Приговор по делу № 1-193/2018 от 23.01.2018

дело № 1-193/2018

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

г. Абакан Республика Хакасия                         02 марта 2018 года

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе

председательствующего – судьи Лоцкого Ю.Н.,

с участием

государственного обвинителя – заместителя прокурора Республики Хакасия Мондохонова А.Н.,

подсудимого Пузанкова С.М.,

защитника –    адвоката Васильевой М.А.,

при секретарях Коротаевой Н.А., Соловьевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Пузанкова С.М. , родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, являющегося учредителем и генеральным директором <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, несудимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 291 Уголовного кодекса Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Пузанков С.М. совершил дачу взятки должностному лицу, лично, за совершение заведомо незаконных действий, в крупном размере.

Преступление совершено в г. Абакане при следующих обстоятельствах.

Участники преступного сообщества (преступной организации) созданного лицом №1, в отношении которого ведется отдельное производство, с использованием служебного положения руководителя Администрации Главы Республики Хакасия (далее – Администрация) – Председателя Правительства Республики Хакасия в период с февраля по май 2015 г.. в г.Абакане Республики Хакасия (далее - РХ), в форме структурированной организованной группы, действующей из корыстных побуждений под его единым руководством, объединенные в целях совместного совершения тяжких и особо тяжких преступлений при осуществлении закупок медицинских товаров для обеспечения государственных нужд Хакасии (получение взяток и мошенничество организованной группой, в особо крупном размере) при осознании ими общих целей функционирования такого сообщества (организации), своей принадлежности к нему и преступной роли в нем, для получения прямо и косвенно финансовой и иной материальной выгоды.

Так, в период с 14.04.2014 по 11.01.2017 лицом №1, в отношении которого ведется отдельное производство, являлся руководителем государственного органа субъекта Российской Федерации, осуществлявшим взаимодействие с территориальными органами государственной власти, Аппаратом Правительства РХ, органами исполнительной власти РХ, органами местного самоуправления, а также подведомственными им учреждениями, и обеспечением совместно с органами исполнительной власти РХ реализации полномочий Главы РХ – Председателя Правительства РХ на основании следующих правовых актов.

Лицо №1, в отношении которого ведется отдельное производство, переведен с должности первого заместителя руководителя Администрации на должность руководителя Администрации Главы РХ – Председателя Правительства РХ с 14.04.2014 на основании распоряжения Главы РХ – Председателя Правительства РХ от ДД.ММ.ГГГГ –рк. Распоряжением Главы РХ – Председателя Правительства РХ от ДД.ММ.ГГГГ –рк – он освобожден от занимаемой должности руководителя Администрации и уволен.

Пунктом 1.1 Положения об Администрации Главы РХ – Председателя Правительства РХ, утвержденного Постановлением Главы РХ – Председателя Правительства РХ от 21.12.2010 №55-ПП «О формировании Администрации Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия» (далее – Положение) установлено, что Администрация Главы РХ – Председателя Правительства РХ является государственным органом Республики Хакасия, обеспечивающим деятельность Главы РХ – Председателя Правительства РХ и организующим контроль за выполнением органами исполнительной власти РХ постановлений, распоряжений и поручений Главы РХ – Председателя Правительства РХ, а также осуществляющим содействие Главе РХ – Председателю Правительства РХ в определении основных направлений внутренней политики РХ. В соответствии с п. 1.4 Положения Администрация взаимодействует с Верховным Советом РХ, территориальными органами федеральных органов государственной власти, Аппаратом Правительства РХ, органами исполнительной власти РХ, органами местного самоуправления и обеспечивает совместно с органами исполнительной власти РХ реализацию полномочий Главы РХ – Председателя Правительства РХ. Согласно п.п. 2.2, 2.4, 2.7 Положения Администрация обеспечивает контроль за подготовкой органами исполнительной власти РХ аналитических и справочных материалов по вопросам, рассматриваемым Главой РХ – Председателем Правительства РХ, осуществляет подготовку и организационное обеспечение совещаний и других мероприятий, проводимых Главой РХ – Председателем Правительства РХ, оформляет соответствующие протоколы, поручения Главы РХ – Председателя Правительства РХ. Организует контроль исполнения органами исполнительной власти РХ самостоятельно и по поручениям Главы РХ – Председателя Правительства РХ указов, распоряжений, поручений и указаний Президента Российской Федерации, входящих документов, связанных с их исполнением, поручений Правительства Российской Федерации в части деятельности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, законов РХ, актов Главы РХ – Председателя Правительства РХ, за исключением поручений, данных по итогам заседания Правительства РХ; при необходимости разрабатывает и представляет Главе РХ – Председателю Правительства РХ предложения о принятии дополнительных мер по обеспечению выполнения этих решений и поручений. Осуществляет взаимодействие со структурными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Аппаратом Правительства РХ, органами исполнительной власти РХ, органами местного самоуправления в РХ. В соответствии с пунктом 2.12 Администрация осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Главы РХ – Председателя Правительства РХ, взаимодействие с Государственным казенным учреждением РХ «Межведомственный центр организации закупок» и Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия при планировании, осуществлении государственных закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения деятельности Главы РХ – Председателя Правительства РХ, заключает государственные контракты и иные хозяйственные договоры и осуществляет контроль их исполнения. Согласно п.п. 4.1, 4.3 Положения руководитель Администрации Главы РХ – Председателя Правительства РХ возглавляет работу Администрации, организует деятельность Администрации и несет ответственность за выполнение возложенных на Администрацию функций; издает распоряжения и дает поручения по вопросам работы Администрации в пределах своей компетенции.

В соответствии с п. 1, 3 Регламента руководителя Администрации, утвержденного Главой РХ – Председателя Правительства РХ 14.04.2014 (далее – Регламент), с которым лицо №1, в отношении которого ведется отдельное производство, ознакомлен 14.04.2014, должность государственной гражданской службы РХ – руководитель Администрации относится к высшей группе должностей гражданской службы категории «руководитель». Руководитель Администрации подчиняется Главе РХ – Председателю Правительства РХ. Согласно п. 11 Регламента исходя из возложенных на Администрацию задач, руководитель Администрации обязан организовывать деятельность Администрации и нести ответственность за выполнение возложенных на Администрацию функций; издавать распоряжения и давать поручения по вопросам работы Администрации в пределах своей компетенции; организовывать работу по предоставлению органами исполнительной власти РХ информации, на основе которой готовятся (формируются) ежегодные отчеты Главы РХ – Председателя Правительства РХ, в том числе по вопросам, поставленным Верховным Советом РХ; обеспечивать реализацию полномочий Главы РХ – Председателя Правительства РХ, предоставленных ему избирательным законодательством Российской Федерации и законодательством РХ. Пунктом 15 Регламента предусмотрено, что руководитель Администрации вправе или обязан в соответствии со своей компетенцией и настоящим Регламентом принимать управленческие и иные решения, в том числе разрабатывать, участвовать в разработке и согласовывать необходимые документы. В соответствии с п. 20 Регламента руководитель Администрации в связи с исполнением своих должностных обязанностей вправе взаимодействовать с государственными гражданскими служащими и работниками Администрации, государственными гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями.

Таким образом, лицо №1, в отношении которого ведется отдельное производство, в период с 14.04.2014 по 11.01.2017 являлся руководителем государственного органа субъекта Российской Федерации, осуществлявшим взаимодействие с территориальными органами государственной власти, Аппаратом Правительства РХ, органами исполнительной власти РХ, органами местного самоуправления, а также подведомственными им учреждениями, и обеспечением совместно с органами исполнительной власти РХ реализации полномочий Главы РХ – Председателя Правительства РХ, то есть должностным лицом, постоянно выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственном органе власти.

В состав созданного лицом №1, в отношении которого ведется отдельное производство, в период с февраля по май 2015 г. преступного сообщества в форме структурированной организованной группы, действующей под его единым руководством, входило структурное подразделение (условно структурное подразделение №1 или первое структурное подразделение), в которое входили он сам, как организатор сообщества в целом, и руководители второго структурного подразделения (условно структурное подразделение №2 или второе структурное подразделение) лицо №2, лицо №3, лицо №4, в отношении которых ведется отдельное производство. Основными задачами структурного подразделения №1 были организация преступной деятельности всего преступного сообщества в целом, в целях систематического получения взяток в виде «откатов» от представителей коммерческих организаций за способствование в предоставлении им возможности участвовать в аукционах по закупке медицинских товаров для государственных нужд Республики Хакасия, умышленное создание выигрышных условий и обеспечение в них победы, а также задачи, направленные на обеспечение безопасного функционирования преступного сообщества (преступной организации). В качестве руководителей преступного сообщества и входящих в него структурных подразделений лица №№1, 2, 3 осуществляли организационные и управленческие функции в отношении преступного сообщества, его структурных подразделений, а также отдельных его участников, как при совершении конкретных преступлений, так и при обеспечении деятельности преступного сообщества в целом. В состав структурного подразделения № 2 под руководством лица №3 входили члены группы «МЦЗ» (ряд работников ГКУ РХ «Межведомственный центр организации закупок» - далее Центр закупок или Центр) – лица №№5, 6, 7, в отношении которых ведется отдельное производство (умыслом которых не охватывалось получение участниками первого структурного подразделения взяток).

Организованная группа, состоящая из двух структурных подразделений, характеризовалась сплоченностью, выражавшейся в наличии у руководителя преступного сообщества (преступной организации) и его участников единого умысла на совершение серии тяжких и особо тяжких преступлений, общих преступных целей и намерений, превращающих преступное сообщество в единое целое, а также в осознании всеми участниками сообщества общих целей и своей принадлежности к нему, стойкости внутренних связей между участниками сообщества; структурированностью, устойчивостью, выражавшейся в стабильности и постоянстве состава его участников, рассчитывающих на совместное осуществление преступной деятельности на протяжении продолжительного периода времени, стойкости связей между участниками организованной группы, длительностью его существования и осуществления преступной деятельности, постоянстве форм и методов совершения преступлений, тщательном планировании и подготовке преступной деятельности, согласованности действий участников преступного сообщества; организованностью, определявшейся четким распределением функций, ролей и обязанностей между всеми участниками преступного сообщества (преступной организации), их тесном взаимодействии друг с другом; руководитель и участники преступного сообщества (преступной организации), имея корыстную заинтересованность, были объединены общей целью совершения тяжких и особо тяжких преступлений для получения материальной выгоды, личного противоправного обогащения; жесткой внутренней дисциплиной, существовавшей в преступном сообществе (преступной организации), заключавшейся в подчинении руководителю его участников, неукоснительном следовании плану преступной деятельности и указаниям руководителя при совершении отдельных преступлений; детальным планированием и отлаженностью механизма совместной преступной деятельности, обеспечивавшим согласованность действий участников преступного сообщества (преступной организации) в достижении результата преступной деятельности – извлечения прибыли от хищения бюджетных денежных средств и получения взяток.

В процедуре проведения закупок медицинских товаров для обеспечения государственных нужд Республики Хакасии в 2016 г. Центр закупок играл ключевую роль, поскольку с момента подготовки аукционной документации, до определения победителя аукциона, с которым заключался государственный контракт, члены группы «МЦЗ» второго структурного подразделения преступного сообщества могли влиять на определение поставщика.

Так, статьей 24 (ч.1,2,4) Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) предусмотрены конкурентные способы определения поставщиков, в том числе – аукцион в электронной форме как способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки, условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Федеральным законодательством не установлены форма и наименование документа, в котором должно содержаться описание объекта закупки. Вместе с тем таким документом при проведении закупок является техническое задание (далее – ТЗ), разрабатываемое заказчиком на конкретную закупку в целом и содержащее требования заказчика к объекту закупки, описание объекта закупки, объем закупаемых товаров.

Описание объекта закупки согласно ч. 1 ст. 33 Закона должно носить объективный характер, в котором указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе, не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

На основании ч. 1, 3, 6, 8 ст. 67 Закона аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона, или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч. 4 ст. 67 Закона (непредоставление информации или предоставления недостоверной информации; несоответствие информации требованиям документации о таком аукционе). По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами. В случае, если по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, такой аукцион признается несостоявшимся.

Затем (ч. 2,4 ст. 68, ч. 2,8 ст. 69 Закона) электронный аукцион проводится на электронной площадке путем снижения НМЦК. Аукционной комиссией, на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе. Результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.

В соответствии с ч. 10 ст. 69, ч. 1 ст. 70 Закона победителем электронного аукциона признается участник, который предложил наиболее низкую цену контракта, и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, с которым заключается контракт.

Организацию закупочных процедур медицинских товаров для государственных нужд в республике с 25.02.2015 осуществляет Государственное казенное учреждение РХ «Межведомственный центр организации закупок», находящееся по адресу <адрес>, созданное Постановлением Правительства РХ от 25.02.2015 № 65, для повышения эффективности и результативности осуществления государственных закупок для нужд РХ и достижения управленческих целей по вопросам регулирования контрактной системы в сфере закупок.

Этим же Постановлением утвержден Устав Центра закупок, в соответствии с которым (п. 2.3) для достижения целей Центр: взаимодействует с заказчиками в целях подготовки заявок на размещение закупок товаров, работ, услуг, обоснования закупки, осуществляет их обработку с учетом финансового обеспечения; оказывает помощь заказчикам в разработке планов закупок и внесении изменений в планы закупок, планов-графиков и внесении изменений в планы-графики, в части обоснования НМЦК, описания объекта закупки; проверяет на соответствие Закону информацию в составе заявок заказчиков: обоснование НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), техническое задание, проект государственного контракта, преимущества и ограничения, устанавливаемые в рамках Закона; на основании заявок заказчиков осуществляет формирование заявки на размещение совместной закупки (сводная заявка); размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в порядке и случаях, которые предусмотрены Законом; участвует в приемке товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта, в составе формируемой заказчиком приемочной комиссии в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; на основании контрактов с заказчиками, осуществляющими закупки, вправе, в соответствии Законом, осуществлять функции специализированной организации.

05.05.2015 в г. Абакане РХ Государственным комитетом по размещению государственных заказов РХ (Организатор совместных закупок) с одной стороны и Центром в лице руководителя – лица №3, в отношении которого ведется отдельное производство, как органом, уполномоченным на формирование сводной заявки, со второй стороны, заключено соглашение № 240-3-д о проведении совместных закупок с Заказчиками (Государственными бюджетными учреждениями здравоохранения – ГБУЗ). Согласно разделу 3 Соглашения, к функциям Центра закупок относится формирование сводной заявки, подготовка, согласование и утверждение технического задания, обоснование НМЦК, условий контракта и иных необходимых документов в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Контроль за внесения Заказчиками в план – график сведений о наименовании организатора совместных закупок, за формированием, корректировкой, утверждением в плане-графике информации о закупке. Направление подготовительной информации (сводной заявки) и документов Организатору совместных закупок для определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с п. 2.3.1 - 2.3.5, 2.3.9 Порядка взаимодействия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок РХ (далее – Министерство) с Центром, заказчиками, утвержденного Постановлением Правительства РХ от 10.11.2015 №579 (далее – Порядок) (в редакции, действовавшей до 01.11.2016) на Центр закупок были возложены обязанности по рассмотрению в течение 10 рабочих дней заявок, поступивших от Министерства; проверке описания объекта закупки, включенного в заявку, определения НМЦК, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), проверке заявок на соответствие требованиям законодательства о контрактной системе (в соответствии с названным выше постановлением Правительства РХ от 01.11.2016 № 536, обязанности Центра в этой части дополнены проверкой заявок на соответствие информации, включенной в план-график закупок); утверждению описания объекта закупки, обоснования НМЦК, а также проекта контракта и иных сведений и документов, входящих в состав заявки, в целях включения таковых в неизменном виде в документацию о закупке; возвращению в Министерство утвержденных заявок (за исключением случаев осуществления заказчиком закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) либо отклонению заявки заказчика, не соответствующей положениям Закона, с указанием причин отклонения и возвращению их заказчику; размещению в ЕИС извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в порядке и случаях, предусмотренных Законом, в течение 10 рабочих дней с момента поступления заявки в Центр закупок; направлению не менее двух специалистов в состав комиссии, которые присутствуют на заседаниях комиссии, подписывают протоколы заседаний комиссии.

В ноябре и декабре 2015 г. Центром в лице руководителя – лица №3, в отношении которого ведется отдельное производство, с каждым Заказчиком на неопределенный срок заключены соглашения о взаимодействии Центра закупок с заказчиком (далее – Соглашение) – ГБУЗ и УКС, согласно которому (раздел 4) предусмотрен порядок взаимодействия сторон при формировании заявки на размещение закупки, согласно которому, заказчик направляет в Министерство заявку на размещение закупки, центр закупок получает заявки от Министерства, и в течение 10 рабочих дней проверяет ее на соответствие планам-графикам, требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок и утверждает документы и информацию, входящие в состав заявки (описание объекта закупки; обоснование НМЦК; способ определения поставщика и обоснование выбора этого способа; требования к участникам закупки; проект контракта, содержащий существенные условия; требования к обеспечению заявки на участие в определении поставщиков; размер, порядок предоставления и требования к обеспечению исполнения контракта). По завершению обработки заявки Центр направляет подготовленные документы и информацию, необходимые для формирования заявки на размещение закупки, в Министерство для размещения в ЕИС в сфере закупок (за исключением закупок у единственного поставщика), либо отклоняет заявку, несоответствующую положениям Закона, с указанием причин отклонения и возвращает ее заказчику.

Лицо №1, в отношении которого ведется отдельное производство, обладая высокими интеллектуальными, лидерскими качествами и организаторскими способностями, а также практическими навыками руководителя, в феврале 2015 г. в г.Абакане Республики Хакасия разработал преступную схему, предусматривающую обязательные для исполнения негласные правила допуска к закупкам медицинских товаров в республике только коммерческих организаций, представители которых были согласны в последующем передавать «откат» от суммы госконтракта, создав тем самым практику взаимоотношений в виде сговора между участниками контрактной системы, при которой использовались полномочия Центра закупок в целях обеспечения победы в электронных аукционах таких организаций, в том числе по определяемой ими цене контракта.

В связи с наличием этих полномочий у Центра закупок преступный план, разработанный – лицом №1, предусматривал получение членами структурного подразделения №1 совместно лицами №№1, 2, 3, 4, в отношении которых ведется отдельное производство, путем выполнения каждым из них заранее распределенной роли, взяток в виде денег определенного размера (от 10 до 20%) за способствование в предоставлении возможности участия и обеспечении победы в электронных аукционах по закупке медицинских товаров для государственных нужд республики заранее определенных коммерческих организаций, путем подготовки членами группы «МЦЗ» второго структурного подразделения преступного сообщества аукционной документации, содержащей преимущественные условия для победы этих организаций. При этом члены группы «МЦЗ» включали в аукционную документацию, а именно в заявки и техническое задание с описанием объекта закупки, содержащего характеристики товара, который могли поставить лишь заранее определенные коммерческие организации. В случае подачи заявки участником-конкурентом заранее определенных коммерческих организаций, согласных платить, так называемый «откат», члены группы «МЦЗ» по результатам рассмотрения первых частей заявок принимали решение об отказе в допуске к участию в аукционе таких конкурентов по надуманным основаниям, либо о несоответствии заявки на участие в аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по результатам рассмотрения вторых частей заявок.

Таким образом, преступный план – лица №1, в отношении которого ведется отдельное производство, предусматривал совершение в нарушение указанных выше норм Закона и п. 2 ч. 1 ст. 11 и п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» согласованных участниками преступного сообщества действий при проведении закупок (в том числе Центра закупок как организатора торгов с участниками этих торгов), ограничивающих конкуренцию и создающих преимущественные условия для заранее определенных участников торгов. Одной из функций преступного сообщества являлось осуществление мер для предотвращения принятия УФАС по РХ, а также УФАС России, решений о выдаче предписания, о составлении протоколов об административных правонарушениях, которые бы препятствовали проведению закупок в интересах заранее определенных коммерческих организаций, в том числе, путем подготовки документов для придания видимости соблюдения законности при проведении закупок, обеспечения участия в рассмотрении жалоб УФАС специалистов и др.

Преступное сообщество (преступная организация) осуществляло свое функционирование в Республике Хакасия с февраля 2015 г., а 28.12.2016 г. активная преступная деятельность преступного сообщества при проведении закупок медицинских товаров пресечена правоохранительными органами республики.

Лицо №1, в отношении которого ведется отдельное производство, руководил преступным сообществом в форме структурированной организованной группы, обеспечивая функционирование преступного сообщества. Организовал меры безопасности путем использования возможности занимаемой должности и авторитета руководителя Администрации, разрабатывал и создавал условия для реализации преступных схем при проведении аукционов по закупке лекарственных средств, медицинского оборудования и товаров медицинского назначения для государственных нужд, координировал сам лично и через руководителей второго структурного подразделения лиц №№2 и 3, в отношении которых ведется отдельное производство, деятельность преступного сообщества. Давал обязательные для исполнения указания лично или через лиц №2, 3, другим участникам преступного сообщества о предоставлении возможности участия, искусственного обеспечения победы в аукционах (путем подготовки аукционной документации) по закупке лекарственных средств, медицинского оборудования и товаров медицинского назначения, заранее определенным коммерческим организациям, представители которых являлись участниками группы «Коммерсанты», либо не были осведомлены о преступных намерениях участников преступного сообщества и за способствование в предоставлении им возможности участвовать в аукционах и искусственном обеспечении в них победы передавали взятки, разделив тем самым рынок товаров медицинского назначения в республике в зависимости от специализации организаций на поставку конкретных товаров. За способствование в обеспечении победы в аукционах других коммерческих организаций, приисканных – лицом №2, в отношении которого ведется отдельное производство, и другими участниками преступной организации, их представители, должны передавать взятки членам первого структурного подразделения в виде денег («откаты») в размере от 10 до 20% от суммы каждого контракта и имущества. Лицо №1, в отношении которого ведется отдельное производство, устранял и предотвращал возможные негативные последствия для участников преступного сообщества путем придания видимости законности осуществления деятельности Центра закупок при реализации преступных схем и дачи указаний лицу №3, в отношении которого ведется отдельное производство, о принятии мер в целях избегания негативных последствий со стороны контролирующих, надзорных органов и органов государственной власти, посредством переговоров в качестве руководителя Администрации с ответственными должностными лицами региональных министерств и ведомств обеспечивал первоочередное перечисление бюджетных средств по государственным контрактам, заключенным с коммерческими организациями, руководители которых передавали – лицу №1, в отношении которого ведется отдельное производство, через других участников сообщества денежные средства в виде заранее оговоренного вознаграждения «отката».

Лицо №3, в отношении которого ведется отдельное производство, назначенный руководителем Центра закупок с 02.03.2015 приказом от ДД.ММ.ГГГГ -п, на основании нормативно-правовых актов и должностной инструкции был уполномочен осуществлять руководство деятельностью Центра, то есть являлся должностным лицом, постоянно выполняющим организационно-распорядительные функции в государственном учреждении.

Так, в соответствии с п. 4.5 Устава к компетенции руководителя Центра относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью Учреждения, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Правительства РХ и Министерства имущественных и земельных отношений РХ. Согласно должностной инструкции руководителя Центра закупок, утвержденной министром имущественных и земельных отношений РХ 02.03.2015, руководитель обязан обеспечить соблюдение целей, в интересах которых Учреждение создано; уполномочен действовать без доверенности от имени Учреждения, представлять его интересы в государственных органах, организациях; разрабатывать и по согласованию с Министерством имущественных и земельных отношений РХ утверждать штатное расписание и структуру Учреждения; принимать на работу и увольнять с работы работников Учреждения, заключать с ними трудовые договоры, применять к работникам Учреждения дисциплинарные взыскания; в пределах своей компетенции издавать локальные акты, давать указания, обязательные для всех работников Учреждения.

Лицо №3, в отношении которого ведется отдельное производство, используя свое служебное положение руководителя Центра закупок вопреки интересам службы, согласно отведенной ему роли в структурированной организованной группе для совершения действий, за которые участники первого структурного подразделения получали взятки, исполняя указание лица №1, в отношении которого ведется отдельное производство, в апреле 2015 г., находясь в своем служебном кабинете Центра закупок, расположенном в <адрес>, дал указание лицам №№7, 6, в отношении которых ведется отдельное производство, а затем в сентябре 2015 г. лицо №5, в отношении которого ведется отдельное производство, осуществлять взаимодействие с лицами №№2, 3, в отношении которых ведется отдельное производство, в г. Абакане осуществлял руководство группой «МЦЗ» второго структурного подразделения преступного сообщества, давал подчиненным ему работникам Центра – лицам №№7, 6, 5, в отношении которых ведется отдельное производство, обязательные для исполнения указания о составлении аукционной документации на основании предоставленных участниками группы «Коммерсанты» лицами №2,, 8, 9, 10, в отношении которых ведется отдельное производство, документов, а именно заявок и технических заданий с включением в них описания объектов закупки для обеспечения победы заранее определенных коммерческих организаций, совместно с участниками второго структурного подразделения преступного сообщества вырабатывал стратегию поведения при подготовке к конкретным аукционам, участии в закупках, определении победителя на торгах. Лицо №3, в отношении которого ведется отдельное производство, утверждал составленную таким образом в интересах преступного сообщества аукционную документацию, которая направлялась для проведения торгов в Минзакуп РХ, по указанию лица №1, в отношении которого ведется отдельное производство, принимал меры обеспечения конспирации, в случае проведения проверок контролирующими, надзорными органами и органами государственной власти, а также рассмотрения УФАС жалоб на действия Центра закупок, в целях предотвращения возможных негативных последствий для участников преступного сообщества, организовывал получение документов, подготовку информаций, обеспечивал участие специалистов в рассмотрении жалоб УФАС, с целью придания видимости правомерной деятельности Центра при организации закупок. Лицо №3, в отношении которого ведется отдельное производство, выполняя отведенную ему роль, предоставлял организатору преступного сообщества – лицо №1, в отношении которого ведется отдельное производство, по его указанию информацию о проведенных аукционах, цене заключенных контрактов, а также об аукционах, при проведении которых явно нарушены требования законодательства о контрактной системе и защите конкуренции, обеспечивал взаимодействие с должностными лицами Минзакупа РХ для решения вопросов в пользу заранее определенных коммерческих организаций при рассмотрении аукционной комиссией первых и вторых частей заявок участников электронных аукционов.

Лицо №7, в отношении которого ведется отдельное производство, являлась должностным лицом, постоянно выполняющим организационно-распорядительные функции в государственном учреждении. Так, приказом от ДД.ММ.ГГГГ -лс Лицо №7, в отношении которого ведется отдельное производство, принята на работу в Центр закупок, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ назначена заместителем руководителя Центра. В соответствии с должностной инструкцией, заместитель руководителя Центра закупок – начальник юридического отдела обязан координировать работу структурных подразделений Учреждения и осуществлять непосредственное руководство юридическим отделом; взаимодействовать по поручению руководителя Учреждения с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами всех организационно-правовых форм и физическими лицами по различным вопросам в пределах своей компетенции; по доверенности действовать от имени Учреждения, совершать юридические действия, представлять во всех организациях и учреждениях; в отсутствие руководителя Учреждения подписывать документы финансового характера, распорядительные документы; осуществлять контроль за исполнением приказов и распоряжений руководителя Учреждения.

Выполняя отведенную роль в преступном сообществе и используя служебное положение заместителя начальника Центра закупок вопреки интересам службы, Лицо №7, в отношении которого ведется отдельное производство, координировала работу руководителей отделов Центра закупок: лиц №№6, 5, в отношении которого ведется отдельное производство, в целях предотвращения включения в составляемую ими аукционную документацию сведений для обеспечения победы заранее определенных коммерческих организаций, явно свидетельствующих о нарушениях Центром требований законодательства о контрактной системе. Лицо №7, в отношении которого ведется отдельное производство, в случае проведения проверок контролирующими, надзорными органами и органами государственной власти, а также рассмотрения УФАС жалоб на действия Центра закупок, в целях предотвращения возможных негативных последствий для участников преступного сообщества с целью придания видимости правомерной деятельности Центра при организации закупок, инициировала получение документов от участников преступной организации, обеспечивала подготовку и изготавливала соответствующие информации для лица №1, в отношении которого ведется отдельное производство. По указанию Лица №3, в отношении которого ведется отдельное производство, готовила информацию о проведенных аукционах, цене заключенных контрактов, а также об аукционах, при проведении которых явно нарушены требования законодательства о контрактной системе и защите конкуренции, которая предоставлялась Лицу №1, в отношении которого ведется отдельное производство, Кроме того, Лицо №7 взаимодействовала с руководителем группы «Коммерсанты» - Лицом №2, в отношении которого ведется отдельное производство, путем предоставления ему консультаций при подготовке аукционной документации в интересах подконтрольных коммерческих организаций, а также о необходимости предоставления документов, обосновывающих наличие обстоятельств для признания УФАС по РХ жалоб организаций-конкурентов необоснованными, для обеспечения победы в аукционах подконтрольных коммерческих организаций, а также предоставляла ему сведения об участниках-конкурентах, подавших первые части заявки; консультировала Лицо №6, в отношении которого ведется отдельное производство,, предоставляя ей информацию о наличии ошибок в первых частях заявок организаций-конкурентов, которые могут служить основаниями для отказа в участии в аукционе таким организациям; контролировала составление Лицом №5, в отношении которого ведется отдельное производство, технической документации, содержащей требования к товарам, ограничивающих участников закупки; обеспечивала подготовку разъяснений положений конкурсной документации в соответствии со ст. 65 Закона.

Лица №6, 5, в отношении которых ведется отдельное производство, являлись должностными лицами, постоянно выполнявшими организационно-распорядительные функции в государственном учреждении. Так, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ -лс лицо №6, в отношении которого ведется отдельное производство, принята на работу в Центр закупок, а также приказа от ДД.ММ.ГГГГ -лс назначена на должность начальника отдела закупок лекарственных средств Центра. В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной руководителем Центра закупок 01.04.2016, начальник отдела закупок лекарственных средств обязан обеспечивать надлежащее выполнение функций отдела, предусмотренных нормативными правовыми актами; распределяет обязанности между работниками отдела, готовит должностные инструкции на работников отдела. Осуществляет надлежащий контроль за деятельностью работников; соблюдает конфиденциальность персональных данных, а также обязан не разглашать сведения, ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей; контролирует делопроизводство в отделе; контролирует выполнение работниками антикоррупционного законодательства Российской Федерации и Республики Хакасия; осуществляет контроль за согласованием заявок Заказчиков; в пределах своей компетенции контролирует согласование планов-графиков Заказчиков, при проведении совместных торгов; контролирует процесс направления запросов для получения коммерческих предложений; осуществляет контроль за работой по определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта (договора), в том числе, при проведении совместных торгов; осуществляет контроль за процессом подготовки описания объекта закупки, а также проверку описания объекта закупки, в том числе при проведении совместных торгов; контролирует процесс формирования и направления сводной заявки в Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок РХ для проведения совместных торгов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд; оказывает, в случае необходимости, консультационные услуги Заказчикам при формировании планов-графиков, заявок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд; взаимодействует с заказчиками в целях подготовки заявок на размещение закупок товаров, работ, услуг, обоснования закупки, осуществляет их обработку с учетом финансового обеспечения; участвует в приемке товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта, в составе формируемой заказчиком приемочной комиссии в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, участвует в заседаниях закупочной комиссии; соблюдает и контролирует в отделе установленные в учреждении правила трудового распорядка, должностной инструкции и порядок обращения со служебной информацией.

Лицо №5, в отношении которого ведется отдельное производство, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ -лс принят с ДД.ММ.ГГГГ на должность главного специалиста отдела закупок оборудования и техники Центра закупок, а приказом от ДД.ММ.ГГГГ -лс, Лицо №5, в отношении которого ведется отдельное производство, с 01.09.2015 переведен на должность начальника отдела закупок оборудования и техники Центра. Согласно должностной инструкции, утвержденной руководителем Центра закупок 01.01.2016, начальник отдела закупок оборудования обязан обеспечивать надлежащее выполнение функций отдела, предусмотренных нормативными правовыми актами; распределяет обязанности между работниками отдела, готовит должностные инструкции на работников отдела. Осуществляет надлежащий контроль за деятельностью работников; соблюдает конфиденциальность персональных данных, а также обязан не разглашать сведения, ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей; контролирует делопроизводство в отделе; контролирует выполнение работниками антикоррупционного законодательства Российской Федерации и Республики Хакасия; осуществляет контроль за согласованием заявок Заказчиков; в пределах своей компетенции контролирует согласование планов-графиков Заказчиков при проведении совместных торгов; контролирует процесс направления запросов для получения коммерческих предложений; осуществляет контроль за работой по определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта (договора), в том числе при проведении совместных торгов; осуществляет контроль за процессом подготовки описания объекта закупки, а также проверку описания объекта закупки, в том числе при проведении совместных торгов; контролирует процесс формирования и направления сводной заявки в Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок РХ для проведения совместных торгов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд; оказывает, в случае необходимости, консультационные услуги Заказчикам при формировании планов-графиков, заявок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд; взаимодействует с заказчиками в целях подготовки заявок на размещение закупок товаров, работ, услуг, обоснования закупки, осуществляет их обработку с учетом финансового обеспечения; участвует в приемке товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта, в составе формируемой заказчиком приемочной комиссии в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, участвует в заседаниях закупочной комиссии; соблюдает и контролирует в отделе установленные в учреждении правила трудового распорядка, должностной инструкции и порядок обращения со служебной информацией. На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ -лс трудовой договор с Лицом №5, в отношении которого ведется отдельное производство, по инициативе работника прекращен.

Лица №6, 5 в отношении которых ведется отдельное производство, используя свое служебное положение, в зависимости от функциональных обязанностей возглавляемых им отделов закупок по указанным выше аукционам обеспечивали составление аукционной документации на основании предоставленных участниками группы «Коммерсанты» документов, а именно заявок и технических заданий с включением в них описания объектов закупки для обеспечения победы заранее определенных коммерческих организаций и обоснования НМЦК с учетом интересов определенных коммерческих организаций и за счет их коммерческих предложений или коммерческий предложений, связанных с ними организаций, в которых указывались выгодные для них цены, совместно с участниками второго структурного подразделения преступного сообщества вырабатывали стратегию поведения при подготовке к конкретным аукционам, участии в закупках, определении победителя на торгах. Принимали участие в аукционных комиссиях Минзакупа РХ и в случае подачи заявки участником-конкурентом заранее определенных коммерческих организаций по результатам рассмотрения первых частей заявок принимали решение об отказе в допуске к участию в аукционе таких конкурентов по надуманным основаниям, либо о несоответствии заявки на участие в аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по результатам рассмотрения вторых частей заявок.

В свою очередь, Лицо №2, в отношении которого ведется отдельное производство, являясь руководителем группы «Коммерсанты» преступного сообщества, осуществлял руководство и обеспечивал взаимодействие между этой группой и группой «МЦЗ» для реализации совместного преступного умысла при организации и проведении аукционов. Лицо №2, давал Лицам №8 и 9, в отношении которых ведется отдельное производство обязательные для исполнения указания, контролируя их исполнение, о подготовке, получению и предоставлению в Центр закупок технических заданий, содержащих технические характеристики объектов закупки для обеспечения победы в аукционах, хозяйствующих субъектов напрямую и опосредованно подконтрольных Лицу №2. Также Лицо №2, в отношении которого ведется отдельное производство, давал участникам группы «Коммерсанты», обязательные для исполнения указания о предоставлении ими технических заданий с описанием объекта закупки, содержащего характеристики товара который могли поставить подконтрольные коммерческие организации для искусственного обеспечения победы в аукционах, за что передавать после оплаты по госконтрактам, заключенным по их результатам, взятку в виде денег и иного имущества в виде отката в размере от 10 до 20% от цены контракта. Также Лицо №2, в отношении которого ведется отдельное производство, обеспечивал взаимодействие участников группы «Коммерсанты» лично и через Лицо №3, в отношении которого ведется отдельное производство, с участниками группы «МЦЗ» Лицами №7, 6, 5, в отношении которых ведется отдельное производство, при подготовке аукционной документации, а именно технических заданий с включением в них описания объектов закупки для обеспечения победы заранее определенных коммерческих организаций и обоснования НМЦК с учетом интересов определенных коммерческих организаций, совместно с участниками второго структурного подразделения преступного сообщества вырабатывал стратегию поведения при подготовке к конкретным аукционам, участии в закупках, определении победителя на торгах. Лицо №2, в отношении которого ведется отдельное производство, в случае проведения проверок контролирующими, надзорными органами и органами госвласти и рассмотрении УФАС по РХ жалоб на действия Центра закупок, для избежания негативных последствий для участников преступного сообщества организовывал получение документов, подготовки информаций, обеспечивал участие специалистов в рассмотрении жалоб УФАС России по РХ, с целью придания видимости правомерной деятельности подконтрольных ему коммерческих организаций и Центра. Лицо №2, в отношении которого ведется отдельное производство, осуществлял взаимодействие с Лицом №7, в отношении которого ведется отдельное производство, которая оказывала ему юридические консультации при подготовке аукционной документации в интересах подконтрольных коммерческих организаций, а также о необходимости предоставления документов, обосновывающих наличие обстоятельств для признания УФАС по РХ жалоб организаций-конкурентов необоснованными для обеспечения победы в аукционах подконтрольных коммерческих организаций.

В свою очередь, участники группы «Коммерсанты» второго структурного подразделения преступного сообщества Лица №8 и 9 в г. Абакане взаимодействовали с участниками группы «МЦЗ» Лицами №7, 6, 5, в отношении которых ведется отдельное производство, при подготовке аукционной документации, а именно технических заданий с включением в них описания объектов закупки для обеспечения победы заранее определенных коммерческих организаций. В том числе Лицо №9, в отношении которого ведется отдельное производство, по указанию Лица №2, в отношении которого ведется отдельное производство, собирал у представителей коммерческих организаций (ООО «***Ф.», ООО «***С.», ООО «***М.») денежные средства в качестве взятки за способствование в предоставлении возможности участия в аукционах по закупке медицинских товаров и обеспечения победы в них, передавал их Лицу №2, в отношении которого ведется отдельное производство. В свою очередь Лицо №8, в отношении которого ведется отдельное производство, по указанию Лица №2, в отношении которого ведется отдельное производство, собирал у представителей коммерческих организаций (АО «***С.», ООО «***Б.С.», ООО «***Д.Е.», ООО «****К.» и др.) денежные средства в качестве взятки за способствование в предоставлении возможности участия в аукционах по закупке медицинских товаров и обеспечения победы в них, передавал их Лицу №2, в отношении которого ведется отдельное производство.

Лицо №8, в отношении которого ведется отдельное производство, являющийся формальным директором ООО «***В.» с ДД.ММ.ГГГГ, менеджером по продажам с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ территориальным менеджером ***С.», выполняя отведенную ему роль в преступном сообществе, по указанию Лица , в отношении которого ведется отдельное производство, осуществлял взаимодействие с членом группы «МЦЗ» - Лицом , в отношении которого ведется отдельное производство, при подготовке аукционной документации для закупок медицинского оборудования УКС, готовил, получал и предоставлял участникам группы «МЦЗ» технические задания, содержащие технические характеристики объектов закупки для обеспечения победы в аукционах ***С.» (которое в том числе фактически осуществляло поставку оборудования от имени формально участвовавшего в аукционе ***Р.»). Осуществлял ведение отчета о суммах денежных средств, которые должны были передавать и передали представители коммерческих организаций (ООО «****А.», ООО «***Ц.», ООО «***АМ», ООО «***Ф.», ООО «***СМ», ООО «***М.», ООО «****Б.», ***С.», ООО «****Д.Е.», ООО «***К.» и др.) в качестве взятки за способствование в предоставлении возможности участия в аукционах по закупке медицинских товаров и обеспечения победы в них, передавал отчеты Лицу №2, в отношении которого ведется отдельное производство.

Поскольку для каждого представителя коммерческой организации организатором и руководителями преступного сообщества был определен общий размер взятки в виде денег, составляющий от 10% до 20% от цены государственного контракта (их суммы в случае заключения нескольких государственных контрактов), которые Лицо №2, в отношении которого ведется отдельное производство, систематически собирал частями и привозил Лицу №1, в отношении которого ведется отдельное производство, а в свою очередь Лицо №3, в отношении которого ведется отдельное производство, как руководитель второго структурного подразделения преступной организации обеспечивал выполнение работниками Центра закупок указанных выше действий по созданию преимущественных условий для победы этих коммерческих организаций и с целью сокрытия совершения членами структурированной организованной группы тяжких и особо тяжких преступлений и предотвращения возможных негативных последствий в отношении участников преступного сообщества Лицо №1, в отношении которого ведется отдельное производство, разработал и внедрил в сообществе меры конспирации, для реализации которых осуществлял личное общение только с руководителями второго структурного подразделения преступного сообщества Лицами №2 и 3, в отношении которых ведется отдельное производство, поэтому привлек Лицо №4, в отношении которого ведется отдельное производство, которая как участник первого структурного подразделения преступного сообщества, выполняя отведенную ей роль помощника по вопросам обеспечения безопасности, в целях конспирации обеспечивала связь и встречи Лица №1 с лицами № 2 и 3.

Преступное сообщество (преступная организация) осуществляло свое функционирование в Республике Хакасия с февраля 2015 г., а 28.12.2016 активная преступная деятельность преступного сообщества при проведении закупок медицинских товаров пресечена правоохранительными органами республики.

Организатор преступного сообщества Лицо №1, в отношении которого ведется отдельное производство, совместно с руководителями второго структурного подразделения преступного сообщества Лицами №2, 3, в отношении которых ведется отдельное производство, и участником первого структурного подразделения Лицом №4, в отношении которого ведется отдельное производство, выполняя заранее распределенные роли, из корыстных побуждений, в 2016 году в г. Абакане РХ намеревались получить от представителей коммерческих организаций, участвовавших в аукционах на закупку товаров для нужд ГБУЗ и УКС взятки в особо крупном размере в виде денег на общую сумму <данные изъяты> руб. в качестве заранее оговоренного денежного вознаграждения «отката» в размере от 10% до 20% от суммы каждого государственного контракта, из которых успели получить <данные изъяты> руб. При этом они обеспечивали одновременное систематическое получение взяток в несколько приемов от нескольких лиц за совершение в их пользу отдельных действий, выразившихся в способствовании в предоставлении возможности участия в аукционах по закупке медицинских товаров и обеспечения в них победы.

В том числе при реализации указанной преступной схемы участники первого структурного подразделения преступного сообщества, действуя совместно, выполняя заранее распределенные роли, получили от Пузанкова С.М., представлявшего интересы ООО «***М.», а тот в свою очередь передал им взятку в виде денег в крупном размере при следующих обстоятельствах.

Так, Общество с ограниченной ответственностью «***М.» (сокращенное наименование ООО «***М.», ОГРН ), создано ДД.ММ.ГГГГ на основании решения о создании юридического лица и зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Красноярскому краю. Единственным учредителем и лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО «***М.», являлась М. Основным видом деятельности ООО «***М.» являлась оптовая торговля фармацевтической продукцией.

В период с 01.01.2016 по 31.01.2016 Лицо №2, в отношении которого ведется отдельное производство, являвшийся участником первого структурного подразделения преступного сообщества, находясь в своем офисе, расположенном по адресу: <адрес>, реализуя единый преступный умысел в интересах преступного сообщества, сообщил представляющему интересы ООО «***М.» Пузанкову С.М. о необходимости за предоставление возможности участия и способствование в нарушение Закона победам представляемых им коммерческих организаций в электронных аукционах, а также за своевременную оплату по исполнению данных заключенных государственных контрактов, то есть за незаконные действия, передавать взятку участникам первого структурного подразделения преступного сообщества, так называемый «откат», в виде денег в размере от 10% до 20% от суммы каждого, заключенного с подконтрольной ему коммерческой организацией, государственного контракта.

В ответ на данное предложение в ходе той же встречи Пузанков С.М., достоверно зная, что действия приведенного выше содержания заведомо являются незаконными, поскольку будут нарушать принцип обеспечения конкуренции, закрепленный и гарантируемый ст. 8 Конституции РФ и ст. 8 Закона «О контрактной системе», а также установленный ч. 1 ст. 46 того же Закона запрет для заказчика на проведение переговоров с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, желая незаконно обеспечить победу представляемой им коммерческой организации в электронных аукционах и своевременную оплату по заключенным государственным контрактам, имея умысел на дачу взятки лично в виде денег в крупном размере участникам преступного сообщества, в том числе должностному лицу – Лицу №1, в отношении которого ведется отдельное производство, согласился на предложенные Лицом №2, в отношении которого ведется отдельное производство, условия и договорился с ним, что в дальнейшем будет сообщать ему об интересующих его аукционах, а суммы передаваемых взяток округлять до тысяч рублей в меньшую сторону.

30.05.2016 на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» объявлен электронный аукцион на поставку эндопротезов с принадлежностями для нужд ГБУЗ РХ «Республиканская клиническая больница им. Г.Я. Ремишевской» с НМЦК сумма рублей. В связи с чем, желая принять участие в данном аукционе и одержать в нем победу, в период с 01.06.2016 по 30.06.2016 Пузанков С.М., находясь в неустановленном месте на территории г. Красноярска, в ходе телефонного разговора сообщил Лицу №2, в отношении которого ведется отдельное производство, о своем намерении участвовать указанном аукционе, после чего по электронной почте направил участнику преступного сообщества Лицу №9, в отношении которого ведется отдельное производство, который входил в подчинение Лица №2, в отношении которого ведется отдельное производство, технические характеристики на эндопротезы и коммерческое предложение от ООО «***М.» с целью корректировки последним указанных документов, подготовки обоснования начальной (максимальной) цены контракта (договора), проектов контракта и передачи их Лицу №3, в отношении которого ведется отдельное производство, в Центр закупок.

Протоколом подведения итогов аукциона в электронной форме от 27.06.2016 ООО «***М.» признано победителем аукциона в электронной форме, по итогам с ООО «***М.» заключен государственный контракт № от 11.07.2016 со снижением 0,5% от НМЦК на сумму <данные изъяты> рубля.

Таким образом, сумма взятки в виде денег в размере 10 % от общей суммы заключенного контракта на <данные изъяты> рубля, которую Пузанков С.М. намеревался передать членам первого структурного подразделения преступного сообщества за предоставление возможности участия и способствование в нарушение Закона победе представляемого им ООО «***М.» в приведенном выше электронном аукционе, а также за своевременную оплату по исполнению заключенного по его результатам государственного контракта, составила <данные изъяты> руб.

После чего, в период с 11.07.2016 по 31.07.2016 Пузанков С.М., продолжая реализовывать свой преступный умысел, находясь в неустановленном месте на территории г. Красноярска, передал не осведомленному о его преступных намерениях своему родственнику О. денежные средства в сумме <данные изъяты> руб., которые тот по его просьбе в тот же период времени, находясь по адресу: <адрес>, передал Лицу №9, в отношении которого ведется отдельное производство, Тем самым Пузанков С.М. лично передал участникам преступного сообщества, в том числе должностному лицу – Лицу №1, в отношении которого ведется отдельное производство, взятку в виде денег в крупном размере в сумме <данные изъяты> руб. за предоставление возможности участия и способствование в нарушение Закона победе представляемого им ООО «***М.» в электронном аукционе на поставку эндопротезов с принадлежностями для нужд ГБУЗ РХ «Республиканская клиническая больница им. Г.Я. Ремишевской» с НМЦК <данные изъяты> рублей, а также за своевременную оплату по исполнению заключенного по его результатам государственного контракта от 11.07.2016.

Совершая указанные действия, Пузанков С.М. достоверно знал, что он передает взятку участникам преступного сообщества, в том числе должностному лицу – Лицу №1, в отношении которого ведется отдельное производство, вопреки интересам службы в государственном органе власти, осознавал противоправный характер и общественную опасность своих действий, предвидел неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде существенного нарушения охраняемых законом интересов службы, общества и государства, выразившегося в нарушении правильной и законной деятельности Центра при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, расходованию выделенных на их оплату денежных средств, в подрыве авторитета, доверия и уважения, а также дискредитации органов государственной власти в целом и желал их наступления.

Настоящее уголовное дело поступило в суд с представлением заместителя прокурора Республики Хакасия об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве.

В материалах уголовного дела имеется досудебное соглашение о сотрудничестве, заключенное с Пузанковым С.М. заместителем прокурора Республики Хакасия 17.04.2017 г. (т.<данные изъяты>).

В судебном заседании государственный обвинитель Мондохонов А.Н., поддержав представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения, подтвердил активное содействие подсудимого Пузанкова С.М. следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении других соучастников преступления и выполнении подсудимым Пузанковым С.М. обязательств заключенного с ним досудебного соглашения о сотрудничестве.

Подсудимый Пузанков С.М. в судебном заседании полностью согласился с предъявленным ему обвинением, пояснил, что обвинение ему понятно, он полностью признает свою вину, и заявил ходатайство о рассмотрении в отношении него дела в особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, указав, что данное ходатайство им заявлено добровольно после консультации с защитником, он осознает последствия постановления приговора в особом порядке судебного решения.

Защитник-адвокат Васильева М.А. поддержала ходатайство своего подзащитного Пузанкова С.М. о рассмотрении дела в особом порядке судебного разбирательства.

Изучив представленные материалы уголовного дела, суд приходит к выводу, что досудебное соглашение о сотрудничестве с Пузанковым С.М. заключено добровольно и при участии защитника, условия и обязательства, предусмотренные досудебным соглашением о сотрудничестве, им выполнены в полном объеме; обвинение, с которым согласился подсудимый, обосновано и подтверждается собранными по делу доказательствами, а также подсудимым даны показания по существу предъявленного обвинения в судебном заседании.

Учитывая наличие всех предусмотренных уголовным законодательством обстоятельств, суд считает возможным применить по настоящему уголовному делу особый порядок проведения судебного заседания и вынесения приговора, предусмотренный ст.ст. 316, 317.7 УПК РФ.

Предъявленное подсудимому Пузанкову С.М. обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 291 УК РФ, обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по делу и изложенными в обвинительном заключении.

Квалифицируя действия Пузанкова С.М., суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Федеральным законом от 03.07.2016 г. №324-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации, в частности в санкцию части 4 ст. 291 УК РФ внесены изменения усиливающие наказание в части увеличения срока лишения свободы: от семи до двенадцати лет.

Началом действия данных изменений является 15.07.2016 г.

Пузанков С.М. совершил преступное деяние в период с 11.07.2016 г. по 31.07.2016 г.

При таких обстоятельствах суд, квалифицируя действия Пузанкова С.М. по п. «б» ч.4 ст. 291 УК Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 04.05.2011 N 97-ФЗ, которая улучшает его положение) как дача взятки должностному лицу, лично, за совершение заведомо незаконных действий, в крупном размере.

При определении вида и меры наказания подсудимому суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, относящегося на момент совершения преступления к категории тяжких, направленных против государственной власти, интересов государственной службы, обстоятельства совершенного преступления, влияние наказания на исправление подсудимого и на условия его жизни и жизни его семьи, а также личность подсудимого, состояние его здоровья, наличие хронических заболеваний, состояние здоровья его родных и близких.

Подсудимый Пузанков С.М. не судим (т. <данные изъяты>), на учете у врачей психиатра, нарколога не состоит (т. 3 <данные изъяты>), характеризуется по месту жительства, по месту работы, а также среди деловых партнеров по предпринимательской деятельности положительно, неоднократно участвовал в социально направленных благотворительных акциях (т. <данные изъяты>).

Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимого Пузанкова С.М. в соответствии со ст. 61 УК РФ, являются: признание вины в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства, раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, выразившееся в даче признательных показаний, изобличение иных соучастников преступления, заключение досудебного соглашения о сотрудничестве и выполнение его условий, наличие несовершеннолетнего ребенка.

Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого Пузанкова С.М. в соответствии со ст. 63 УК РФ, судом не установлено.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, относящегося к категории тяжких преступлений (согласно предыдущей редакции уголовного закона), личность подсудимого, ранее не судимого, его имущественное и семейное положение, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, влияние назначенного наказания на исправление подсудимого Пузанкова С.М. и его семью, суд приходит к выводу о необходимости назначения ему наказания в виде штрафа, при этом суд исходит из санкции ч. 4 ст. 291 УК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 №324-ФЗ), которая предусматривает данный вид наказание в качестве самостоятельного альтернативного наказания, в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, в то время как санкция ч. 4 ст. 291 УК РФ в предыдущей редакции предусматривала штраф в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с дополнительным наказанием в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Именно такое наказание, по мнению суда, является справедливым и в наибольшей степени обеспечит достижение его целей, указанных в ст. 43 УК РФ.

Кроме того, суд учитывает положения ч. 5 ст. 72 УК РФ, согласно которым при назначении осужденному, содержавшемуся под стражей до судебного разбирательства, в качестве основного вида наказания штрафа, суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает его от отбывания этого наказания.

Пузанков С.М. по данному уголовному делу содержался под стражей с 03.03.2017г. по 27.04.2017 г. включительно, в связи с чем, суд полагает необходимым смягчить назначенное ему наказание в виде штрафа, уменьшив его размер, принимая во внимание продолжительность нахождения Пузанкова С.М. под стражей.

Основания для постановления приговора без назначения наказания или для освобождения подсудимого от наказания отсутствуют.

В ходе дознания в отношении Пузанкова С.М. избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. Оснований для отмены избранной в отношении подсудимого меры пресечения на период вступления приговора суда в законную силу суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 317.7 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Пузанкова С.М. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст.291 Уголовного кодекса Российской Федерации, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 3 000 000 (трех миллионов) рублей.

В соответствии с ч.5 ст.72 УК РФ с учетом содержания Пузанкова С.М. по данному уголовному делу под стражей в период с 03.03.2017 г. по 27.04.2017 г. включительно, смягчить назначенное Пузанкову С.М. наказание в виде штрафа до 2 900 000 (два миллиона девятьсот тысяч) рублей.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении в отношении Пузанкова С.М. по вступлении приговора в законную силу отменить.

Перечисление суммы штрафа осуществляется в соответствии с правилами заполнения расчетных документов, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, с указанием следующих реквизитов:

УФК по Республике Хакасия

(СУ СК России по Республике Хакасия л/с 04801А59190)

ГРКЦ НБ Респ.Хакасия Банка России г. Абакан

р/с 40101810200000010001

БИК 049514001

ИНН 1901098018

КПП 190101001

КБК 417 116 210 100 160 00140

ОКТМО 95701000

Назначение платежа – уголовный штраф.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение 10 суток со дня его провозглашения, с соблюдением требований ст. 317 УПК РФ, а осужденным, содержащимся под стражей - в тот же срок с момента получения копии приговора. В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии и участии защитника в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.

Председательствующий                                Ю.Н. Лоцкий

1-193/2018

Категория:
Уголовные
Статус:
Вынесен ПРИГОВОР
Истцы
Мондохонов А.Н.
Другие
Васильева Марина Александровна
Пузанков Сергей Михайлович
Суд
Абаканский городской суд Республики Хакасия
Судья
Лоцкий Ю.Н.
Статьи

ст.291 ч.4 п.б УК РФ

Дело на сайте суда
abakansky--hak.sudrf.ru
23.01.2018Регистрация поступившего в суд дела
23.01.2018Передача материалов дела судье
25.01.2018Решение в отношении поступившего уголовного дела
05.02.2018Судебное заседание
08.02.2018Судебное заседание
02.03.2018Судебное заседание
02.03.2018Провозглашение приговора
11.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2019Дело оформлено
29.11.2019Дело передано в архив
Приговор

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее