Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-2781/2021 от 19.09.2021

Судья Некрасова Н.С.                          Дело № 33а-2781

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 сентября 2021 года город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Циркуновой О.М.

судей Сафроновой Л.И. и Дятлова М.В.

при секретаре Власовой Л.И.

с участием прокурора Марковой О.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело №2а-1-1109/2021 по административному исковому заявлению Тимохина Ф.И. к председателю Избирательной комиссии Орловской области ФИО16 о признании незаконным ответа на поданное им обращение, признании действий председателя Избирательной комиссии Орловской области несовместимыми с занимаемой должностью,

по апелляционной жалобе Тимохина Ф.И. на решение Мценского районного суда Орловской области от 18 сентября 2021 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований Тимохина Ф.И.,

                    установила:

административный истец Тимохин Ф.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к председателю избирательной комиссии Орловской области ФИО1 о признании незаконным данного 9 сентября 2021 года ответа на его обращение, признании действий административного ответчика несовместимыми с занимаемой должностью с последствиями, указанными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленных административных исковых требований указал, что 16 сентября 2021 года Мценским районным судом Орловской области было рассмотрено административное дело №2а-1-1091/2021 по его административному исковому заявлению к Избирательной комиссии Орловской области и Территориальной избирательной комиссии города Мценска об оспаривании действий, в ходе рассмотрения которого ему стало известно, что его заявление от 1 сентября 2021 года о снятии с регистрации в качестве кандидатов в депутаты ФИО11 и ФИО12 было рассмотрено председателем Избирательной комиссии Орловской области ФИО1 9 сентября 2021 года. Данный ответ оглашался при исследовании материалов дела и был получен Тимохиным Ф.И. по почте 17 сентября 2021 года. Ссылался, что административным ответчиком ФИО1 разъяснены положения пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Полагает, что, получив обращение административного истца от главного федерального инспектора по Орловской области ФИО9 административный ответчик должна была обратиться в суд с заявлением о снятии ФИО11 и ФИО12 с выборов либо довести его заявление до сведения других кандидатов, зарегистрированных по этому же избирательному округу. Председателем избирательной комиссии Орловской области ФИО1 не принято во внимание, что в агитационных материалах кандидатов в депутаты ФИО11 и ФИО12 не указано от кого они рождены (отсутствует отчество) и соответственно они не имеют права на участие в выборах со своими лозунгами и обращениями.

В процессе судебного разбирательства дела административный истец Тимохин Ф.И. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Суду пояснил, что в силу статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Однако в агитационных материалах кандидатов в депутаты ФИО11 и ФИО12 не указано отчество. Данное обстоятельство, по мнению административного истца, является основанием для обращения Избирательной комиссии Орловской области в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата либо направление данной информации до сведений других кандидатов, зарегистрированных по этому же избирательному округу.

В суде первой инстанции представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Орловской области по доверенности ФИО10 возражала против удовлетворения административного иска. Приводила доводы о том, что кандидаты в депутаты ФИО11 и ФИО12 представили необходимые для регистрации документы, в том числе, содержащие сведения об их отчестве. Предусмотренных Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» оснований для отмены регистрации кандидата, как не указание в агитационном материале отчества кандидата в депутаты, не имеется. Каких-либо действий, нарушающих права и законные интересы Тимохина Ф.И., административным ответчиком допущено не было. Обращение Тимохина Ф.И. было рассмотрено в установленном законом порядке.

Решением Мценского районного суда Орловской области от 18 сентября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Тимохина Ф.И. отказано.

В апелляционной жалобе Тимохин Ф.И. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Тимохина Ф.И., поддержавшего жалобу, возражения представителя Избирательной комиссии Орловской области Клюзовой А.Ю., прокурора Марковой О.К., судебная коллегия считает решение суда правильным и не находит оснований для его отмены.

Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации и конкретизирующая ее положения применительно к сфере административного судопроизводства часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гласит, если иное прямо не предусмотрено законом, каждый вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в случае, когда, по его мнению, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов либо на него незаконного возложена какая-либо обязанность.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

Пунктами 3, 4, 10 статьи 20, пунктами 1, 10 статьи 23 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что избирательные комиссии субъекта Российской Федерации, являясь государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной названным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации, обеспечивая реализацию и защиту избирательных прав, обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона. Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.

Полномочия избирательных комиссией субъектов Российской Федерации определены статьей 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Компетенция, полномочия, порядок деятельности избирательных комиссией, формируемых на территории Орловской области для подготовки и проведения выборов и референдумов различного уровня, определена Законом Орловской области от 25 декабря 2012 года №1453-ОЗ «О системе избирательных комиссий в Орловской области».

В соответствии с частями 1-4 статьи 7 Закона Орловской области от 25 декабря 2012 года №1453 –ОЗ избирательная комиссия Орловской области является государственным органом Орловской области и в предлах своих полномочий обеспечивает на территории Орловской области реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, организует подготовку и проведение выборов, референдумов на территории Орловской области в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, настоящим Законом, иными законами Орловской области.

Избирательная комиссия Орловской области действует на постоянной основе и является юридическим лицом.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Орловской области от 13 мая 2003 года №326-ОЗ «Об избирательной комиссии Орловской области» председателем избирательной комиссии области является должностным лицом Избирательной комиссии области и в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Орловской области осуществляет следующие полномочия:

а) представляет Избирательную комиссию области во взаимоотношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления, избирательными комиссиями в Российской Федерации, избирательными органами иностранных государств, общественными объединениями, организациями, должностными лицами и гражданами;

б) созывает заседания Избирательной комиссии области и председательствует на них;

в) подписывает правовые акты Избирательной комиссии области в соответствии с регламентом Избирательной комиссии области;

г) в пределах своей компетенции издает распоряжения;

д) в рамках компетенции Избирательной комиссии области дает поручения заместителю председателя, секретарю и иным членам Избирательной комиссии области в рамках их компетенции;

е) решает вопросы, связанные с поступлением граждан на государственную гражданскую службу Орловской области в Избирательную комиссию области, ее прохождением и прекращением, приемом и увольнением работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Орловской области, осуществляет иные полномочия представителя нанимателя (представителя работодателя) в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации и трудовым законодательством;

ж) осуществляет контроль за реализацией решений Избирательной комиссии области;

з) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Орловской области, регламентом Избирательной комиссии области.

Пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

Судом установлено, что с 26 апреля 2021 года председателем Избирательной комиссии Орловской области является ФИО1

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года №367 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.

Постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 18 июня 2021 года -ОС назначены выборы депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2016 годов на 19 сентября 2021 года.

Решением территориальной избирательной комиссии г. Мценска от 23 июля 2021 года ФИО12 зарегистрирован кандидатом в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2016 годов по одномандатному избирательному округу , выдвинутого избирательным объединением «Орловское региональное отделение «Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Решением Избирательной комиссии Орловской области от 21 июля 2021 года ФИО11 зарегистрирована кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 145 Орловская область - Орловский одномандатный избирательный округ, выдвинута Всероссийской политической партией «<...>».

Материалами дела подтверждается, что Тимохин Ф.И. 1 сентября 2021 года обратился к главному федеральному инспектору по Орловской области с заявлением о снятии с регистрации в качестве кандидатов в депутаты ФИО20 и ФИО21. Указанное заявление, поступившее в аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, было зарегистрировано 7 сентября 2021 года.

В связи с тем, что рассмотрение заявления Тимохина Ф.И. не входило в компетенцию главного федерального инспектора по Орловской области, оно было перенаправлено в Избирательную комиссию Орловской области, которая 8 сентября 2021 года произвела регистрацию обращения.Судом установлено, что 9 сентября 2021 года обращение Тимохина Ф.И. было рассмотрено Избирательной комиссией Орловской области, с направлением ему мотивированного ответа , в котором со ссылкой на пункт 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ автору обращения разъяснен порядок отмены регистрации кандидата в депутаты, а также сообщено об отсутствии правовых оснований для принятия избирательной комиссией мер реагирования, предусмотренных избирательным законодательством. Обращено его внимание на статью 3 указанного Федерального закона, согласно которой участие гражданина Российской Федерации в выборах, является свободным и добровольным. Ответ направлен заявителю по адресу регистрации, указанному им в заявлении почтовой корреспонденцией ФГУП «Почта России» 10 сентября 2021 года и получен Тимохиным Ф.И. 17 сентября 2021 года. На основании пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата; использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов; неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией; д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона; е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона; ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте «г» пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть «Интернет») призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения; з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости; и) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов - установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами. Перечень оснований для отмены регистрации кандидата является исчерпывающим. Не указание в агитационном материале отчества кандидата в депутаты не является основанием, по которому избирательная комиссия может обратиться с заявлением об отмене регистрации кандидата в судебном порядке. Избирательное законодательство не возлагает на Избирательные комиссии субъекта Российской Федерации обязанность доводить до сведения кандидатов зарегистрированных по одному избирательному округу с кандидатом, в отношении которого поступила информация отрицательной направленности, данную информацию. При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правильно не приняты во внимание доводы административного истца Тимохина Ф.И. об отсутствии у кандидатов в депутаты ФИО11 и ФИО12 пассивного избирательного права, поскольку на агитационных материалах не указано их отчество, а также необходимость доведения данной информации до сведения других кандидатов, зарегистрированных по этому же избирательному округу. Согласно части 2 и части 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в заявлении о выдвижении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта иди документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность. С заявлением, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, также представляются: копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, заверенные кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий). По делу установлено, что при регистрации ФИО11 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу №145 Орловская область-Орловский одномандатный избирательный округ, выдвинутую «Всероссийской политической партией «Единая Россия», избирательной комиссией проверялась вся необходимая информация о кандидате, в том числе наличие у кандидата пассивного избирательного права. Территориальной избирательной комиссией города Мценска при регистрации ФИО23. кандидатом в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов также проверялась вся необходимая информация о кандидате, в том числе наличие у кандидата пассивного избирательного права. Иначе, избирательные комиссии еще на стадии уведомления о выдвижении должны были принять решение об отказе в регистрации данных кандидатов. В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Проанализировав приведенные выше нормы избирательного законодательства, содержание обращения и данный на него ответ, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения требования о признании незаконными действий председателя Избирательной комиссии Орловской области ФИО1, поскольку обращение Тимохина Ф.И., поступившее от главного федерального инспектора по Орловской области, рассмотрено председателем Избирательной комиссией Орловской области в пределах ее компетенции, в установленный срок, с предоставлением ответа на него в соответствии с требованиями законодательства. Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что неправомерных действий, которые нарушали бы избирательные права Тимохина Ф.И., а также его право на получение информации, административным ответчиком допущено не было. Приводимые административным истцом Тимохиным Ф.И. доводы о том, что подпись на ответе председателя Избирательной комиссии Орловской области ФИО1, данного ему 9 сентября 2021 года отличается от подписи ФИО1 на доверенности, выданной представителю Избирательной комиссии Орловской области для участия в судебном заседании, не ставят под сомнение законность принятого по делу судебного решения, поскольку сама ФИО1 в письменных заявлениях, адресованных суду первой инстанции и в апелляционную инстанцию не оспаривала факта подписания ею указанного ответа, возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований. Иные доводы апелляционной жалобы не ставят под сомнение правильность судебного акта, выводов суда не опровергают и не влекут отмену решения по настоящему делу, при рассмотрении которого не допущено нарушений, являющихся в силу статьи 310 КАС РФ безусловным основанием для признания судебного акта незаконным. Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда определила: решение Мценского районного суда Орловской области от 18 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тимохина Ф.И. без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 сентября 2021 года.

Председательствующий

Судьи

Судья Некрасова Н.С.                          Дело № 33а-2781

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 сентября 2021 года город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Циркуновой О.М.

судей Сафроновой Л.И. и Дятлова М.В.

при секретаре Власовой Л.И.

с участием прокурора Марковой О.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело №2а-1-1109/2021 по административному исковому заявлению Тимохина Ф.И. к председателю Избирательной комиссии Орловской области ФИО16 о признании незаконным ответа на поданное им обращение, признании действий председателя Избирательной комиссии Орловской области несовместимыми с занимаемой должностью,

по апелляционной жалобе Тимохина Ф.И. на решение Мценского районного суда Орловской области от 18 сентября 2021 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований Тимохина Ф.И.,

                    установила:

административный истец Тимохин Ф.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к председателю избирательной комиссии Орловской области ФИО1 о признании незаконным данного 9 сентября 2021 года ответа на его обращение, признании действий административного ответчика несовместимыми с занимаемой должностью с последствиями, указанными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленных административных исковых требований указал, что 16 сентября 2021 года Мценским районным судом Орловской области было рассмотрено административное дело №2а-1-1091/2021 по его административному исковому заявлению к Избирательной комиссии Орловской области и Территориальной избирательной комиссии города Мценска об оспаривании действий, в ходе рассмотрения которого ему стало известно, что его заявление от 1 сентября 2021 года о снятии с регистрации в качестве кандидатов в депутаты ФИО11 и ФИО12 было рассмотрено председателем Избирательной комиссии Орловской области ФИО1 9 сентября 2021 года. Данный ответ оглашался при исследовании материалов дела и был получен Тимохиным Ф.И. по почте 17 сентября 2021 года. Ссылался, что административным ответчиком ФИО1 разъяснены положения пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Полагает, что, получив обращение административного истца от главного федерального инспектора по Орловской области ФИО9 административный ответчик должна была обратиться в суд с заявлением о снятии ФИО11 и ФИО12 с выборов либо довести его заявление до сведения других кандидатов, зарегистрированных по этому же избирательному округу. Председателем избирательной комиссии Орловской области ФИО1 не принято во внимание, что в агитационных материалах кандидатов в депутаты ФИО11 и ФИО12 не указано от кого они рождены (отсутствует отчество) и соответственно они не имеют права на участие в выборах со своими лозунгами и обращениями.

В процессе судебного разбирательства дела административный истец Тимохин Ф.И. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Суду пояснил, что в силу статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Однако в агитационных материалах кандидатов в депутаты ФИО11 и ФИО12 не указано отчество. Данное обстоятельство, по мнению административного истца, является основанием для обращения Избирательной комиссии Орловской области в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата либо направление данной информации до сведений других кандидатов, зарегистрированных по этому же избирательному округу.

В суде первой инстанции представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Орловской области по доверенности ФИО10 возражала против удовлетворения административного иска. Приводила доводы о том, что кандидаты в депутаты ФИО11 и ФИО12 представили необходимые для регистрации документы, в том числе, содержащие сведения об их отчестве. Предусмотренных Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» оснований для отмены регистрации кандидата, как не указание в агитационном материале отчества кандидата в депутаты, не имеется. Каких-либо действий, нарушающих права и законные интересы Тимохина Ф.И., административным ответчиком допущено не было. Обращение Тимохина Ф.И. было рассмотрено в установленном законом порядке.

Решением Мценского районного суда Орловской области от 18 сентября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Тимохина Ф.И. отказано.

В апелляционной жалобе Тимохин Ф.И. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Тимохина Ф.И., поддержавшего жалобу, возражения представителя Избирательной комиссии Орловской области Клюзовой А.Ю., прокурора Марковой О.К., судебная коллегия считает решение суда правильным и не находит оснований для его отмены.

Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации и конкретизирующая ее положения применительно к сфере административного судопроизводства часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гласит, если иное прямо не предусмотрено законом, каждый вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в случае, когда, по его мнению, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов либо на него незаконного возложена какая-либо обязанность.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

Пунктами 3, 4, 10 статьи 20, пунктами 1, 10 статьи 23 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что избирательные комиссии субъекта Российской Федерации, являясь государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной названным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации, обеспечивая реализацию и защиту избирательных прав, обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона. Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.

Полномочия избирательных комиссией субъектов Российской Федерации определены статьей 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Компетенция, полномочия, порядок деятельности избирательных комиссией, формируемых на территории Орловской области для подготовки и проведения выборов и референдумов различного уровня, определена Законом Орловской области от 25 декабря 2012 года №1453-ОЗ «О системе избирательных комиссий в Орловской области».

В соответствии с частями 1-4 статьи 7 Закона Орловской области от 25 декабря 2012 года №1453 –ОЗ избирательная комиссия Орловской области является государственным органом Орловской области и в предлах своих полномочий обеспечивает на территории Орловской области реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, организует подготовку и проведение выборов, референдумов на территории Орловской области в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, настоящим Законом, иными законами Орловской области.

Избирательная комиссия Орловской области действует на постоянной основе и является юридическим лицом.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Орловской области от 13 мая 2003 года №326-ОЗ «Об избирательной комиссии Орловской области» председателем избирательной комиссии области является должностным лицом Избирательной комиссии области и в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Орловской области осуществляет следующие полномочия:

а) представляет Избирательную комиссию области во взаимоотношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления, избирательными комиссиями в Российской Федерации, избирательными органами иностранных государств, общественными объединениями, организациями, должностными лицами и гражданами;

б) созывает заседания Избирательной комиссии области и председательствует на них;

в) подписывает правовые акты Избирательной комиссии области в соответствии с регламентом Избирательной комиссии области;

г) в пределах своей компетенции издает распоряжения;

д) в рамках компетенции Избирательной комиссии области дает поручения заместителю председателя, секретарю и иным членам Избирательной комиссии области в рамках их компетенции;

е) решает вопросы, связанные с поступлением граждан на государственную гражданскую службу Орловской области в Избирательную комиссию области, ее прохождением и прекращением, приемом и увольнением работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Орловской области, осуществляет иные полномочия представителя нанимателя (представителя работодателя) в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации и трудовым законодательством;

ж) осуществляет контроль за реализацией решений Избирательной комиссии области;

з) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Орловской области, регламентом Избирательной комиссии области.

Пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

Судом установлено, что с 26 апреля 2021 года председателем Избирательной комиссии Орловской области является ФИО1

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года №367 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.

Постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 18 июня 2021 года -ОС назначены выборы депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2016 годов на 19 сентября 2021 года.

Решением территориальной избирательной комиссии г. Мценска от 23 июля 2021 года ФИО12 зарегистрирован кандидатом в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2016 годов по одномандатному избирательному округу , выдвинутого избирательным объединением «Орловское региональное отделение «Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Решением Избирательной комиссии Орловской области от 21 июля 2021 года ФИО11 зарегистрирована кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 145 Орловская область - Орловский одномандатный избирательный округ, выдвинута Всероссийской политической партией «<...>».

Материалами дела подтверждается, что Тимохин Ф.И. 1 сентября 2021 года обратился к главному федеральному инспектору по Орловской области с заявлением о снятии с регистрации в качестве кандидатов в депутаты ФИО20 и ФИО21. Указанное заявление, поступившее в аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, было зарегистрировано 7 сентября 2021 года.

В связи с тем, что рассмотрение заявления Тимохина Ф.И. не входило в компетенцию главного федерального инспектора по Орловской области, оно было перенаправлено в Избирательную комиссию Орловской области, которая 8 сентября 2021 года произвела регистрацию обращения.Судом установлено, что 9 сентября 2021 года обращение Тимохина Ф.И. было рассмотрено Избирательной комиссией Орловской области, с направлением ему мотивированного ответа , в котором со ссылкой на пункт 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ автору обращения разъяснен порядок отмены регистрации кандидата в депутаты, а также сообщено об отсутствии правовых оснований для принятия избирательной комиссией мер реагирования, предусмотренных избирательным законодательством. Обращено его внимание на статью 3 указанного Федерального закона, согласно которой участие гражданина Российской Федерации в выборах, является свободным и добровольным. Ответ направлен заявителю по адресу регистрации, указанному им в заявлении почтовой корреспонденцией ФГУП «Почта России» 10 сентября 2021 года и получен Тимохиным Ф.И. 17 сентября 2021 года. На основании пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата; использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов; неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией; д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона; е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона; ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте «г» пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть «Интернет») призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения; з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости; и) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов - установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами. Перечень оснований для отмены регистрации кандидата является исчерпывающим. Не указание в агитационном материале отчества кандидата в депутаты не является основанием, по которому избирательная комиссия может обратиться с заявлением об отмене регистрации кандидата в судебном порядке. Избирательное законодательство не возлагает на Избирательные комиссии субъекта Российской Федерации обязанность доводить до сведения кандидатов зарегистрированных по одному избирательному округу с кандидатом, в отношении которого поступила информация отрицательной направленности, данную информацию. При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правильно не приняты во внимание доводы административного истца Тимохина Ф.И. об отсутствии у кандидатов в депутаты ФИО11 и ФИО12 пассивного избирательного права, поскольку на агитационных материалах не указано их отчество, а также необходимость доведения данной информации до сведения других кандидатов, зарегистрированных по этому же избирательному округу. Согласно части 2 и части 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в заявлении о выдвижении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта иди документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность. С заявлением, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, также представляются: копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, заверенные кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий). По делу установлено, что при регистрации ФИО11 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу №145 Орловская область-Орловский одномандатный избирательный округ, выдвинутую «Всероссийской политической партией «Единая Россия», избирательной комиссией проверялась вся необходимая информация о кандидате, в том числе наличие у кандидата пассивного избирательного права. Территориальной избирательной комиссией города Мценска при регистрации ФИО23. кандидатом в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов также проверялась вся необходимая информация о кандидате, в том числе наличие у кандидата пассивного избирательного права. Иначе, избирательные комиссии еще на стадии уведомления о выдвижении должны были принять решение об отказе в регистрации данных кандидатов. В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Проанализировав приведенные выше нормы избирательного законодательства, содержание обращения и данный на него ответ, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения требования о признании незаконными действий председателя Избирательной комиссии Орловской области ФИО1, поскольку обращение Тимохина Ф.И., поступившее от главного федерального инспектора по Орловской области, рассмотрено председателем Избирательной комиссией Орловской области в пределах ее компетенции, в установленный срок, с предоставлением ответа на него в соответствии с требованиями законодательства. Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что неправомерных действий, которые нарушали бы избирательные права Тимохина Ф.И., а также его право на получение информации, административным ответчиком допущено не было. Приводимые административным истцом Тимохиным Ф.И. доводы о том, что подпись на ответе председателя Избирательной комиссии Орловской области ФИО1, данного ему 9 сентября 2021 года отличается от подписи ФИО1 на доверенности, выданной представителю Избирательной комиссии Орловской области для участия в судебном заседании, не ставят под сомнение законность принятого по делу судебного решения, поскольку сама ФИО1 в письменных заявлениях, адресованных суду первой инстанции и в апелляционную инстанцию не оспаривала факта подписания ею указанного ответа, возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований. Иные доводы апелляционной жалобы не ставят под сомнение правильность судебного акта, выводов суда не опровергают и не влекут отмену решения по настоящему делу, при рассмотрении которого не допущено нарушений, являющихся в силу статьи 310 КАС РФ безусловным основанием для признания судебного акта незаконным. Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда определила: решение Мценского районного суда Орловской области от 18 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тимохина Ф.И. без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 сентября 2021 года.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33а-2781/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Тимохин Федор Иванович
Ответчики
Председатель Избирательной комиссии Орловской области Л.А. Пиляева
Суд
Орловский областной суд
Судья
Циркунова Ольга Михайловна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
19.09.2021Передача дела судье
19.09.2021Судебное заседание
23.09.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее