Дело № 2-4154(2018)
32RS0027-01-2018-004470-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Брянск 29.11.2018 года
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Курнаевой Г.В.
при секретаре Беловой О.В.,
с участием истца Радченко В.В.,
представителя ответчика Минченко О Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Радченко В.В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе городского округа г. Брянска о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью,
УСТАНОВИЛ:
Радченко В.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе городского округа гор. Брянска о признании решения незаконным, включении в стаж периодов работы, назначении пенсии, в обоснование которого указала, что в связи с достижением пенсионного возраста 09.11.2017 года она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости с приложением необходимых документов.
Решениями Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе городского округа гор. Брянска № 660068/17 от 21.02.2018 года и № 660068/17 от 26.03.2018 года ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, при исчислении трудового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, не были включены в стаж периоды работы: 01.09.1987-22.08.1988 года, 09.11.1989 года, 31.08.1991 года – старшая пионерская вожатая Стахановской средней школы № 8; 01.09.1991 года- 31.12.2001 года – учитель русского языка и литературы Стахановской средней школы № 8; 01.01.2002 года – 31.08.2008 года учитель русского языка и литературы Стахановской средней школы № 8; 01.09.2008 года – 20.03.2015 года – заместитель директора по УВР Стахановской средней школы № 8; 01.09.1988 года – 01.11.1989 года учеба в Нежинском ордена Трудового Красного знамени государственном педагогическом институте имени Н.В.Гоголя, поскольку отсутствую документы, подтверждающие стаж из компетентного органа Украины, отсутствуют сведения о наличии института досрочных пенсий (либо его отмены), отсутствуют сведения об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Украины, отсутствуют документы, подтверждающие стаж работы в Стахановской средней школе № 8, которая предшествовала периоду учебы и следовала за ней.
С указанными отказами истец не согласна, поскольку в оспариваемые периоды она работала, и эти периоды должны быть включены в специальный страж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Просила признать решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе городского округа гор. Брянска № 660068/17 от 21.02.2018 года и № 660068/17 от 26.03.2018 года незаконными; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе городского округа гор. Брянска назначить Радченко В.В. страховую пенсию по старости досрочно, с даты обращения за ее назначением 09.11.2018 года; включить периоды работы с 01.09.1987 года по 22.08.1988 года, 09.11.1989 года, 31.08.1991 года, с 01.09.1991 года по 31.12.2001 года; с 01.01.2002 года по 31.08.2008 года; с 01.09.2008 года по 20.03.2015 года; 01.09.1988 года по 01.11.1989 года в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, согласно подтверждающим документам.
С учетом неоднократных уточнений заявленных требований, в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просила суд, признать право на досрочную страховую пенсию по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» № 400 ФЗ от 28.12.2013 г., а так же включить в специальный стаж работы период 01.09.1988 г. по 08.11.1989 г. учебу в Нежинском ордене Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени Н.В. Гоголя; 02.12.1991 г. - 24.12.1996 г. – период работы учителем русского языка и литературы Стахановской средней школы № 8; 08.11.1999 г. – 31.12.2001 г. период работы учителем русского языка и литературы Стахановской средней школы № 8; 01.09.2008 г. – 31.08.2013 г. период работы в должности заместителя директора по УВР Стахановской средней школы № 8 и обязать Управление пенсионного фонда РФ (Государственное Учреждение) в Советском районе городского округа города Брянска назначить досрочную страховую пенсию по старости, на основании подпункта 19, пункта 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» № 400 ФЗ от 28.12.2013 г. с момента возникновения права, с учетом обращения 09.11.2017 г.
В судебном заседании истец, уточненные требования поддержала, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФР в Советском районе городского округа гор. Брянска Минченко О.Н., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований, просила суд отказать, поскольку у истца отсутствует необходимый стаж для назначения пенсии.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется «Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992 года, подписанным, в том числе, Российской Федерацией и Украиной.
Статьей 6 Соглашения от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», подписанного Российской Федерацией и Украиной, предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР до вступления в силу настоящего Соглашения.
