Решение по делу № 2-160/2014 ~ М-166/2014 от 29.10.2014

Дело №2-160/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Баево                         17 декабря 2014 г.

Баевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Козлова Е.А.,

с участием прокурора Баевского района Крысько И.Н.,

при секретаре Печатнове В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Баевского района в интересах Поповой Натальи Николаевны к МБОУ «Баевская СОШ» о признании права на получение заработной платы с учетом районного коэффициента 25 % и взыскании задолженности по заработной плате,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Баевского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Поповой Н.Н. к МБОУ «Баевская СОШ» о признании права на получение заработной платы с применением районного коэффициента 25 %, о взыскании задолженности по заработной плате.

В обоснование своих требований указал, что в ходе проведения прокуратурой Баевского района проверки соблюдения норм трудового законодательства Российской Федерации в МБОУ «Баевская СОШ» по заявлению Поповой Н.Н., работающей уборщицей в указанной школе, установлено, что Поповой Н.Н. заработная плата работодателем начисляется и выплачивается с нарушением требований трудового законодательства Российской Федерации.

Так размер начисленной заработной платы Поповой Н.Н. составил в июле 2014 года 5071 руб. 04 коп., в августе 2014 года - 3158 руб. 52 коп., в сентябре 2014 года - 5316 руб. 73 коп.

При этом районный коэффициент в нарушение закона начислялся не на минимальный размер оплаты труда, до которого должна была быть увеличена заработная плата работника, с учетом отработки работником нормы рабочего времени, а входил в него.

Кроме того, размер районного коэффициента, начисляемого к заработной плате, был ниже установленного постановлением Правительства Российской Федерации № 1631 от 27.12.1997 г. размера и составлял не 25 %, а 20 %.

Прокурор указывает, что, исходя из выявленных нарушений, за период с июля 2014 года по сентябрь 2014 года, при условии начисления районного коэффициента сверх установленного Федеральным законодательством минимального размера оплаты труда (в 2014 г. - 5554 руб. + 25 % = 6942 руб. 50 коп., с учетом районного коэффициента в размере 25 %, общая сумма недоначисленной и невыплаченной Поповой Н.Н. заработной платы составила 2946 рублей 33 копейки.

Просит признать право Поповой Н.Н. на получение заработной платы в МБОУ «Баевская СОШ» не менее минимального размера оплаты труда (пропорционально отработанному рабочему времени) с начислением на него районного коэффициента, начиная с 01.10.2014 года, признать право Поповой Н.Н. на получение заработной платы в МБОУ «Баевская СОШ» с учетом районного коэффициента в размере 25% начиная с 01.10.2014 года и на период действия постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. № 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края», а так же взыскать с ответчика в пользу истицы задолженность по заработной плате за период с июля 2014 по сентябрь 2014 года в размере 2946 рублей 33 копейки.

При рассмотрении дела прокурор уточнил заявленные требования, просит признать право Поповой Н.Н. на получение заработной платы в МБОУ «Баевская СОШ» не менее минимального размера оплаты труда (пропорционально отработанному рабочему времени) с начислением на него районного коэффициента 1,25, начиная с 01.10.2014 года.

Обязать МБОУ «Баевская СОШ» произвести перерасчет заработной платы Поповой Н.Н. за период с 01.10.2014 по день вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор Баевского района Крысько И.Н. поддержал уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Полагает, что действиями МБОУ «Баевская СОШ» нарушаются трудовые права Поповой Н.Н., районный коэффициент подлежит начислению на минимальный размер оплаты труда, а не включаться в указанную сумму, а также подлежит начислению районный коэффициент в размере 25 %, а не 20 %. Просит удовлетворить заявленные требования.

Истица Попова Н.Н., представитель ответчика МБОУ «Баевская СОШ» Гаус С.Г., представители третьих лиц, комитета администрации Баевского района по образованию, комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела суду ходатайств не заявляли.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения прокурора, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

МБОУ «Баевская СОШ» исковые требования не признало по доводам представленного суду письменного отзыва. Ссылается на то, что МБОУ «Баевская СОШ» является бюджетным учреждением и для оплаты труда может использовать субвенции, определенные бюджетом на конкретный год. Комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края согласно утвержденной Методике, при расчете, выделяемой местному бюджету субвенции, на финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, применяется районный коэффициент 20% для Баевского района.

Комитет администрации Баевского района по образованию, комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края считают исковые требования прокурора Баевского района необоснованными, по доводам, изложенным в письменных отзывах.

Выслушав прокурора Баевского района, изучив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности уточненных требований прокурора и необходимости их удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором.

Право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера труда, гарантировано ст. 37 Конституции РФ.

Статья 4 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривая право на запрещение рабства и принудительного труда, указывает, что никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду.

В судебном заседании установлено, что Попова Н.Н. работает в МБОУ «Баевская СОШ» в должности уборщицы согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ года.

Заработная плата Поповой Н.Н. начислена в июле, августе, сентябре 2014 года с применением районного коэффициента в размере 20 %, при этом районный коэффициент начислялся не на установленный минимальный размер оплаты труда, а фактически включался в него, что подтверждается, расчетными листками истицы, справкой ответчика.

В силу ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

На основании ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в субъекте Российской Федерации региональным соглашением может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Согласно п. 3.1.1. Регионального соглашения от 14.02.2013 «О размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013-2015 годы» минимальная заработная плата в Алтайском крае устанавливается для работников бюджетного сектора экономики - в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», или с 01.01.2013 в размере 5 205 рублей в месяц, с 01.01.2014 - 5 554 рубля в месяц.

     Согласно ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 (ред. от 03.12.2012) №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01 января 2013 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 5 205 руб. в месяц, с 01 января 2014 года 5554 рубля.

     В силу ст.148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.     

     Как следует из материалов дела и не оспаривалось стороной ответчика, заработная плата Поповой Н.Н. начислялась путем прибавления районного коэффициента в размере 20% к должностному окладу и доплаты до размера минимальной заработной платы с удержанием 13 % НДФЛ.

     Между тем, Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 07.10.2011 №3-В11-31 указал, что заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

      Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

    Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

      Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

     Следовательно, оплата труда Поповой Н.Н. в оспариваемый период производилась с нарушением трудового законодательства.

Статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что заработная плата работнику устанавливается в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В силу статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

ГК СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за № 325/24 17 августа 1971г. было принято постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,15.

Распоряжением Совета Министров РСФСР от 3 января 1972 года № 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для Баевского района Алтайского края, повышен с 1,15 до 1,20.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1631 от 27 декабря 1997г. «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято предложение администрации края о повышении с 1 января 1998г. районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25, в том числе и для Баевского района. Расходы, согласно постановлению, на выплату повышенного коэффициента должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1631 от 27 декабря 1997 г. районный коэффициент к заработной плате на территории Баевского района определен в размере 1,25.

В силу ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации данное постановление подлежит применению, как соответствующее нормам Трудового кодекса.

Согласно ст.115 Конституции Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановление №1631 от 27 декабря 1997г. «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято уполномоченным на установление районных коэффициентов к заработной плате государственным органом - Правительством Российской Федерации; в этом постановлении определены размер районного коэффициента 1,25 для ряда районов Алтайского края дата, с которой этот коэффициент вводится в действие и источники финансирования затрат на эти цели.

Таким образом, отсутствие регионального нормативного правового акта Алтайского края, о повышении районного коэффициента до 1,25 не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку постановление Правительства Российской Федерации № 1631 от 27 декабря 1997г. является нормативным правовым актом прямого действия, обязательным к исполнению на территории Алтайского края. Действие этого постановления, являющегося федеральным нормативным правовым актом, не может блокироваться или быть опосредовано нормативными правовыми актами регионального уровня.

Поскольку при разрешении спора установлено, что начисление и выплата истцу заработной платы за спорный период производилась работодателем без учета районного коэффициента, установленного названным Постановлением Правительства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что право Поповой Н.Н. на получение заработной платы с применением районного коэффициента 1,25 нарушено, подлежит восстановлению.

          Доводы представителя ответчика о финансировании СОШ в форме субвенций из бюджета, а также об отсутствии дополнительного финансирования в данном случае правового значения не имеют, поскольку законом обязанность по установлению достаточного финансирования была возложена на бюджет субъекта вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации, которое является актом прямого действия, подлежащим исполнению, и которым установлен размер районного коэффициента для Баевского района 1,25.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36. НК РФ прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц освобождается от уплаты госпошлины.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.333.36. НК РФ истцы по искам о взыскании заработной платы и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты госпошлины.

Судом удовлетворены уточненные исковые требования прокурора, государственная пошлина составляет 400 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика МБОУ «Баевская СОШ».

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░» ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 1,25, ░░░░░░░ ░ 01.10.2014 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.10.2014 ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 400 (░░░░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

           ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                             ░░░░░░ ░.░.

2-160/2014 ~ М-166/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Баевского района в интересах Поповой Натальи Николаевны
Попова Наталья Николаевна
Ответчики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Баевская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края"
Другие
Комитет Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике
Гаус Светлана Германовна
Комитет Администрации Баевского района по образованию
Суд
Баевский районный суд Алтайского края
Судья
Ващенко Виктор Александрович
Дело на сайте суда
baevsky--alt.sudrf.ru
29.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.10.2014Передача материалов судье
29.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2014Подготовка дела (собеседование)
17.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2014Судебное заседание
17.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2014Дело оформлено
10.04.2015Дело передано в архив
09.11.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
09.11.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
23.11.2016Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее