Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1447/2023 от 17.03.2023

63RS0007-01-2022-002941-96

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

31 марта 2023 г.                                г.о.Самара

Волжский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Серовой С.Н.,

при секретаре Головинской М.В.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело а-1447/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России по <адрес> к Кургузовой К. А. о взыскании обязательных платежей,

У С Т А Н О В И Л:

МИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Кургузовой К.А., указав, что административный ответчик являлся налогоплательщиком в рассматриваемых налоговых периодах, в связи с наличием объектов налогообложения. В установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговых уведомлениях сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок должник указанные требования об уплате налога не исполнил, в связи с чем налоговый орган обратился в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Куйбышевского судебного района <адрес> был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и сборам. ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка Куйбышевского судебного района <адрес> судебный приказ был отменен. Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит суд взыскать с Кургузовой К.А. задолженность в сумме 52 608,43 руб., в том числе: транспортный налог с физических лиц: налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 51 900 руб., пеня за ДД.ММ.ГГГГ в размере 708,43 руб..

Решением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования были удовлетворены в полном объеме.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ решение было отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.

Представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в иске содержится ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Кургузова К.А. в лице представителя Овчаренко К.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в представленном ранее заявлении просила учесть, что в рамках исполнительного производства по ранее вынесенному и впоследствии отмененному судебному приказу с нее взыскано 30 079,93руб., в повороте исполнения судебного приказа было отказано. В связи с чем, полагала, что указанная сумма подлежит вычету из основной суммы задолженности.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 4-6 ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется в соответствии со ст. 359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 п.1 ст.359 НК РФ), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах; в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 - как единица транспортного средства.

В соответствии с п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Ставки налога установлены статьей 2 Закона Самарской области от 6 ноября 2002 года N 86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области".

В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

На основании п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств, в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

На основании ст. 393 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.

Статья 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

На основании ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ).

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Судом установлено, что Кургузова К.А. ИНН: являлась плательщиком налогов в рассматриваемых налоговых периодах в связи с наличием объектов налогообложения.

Согласно сведениям Управления МВД России по <адрес>, в собственности у Кургузовой К.А. в ДД.ММ.ГГГГ году находились следующие транспортные средства:

- <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак VIN: ;

- <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак , VIN: .

За указанное имущество, налоговым органом был рассчитан и начислен к уплате налог, а затем в адрес Кургузовой К.А. направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об оплате транспортного налога на сумму 51 900,00 руб. (ОКТМО ).

В установленный срок транспортный налог оплачен не был.

В связи с неуплатой транспортного налога в срок, в адрес административного ответчика Кургузовой К.А. было направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога с физических лиц в общей сумме недоимки 51 900,00 руб., пени в общей сумме 708,43 руб., со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Кургузовой К.А. в установленный в требовании срок, уплата недоимки и пеней произведена не была, в связи с чем административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

На основании ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Куйбышевского судебного района <адрес> был вынесен судебный приказ о взыскании с Кургузовой К.А. в пользу МИФНС России по <адрес> задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 51 900,00 руб., пеня в размере 708,43 руб., государственной пошлины в размере 889,12 руб..

Определением мирового судьи судебного участка Куйбышевского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный судебный приказ был отменен по заявлению должника Кургузовой К.А..

С административным исковым заявлением Межрайонная ИФНС России по <адрес> обратилась в Волжский районный суд <адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Принимая во внимание вышеуказанные нормы законодательства, суд приходит к выводу о том, что административным истцом соблюдены установленные законом сроки для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, а также с обращением с административным исковым заявлением в суд.

Административным ответчиком в материалы дела представлен договор купли-продажи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Кургузова К.А. продала, а Шуб. Р.Е. купил транспортное средство <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак , VIN: .

Однако один лишь факт продажи транспортного средства не может служить основанием для освобождения административного ответчика от уплаты транспортного налога ввиду следующих обстоятельств.

Согласно сведениям Управления МВД России по <адрес>, транспортное средство <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак , на имя Кургузовой К.А. было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ год указанное транспортное средство также было зарегистрировано на имя административного ответчика.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает возможность обращения с заявлением о снятии с регистрационного учета транспортного средства прежним его владельцем в том случае, если новый владелец с таким заявлением не обратился.

Пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации на органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, возложена обязанность сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Согласно пункту 1 статьи 357 и пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, к которым, в том числе относится автомобиль.

Положения статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, иные нормы законодательства о налогах и сборах не предусматривают, что основанием для освобождения от обязанности уплаты транспортного налога может являться сам факт заключения налогоплательщиком договора купли-продажи транспортного средства и передачи его покупателю.

Вместе с тем, действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий отказа совершать такие действий лежат на налогоплательщике.

Следовательно, само по себе отчуждение административным ответчиком автомобиля по договору купли-продажи не освобождает его от уплаты транспортного налога до момента внесения органами ГИБДД в данные регистрационного учета соответствующих записей.

Доказательств уплаты транспортного налога за указанный в иске налоговый период, доказательств направления административным ответчиком в органы регистрационного учета ГИБДД или в налоговый орган заявления об освобождении от уплаты налога, а также документов, подтверждающих факт утраты и снятия с регистрационного учета указанного транспортного средства, административный ответчик в ходе судебного разбирательства по делу не представил.

Вместе с тем, следует отметить, в соответствии с положениями подпункта 7 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.

Из имеющихся в деле документов, не следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год, принадлежавшие административному ответчику транспортные средства не существовали или находились в розыске в связи с хищением.

Таким образом, учитывая, что административным истцом соблюдены порядок и сроки предъявления налогоплательщику требования об уплате налога, подачи заявлений в суд (мировому судье), доказательств уплаты сумм задолженности административным ответчиком не представлено, учитывая, что транспортное средство <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ году было зарегистрировано на имя Кургузовой К.А., суд считает требования административного иска законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом, судом установлено, что на основании судебного приказа в отношении Кургузовой К.А. было возбуждено исполнительное производство о взыскании налогов на сумму 52 608,43руб. В рамках данного производства со счета должника в ПАО Сбербанк в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. взыскано 30 079,93руб., что следует из справки по арестам и взысканиям ПАО Сбербанк. После отмены судебного приказа денежные средства не возвращены, в повороте исполнения судебного приказа отказано определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с чем, суд полагает возможным вычесть ранее взысканную сумму (по судебному приказу о взыскании задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ Задолженность по транспортному налогу и пени подлежат взысканию в размере 22 528,50руб. (50608,43-30079,93).

Вместе с тем, суд разъясняет административному ответчику право на обращение в суд с заявлением о предоставлении отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда в соответствии со ст. 189 КАС РФ.

Кроме того, в соответствии со ст. 114 КАС РФ, ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с административного ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, пропорционально удовлетворенной части требований, в размере 875,85 руб.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России по <адрес> удовлетворить частично.

Взыскать с Кургузовой К. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН: в пользу Межрайонной ИФНС России по <адрес> задолженность по транспортному налогу и пени за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 22 528,50руб..

Взыскать с Кургузовой К. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения ИНН: в доход бюджета муниципального района <адрес> государственную пошлину в размере 875,85руб..

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:                                  С.Н. Серова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-1447/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области
Ответчики
Кургузова К.А.
Суд
Волжский районный суд Самарской области
Судья
Серова С. Н.
Дело на странице суда
volzhsky--sam.sudrf.ru
17.03.2023Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
17.03.2023Передача материалов судье
17.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2023Судебное заседание
07.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
11.04.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.04.2023Судебное заседание
27.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
03.07.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее