РЕШЕНИЕ Дело № 2-40/2018
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лесосибирск 05 февраля 2018 года
Лесросибирский городской суд в составе:
председательствующего Абросимовой А.А.
при секретаре судебного заседания Зыряновой И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тумашкова В.А. , Тумашковой В.В. , Самойловой И.В. , Тумашкова С.В. к администрации г. Лесосибирска, администрации Красноярского края, Правительству Красноярского края о предоставлении безвозмездной ссуды (сертификата) для строительства (приобретения) жилья,
УСТАНОВИЛ:
Тумашков В. А., Тумашкова В. В., Самойлова И. В., Тумашков С. В. обратились в Лесосибирский городской суд к администрации г. Лесосибирска, администрации Красноярского края, Правительству Красноярского края о предоставлении безвозмездной ссуды (сертификата) для строительства (приобретения) жилья, мотивируя свои требования тем, что истцы являлись собственниками жилого дома, надворных построек, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>.
В результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, указанное имущество пострадало и не может быть использовано по прямому назначению.
Для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в г. Лесосибирске были выделены финансовые средства, которые должны были быть направлены и для выплат компенсации за утраченное вследствие чрезвычайной ситуации жилье. Право выбора формы получения компенсации за утраченное жилье принадлежит лицам, лишенным в результате чрезвычайной ситуации принадлежащего им на праве собственности жилья. Однако администрация г. Лесосибирска лишает истцов права выбора формы получения компенсации.
По мнению истцов, последние лишены собственности в результате бездействия государственных органов, которые должны были обеспечить безопасность принадлежащего им на праве собственности имущества. На заявление о предоставлении безвозмездной ссуды для строительства (приобретения) жилья администрацией г. Лесосибирска истцам было отказано.
Просили, с учетом уточнения требований, обязать администрацию г. Лесосибирска, администрацию Красноярского края, Правительство Красноярского края предоставить им безвозмездную ссуду (сертификат) в счет компенсации за утраченное в результате чрезвычайной ситуации имущество, состоящее из жилого дома расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Тумашков В.А., его представитель Юрков А.В., истица Тумашкова В.В., её представитель Тумашков О.В., исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердили, суду дополнили, что просят установить стоимость размера ссуды (сертификата) в размере 100% стоимости утраченного жилья, за исключением надворных построек расположенных на данном земельном участке в виде гаража, бани с летней кухней, мастерской, омшаника для содержания пчел.
Не отрицают, что взамен пострадавшего от пожара жилого дома им предлагалось администрацией г. Лесосибирска вселиться во вновь выстроенный дом по адресу: <адрес>, от чего они отказались, в связи с тем, что их не утраивает его местоположение.
Истица Самойлова И.В. представила заявление о рассмотрении спора в свое отсутствие.
Представитель ответчика Правительства Красноярского края в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно отзыву просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку для предоставления сертификата гражданам необходимо соблюсти обязательный заявительный порядок реализации права на получение сертификата. Между тем в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о соблюдении истцами обязательного порядка реализации права на получение сертификата в соответствии с действующим законодательством. Имеющееся в материалах дела заявление истцов о предоставлении безвозмездной ссуды для строительства (приобретения) жилья, адресованное администрации г. Лесосибирска, не позволяет квалифицировать его в качестве надлежащего заявления. Процедура предоставления сертификатов гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации, предполагающая последовательные действия органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта РФ, федеральных органов исполнительной власти, в данном случае не соблюдена. Кроме того, в материалах дела имеются сведения о том, что имущество истцов пострадало в результате чрезвычайной ситуации, в то время, как законодательством предусмотрено, что имущество должно быть утрачено в результате чрезвычайной ситуации.
25 мая 2017 года Губернатором Красноярского края издано распоряжение № 256 РГ «Об оказании необходимой помощи пострадавшим при пожарах в городах Канске и Лесосибирске (включая поселок Стрелка), поселках Малая Кеть Бирилюсского района и Тиличеть Нижнеингашского района 24 мая 2017 года» на основании которого Правительству Красноярского края поручено принять на основании представленных главами названных городов предложений в срок до 15 июня 2017 года, необходимые решения по оказанию помощи в обеспечении до 15 сентября 2017 года жильем пострадавших граждан.
В результате проведенной работы установлено, что на выполнение мероприятий по строительству (приобретению) жилья для размещения граждан в указанных населенных пунктах Красноярского края, пострадавших при пожарах 24 мая 2017 потребуется 175 миллионов рублей, в том числе:
По г. Лесосибирску (включая п. Стрелка) - строительство 41 одноэтажного жилого дома на территории п. Стрелка и приобретение 24 жилых помещений на вторичном рынке жилья в г. Лесосибирске, г. Сосновоборске и р.п. Курагино для заселения 65 семей погорельцев.
Представитель ответчика администрации г. Лесосибирска Журова М.С. в возражениях показала, что администрация г. Лесосибирска занималась только составлением списков лиц, пострадавших от чрезвычайной ситуации, для предоставления данных списков в орган исполнительной власти субъекта РФ. Полномочиями для распоряжения денежными средствами, которые выделяются для выплаты соответствующей компенсации, администрация г. Лесосибирска не наделана.
Во исполнение распоряжения губернатора Красноярского края от 25 мая 2017 года Правительством Красноярского края принято решение по обеспечению граждан, жилые помещения которых пострадали от пожара в п. Стрелка г. Лесосибирска путем строительства 41 одноэтажного жилого дома на территории п. Стрелка и приобретение 24 жилых помещений на вторичном рынке жилья в г. Лесосибирске, г. Сосновоборске и р.п. Курагино.
