 4.1 К РФ об АП регламентирует общие принципы назначения административного наказания, в части назначения наказания в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с К РФ об АП, учитывание характера совершенного им административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Статья 20 ч.1 К РФ об АП устанавливает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи.
Часть 3 указанной статьи предусматривает ответственность за нарушение пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции и первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Согласно части 4 указанной нормы нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу требований статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно статье 38 указанного Федерального закона собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно акта проверки № 67 от 19.05.2015 года на основании распоряжения № 67 от 28.04.2015 года была проведена проверка администрации Репинского сельского поселения, в ходе которой были выявлены нарушения п.4.2.7 Свода правил (СП 1.13130) «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России № 171 от 25.03.09г.; ч.1 ст.6,ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N2123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" лестничная клетка в здании Репинского дома культуры не отделена дверями с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притвора от коридора второго этажа здания дома культуры, п.4.2.7 Свода правил (СП 1.13130) «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России № 17.:1 от 25.03.09г.: Ч.1 СТ.6,ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности'" - отсутствуют приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах дверей лестничной клетки от коридора первого этажа здания Репинского дома культуры, п.6 ст. 134, таб.29 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" – для отделки стен в зрительном зале в здании Репинского дома культуры применены материалы с более высокой пожарной опасностью, чем км1, фактически деревянная доска в вестибюле, ДВП в зрительном зале; п.6.25 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» - для отделки стен в вестибюле в здании Репинского дома культуры применены материалы с более высокой пожарной опасностью, чем Г1, Вl, Д2,Т2, фактически деревянная доска; п. 5.14 Свода правил (СП 7.13130) «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России № 116 от 21.02.13 г. Разделка дымового канала в месте примыкания к перекрытию здания Стеклянского клуба выполненному из горючих материалов (дерево) менее 500 мм; ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008. № 123 "Технический регламент, о требованиях пожарной безопасности'" П.6 таблица 2 раздел 7 Свода правил СП 3.13130 «Системы противопожарной защиты. Система оповевщений и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» - в здании Стеклянского клуба отсутствует система _ оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; ст.54 Федерального закона Российской Федерации «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ' П.9 таблица А.l п изложения «А» Свода правил СП 5.13130 «Системы противопожарной защиты. Установка противопожарной защиты. Установка сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования, утвержденного приказом МЧС России № 175 от 25.03.09 г.- здание Стеклянского клуба не защищено установкой автоматической пожарной сигнализации; ст.54 Федерального закона от 22.07.2008 № 23-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; П.6 таблица 2 раздел 7 Свода правил (СП 3.13130) «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» - в помещениях Новоградского клуба отсутствует система. оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; ст.54 Федерального закона Российской Федерации «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ; П.9 таблица А., приложения «А» Свода правил (,СП 5.13130) «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденного приказом МЧС России №175от 25.03.09г. - помещения Новоградского клуба не защищены установкой автоматической пожарной сигнализации; п.6.1.3 Свода правил (СП 1.13130.) «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России N.Q171от 25.03.09г.; ст.89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"- перед наружной дверью (эвакуационным выходом) из помещений Новоградского клуба горизонтальная входная площадка не имеет ограждения; ст. 86 Федерального закона'" от 22 июля 2008 Г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п.4.l.1, табл.1 Свода правил СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России N~1800T 25.03.09г. – внутренний противопожарный водопровод в здании Репинского дома культуры не обеспечивает нормативный "расход воды для тушения пожара, так как не подключен к сети поселкового водопровода; п.6 ст. 134, таб.29 ФЗ от 22.07.2008 NQ123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"- для отделки стен в зрительном зале в здании Репинского дома культуры применены материалы с более высокой пожарной опасностью, чем КМ1, фактически ДВП; п.5.14 Свода правил (СП 7.13130) «Отопление, вентиляция и кондиционирование Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России № 116 от 21.02.13г- разделка дымового канала в месте примыкания к перекрытию здания, выполненному из горючих материалов (дерево) менее 500 мм (л.д.23-26).
19.05.2015 года были составлены протоколы об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.4 К РФ об АП, по ч.3 ст.20.4 К РФ об АП, ч.4 ст.20.1 К РФ об АП (л.д.14-19).
Правонарушение выразилось в отсутствии здании Репинского дома культуры приспособления для самозакрывания дверей и с уплотнением в притвора от коридора первого и второго этажа, использование для отделки стен в зрительном зале материалов с более высокой пожарной опасностью, чем км1, фактически деревянная доска в вестибюле, ДВП в зрительном зале; п.6.25 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» - для отделки стен в вестибюле в здании Репинского дама культуры применены материалы с более высокой пожарной опасностью, чем Г1, Вl, Д2,Т2, фактически деревянная доска; разделки дымового канала в месте примыкания к перекрытию зданий Репинского дома Культуры и клуба д.Стеклянка выполнены из горючих материалов (дерево) менее 500 мм, в зданиях клубов д.Стелянка и д.Новоградка отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; не защищено установкой автоматической пожарной сигнализации; перед наружной дверью (эвакуационным выходом) из помещений Новоградского клуба горизонтальная входная площадка не имеет ограждения; внутренний противопожарный водопровод в здании Репинского дома культуры не обеспечивает нормативный расход воды для тушения пожара, так как не подключен к сети поселкового водопровода.
Указанные обстоятельства, установленные административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, свидетельствуют о нарушении заявителем требований статьи 37,38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статей 54 Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ Технического регламента о требованиях пожарной безопасности", Свода правил 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре. Требования пожарной безопасности».
В соответствии с частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В рассматриваемом случае факт совершения заявителем правонарушения подтверждается материалами дела: актом проверки № 67 от 19.05.2015 года, протокол осмотра зданий Репинского дома культуры, клубов д.Стеклянка и д.Новоградка (л.д.21-22),протоколами об административном правонарушении от 19.05.2015 года № 67, № 68, № 69.
Совокупность установленных фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, как обоснованно указано в постановлении, свидетельствует о наличии события вмененного юридическому лицу правонарушения, за которое установлена административная ответственность по части 1,3,4 статьи 20.4 К РФ об АП.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на общественный порядок и общественную безопасность. Объектом данного правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, представляющая собой совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами, и направленных на обеспечение государственных мер по борьбе с огнем. Выявленные административные правонарушения непосредственно влияют на безопасность людей во время возникновения открытого пламенного горения и его дальнейшее распространение по элементам конструкций здания.
Поскольку у должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении отсутствовали основания считать, что юридическое лицо приняло все зависящие от него меры по соблюдению правил пожарной безопасности, в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявитель признается виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Проверив соблюдение административным органом порядка привлечения заявителя к административной ответственности, суд полагает, что процедура привлечения администрации Репинского сельского поселения к административной ответственности соблюдена.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Между тем, суд усматривает основания для снижения штрафа в соответствии с п.3.2, 3.3 ст.4.1 К РФ об АП при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого юридического лица может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей в случае, если минимальный размер составляет не менее 100000 рублей, но не менее половины.
Согласно пояснительной записки администрации Репинского сельского поселения к бюджету на 2015 год расходная часть бюджета поселения составляет 6912500 рублей, из которых на меры противопожарной безопасности запланировано 153000 рублей, бюджет поселения является субсидированным, входит в двухуровневую систему, определенную как консолидированный бюджет муниципального района, состоящим как из собственных доходов, так и межбюджетных трансфертов, при формировании бюджета 2015 года администрацией сельского поселения предпринимались меры к формированию расходной части бюджета, в том числе по устройству противопожарной сигнализации и системы оповещения в домах культуры, в частности устроена пожарная сигнализация в Репинском доме культуры (л.д.6-10).
Учитывая бюджетное устройство финансового обеспечения деятельности сельского поселения, принятии мер к включению в бюджет расходов на мероприятия по установки противопожарных систем, с целью обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного наказания суд полагает необходимым изменить оспариваемое постановление, снизить размера административного штрафа до 75000 рублей, считая его отвечающим целям административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, п.3 ст.31.1 К РФ об АП, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 67/68/69 ░░ 3.06.2015 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 1,3,4 ░░. 20.4 ░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 67/68/69 ░░ 3.06.2015 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 1,3,4 ░░. 20.4 ░ ░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 4 ░░. 20.4 ░ ░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░░ 75000 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 67/68/69 ░░ 3.06.2015 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 1,3,4 ░░. 20.4 ░ ░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░