дело № 2-303/2020 (2-1983/2019)
24RS0004-01-2018-001052-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2020 года п. Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Есиной С.В.,
с участием старшего помощника прокурора Березовского района Красноярского края Микериной Л.И.,
представителя ответчика ООО «Премьер» Лауман Г.Н.,
при секретаре Ошейко А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Премьер» о возложении обязанности исчислить плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году и предоставить декларацию о плате за отчетный период,
У С Т А Н О В И Л :
Красноярский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц РФ обратился в суд с иском к ООО «Премьер», в котором просит обязать ООО «Премьер» исчислить плату за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ в водный объект, отведенных в реку Большой Колжулдат за 2017 год и предоставить декларацию о плате за отчетный период в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Красноярскому краю и <адрес> в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Требования мотивированы тем, что для сброса сточных вод ООО «Премьер» используется водный объект - река Большой Колжулдат. Согласно официальной статистической отчетности по форме №-ТП (водхоз) за 2017 год ООО «Премьер» в реку Большой Колжулдат отведено 12,62 тыс. куб.м. В нарушение требований закона водный объект - река Большой Колжулдат используется ООО «Премьер» без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом. В ходе проверки установлено, что ООО «Премьер» нарушено требование природоохранного законодательства в части выполнения обязанности по исчислению и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса сточных вод в водный объект. Так, ООО «Премьер» в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду, связанное со сбросом сточных вод в водный объект. В нарушение требований природоохранного законодательства за 2017 год ООО «Премьер» плата за негативное воздействие на окружающую среду не исчислена и не внесена. Своим бездействием, выразившимся в том, что Обществом не произведен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушены интересы РФ как собственника водного объекта, так как река Большой Колжулдат является федеральной собственностью.
В судебном заседании старший помощник прокурора Березовского района Красноярского края Микерина Л.И. исковые требования поддержала, по изложенным основаниям, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Премьер» Лауман Г.Н. исковые требования не признала, дополнительно пояснила, что <дата> между администрацией Маганского сельсовета <адрес> Красноярского края и ООО «Премьер» был заключен договор аренды имущества №, в соответствии с которым администрация передала, а Общество приняло имущество муниципальной собственности Маганского сельсовета <адрес> Красноярского края, а именно сооружение «Сети канализации» протяженностью 3771,00 м. (<адрес>) и нежилое здание площадью 45,7 кв.м., канализационной насосной станции, расположенное по адресу: Красноярский край, <адрес>, зд.1 «б»/1. Указанное в договоре имущество передавалась Обществу по акту приема-передачи от <дата>. Обществу очистные сооружения не передавались. Договор аренды имущества № от <дата> расторгнут, с момента подписания соглашения о расторжении договора от <дата>. Обязательства сторон по договору от <дата> прекращены с момента его расторжения, арендованное имущество возвращено арендодателю по акту приема-передачи имущества. Согласно выписке из ЕГРН от <дата>, нежилое здание, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: Красноярский край, <адрес>, зд. 1г/1, станция биоочистки, находится в собственности муниципального образования - Маганский сельсовет <адрес> Красноярского края с 2005 года. К ведению ООО «Премьер» относились только сети канализации и канализационная насосная станция, в остальной части, по мнению представителя, несет ответственность собственник очистного сооружения - администрация Маганского сельсовета. Таким образом, зона ответственности ООО «Премьер» заканчивается на канализационной насосной станции. Полагает, что обязанность по исчислению и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса сточных вод в водный объект, не может быть возложена на ООО «Премьер».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора - Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился, по существу спора предоставил пояснения, в которых просил рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования прокурора просил удовлетворить.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора - администрация Маганского сельсовета <адрес> Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил.
В предыдущем судебном заседании глава администрации Маганского сельсовета <адрес> ФИО5 пояснила, что станция биоочистки находится <адрес>, указанное сооружение принято администрацией от КраЗа в 2002 году. В 2006 году станция биоочистки уничтожена в результате пожара. В 2018 году построен новый объект, но не введен в эксплуатацию. Ранее сведения по исчислению и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду передавала эксплуатирующая организация.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено ч.ч. 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: сброса сточных вод.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ).
В силу ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
На основании ст. 16.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база). Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
В соответствии со ст. 16.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, а также при исчислении указанной платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, применяются дополнительные коэффициенты.
В соответствии со ст. 16.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 года № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду»), плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 года № 1316-р (далее - перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 года № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 года № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее соответственно - постановление № 913, постановление № 758, ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением № 913 и постановлением № 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
На основании п. 12 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 года № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду»), при отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 настоящих Правил.
В силу п. 32 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 года № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду»), отчетным периодом в отношении платы признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Согласно п. 34 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 года № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду»), лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой суммы платы, уплаченной за предыдущий год. При внесении квартальных авансовых платежей представление администратору платы декларации о плате не требуется.
На основании п. 4 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 года № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду»), контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее также - администратор платы).
В соответствии с п. 35 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 года № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду»), лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что ООО «Премьер» зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном законом порядке, под основным государственным регистрационным номером №.
По сведениям межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и <адрес> от <дата> в своей деятельности ООО «Премьер» для сброса сточных вод используется водный объект - река Большой Колжулдат в объеме 12,62 тыс. куб.м. (статистическая отчетность по форме №-ТП (водхоз) за 2017 год.
Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО «Премьер», в результате которой были установлены нарушения в части невыполнения обществом обязанности по исчислению платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ в водный объект.
Согласно сведениям Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и <адрес> от <дата> ООО «Премьер» не состоит на учете в Управлении в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду, по состоянию на <дата> расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за сбросы загрязняющих веществ в водный объект, ответчиком в Управление не представлялись.
Вместе с тем, <дата> между администрацией Маганского сельсовета <адрес> Красноярского края (арендодатель) и ООО «Премьер» (арендатор) заключен договор аренды имущества №, в соответствии с которым арендодатель передал, а арендатор принял имущество муниципальной собственности Маганского сельсовета <адрес> Красноярского края, а именно сооружение «Сети канализации» протяженностью 3771,00 м. (<адрес>) и нежилое здание площадью 45,7 кв.м., канализационной насосной станции, расположенное по адресу: Красноярский край, <адрес>, зд.1 «б»/1. Имущество передано по акту приема-передачи от <дата>.
Договор аренды имущества № от <дата>, расторгнут, с момента подписания соглашения от <дата>. Все обязательства сторон по договору прекращены с момента его расторжения и возврата арендованного имущества арендодателю по акту приема-передачи имущества.
По сведениям администрации Маганского сельсовета <адрес> Красноярского края от <дата>, станция биоочистки, 1988 года постройки, расположенная по адресу: Красноярский край, <адрес>, являлось муниципальной собственностью. <дата> было уничтожено пожаром и восстановлению не подлежало, новое здание не возводилось. В настоящее время станция биоочистки выведена из эксплуатации, в связи со строительством в 2018 году нового объекта модульных очистных сооружений.
Согласно выписке из ЕГРН от <дата>, нежилое здание, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: Красноярский край, <адрес>, зд. 1г/1, станция биоочистки, находится в собственности муниципального образования - Маганский сельсовет <адрес> Красноярского края с <дата>.
Кроме того, согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Премьер», Общество занимается следующими видами деятельности: сбор и обработка сточных вод, а также забор, очистка и распределение воды. Согласно платежному документу, потребителям выставлялся только тариф за прием сточных вод.
В ходе рассмотрения дела, судом установлено, что ответчик фактически осуществляет деятельность по сбору и обработке сточных вод, сброс сточных вод в водный объект не осуществляет, по договору аренды от <дата> ответчику переданы сети канализации, расположенные, в том числе, в <адрес>, канализационная насосная станция, расположенная по адресу: <адрес>, зд.1 «б»/1. Здание станции биоочистки ООО «Премьер» в своей деятельности не использует. При этом, здание указанной станции биоочистки, расположенное по адресу: Красноярский край, <адрес>, зд. 1г/1, откуда непосредственно производится сброс строчных вод в водный объект, находится в собственности муниципального образования - Маганский сельсовет <адрес> Красноярского края с <дата>.
Следовательно, на ООО «Премьер» не может быть возложена обязанность исчислить плату за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ в водный объект - реку Большой Колжулдат
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ООО «Премьер» является ненадлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям, в связи с чем, основания для удовлетворения иска к указанному ответчику отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Премьер» о возложении обязанности исчислить плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году и предоставить декларацию о плате за отчетный период, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.В. Есина
Дата изготовления полного текста решения <дата>.