В настоящее время для семьи Тумашковых построен одноквартирный жилой дом, общей площадью 72 кв.м, по адресу <адрес>. Истцы отказались от вселения в указанный дом и заключения договора найма.
Представитель ответчика администрации Красноярского края в судебное заседание не явился, судом надлежаще уведомлен о времени и месте слушания дела, об уважительных причинах неявки суду не сообщил. Суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Красноярский краевой фонд жилищного строительства представителя в судебное заседание не направил, возражений относительно рассмотрения спора в свое отсутствие суду не представил.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, представителя в судебное заседание не направило, согласно текста возражений, исполняющий обязанности министра Глушков Н.С. просил рассмотреть спор в свое отсутствие, указав, что в рассматриваемой ситуации не предусмотрено действующим законодательством предоставление истцам истребуемой ссуды (сертификата) на возведение поврежденного пожаром жилого дома.
Вместе с тем, в целях оказания помощи гражданам, лишившихся жилых помещений в результате пожаров на территории Красноярского края в 2017 году, отдельным мероприятием государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года № 514-п. предусмотрены средства на строительство и приобретение жилых помещений (жилых домов) с целью обеспечения жильем граждан, пострадавших в результате пожаров.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21.05.2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», установлено, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:
чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей (подп. "а");
чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера (подп. "б"), иные.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" возмещение ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, относится к компенсациям и социальным гарантиям. При этом порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 года N 750, определяют финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями. Данные правила не распространяются на чрезвычайные ситуации муниципального характера.
Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, установлен Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 N 982, Постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 N 561.
Постановлением Правительства РФ от 07 июня 1995 года № 561 признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, и установлено, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 09 октября 1995 года № 982 выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата.
На основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина (для детей - свидетельство о рождении), органом местного самоуправления подготавливается список по форме согласно приложению N 3(1), который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения.
Начальник главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации подписывает списки, подтверждая нахождение адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, совершения террористического акта или проведения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями.
Руководитель территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне проверяет списки граждан на соответствие указанных в них сведений об адресе регистрации по месту жительства и паспорте сведениям об этих гражданах, которые находятся в распоряжении Министерства внутренних дел Российской Федерации, после чего подписывает их.
Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
В судебном заседании установлено, что Тумашкова В.В., Тумашков В.А. являются собственниками жилого помещения, общей площадью 66.2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> по ? доли в праве собственности каждый. Тумашков В.В. также является собственниками земельного участка, расположенного по данному адресу.(л.д.59-61)
Постановлением Администрации г. Лесосибирска от 24 мая 2017 года № 547 на территории г. Лесосибирска введен режим «Чрезвычайная ситуация». (л.д.15)
Из справки администрации г. Лесосибирска установлено, что квартира (дом) по названому адресу и все имущество пострадало в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей 24 мая 2017 года на территории г. Лесосибирска, в том числе в п. Стрелка. (л.д.17)
Суд считает, что чрезвычайная ситуация, имевшая место 24 мая 2017 года, относится к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, соответствующее постановление о чрезвычайности ситуации вынесено органом местного самоуправления. Данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера.
Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 года N 750, на которые ссылаются истцы, определяют финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Выводы истцов, по мнению суда, о наличии у них права на получение сертификата в соответствии с указанными Правилами являются ошибочными, поскольку данная форма поддержки граждан (сертификат) осуществляется за счет средств резервного фонда Правительства РФ на основании решения Правительства РФ в части исполнения расходных обязательств РФ. Данные правила не распространяются на чрезвычайную ситуацию, возникшую в границах муниципального образования.
Более того, предусмотренный порядок (изложен выше), который истцами безусловно не соблюден.
Исходя из конституционного принципа разделения властей, закрепленного ст. 10 Конституции Российской Федерации, суд не правомочен подменять собою орган государственной власти и принимать судебное решение о возложении обязанности предоставить сертификат в нарушение установленной процедуры.
В судебном заседании также установлено, что на этапе формирования списков граждан, пострадавших в результате пожаров в 2017 году на территории пос.Стрелка гор.Лесосибирска, Тумашковым В.В. было предоставлено заявление о выборе компенсации в виде строительства индивидуального жилого дома в данном поселке. (л.д.172
В соответствии с условиями Мероприятия 18, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года № 514-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан» в рассматриваемой ситуации на строительство и приобретение жилых домов (жилых помещений) в муниципальных образованиях края предусмотрено предоставление субсидии Красноярскому краевому фонду жилищного строительства (с целью обеспечения жилыми помещениями, в том числе граждан, пострадавших от пожаров в 2017 года).
Таким образом, истцами было реализовано право на получение компенсации в виде строительства индивидуального жилого дома, соответствующий индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, был построен, однако истцы отказались от заселения в данный дом. Соответствующее подтверждение в деле имеется, истцами не оспорено.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Тумашкова В.А. , Тумашковой В.В. , Самойловой И.В. , Тумашкова С.В. к администрации г. Лесосибирска, администрации Красноярского края, Правительству Красноярского края о предоставлении безвозмездной ссуды (сертификата) для строительства (приобретения) жилья отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Лесосибирский городской суд.
Судья Абросимова А.А.