Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 апреля 2021 года Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего Саломатин А.А.,
при секретаре Михальчук И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-605/2021 по иску Мотина Максима Викторовича, Пестова Константина Викторовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании решения незаконным и возложений обязанностей,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, в обоснование заявленных требований указав, что на основании договора купли-продажи №000482кп земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара от 01.09.2017г. с учетом дополнительного соглашения от 01.09.2020г., административные истцы приобрели в общую долевую собственность земельный участок площадью 80 кв.м., с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, около <адрес>, оплата по договору произведена в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями.
При обращении к административному ответчику с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на приобретенный земельный участок, регистрация 10.09.2020 была приостановлена, в последующем уведомлением от 10.12.2020г. в регистрации права собственности отказано. Административный ответчик в обоснование выводов об отказе указывает, что представленный на регистрацию договор купли-продажи по содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства и при его заключении были нарушены положения земельного кодекса РФ.
На основании изложенного, административные истцы просили суд признать незаконным отказ Управления Росреестра по Самарской области от 10.12.2020г. № в государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка, площадью 80 кв.м., с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, около <адрес>, обязать ответчика в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, приняв решение о государственной регистрации за административными истцами права общей долевой собственности в равных долях в отношении земельного участка площадью 80 кв.м., с кадастровым №, расположенного по вышеуказанному адресу, на основании предоставленного на регистрацию договора купли-продажи №000482кп земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара от 01.09.2017г. согласно заявлению № от 03.09.2020г.
В судебном заседании представитель административных истцов заявленные исковые требования поддержала, просил суда удовлетворить, по основаниям изложенным в иске, а также в пояснениях к иску.
Представитель административного ответчика Владимирцева Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила суд в удовлетворении требований отказать, дополнительно пояснив, что документов, подтверждающих законность создания на спорном земельном участке объекта капитального строительства и надлежащий ввод его в эксплуатацию в Управление не представлялось. Отвечая на вопросы суда, представитель ответчика пояснила, что учет был произведен, однако представитель также отметила, что сам факт ГКУ при условии непредставления надлежащих документов не означает наличие у объекта признаков объекта недвижимости. Отвечая на вопросы суда, представитель также пояснил, что на административного ответчика в силу закона возложено право по проверке действий органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков.
Представитель заинтересованного лица Департамент управления имуществом г.о.Самара Ткаченко И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, дополнила, что в Департамент поступили документы, подтверждающие права на помещение (свидетельство и договор купли-продажи), договор недействительным не признан.
Представитель заинтересованного лица Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие суду не представил, суд, с учетом положений ст. 150 КАС РФ, считает возможным дело рассмотреть в отсутствие заинтересованного лица.
Выслушав представителя административного истца и административного ответчика, а также представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом при рассмотрении дела установлено, что по договору купли-продажи от 22.10.2014г., заключенному между ООО «Агролита» с одной стороны и Пестовым К.В., Мотиным М.В., с другой стороны ООО «Агролита» продал в общую долевую собственность (по ? доли каждому) здание, расположенное по адресу: <адрес>, около <адрес> здание по адресу: <адрес>, <адрес>, около <адрес> (л.д. 19-21). Указанное подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.10.2014г. (л.д. 29,30).
В последующем, на основании договора купли-продажи №000482кп от 30.06.2015г., глава г.о. Самара Фурсов О.Б., с одной стороны и Пестов К.В., Мотин М.В., с другой стороны заключили договор, на основании которого продавец передал в общую долевую собственность (доля Пестова К.В. – ? доля, доля Мотина М.В. – ?), а покупатели приняли и оплатили по цене 50% кадастровой стоимости земельного участка и на условиях указанного договора земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым №, находящийся по адресу: <адрес>, у <адрес>, с видом разрешенного использования «индивидуальное обслуживание клиентов», в границах, указанных в выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, прилагаемой к указанному договору, общей площадью 80 кв.м.
С целью осуществления государственной регистрации права собственности истцы и Департамент управления имуществом г.о. Самара в лице представителя по доверенности обратились в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о регистрации права собственности истцов в отношении недвижимого имущества – земельного участка с кадастровым №, общей площадью 80 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, около <адрес>, с установленным видом разрешенного использования: земельный участок под модульную автомойку замкнутого цикла.
В уведомлении о приостановлении государственной регистрации права собственности от 10.09.2020 г. № административным ответчиком указано, что у Пестова К.В. и Мотина М.В. отсутствует исключительное право на приобретение в собственность за выкуп без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, около <адрес>, поскольку представленный договор купли-продажи по содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с тем, что при его заключении были нарушены требования статьи 39.3 Земельного кодекса РФ.
Уведомлением от 10.12.2020г. № административный ответчик отказал административному истцу в осуществлении государственной регистрации права, указывая на истечение срока приостановления и не устранением причин, препятствующих его осуществлению, ссылаясь на пункт 7 части 1 статьи 26 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с которым осуществление регистрации права приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В обоснование отказа административный ответчик в уведомлении указал, что представленный на государственную регистрацию договор купли-продажи земельного участка был заключен в рамках реализации Пестовым К.В. и Мотиным М.В. исключительного права на приобретение вышеуказанного земельного участка в собственность, установленного пунктом 1 ст. 39.20 Земельного Кодекса РФ, как собственникам строения с кадастровым №, расположенного на данном земельном участке, вместе с тем, как указано в ст. 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов. Без проведения торгов осуществляется продажа в том числе, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 Земельного кодекса РФ. В тоже время, согласно представленным документам, земельный участок с кадастровым № был предоставлен в аренду ООО МП «Зеленый мир» под установку временной модульной автомойки замкнутого цикла. Таким образом, у Пестова К.В. и Мотина М.В. отсутствует исключительное право на приобретение в собственность за выкуп без проведения торгов земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу (л.д. 31).
Рассмотрение дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего регламентировано положениями гл. 22 КАС РФ.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Суд полагает, что при рассмотрении дела нашли свое подтверждение доводы административных истцов о незаконности решения Управления Росреестра по Самарской области об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности.
Так, суд считает, что основания для отказа в осуществлении регистрации, приведенные административным ответчиком в уведомлении, не соответствуют положениям ст.ст. 26, 27 ФЗ № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости» и нарушают права и законные интересы административного истца.
Как следует из уведомления об отказе в осуществлении регистрации права, осуществление регистрации приостановлено в связи с тем, что представленный договор купли-продажи по содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с тем, что при его заключении были нарушены требования ст. 39.3 ЗК РФ.
Регистратором указывается на положения ст. 39.3, п. 1 ст. 39.20 согласно которым, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 14 Закона о регистрации недвижимости основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В силу части 1 статьи 21 Федерального закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с пунктом 7 частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
Частью 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет: соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт (подпункты 1 и 2 пункта 221 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2017 года N 278).
При этом, под формой юридического документа понимается внешняя объективизация содержания данного документа, позволяющая обеспечить его законность, а также достичь стоящих перед лицом, принимающим юридический документ, целей. Достижение данных целей осуществляется посредством определения следующих компонентов формы юридического документа: надлежащего носителя (бумажный или электронный), структуры документа (внутренняя упорядоченность его содержания), а также закрепления в нем обязательных элементов, при отсутствии которых он не выполняет своего назначения (реквизиты: наименование вида, адресат, место и дата составления, регистрационный номер документа, подписи лиц и др.).
Под содержанием юридического документа понимается единство его элементов, свойств, раскрывающих сущность и назначение юридического документа, которое состоит непосредственно из сведений, удостоверяющих какие-либо факты или из самих нормативных положений.
Суд полагает, что в силу вышеприведенных норм закона государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком.
Указанная правовая позиция нашла свое подтверждение в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.02.2020 года № 41-КА19-15. Кроме того, аналогичные суждения содержатся в определении судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 12 апреля 2019 года № 46-КА19-2 по кассационной жалобе Адиауллина А.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 22 мая 2018 года об отмене решения суда первой инстанции о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации права собственности на земельный участок, кассационных определениях Шестого Кассационного суда общей юрисдикции от 28.07.2020 года № 88-а-16782/2020 по делу № 2а-3671/2019, от 12.05.2020 N 88а-6647/2020.
Суд исходит из того, что заключенный между сторонами договор купли-продажи №000482кп земельного участка в судебном порядке не оспорен и не признан недействительным, кроме того, ранее административным ответчиком за истцами признано право собственности на недвижимое имущество – здание, расположенное по адресу: <адрес>, у <адрес>, расположенное на спорном земельном участке, в связи с чем, государственный регистратор, давая в оспариваемом отказе оценку правомерности действий органа местного самоуправления в части необходимости проведения торгов в форме аукциона в силу требований ст. 39.3 Земельного кодекса РФ вышел за пределы полномочий, предоставленных ему ФЗ № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости».
По аналогичным причинам суд отвергает как не основанные на законе доводы представителя административного ответчика о наличии у Управления Росреестра по Самарской области права на проверку законности и обоснованности решений органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 176-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Мотина Максима Викторовича, Пестова Константина Викторовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании решения незаконным и возложений обязанностей удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 10.12.2020г. об отказе в государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером №5, расположенного по адресу: <адрес>, около <адрес>.
Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу произвести государственную регистрацию права общей долевой собственности Мотина М.В., Пестова К.В. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, около <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 14 апреля 2021 года.