Дело № 12-79/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Буй Костромской области 22 декабря 2020года
Судья Буйского районного суда Костромской области Серова Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Беляевой Татьяны Александровны на постановление заместителя начальника полиции по охране общественного прядка МО МВД России «Буйский» Смирнова А.Н. от 13.08.2018г. №, которым
Беляева Татьяна Александровна, <данные изъяты>, признана виновной и ей назначено наказание по ст.19.15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 2000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением зам. начальника полиции по охране общественного порядка МО МВД России «Буйский» Смирновым А.Н. от 13.08.2020г. № 44/963959 Беляева Т.А. признана виновной в том, что в период с 22.05.2020 года по 12.08.2020 года нарушила п.9,п.16 правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, а именно проживала в пределах Костромской области без регистрации по месту жительства и по месту регистрации свыше установленных законом сроков, а именно после приобретения гражданства РФ и после получения паспорта гражданина РФ в период времени с 22.05.2020 года по 12.08.2020 года, прибыв в жилое помещение по адресу: <адрес> которое она считала местом своего постоянного проживания к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, в установленные законом сроки в течение 7 дней с заявлением установленной формы о регистрации по месту жительства не обратилась, обратилась только 12.08.2020 года.
Не согласившись с данным постановлением, Беляева Т.А. обратилась в Буйский районный суд Костромской области с жалобой на указанное постановление, в которой просит восстановить срок для обжалования, отменить постановление, как незаконное, прекратить производство по делу, указывая, что должностным лицом были нарушены нормы материального и процессуального права. Пункт 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713) предусматривает, что граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить документы необходимые для регистрации.25.03.2020 года Беляева Т.А. получила гражданство РФ. В управлении миграционной службы по Костромской области, после принятия присяги, ей разъяснили, что через месяц она может обратиться в УФМС и получить паспорт гражданина РФ. 24.03.2020 года Беляева Т.А. переехала для проживания на съемную квартиру по адресу: <адрес> где проживает до настоящего времени, а 17.03.2020 года распоряжением губернатором Костромской области № 128-р введен режим повышенной готовности с целью недопущения завоза и распространения новой короновирусной инфекции на территории Костромской области. В конце апреля 2020 года Беляева звонила по телефону в УФМС г. Буя с целью получения информации, как лучше получить паспорт, если гражданам старше 65 лет не рекомендуют покидать места проживания. Начальником МП МО МВД «Буйский» Тумановой О.В. по телефону было рекомендовано обратиться в ближайшее от места проживания отделение полиции. Обратилась в отделение ОП -2 г. Костромы, где получила паспорт 14.05.2020 года. Паспорт выдали без штампа о регистрации. Сотрудниками полиции было разъяснено, что у неё есть 90 дней на регистрацию.
В связи с тем, что она является лицом старше 65 лет в Костромской области введен режим повышенной готовности по заболеваемости короновирусом, у неё не было возможности свободно передвигаться по области, в тоже время ею в июле 2020 года была предпринята попытка зарегистрироваться в частном доме в Красносельском районе, но т.к. собственник не мог приехать в назначенное время регистрация не состоялась.
12.08.2020 года Беляева Т.А. обратилась в органы регистрационного учета с заявлением о постановке на регистрационный учет, по месту пребывания в жилое помещение, не являющееся её постоянным местом жительства: <адрес>, т.е. до истечения, указанного в п. 9 вышеуказанных правил, срока. Кроме того, считает, с 22.05.2020 года по 12.08.2020 года она не пребывала, не проживала постоянно и не считала данное жилое помещение своим местом жительства, в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое на праве собственности принадлежит её дочери, а согласно примечанию к ст. 19.15.1 КоАП РФ «граждане РФ освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, … если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении; 12.08.2020 года Беляева Т.А. на один день приехала в г. Буй и в этот же день прописалась по адресу нахождения имущества дочери.
Кроме того, должностными лицами полиции МО МВД «Буйский» были нарушены нормы ст. 29.11 КоАП РФ согласно которой, постановление по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, в отношении которого оно вынесено, либо высылается по почте заказным почтовым отправление в течение 3-х рабочих дней со дня вынесения указанного постановления. Однако согласно штампу на почтовом отправлении, а также отчету об отслеживании оправления идентификатор №, постановление отправлено только 27.08.2020 года, что считается существенным нарушением норм процессуального права. Узнав на портале Госуслуг о том, что имеется штраф незамедлительно подала жалобу.
Из ответа начальника МО МВД РФ «Буйский» следует, что указанного постановления № от 17.08.2020 года начальником миграционного пункта МО МВД РФ «Буйский» не выносилось, а было вынесено обжалуемое постановление заместителя начальника полиции МО МВД «Буйский», что ввело Беляеву Т.А. в заблуждение.
