Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-61/2021 ~ М-21/2021 от 03.02.2021

       Дело № 2а-61/2021

УИД 10RS0009-01-2021-000068-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2021 года                                                                пгт.Муезерский

Муезерский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Варламовой В.Л., при секретаре Ткаченко Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Карелия к Перминову В.Н. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени за несвоевременную уплату страховых взносов,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 2 по Республике Карелия (далее по тексту в т.ч. МИФНС России № 2 по РК) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Перминову В.Н. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени за несвоевременную уплату страховых взносов. Административный иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ Перминов В.Н. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». По переданным ГУ ПФ РФ в <адрес> РК (межрайонное) в налоговый орган сведениям на ДД.ММ.ГГГГ за Перминовым В.Н. числится задолженность в сумме 25885 руб.57 коп., в том числе КБК страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 15706 руб.98 коп., КБК пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 10178 руб.59 коп. ГУ УПФ РФ в г. Сегеже РК (межрайонное) задолженность по страховым взносам и информация о неисполненных требованиях об уплате страховых взносов, пени, штрафа переданы с пропущенным сроком для их взыскания. На задолженность направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ . Налоговый орган не располагает информацией о факте возникновения задолженности по страховым взносам и пени указанной в данных требованиях, принимались ли пенсионным органом меры принудительного характера по их взысканию. Решения о взыскании указанной задолженности, поручения на списание страховых взносов в банк, постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества страхователя направленные судебному приставу-исполнителю, обращения в суд за взысканием указанной задолженности, пенсионный орган не представил. Исходя из ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы. На дату подачи административного иска задолженность не погашена. Процессуальный срок на взыскание задолженности налоговым органом пропущен, заявленное требование не является бесспорным, не может рассматриваться в рамках приказного производства, регулируемого главой 11.1 КАС РФ. Административный истец просит суд взыскать с Перминова В.Н. ИНН задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам в размере 25885 руб. 57 коп.

Административный истец МИФНС России № 2 по РК в судебное заседание

своего представителя не направил, извещены о времени и месте рассмотрения дела

надлежащим образом.

Административный ответчик Перминов В.Н. в судебном заседании не присутствовал, суд принимал меры к извещению административного ответчика о времени и месте судебного заседания, информирования о заявленных исковых требованиях. Судебная корреспонденция, в том числе судебные извещения о дате, времени и месте судебного заседания, направлялись судом по адресу регистрации, последнему известному месту жительства ответчика, однако направленная судом судебная корреспонденция возвращена отделением почтовой связи с отметками «отсутствие адресата», «истек срок хранения».

Исходя из правовой позиции ЕСПЧ обозначенной в Решении от 15 мая 2007 года (жалоба № 3040/03) по делу «Бондо Арчилович Бабунидзе (Babunidze) против России», п.3 ст.54, п.1 ст.165.1 ГК РФ, Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений утв.приказом ФГУП «Почта России» от 07.03.2019 № 98-п «Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений», правовой позиции Конституционного Суда РФ, обозначенной в Определении от 19.10.2010 № 1286-О-О, правовой позиции Верховного Суда РФ, обозначенной в Определении от 15.11.2007 № КАС07-564, п.39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд признает, что судебное извещение считается доставленным административному ответчику (поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним), поскольку лица участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате не принятия мер по получению информации о движении дела, таким образом административный ответчик Перминов В.Н. извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, неявка административного ответчика Перминова В.Н. в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела исходя из ч.4 ст.2, ч.1 ст.62, ч.1 ст.96, ст.ст.100, 101 КАС РФ, ст. 165.1 ГК РФ.

Суд, исследовав письменные материалы дела, представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии подп.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу взаимосвязанных положений п.3 ч.3 ст.1, ст.17, ч.2 ст.286, ч.4, ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении судом общей юрисдикции административных дел о взыскании обязательных платежей, административное исковое заявление подается в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, при этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а на суде лежит обязанность по проверке полномочий органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, наличие оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, проверка правильности осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с ч.4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с подп.1 п.1 ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Указанные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в размерах, определенных в п.1 ст.430 НК РФ.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, установлен статьей 432 НК РФ, из пункта 1 которой следует, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подп.2 п.1 ст.419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со ст.430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (п.5 ст.432 НК РФ).

Пунктом 2 ст.432 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подп.2 п.1 ст.419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст.430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Из материалов дела следует, что административный ответчик Перминов В.Н. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.

Административным истцом МИФНС России № 2 по РК из переданных ГУ ПФ РФ в г.Сегеже РК (межрайонное) в налоговый орган сведениям на ДД.ММ.ГГГГ за Перминовым В.Н. числится задолженность в сумме 25885 руб.57 коп., в том числе КБК страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 15706 руб.98 коп., КБК пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 10178 руб.59 коп.

В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», ч.2 ст.4 которого установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда РФ и органами Фонда социального страхования РФ.

В соответствии со ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п.1), требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.2), требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п.4), требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п.5), требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.6).

Правила, предусмотренные ст.69 НК РФ применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 КАС РФ, распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.

В соответствии со ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (п.1), правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных гл.9 НК РФ (п.3).

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней. Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога и пеней превышает 3000 руб., за исключением случая, предусмотренного абз.3 п.2 ст.48 НК РФ. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п.1), заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п.2).

В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Сведений о взыскании с Перминова В.Н. задолженности в размере 25885 руб.57 коп., в том числе КБК страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 15706 руб.98 коп., КБК пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 10178 руб.59 коп., не имеется.

Сведения о том, за какой именно календарный год образования недоимки по страховым взносам (конкретный календарный год за который образовалась недоимка, суммы недоимки относящиеся к конкретному году на которую начислены пени, предъявленные ко взысканию), период начисления пени с указанием даты начала и окончания начисления пени, административным истцом не представлены.

Во исполнение положений ст.69 НК РФ административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности в размере 25885 руб.57 коп., в том числе КБК страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 15706 руб.98 коп., КБК пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 10178 руб.59 коп.

Сведений о получении административным ответчиком и возврате отделением почтовой связи направленного ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом требования от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом не представлено.

Исходя из положений п.6 ст.69 НК РФ направленное заказным письмом требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности в размере 25885 руб.57 коп., в том числе КБК страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 15706 руб.98 коп., КБК пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 10178 руб.59 коп. получено административным ответчиком по истечении шести дней с даты направления заказного письма, то есть ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, установленная ст.69 НК РФ обязанность направления требования об уплате налога при наличии у него недоимки, пени, соответствующим налоговым органом исполнена.

Однако в нарушение п.1 ст.70 КАС РФ требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности в размере 25885 руб.57 коп., направлено административному ответчику по истечении двух лет ДД.ММ.ГГГГ, то есть в срок, превышающий три месяца со дня выявления недоимки (ДД.ММ.ГГГГ) и истекший ДД.ММ.ГГГГ, что объективно препятствовало исполнению административным ответчиком исполнению обязанности об уплате истребуемых ко взысканию недоимки по страховым взносам и пени, указанного требования в установленный административным истцом срок.

Сведений о признании недействительным требования от ДД.ММ.ГГГГ , суду не представлено.

Доказательств добровольного исполнения административным ответчиком обязанности по уплате недоимки по страховым взносам и пени, включенных в требование от ДД.ММ.ГГГГ , не имеется.

В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Анализ п. 1 ст. 48, п. 2, 3 ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Исходя из положений п. 6 ст. 289 КАС РФ, п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, так при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п.3 ст.48 или п.1 ст.115 КАС РФ сроки для обращения налоговых органов в суд.

Из разъяснений, содержащихся в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве» следует, что истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п.3 ст.46, п.1 ст.47, п.2 ст.48, п.1 ст.115 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа.

Пени не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание, и могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. Данный подход суда согласуется в правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации обозначенной в Определении Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 422-О.

Сведений о выдаче и последующей отмене судебного приказа о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам, а истребуемых ко взысканию пени начисленных на недоимку по страховым взносам, об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа, не имеется.

Таким образом, установленный п.2 ст.48 НК РФ шестимесячный срок обращения к мировому судье за выдачей судебного приказа со дня истечения установленного срока исполнения требования от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по пени (до ДД.ММ.ГГГГ), истекший ДД.ММ.ГГГГ, административным ответчиком пропущен.

По смыслу ст.123.3, п.3 ч.3 ст.123.4 КАС РФ судебный приказ может быть вынесен судьей только при документальном подтверждении заявленных требований, при этом представленные документы должны свидетельствовать о бесспорности требований заявителя.

При истечении срока, предусмотренного для обращения в суд ст.48 НК РФ, требование о взыскании налогов, пени, недоимки не являются бесспорными, в связи с чем не могут быть рассмотрены в порядке приказного производства.

Возможность рассмотрения мировым судьей вопроса о восстановлении срока на обращение в суд с требованием о взыскании обязательных платежей, налогов, пени, штрафа при подаче заявления о вынесении судебного приказа, нормами КАС РФ не предусмотрена.

Из п.48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» следует, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

С заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье судебного участка Муезерского района РК налоговый орган не обращался, поскольку процессуальный срок на взыскание задолженности налоговым органом пропущен, заявленное требование не является бесспорным, по мнению административного истца, не может рассматриваться в рамках приказного производства, регулируемого гл.11.1 КАС РФ.

Административное исковое заявление подано в Муезерский районный суд РК 03.02.2021 (сдано непосредственно в суд, что подтверждается оттиском регистрационного штампа суда на административном иске, сведений о направлении посредством почтовой связи не имеется).

Таким образом, обращение административного истца с административным исковым заявлением в Муезерский районный суд РК последовало за пределами предусмотренного ст.48 НК РФ и ст.286 КАС РФ срока, начавшегося со дня истечения установленного срока исполнения требования от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки и пени (до ДД.ММ.ГГГГ) и истекшего ДД.ММ.ГГГГ.

Копия административного искового заявления направлена административным истцом административному ответчику 07.12.2020, поданное в суд административное исковое заявление сдано административным истцом непосредственно в суд 03.02.2021 (л.д.5, 19).

Таким образом, обращение административного истца в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности в размере 25885 руб.57 коп., в том числе КБК страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 15706 руб.98 коп., КБК пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 10178 руб.59 коп. последовало ДД.ММ.ГГГГ за пределами срока, предусмотренного ст. 48 НК РФ и ст. 286 КАС РФ, который в данном конкретном случае по требованию от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ (срок исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ст.219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.

Одновременно с подачей административного иска административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, в обоснование уважительности причин пропуска срока указано, что пропущенный шестимесячный срок обращения налогового органа в суд подлежит восстановлению, поскольку налогоплательщиком не исполнена конституционная обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов, следующая из ст.57 Конституции РФ.

Оценивая приведенные административным истцом причины пропуска шестимесячного срока обращения в суд, установленного ст.48 НК РФ, суд полагает, что само по себе неисполнение налогоплательщиком конституционной обязанности по уплате налога, следующей из ст.57 Конституции РФ, не может повлечь безусловное восстановление пропущенного срока обращения в суд, для реализации права на обращение в суд с заявлением о взыскании налогов, пеней и штрафов, законодатель предоставил достаточно длительный срок, составляющий шесть месяцев. При этом в качестве уважительной причины пропуска такого срока могут быть рассмотрены только обстоятельства, объективно препятствующие своевременной подаче налоговым органом заявления в суд.

Административное исковое заявление подано в суд 03.02.2021, то есть по истечении более 2 лет со дня окончания шестимесячного срока для обращения в суд (09.02.2018).

Административный истец МИФНС России № 2 по РК является профессиональным участником публичных правоотношений, связанных с администрированием и контролем за уплатой налогов, в силу этого обязан учитывать в своей деятельности актуальные правила обращения в суд с административными иском о взыскании обязательных платежей и санкций, однако не проявил достаточной степени заботы и осмотрительности в отношении вопроса своевременного обращения в суд, хотя по обстоятельствам дела должен был и мог это сделать. Доказательств наличия объективных причин пропуска срока, установленного ч. 2 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административным истцом суду не представлено.

Кроме того, суд при разрешении ходатайства о восстановлении пропущенного срока обращения в суд, учитывает факт нарушения административным истцом положений п.1 ст.70 КАС РФ, так требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по страховым взносам в размере 25885 руб.57 коп., в том числе КБК страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 15706 руб.98 коп., КБК пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 10178 руб.59 коп., направлено административному ответчику по истечении двух лет ДД.ММ.ГГГГ, то есть в срок, превышающий три месяца со дня выявления недоимки (ДД.ММ.ГГГГ) и истекший ДД.ММ.ГГГГ, что объективно препятствовало исполнению административным ответчиком исполнению обязанности по уплате исчисленных страховых взносов и пени, содержащихся в требовании в установленный административным истцом срок - до ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, обозначенной в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может.

Отсутствие сведений о взыскании задолженности по страховым взносам, препятствует взысканию и начисленных на данную недоимку пени за нарушение сроков их уплаты, в силу ст.72 НК РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, тогда как ст.75 НК РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.

В соответствии со ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При указанных обстоятельствах, поскольку административный истец не был лишен возможности своевременно в пределах установленного законом шестимесячного срока обратиться к мировому судье, в суд общей юрисдикции за взысканием истребуемой задолженности и пени, указанные административным истцом причины пропуска процессуального срока обращения в суд являются не уважительными, правовых оснований для восстановления пропущенного процессуального срока обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением о взыскании исчисленных страховых взносов и пени, суд не усматривает.

При разрешении заявленных требований суд также учитывает, что истребуемая ко взысканию задолженность по страховым взносам на ОМС и пени по страховым взносам на ОМС образовалась за периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 5 ст. 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

Согласно подп.2 п.2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 пункта 1 настоящей статьи.

Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации № ЯК-7-8/393@ от 19.08.2010 утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

В соответствии с п.2, п.3 Порядка, утв.Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации № ЯК-7-8/393@ от 19.08.2010 он применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

Решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 - 2.5 Порядка, утв.Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации № ЯК-7-8/393@ от 19.08.2010.

Согласно п.1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах; в частности, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подп.5 п.3 указанной статьи); по смыслу положений ст.44 НК РФ в связи с прекращением обязанности налогоплательщика по уплате соответствующего налога налоговый орган утрачивает возможность принудительного взыскания сумм налогов.

Исходя из положений ст.11 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.12.2017 № 436-ФЗ признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством РФ порядке частной практикой. Решение о признании указанных недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда РФ, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

На основании ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.12.2017 № 436-ФЗ признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.

Согласно подп.5 п.1 ст.59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах.

Поскольку предъявленные ко взысканию недоимка по страховым взносам на ОМС и пени по страховым взносам на ОМС Перминова В.Н. начислены по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то в силу закона указанная недоимка признается безнадежной ко взысканию и подлежит списанию налоговым органом, который с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.

Суд, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, исходя из требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных налоговым органом требований о взыскании с административного ответчика истребуемой задолженности по страховым взносам и начисленных на задолженность по страховым взносам пени.

Руководствуясь ст.ст.111, 175-180, 286-290 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Карелия к Перминову В.Н. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени за несвоевременную уплату страховых взносов отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                        В.Л. Варламова

Мотивированное решение в порядке ч.2 ст.92, ч.2 ст.177 КАС РФ составлено 12 марта 2021 года.

Последний день подачи апелляционной жалобы 12 апреля 2021 года.

Судья                                                                                                                    В.Л. Варламова

2а-61/2021 ~ М-21/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России №2 по Республике Карелия
Ответчики
Перминов Виталий Николаевич
Суд
Муезерский районный суд Республики Карелия
Судья
Варламова Вера Леонидовна
Дело на странице суда
muezersky--kar.sudrf.ru
03.02.2021Регистрация административного искового заявления
03.02.2021Передача материалов судье
05.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
05.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.02.2021Судебное заседание
11.03.2021Судебное заседание
12.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее