Дело № 2-3917\2019
66RS0004-01-2019-004447-76
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июля 2019 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Баталовой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайлова П. Ю. к Товариществу собственников недвижимости «Тихвинское» об оспаривании действий и понуждении ознакомиться с документами, связанными с управлением многоквартирного дома,
у с т а н о в и л:
Михайлов П.Ю. обратился в суд с иском к ТСН «Тихвинское» о признании незаконными действий в связи с отказом в предоставлении истцу возможности ознакомиться с помощью фотоаппарата с документами, связанными с управлением многоквартирным домом, и понуждении ответчика с использованием фотоаппарата ознакомить Михайлова П.Ю. с протоколами заседания правления ТСН за период с февраля 2016 года по <//>, протоколом общего собрания членов ТСН, проведенного с <//> по <//>, а также со всеми приложенными к нему документами.
В обоснование заявленного иска указано, что истец является собственником 3\4 доли в праве собственности в отношении нежилого помещения, находящегося в многоквартирном <адрес> г.Екатеринбурга, управление которым осуществляется ТСН «Тихвинское». Истец также является членом указанного ТСН. <//> истец обратился к ответчику с просьбой предоставить вышеназванные документы для ознакомления с помощью фотоаппарата. <//> истец получил ответ о разрешении ознакомления с указанием даты и времени. При ознакомлении с документами, ответчик категорически запретил Михайлову П.Ю. производить фотосъемку, что является нарушением права истца на обеспечение доступа к информации, связанной с управлением многоквартирным домом, при том, что данный вид ознакомления законом не запрещен, соответственно допускается.
В судебном заседании истец на иске настаивал.
В судебном заседании представитель ответчика просила в удовлетворении иска отказать, так как право истца на ознакомление с документами было реализовано, фотокопирование документов нарушает требования о персональной защите данных и, более того, не предусмотрено ни законом ни Уставом ТСН. Кроме этого, оспаривание протоколов общих собраний возможно и без предоставления копий решений, соответственно право истца не нарушено.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы настоящего гражданского дела, а также оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, акрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Согласно ст. ст. 3, 10 Жилищного кодекса РФ, жилищные права и обязанности возникают и прекращаются не иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством и другими федеральными законами.
Сторонами не было оспорено, что обслуживание и техническое управление домом № по <адрес> г.Екатеринбурга на момент обращения с заявлением осуществляется ТСН «Тихвинское».
Истцу Михайлову П.Ю. на праве собственности принадлежит 3\4 доли в отношении <адрес> указанном многоквартирном доме. Также истец указал, что он является членом ТСН.
<//> истец обратился в ТСН с заявлением об ознакомлении с материалами по общему собранию членом ТСН, проведенному с <//> по <//> и всеми прилагающимися документами, а также протоколами заседаний правления с февраля 2016 года по <//>, и извещении о дате следующего заседания правления.
<//> ТСН «Тихвинское» направило истцу ответ о возможности ознакомления с документами в офисе ТСН <//> в рабочее время по предварительному звонку.
Согласно акту от <//> истец ознакомился с документами, с указанием истцом на то, что на ознакомление был отведен один час, фотосъемка была запрещена.
С данными действиями истец не согласился, что послужило основанием для обращения в суд.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.
На основании ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 32 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <//> N 416 (далее Правила N 416) в случае если управление многоквартирным домом осуществляет товарищество или кооператив, они обязаны раскрывать следующую информацию путем размещения на постоянной основе: а) на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, б) на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет" информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Председатель правления товарищества или кооператива или работник, на которого внутренними документами товарищества или кооператива возложены обязанности по организации взаимодействия с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, оказывает им содействие в поиске необходимой информации.
Таким образом, Правила N 416 содержат обязательные способы раскрытия управляющей организацией информации, возможность выбора какого-то конкретного способа раскрытия информации не предусмотрена.
В силу п. 33 указанных Правил N 416, управляющая организация, товарищество, кооператив не вправе ограничивать доступ к раскрываемой информации собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, а также обязаны обеспечить сохранность раскрываемой информации в местах ее размещения, предусмотренных настоящими Правилами.
В силу п. 34 Правил № управляющая организация, товарищество или кооператив предоставляют по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме: в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), - любую информацию из перечня информации, подлежащей раскрытию в соответствии с пунктами 31 и 32 настоящих Правил. В случае если запрашиваемая информация затрагивает интересы неопределенного круга лиц и, по мнению управляющей организации, товарищества или кооператива, раскрыта в необходимом объеме способом, указанным в пунктах 31 и 32 настоящих Правил, и является актуальной на момент рассмотрения запроса (обращения), управляющая организация, товарищество или кооператив вправе, не предоставляя запрашиваемую информацию, сообщить место размещения запрашиваемой информации. Указанное сообщение направляется в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), и по предусмотренным пунктом 35 настоящих Правил каналам связи; тв срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - сведения о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета за период не более 3 лет со дня снятия показаний; в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - копию акта о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен, предусмотренного, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <//> N 354; в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - копию акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ, предусмотренного Правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <//> N 491; в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - копию акта проверки предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <//> N 354; иную информацию - в срок, установленный соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанность по предоставлению которой управляющей организацией, товариществом или кооперативом собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Запрос (обращение) может быть направлен посредством почтового отправления, электронного сообщения на адрес электронной почты управляющей организации, товарищества или кооператива, государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а также с нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме либо через консьержа многоквартирного дома, если услуга консьержа предусмотрена договором управления многоквартирным домом, а также высказан устно, в том числе на приеме. Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.
Срок для ответа на запрос (обращение) собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме по вопросам, не перечисленным в пунктах 31, 32 и 34 настоящих Правил, составляет не более 10 рабочих дней со дня получения управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответствующего запроса (обращения).
Ответ на индивидуальный либо коллективный запрос (обращение) лиц, не являющихся собственниками или пользователями помещений в многоквартирном доме (далее - заявитель), направляется заявителю в течение 30 календарных дней со дня регистрации запроса (обращения). Управляющая организация, товарищество или кооператив может продлить срок рассмотрения запроса (обращения) не более чем на 30 календарных дней в случае, если для подготовки ответа необходимо получение информации от иных лиц, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя. Уведомление о продлении срока рассмотрения запроса (обращения) с указанием причин такого продления направляется в адрес заявителя до истечения 30-дневного срока рассмотрения запроса (обращения) с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства или в письменной форме с использованием способа отправки, позволяющего установить дату отправки или подтвердить факт вручения (получения).
В соответствии с требованиями Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <//> N 731 (далее по тексту Стандарт), Товариществами и кооперативами информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива: сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность;
Информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5(1) настоящего Постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны сообщать по запросу потребителей - граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме (далее - потребитель), адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.
Раскрытие управляющими организациями, товариществами и кооперативами информации на сайтах в сети Интернет, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5(1) настоящего документа, осуществляется по формам раскрытия указанными организациями информации, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Ответчиком не оспорено, что истец имеет право на ознакомление с документами и более того, <//> такая возможность была обеспечена, но в течение часа, о чем имеется указание в акте.
Действительно, фотосъемка как способ ознакомления с документами прямо не запрещена законом, однако суд исходит из того, что возложение обязанности на уполномоченное лицо возможно только в случаях, прямо предусмотренных в законе, то есть на основании правовых норм, обязывающих совершить юридически значимые действия.
Само по себе ограничение в проведении фотографирования документов, которые содержат персонифицированные данные (бюллетени, решения собственников) не свидетельствует о нарушении прав истца, поскольку вышеприведенными нормами действующего жилищного законодательства не предусмотрен определенный порядок предоставления доступа в информации с использованием соответствующих средств копирования.
Такое право не предусмотрено и Уставом ТСН.
В то же время, суд считает в целях обеспечения защиты прав лица – потребителя на обеспечение доступа к информации, связанной с управлением многоквартирным домом, при согласии суда с истцом об объективной невозможности ознакомления с документами в значительном объеме (протоколы, решения собственников) в течение часа и время на ознакомление было ограничено именно ответчиком, а данное ограничение не позволило ознакомиться со всеми документами, доступ к которым был предоставлен ответчиком, суд частично удовлетворяет требования и обязывает предоставить возможность истцу ознакомиться с вышеназванными документами в течение периода времени, позволяющего обеспечить ознакомление в полном объеме.
Удовлетворяя иск в части, суд также исходит из того, что истец <//> обращался с заявлением через сеть Интернет на электронную почту ответчика о предоставлении возможности ознакомиться с документами более время, однако ответ на обращение не последовал.
Истцу также разъяснено право на обжалование решений общих собраний, так и правления, которое не предполагает обязанность заинтересованного лица представлять с исковым заявлением копии решений.
По основаниям ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать ТСН «Тихвинское» обеспечить Михайлову П. Ю. доступ к информации в виде протоколов заседания правления ТСН за период с февраля 2016 года по <//>, протокола общего собрания членов ТСН, проведенного с <//> по <//>, а также со всеми приложенными к нему документами в течение времени, позволяющего ознакомиться с материалами в полном объеме.
В удовлетворении остальной части иска о фотографировании документов отказать.
Взыскать с ТСН «Тихвинское» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.М.Василькова