...
№ 2а-3584/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2015 года Советский районный суд города Томска в составе:
председательствующего Шукшиной Л.А.
при секретаре Дубовой И.А.,
с участием:
представителя административного истца Вольного С.В. – Пимоновой Т.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,
представителя административного ответчика отдела судебных приставов по Советскому району г. Томска Хижняк О.С., действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по административному исковому заявлению Вольного С.В. о признании незаконным бездействия отдела судебных приставов по Советскому району г. Томска, выразившегося в несовершении в установленный законом срок действий, в несовершении в разумный срок действий по заявлению взыскателя,
УСТАНОВИЛ:
Вольный С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к отделу судебных приставов по Советскому району г. Томска УФССП России по Томской области и судебному приставу-исполнителю этого отдела, просит:
1. признать незаконным бездействие отдела судебных приставов по Советскому району г. Томска Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области, выразившееся в несовершении в установленный законом срок действий, предусмотренных подпунктами 7, 8,9, 11, 12 п. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве», необходимых для исполнения требований исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Кировским районным судом г. Томска в рамках исполнительного производства №;
2. признать незаконным бездействие отдела судебных приставов по Советскому району г. Томска Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области, выразившееся в несовершении в разумный срок действий по заявлению взыскателя от ДД.ММ.ГГГГ по розыску автомобиля должника АВТО, предусмотренные подпунктом 10 п. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
3. обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
В обоснование заявления указано, что ДД.ММ.ГГГГ Вольным С.В. был предъявлен к исполнению исполнительный лист, выданный Кировским районным судом г. Томска по делу № о взыскании с Винникова С.А. (далее должник) суммы денежной задолженности в пользу Вольного С.В. (далее взыскатель). ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Советскому району г. Томска УФССП России по Томской области возбуждено исполнительное производство №. В установленный законом срок для исполнения судебного акта, а именно два месяца со дня возбуждения исполнительного производства, судебный акт исполнен не был. До настоящего времени взыскатель не получил ничего из присужденных ему денежных средств. ДД.ММ.ГГГГ в рамках данного исполнительного производства вынесено постановление о запрете регистрационных действий в отношении принадлежащего должнику транспортного средства. Но данное действие судебного пристава-исполнителя никак не отразилось на ходе исполнительного производства, так как до настоящего времени взыскание на данное транспортное средство не обращено. Ограничение на выезд должника за пределы РФ так же не установлено. Таким образом, никаких реальных исполнительных действий в ходе данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем не совершено, что крайне негативно сказывается на имущественных правах взыскателя.
В судебное заседание административный истец не явился, направил представителя.
Представитель административного истца в судебном заседании требования поддержала по доводам административного иска. Дополнительно пояснила, что судебный пристав арестовал автомобиль, однако не изъял его и на хранение никому не передал. Оценка арестованного имущества произведена не была. Приставу от должника известно, что автомобиль находится в залоге, однако эта информация приставом не проверена, документов, подтверждающих данное обстоятельство не представлено. Взыскатель подал два заявления: первое - предоставить информацию о ходе исполнительного производства, второе - об осуществлении розыска. Ни одно заявление рассмотрено не было. Впервые розыскное дело было заведено после подачи административного иска, что, по мнению истца, не является добросовестным исполнением требований закона.
Представитель административного ответчика в судебном заседании административный иск не признала, поддержала письменный отзыв на иск. Указано, что в ОСП по Советскому району г. Томска совершен комплекс мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа. В настоящее время заведено розыскное дело на ответчика, исполнительное производство приостановлено.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Заслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления Вольного С.В.
Согласно ч. 1 ст. 121 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии со ст. 441 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ) постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.
Аналогичные положения закреплены в ст.ст. 122 и 128 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Порядок судопроизводства определяется федеральным законодательством (п. «о» ст. 71, ч. 1 ст. 76 Конституции РФ).
15.09.2015 введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 2), к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с положениями статьи 2 ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно положениям статьи 4 ФЗ «Об исполнительном производстве», статей 12, 13 Федерального закона «О судебных приставах», исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно указанным правовым нормам судебный пристав-исполнитель, используя весь объем предоставленных ему законом полномочий и средств, должен обеспечивать исполнение судебных актов со стороны должников в порядке и в сроки, установленные законом.
Согласно п. 20 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Частями 1, 2 статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
Судом установлено, а сторонами не оспаривалось, что ДД.ММ.ГГГГ Кировским районным судом г. Томска по делу № на выдан исполнительный лист ВС № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Винникова С.А. в пользу Вольного С.В. задолженности по договору.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительный лист предъявлен к исполнению, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Советскому району г. Томска УФССП России по Томской области возбуждено исполнительное производство №.
Согласно ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи.
Заявитель расценивает неисполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок как незаконное бездействие судебного пристава-исполнителя, указывает на то, что судебным приставом-исполнителем не совершены конкретные исполнительные действия.
С такой позицией административного истца заявителя суд не может согласиться.
В соответствии с п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Согласно ч. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Тем самым, перечисленные в ч. 1 ст. 64 ФЗ полномочия судебного пристава-исполнителя являются его правами как должностного лица службы судебных приставов, совершение не всех перечисленных в статье действий само по себе не может расцениваться как незаконное бездействие.
Согласно указанным правовым нормам судебный пристав-исполнитель, используя весь объем предоставленных ему законом полномочий и средств, должен обеспечивать исполнение судебного акта со стороны должника в порядке и в сроки, установленные законом.
Из представленных материалов исполнительного производства незаконного бездействия отдела судебных приставов и его судебного пристава-исполнителя не усматривается.
Так, по истечении срока, предоставленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом совершен выход на адрес места жительства должника, должник опрошен ДД.ММ.ГГГГ по обстоятельствам долга, ДД.ММ.ГГГГ запрошены сведения о счетах должника, о месте работы должника, ДД.ММ.ГГГГ запрошены сведения о транспортных средствах должника, его имуществе, об абонентских номерах телефонов должника, ДД.ММ.ГГГГ проверены сведения о его регистрации, ДД.ММ.ГГГГ проверены сведения об участии должника в составе учредителей юридических лиц, вновь проверены сведения о транспортных средствах должника.
После получения ответов ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника на счетах в банках, постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ, постановление о направлении копии исполнительного документы для исполнения по месту дохода должника, постановление о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств, постановления о запрете совершать действия, связанные с продажей, ликвидацией и реорганизацией предприятия.
ДД.ММ.ГГГГ вновь совершен выход по месту жительства должника, составлен акт совершения исполнительный действий.
ДД.ММ.ГГГГ должник приглашен на прием к судебному приставу-исполнителю.
ДД.ММ.ГГГГ вынесены постановления о направлении копии исполнительного документа для исполнения по месту работы.
ДД.ММ.ГГГГ у должника взяты объяснения, ему вынесено предупреждение об ответственности за уклонение от погашения задолженности, в том числе об уголовной ответственности за злостное уклонение.
ДД.ММ.ГГГГ вновь совершен выход по месту жительства должника, составлен акт совершения исполнительный действий.
Судебному приставу представлен договор залога автомобиля должника от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ у должника вновь взяты объяснения.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника вновь вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об исполнительном розыске имущества должника-гражданина, постановление о заведении розыскного дела по розыску имущества должника-гражданина.
Тем самым, незаконного бездействия со стороны судебного пристава-исполнителя судом не выявлено.
Отделом судебных приставов по Советскому району г. Томска Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области и его судебным приставом-исполнителем ведется работа по исполнительному документу в рамках исполнительного производства №. Со стороны административных ответчиков отсутствует незаконное бездействие, выразившееся в несовершении в установленный законом срок действий, предусмотренных подпунктами 7, 8,9, 11, 12 п. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве», необходимых для исполнения требований исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Кировским районным судом г. Томска в рамках исполнительного производства №.
Вместе с тем, суд усматривает частное е бездействие отдела судебных приставов по Советскому району г. Томска Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области и его судебного пристава-исполнителя по совершению в разумный срок действий по заявлению взыскателя от ДД.ММ.ГГГГ по розыску автомобиля должника АВТО, предусмотренные подпунктом 10 п. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве».
В рамках исполнительного производства такое имущество должника выявлено в ДД.ММ.ГГГГ, судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ наложен запрет регистрационных действий в отношении этого транспортного средства, позже получен договор залога автомобиля.
Наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, является одной из мер принудительного исполнения, которая реализуется судебным приставом исполнителем в пределах своих правомочий.
К ДД.ММ.ГГГГ требования исполнительного документа не были исполнены, однако розыск имущества ответчика, в том числе автомобиля должника АВТО, был начат только ДД.ММ.ГГГГ.
Тем самым, в период до ДД.ММ.ГГГГ усматривается незаконное бездействие отдела судебных приставов по Советскому району г. Томска, выразившегося в несовершении в разумный срок действий по заявлению взыскателя от ДД.ММ.ГГГГ по розыску автомобиля должника, предусмотренных подпунктом 10 пункта 1 статьи 64 ФЗ «Об исполнительном производстве».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Вольного С.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие отдела судебных приставов по Советскому району г. Томска, выразившегося в несовершении в разумный срок действий по заявлению взыскателя от ДД.ММ.ГГГГ по розыску автомобиля должника, предусмотренные подпунктом 10 пункта 1 статьи 64 ФЗ «Об исполнительном производстве».
В удовлетворении административного иска в части признания незаконным бездействия отдела судебных приставов по Советскому району г. Томска, выразившегося в несовершении в установленный законом срок действий, предусмотренных подпунктами 7, 8, 9, 11, 12 пункта 1 статьи 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» - Вольному С.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
...
...
Судья: Л.А.Шукшина
...
...
...
...
...