дело № 2-2044/16
Решение
Именем Российской Федерации
21 апреля 2016 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Сидоровнина А.А., при секретаре Спасовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Петровской Е.Ю. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии по старости и возложении обязанности назначить пенсию со дня первоначального обращения за ней с включением в стаж лечебной деятельности времени нахождения на курсах повышения квалификации,
установил:
Петровская Е.Ю. обратилась с иском к Управлению ПФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова и просит суд признать незаконным решение ГУ - Управление пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 02.11.2015г. №№ (Протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 02.11.2015г. №№) об отказе в назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в части исключения из стажа лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 29.11.2004г. по 22.01.2005г., с 16.05.2009г. по 03.07.2009г., с 12.05.2014г. по 21.06.2014г.
Кроме того просит обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда России в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова включить в стаж лечебной деятельности, для назначения страховой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 29.11.2004г. по 22.01.2005г., с 16.05.2009г. по 03.07.2009 г. и с 12.05.2014г. по 21.06.2014г., а также назначить Петровской Е.Ю. страховую пенсию по старости с 31 июля 2015г.
В судебное заседание истец не явился, о причинах неявки суд не уведомил, не просил отложить слушание дела и в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ спор разрешен в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца поддержал требования. В обоснование указывает на то, что упомянутым выше решением комиссии по пенсионным вопросам при Управлении Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова истцу было отказано в назначении пенсии по возрасту досрочно за 30 лет лечебной деятельности, по тем основаниям, что в стаж лечебной деятельности не были включены в льготном исчислении вышеперечисленные время нахождения на курсах повышения квалификации.
Отказ Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова в назначении пенсии, в связи с недостаточностью стажа лечебной деятельности, истец считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации исключены из стажа незаконно, поскольку согласно ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993года № 5487-1 медицинские работники не имеют право осуществлять соответствующие виды деятельности без прохождения курсов повышения квалификации.
Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995года № 610 предусмотрено, что повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.
Таким образом, курсы повышения квалификации должны включаться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии, поскольку прохождение курсов является одним из условий осуществления лечебной деятельности медицинских работников. Кроме того, во всех случаях направления на курсы усовершенствования истцу оформлялось командировочное удостоверение, за ним сохранялось место работы и средняя заработная плата, а, следовательно, производились отчисления, в том числе и в пенсионный Фонд.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова иск не признал. В обоснование своих возражений ссылается на то, что требование о включении в стаж лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации не соответствуют законодательству.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив представленные ими доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, 31 июля 2015 года истец обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О трудовых пенсиях в РФ».
Оспариваемым решением комиссии по пенсионным вопросам при Управлении ПФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова и Протоколом истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением в течение 30 лет лечебной деятельности из-за недостатка стажа такой деятельности.
Из указанных документов видно, что в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости не включены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации.
Не включение в льготном исчислении вышеуказанных периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, является неправильным по следующим основаниям.
Согласно ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.Статьей 197 названного кодекса установлено право работников на повышение квалификации.
Пунктом 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года №610 предусмотрено, что повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.
Необходимость повышения квалификации среднего медицинского персонала, предусмотрена многочисленными законодательными актами, в частности Приказом Минздрава РФ от 5 июня 1998 года № 186 "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием" (с изменениями от 4 апреля, 26 мая, 5 августа 2003 года); Приказом Минздрава РФ от 26 марта 1999 года № 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации" (с изменениями от 16 ноября 2004 года). Об обязательности повышения квалификации медицинских работников можно сделать вывод исходя из содержания раздела II Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 ноября 2009 года № 869.
Согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 медицинские работники не имеют право осуществлять соответствующие виды деятельности без прохождения курсов повышения квалификации. Ссылка пенсионного фонда на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 является необоснованной, так как согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
При этом ни в Правилах, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, ни в Правилах исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, среди периодов, которые не включаются в периоды работы, дающие право на досрочное назначение пенсии, не упомянуты периоды, когда работник находился на курсах повышения квалификации.
В спорные периоды истец работал на должностях, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О трудовых пенсиях в РФ».В таком случае, в силу приведенных норм истец был обязан проходить повышение квалификации в рамках исполнения им своих служебных обязанностей.
Факт прохождения курсов по повышению квалификации по занимаемой должности подтверждается выписками из приказов работодателей, согласно которым истец в спорные периоды направлялся на курсы повышения квалификации, и за ним сохранялась средняя заработная плата.
При таких обстоятельствах, требования истца о включении времени нахождения на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О трудовых пенсиях в РФ» подлежат удовлетворению.
Поскольку при включении в стаж спорных периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, стаж осуществления лечебной деятельности достигнет 30-лет, необходимых для назначения пенсии, требования о возложении на ответчика обязанности назначить пенсию, также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 и 336-338 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ - Управление пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 02.11.2015г. №№ (Протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 02.11.2015г. №№ об отказе Петровской Е.Ю. в назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в части исключения из стажа лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 29.11.2004г. по 22.01.2005г., с 16.05.2009г. по 03.07.2009г. и с 12.05.2014г. по 21.06.2014г.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда России в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова включить Петровской Е.Ю. в стаж лечебной деятельности, для назначения страховой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 29.11.2004г. по 22.01.2005г., с 16.05.2009г. по 03.07.2009 г. и с 12.05.2014г. по 21.06.2014г.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда России в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова назначить Петровской Е.Ю. страховую пенсию по старости с 31 июля 2015г.
Взыскать в пользу Петровской Е.Ю. с Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова государственную пошлину, уплаченную при подаче иска в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в Саратовский областной суд, через Фрунзенский районный суд города Саратова в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 26 апреля 2016 года.
судья А.А. Сидоровнин