На основании вышеизложенного просит восстановить срок на обжалование постановления № об административном правонарушении от 13.08.2020 года, вынесенное заместителем начальника полиции по охране общественного порядка МО МВД России «Буйский» в отношении Беляевой Татьяны Александровны. Отменить постановление № об административном правонарушении от 13.08.2020 года вынесенное заместителем начальника полиции по охране общественного порядка МО МВД России «Буйский» в отношении Беляевой Татьяны Александровны, производство по делу прекратить за истечением срока привлечения к административной ответственности.
В судебное заседание Беляева Т.А. не явилась, просила дело рассмотреть без её участия, доводы жалобы поддерживает.
Должностное лицо заместитель начальника полиции по охране общественного порядка МО МВД России «Буйский» подполковник полиции Смирнов А.Н. в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще, никаких ходатайств и доводов суду не представил.
Суд пришел к выводу о рассмотрении дела без участия не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
13.08.2020 года постановлением заместителя начальника полиции по охране общественного порядка МО МВД России «Буйский» подполковника полиции Смирнова А.Н. гр-ка Беляева Т.А., (дата рождения) года рождения была признана виновной по ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ.
08.09.2020 года от Беляевой Т.А. начальнику МО МВД России «Буйский» Третьякову Д.А. поступила жалоба, в которой содержится просьба об отмене постановления от 17.08.2020 года №.
Начальником полиции МО МВД «Буйский» разъяснено Беляевой Т.А. о том, что постановления от 17.08.2020 года № не выносилось, выносилось постановление № от 13.08.2020 года.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Положениями части 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ, предусмотрена ответственность за проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.
Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Согласно статье 5 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации",регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение.
Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 6 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1, гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 25.05.2017) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина.
Как следует из материалов административного дела, Беляева Т.А. с 22.05.2020 года по 12.08.2020 года нарушила п.п. 9,16 Правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № о713, т.е. в период с 22.05.2020 года по 12.08.2020 года, прибыв в жилое помещение по адресу: <адрес>, которое она считает местом своего постоянного проживания в течение 7 дней с заявлением установленной формы о регистрации по месту жительства не обратилась, обратилась только 12.08.2020 года.
Согласно пояснениям, данным Беляевой Т.А. она не согласна с протоколом об административных правонарушениях.
Согласно частей 1 и 2 статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В силу п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 в случае пропуска установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу....
Согласно ч.2 ст.29.11 КоАП РФ, копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Из представленного административного материала следует, что постановление по делу об административном правонарушении было направлено Беляевой Т.А. по адресу её проживания: <адрес>, заказным письмом (почтовый идентификатор №). Данное постановление получено Беляевой Т.А. 05.09.2020 года. В порядке подчиненности Беляева Т.А. подана жалоба в МО МВД «Буйский» 02.09.2020 года на постановление от 17.08.2020 года. Фактически постановления от 17.08.2020 года не выносилось, на что ответ Беляевой Т.А. был предоставлен 01.10.2020 года и получен Беляевой Т.А. в октябре. Жалоба на постановление поступила в Буйский районный суд 27.10.2020 года.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о восстановлении срока для обжалования Беляевой Татьяне Александровне постановления № от 13.08.2020 года.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Данное требование КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Беляевой Т.А. не было соблюдено.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение о признании лица виновным в совершении административного правонарушения может быть принято только на основании совокупности исследованных доказательств.
Как следует из материалов дела, Беляева Т.А. получила паспорт 14.05.2020 года. Доказательств того, что ранее Беляева Т.А., где- то была зарегистрирована и поменяла адрес проживания в административном деле отсутствуют. Срок, установленный п. 9 Правилами регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № о713, согласно которого граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не пропустила. При этом суд учитывает, что ранее Беляева Т.А. гражданкой РФ не являлась и не имела регистрации на территории РФ, доказательства, подтверждающие обратное в материалах дела отсутствуют. При этом в постановлении должностное лицо ссылается на п. 9 Правилам регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № о713.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание позицию Беляевой Т.А. - непризнание ей своей виновности в совершении указанного правонарушения, выводы о наличии в действиях названного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.15.1 КоАП, являются преждевременными, сделанными без оценки всех обстоятельств по делу и указанных в протоколе доказательств.
Поскольку заместитель начальника полиции общественного прядка МО МВД России «Буйский» подполковник Смирнов А.Н. допустил существенные нарушения норм процессуального законодательства - требований ст.24.1 и ст.26.1 КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, то данное дело в ином случае следовало бы направить на новое рассмотрение, но в настоящее время необходимо учитывать следующее.
Учитывая положения ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, суд находит, что срок давности привлечения Беляевой Т.А. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.15.1 ККоАП, истек.
В силу п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из смысла указанных норм, по истечении установленного законом срока давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
При таких обстоятельствах в силу п.3 ч.1 ст.30.17 КоАП РФ обжалуемое Беляевой Т.А. постановление подлежит отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника полиции по охране общественного порядка МО МВД России «Буйский» подполковника полиции Смирнова А.Н. № от 13 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.15.1 Кодекса Костромской области об административных правонарушениях, в отношении Беляевой Татьяны Александровны отменить; производство по данному делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд Костромской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Федеральный судья Н.И. Серова �