Согласно статьям 1 и 6 Соглашения от 13.03.1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, т.е. до 13.03.1992 года.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, предъявляют соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств-участников соглашений за период после вступления в силу Соглашения, после 13 марта 1992 г.
В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок могут приниматься: справки, оформление компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства-участника соглашения. Вышеперечисленные международные соглашения содержат положения о том, что компетентные учреждения (органы) сторон принимают меры к устранению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размеры (статья 10 Соглашения от 13.03.1992 г.).
Как следует из Письма Министерства Социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.
В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 г. № 99р (в ред. от 28.01.2005 г.) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР»), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашением от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом, трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Как следует из материалов дела, при обращении истца в УПФ РФ (ГУ) в Советском районе городского округа г. Брянска с заявлением о назначении досрочной пенсии, решением № 660068/17 от 09.11.2017 г. исх. № 11/2128 от 21.02.2018 Радченко В.В. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании подпункта 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ из-за отсутствия на дату обращения 09.11.2017 г. требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей и требуемого страхового стража.
Так как не были зачислены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, следующие периоды:
01.06.2015 г.- 08.11.2017 г. учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа № 56», 01.09.1987 г. – 22.08.1988 г., 09.11.1989 г. 31.08.1991 г. старшая пионерская вожатая Стахановской средней школы так как отсутствуют документы, подтверждающие стаж из компетентного органа Украины, отсутствуют сведения о наличии института досрочных пенсий (либо его отмены); 01.09.1991 г. – 31.12.2001 г. – учитель русского языка и литературы Стахановской средней школы № 8, в том числе отпуск по уходу за ребенком <дата> рождения, так как отсутствуют документы, подтверждающие стаж из компетентного органа Украины, отсутствуют сведения о наличии института досрочных пенсий (либо его отмены); 01.01.2002 г. – 31.08.2008 г. – учитель русского языка и литературы Стахановской средней школы № 8, так как отсутствуют сведения об уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд Украины, а также отсутствуют сведения о наличии института досрочных пенсий; 01.09.2008 г. -20.03.2015 г. заместитель директора по УВР Стахановской средней школы № 8, так как отсутствуют сведения об уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд Украины, отсутствуют сведения о наличии института досрочных пенсий; 01.09.1988 г. – 01.11.1989 г.- учеба в Нежинском ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте им. Н.В. Гоголя, не может быть включена в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку в соответствии с пунктом 3.3 раздела «Общие положения» Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1956 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» в стаж работы по специальности работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях при условии, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. В данном случае, отсутствуют документы подтверждающие стаж работы в Стахановской средней школы № 8, которая предшествовала периоду учебы и следовала за ней. А также в дипломе ДТ-1 от <дата> №... не усматривается период обучения в институте.
Стаж, дающий на досрочное назначение страховой пенсии по старости на 09.11.2017 г. составляет 2 года 05 месяцев, 08 дней.
Страховой стаж составляет 4 года 11 месяцев. В связи с чем, страховая пенсия по старости не может быть назначена, так как отсутствует требуемая продолжительность страхового стажа, которая составляет в 2017 году – 8 лет.
Кроме того, решением № 660068/17 от 09.11.2018 г., исх. № 11/3797 от 28.03.2018 г. Радченко В.В. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании подпункта 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ из-за отсутствия на дату обращения 09.11.2017 г. требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей и требуемого страхового стража.
Так как не были зачислены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, следующие периоды: 02.12.1991 г. – 31.12.2001 г. – учитель русского языка и литературы Стахановской средней школы № 8, так как отсутствуют документы, подтверждающие стаж из компетентного органа Украины, отсутствуют сведения о наличии института досрочных пенсий (либо его отмены); 01.01.2002 г. – 31.08.2008 г. – учитель русского языка и литературы Стахановской средней школы № 8, так как отсутствуют сведения об уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд Украины, а также отсутствуют сведения о наличии института досрочных пенсий; 01.09.2008 г. - 20.03.2015 г. заместитель директора по УВР Стахановской средней школы № 8, так как отсутствуют сведения об уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд Украины, а так же отсутствуют сведения о наличии института досрочных пенсий; 01.09.1988 г. – 01.11.1989 г.- учеба в Нежинском ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте им. Н.В. Гоголя, не может быть включена в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку в соответствии с пунктом 3.3 раздела «Общие положения» Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1956 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» в стаж работы по специальности работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях при условии, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. В данном случае, отсутствуют документы подтверждающие стаж работы в Стахановской средней школы № 8, которая предшествовала периоду учебы и следовала за ней. А также в дипломе ДТ-1 от <дата> №... не усматривается период обучения в институте.
Стаж, дающий на досрочное назначение страховой пенсии по старости на 09.11.2017 г. составляет 5 года 05 месяцев, 24 дня.
Страховой стаж составляет 5 лет 05 месяцев 24 дня. В связи с чем, страховая пенсия по старости не может быть назначена, так как отсутствует требуемая продолжительность страхового стажа, которая составляет в 2017 году – 8 лет.
В соответствии с подпунктом 19 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г., действующим на момент возникновения правоотношений, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста.
С 01.01.2015 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации «О страховых пенсиях», в соответствии с пунктом 3 статьи 36 которого со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В силу подпункта 19 части 1 статьи 30 указанного Закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статья 30). Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3). Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4).
В целях реализации положений статьи 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «м» пункта 1 названного Постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список N 781), и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее - Список N 463), утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Вышеуказанными списками предусмотрены в разделе «наименование учреждений» общеобразовательные учреждения: школы всех наименований; в разделе «наименование должностей» предусмотрена должность учителя.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Как следует из трудовой книжки №... в период с 01.09.1988 г. по 01.11.1989 г. проходила обучение в Нежинском ордене Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени Н.В. Гоголя; в период с 02.12.1991 г. по 24.12.1996 г. – работала учителем русского языка и литературы Стахановской средней школы № 8; в период с 08.11.1999 г. по 31.12.2001 г. работала учителем русского языка и литературы Стахановской средней школы № 8; в период с 01.09.2008 г. по 31.08.2013 г. работала в должности заместителя директора по УВР Стахановской средней школы № 8.
В соответствии с пунктом 15 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 г. № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 21.03.1996, регистрационный № 1056) документы о стаже работы и заработке, предоставляемые из государств - бывших республик СССР должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вышеизложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все необходимые реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом форма документа может быть произвольной.
Согласно соглашению от 13 марта 1992 года гражданам государств - участников Соглашения учитывался трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР, и представление сведений от компетентного органа государства-участника Соглашения не требовалось.
Поскольку после подписания международного договора - Соглашения от 13 марта 1992 г. Украина является независимым и самостоятельным государством, то возможность включения в страховой стаж периодов работы после 13.03.1992 года может быть урегулирована только законодательными актами Российской Федерации либо международным договором. Однако, никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Таким образом, для включения в трудовой стаж периода работы на территории государства-участника Украины, после заключения Соглашения от 13 марта 1992 года, необходимо предоставление соответствующих документов именно компетентным органом данного государства (пенсионным органом Украины), подтверждающих период работы истца в льготных условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, а также уплату страховых взносов в пенсионный фонд.
В связи с чем, суд принимает в качестве доказательства трудового стажа Радченко В.В. справку № 30 от 23.03.2018 г. Управления образования и воспитания администрации города Стаханова Луганской народной республики, справку № 19 от 19.03.2018 г. Управления образования и воспитания администрации города Стаханова Луганской народной республики, а так же справку ГБОУ ЛНР КВК № 8 г. Стаханова № 19 от 19.03.2018 г., справку УОВ АГС ЛНР о заработной плате для начисления пенсии № 251 от 21.03.2018 г., справку УОВ АГС ЛНР о заработной плате для начисления пенсии № 252 от 21.03.2018 г., справку УОВ АГС ЛНР о заработной плате для начисления пенсии № 253 от 21.03.2018 г., письмо Управления Пенсионного фонда Луганской Народной Республики в городе Стаханове от 27.03.2018 г. № 3658/03-32, о том, что страховые взносы за периоды работы истца с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года, с 01.01.2002 года по 31.12.2009 года, с 01.01.2011 г. по 31.08.2013 г., с.01.01.2002 г. по 31.12.2009 г. Учебно – Воспитательным - Комплексом «Стахановская специализированная школа I ступени № 8» уплачены, письмом от 01.03.2018 № 1184/6/10041 Стахановской ОГНИ ГКНС ЛНР, в соответствии с которым Учебно-воспитательный комплекс «Стахановская специализированная школа I ступени № 8»Стахановского городского совета Луганской области состоит на учете в Стахановской ОГНИ ГКНС ЛНР.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что в период с 02.12.1991 г. по 24.12.1996 г., с 08.11.1999 г. по 31.12.2001 г., с 01.09.2008 г. по 31.08.2013 г. Стахановской средней школы № 8, производились отчисления страховых взносов.
Приведенные выше доказательства в своей совокупности подтверждают факт того, что Радченко В.В. в названные периоды работала учителем русского языка и литературы на штатной должности, в оспариваемый период производились отчисления в пенсионный фонд.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии с положением Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 года № 1788-XII, действовавшего в период занятия истцом должности учителя русского языка и литературы, а также Постановления Кабинета Министров Украины № 909 от 04.11.1993 г. «О перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет», которым утвержден соответствующий Перечень, в котором указано, что право на пенсию за выслугу лет имеют учителя общеобразовательных учебных заведений.
В части 2 статье 52 Закона Украины «Об образовании» от 23.05.1991 г. № 1060-ХII установлено, что педагогическая деятельность осуществляется педагогическими работниками, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины. Постановлением Кабинета Министров Украины № 963 от 14.06.2000 г. утвержден перечень педагогических работников, в котором указаны учителя, преподаватели всех специальностей, ассистенты учителя общеобразовательного учебного заведения.
Таким образом, законодательство Украины к педагогическим работникам относило учителей учебных заведений всех форм собственности.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2002 г. № 781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсию по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсию по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2002 г. № 781 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии засчитываются периоды работы в должности музыкального руководителя, учителя дошкольного образовательного учреждения: детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли), в том числе и школы – интернаты, всех наименований..
Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г., засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в спорные периоды истица работала в образовательном учреждении, вид ее деятельности, место работы не менялся. Не изменялись и функциональные обязанности истицы, она осуществляла педагогическую деятельность в образовательном учреждении.
В связи с чем, данные периоды подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, поскольку в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Таким образом, установлено, что условия оплаты и характер работы истца в спорные периоды соответствуют характеру работы, предусмотренной Списком, и дают ей право на льготное исчисление выслуги лет. Суд полагает, что истец приобрела право на досрочную трудовую пенсию по старости, как лицо, осуществляющее педагогическую деятельность.
На основании изложенного, суд находит, исковые требования, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Радченко В.В. право на досрочную страховую пенсию по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» № 400 ФЗ от 28.12.2013 г.
Включить в специальный стаж работы на назначение досрочной трудовой пенсии по старости Радченко В.В. период 01.09.1988 г. по 08.11.1989 г. учебу в Нежинском ордене Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени Н.В. Гоголя; 02.12.1991 г. - 24.12.1996 г. – период работы учителем русского языка и литературы Стахановской средней школы № 8; 08.11.1999 г. – 31.12.2001 г. период работы учителем русского языка и литературы Стахановской средней школы № 8; 01.09.2008 г. – 31.08.2013 г. период работы в должности заместителя директора по УВР Стахановской средней школы № 8.
Обязать Управление пенсионного фонда РФ (Государственное Учреждение) в Советском районе городского округа города Брянска назначить Радченко В.В. досрочную страховую пенсию по старости, на основании подпункта 19, пункта 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» № 400 ФЗ от 28.12.2013 г. с момента возникновения права, с учетом обращения 09.11.2017 г.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца.
Судья Г.В. Курнаева
Решение изготовлено в окончательной форме 04.12.2018 года