Решение по делу № 2-135/2012 от 01.02.2012

№2-135/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе

судьи Сухопарова В.И.,

секретаря судебного заседания Аникиной Т.П.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Выльгорт «11» мая 2012 года гражданское дело по исковому заявлению Сивковой З.В. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании отказа в постановке на учет незаконным, о возложении обязанности поставить на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Сивкова З.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании отказа в постановке на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья незаконным и о возложении обязанности поставить ее на учет граждан. В обоснование требований истец указала, что является вдовой Ветерана Великой Отечественной войны и в апреле 2010 года обратилась к ответчику с заявлением о постановке ее на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья с приложением соответствующих документов. После подачи заявления должностные лица администрации района проводили исследование дома, в котором проживает последняя. Письмом от 25.05.2010 за №С-299 администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» отказала в постановке на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья. С указанным решением ответчика истец не согласна, поскольку дом, собственником которого она является, неблагоустроен, воду приходится носить из колодца, имеется только печное отопление, тогда как в силу преклонного возраста ей затруднительно обслуживать себя самостоятельно. Кроме того, истце дополнила исковые требования, просит суд взыскать с администрации МО МР «Сыктывдинский» компенсации морального вреда, а также проиндексировать причитающуюся социальную выплату.

Истец Сивкова З.В., извещенная о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явилась.

Соответчик Агентство Республики Коми по социальному развитию, извещенное о месте и времени рассмотрения искового заявления надлежащим образом, представителя в суд не направило. С исковым заявлением не согласились, приведя доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

В судебном заседании представитель истца Прокушева Г.Д. на удовлетворении требований настаивала в полном объеме, дополнительно пояснив, что ее мать Сивкова З.В. является вдовой Ветерана Великой Отечественной войны, инвалидом по зрению и в настоящее время проживает одна в жилом доме по адресу: <адрес>, который принадлежит ей на праве собственности. Данное жилое помещение неблагоустроенно, в доме отсутствует водоснабжение, отопление, а в силу преклонного возраста истцу тяжело колоть дрова, носить воду, чистить снег. Кроме того, указывает, что на сегодняшний день в деревне <адрес> родственники не проживают, соседей нет. Полагает, что отказ администрации района в постановке ее на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья является незаконным. С актом обследования жилого помещения не согласна.

Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Камышев И.В., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что решение об отказе в постановке Сивковой З.В. на учет на получение социальной выплаты принято на основании акта межведомственной комиссии, согласно которому жилой дом истца соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Администрация не является надлежащим ответчиком, поскольку обязанность по постановке на учет на получение социальной выплате лежит на Агентстве РК по социальному развитию. Учитывая выводы, указанные в заключении эксперта, считает, что в настоящее время имеются основания для постановки Сивковой З.В. в очередь на получение социальной выплаты на приобретение жилья.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Сивкова З.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, и в соответствии с удостоверением серии , выданным 16 января 2007 года, имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.

В судебном заседании так же достоверно установлено, что в собственности Сивковой З.В. находится жилой дом <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв м, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Коми, в котором она зарегистрирована и проживает.

Как видно из материалов дела, 22 апреля 2010 года Сивкова З.В. обратилась в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о принятии ее на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья с предоставлением соответствующих документов.

В своем ответе от 25 мая 2010 года №С-299 администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» сообщила Сивковой З.В. об отказе в постановке ее на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в соответствии с ч.2 п.13 ст.2 закона РК от 05.04.2005 №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».

В соответствии с заключением межведомственной комиссии от 12 апреля 2010 года, принятого на основании акта межведомственной комиссии от 12 апреля 2010 года, составленного по результатам обследования, жилой дом <адрес> соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Согласно названному заключению, основные конструкции жилого дома № 60 д. Граддор соответствуют установленным требованиям, однако требуют ремонта или замены нижних венцов, кровли.

Из справки, предоставленной администрацией муниципального образования сельского поселения «<адрес>» №501 от 9 апреля 2010 года, следует, что Сивкова З.В. не состоит и никогда не состояла на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации сельского поселения «<адрес>».

Согласно заключению судебной строительной экспертизы дом <адрес> района является не пригодным для круглогодичного проживания, так как не соответствует установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (СП, СНиП, СанПин), строительным норма, действующим на территории РФ. Причинами являются:

- невозможность создания температуры внутреннего воздуха в зимний период, соответствующей параметрам микроклимата жилого помещения, позволяющего обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов вследствие естественного физического износа ограждающих конструкций;

- отсутствует капитальный фундамент, который снижает уровень надежности, прочности и устойчивости дома;

- отсутствует в наличии питьевая вода, а имеется только техническая вода для хозяйственных нужд.

Дом пригоден для проживания только в теплое время года, для круглогодичного проживания не пригоден. Расчетный срок службы подобного типа домов в соответствии с ГОСТ Р 54257-2010 составляет 50 лет, фактический – 59 лет.

Исходя из того, что дом не имеет капитального фундамента и с учетом физического износа здания, проводить капитальный ремонт дома экономически нецелесообразно, так как это требует возведения нового фундамента, утепления здания, замены окон, дверей, печей и т.д.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах» (далее – Закон) супруга погибшего (умершего) инвалида войны или участника Великой Отечественной войны, не вступившая в повторный брак, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработной платы имеет право на получение мер социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны.

В силу части 1 статьи 21 Закона указанным лицам предоставляются, в том числе следующие меры социальной поддержки: члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Статья 23.2 Закона регламентирует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления указанными полномочиями.

Определение порядка предоставления жилых помещений, а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом Республики Коми от 05.04.2005 №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», постановлением Правительства РК от 20.02.2007 №32 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» регулируются отношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья, и определяется механизм и условия предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья отдельным категориям граждан за счет и в пределах средств республиканского бюджета Республики Коми.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 года» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

В статье 1 Закона Республики Коми от 6 октября 2006 года №69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» в пункте 2 части 1 закреплено, что формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 – 19, 21 Федерального закона «О ветеранах», является предоставление в порядке, установленном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Вышеназванными актами, а также Законом Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья» органы местного самоуправления муниципальных районов наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Республики Коми, по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Социальная выплата является формой предоставления меры социальной поддержки граждан по обеспечению жильем, установленной Законом о ветеранах.

В соответствии с действующим Жилищным кодексом РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требований.

Согласно закрепленным в Порядке предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 – 19, 21 Федерального закона «О ветеранах», единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее Порядок), утвержденном Постановлением Правительства РК от 22.03.2010 №58, положениям единовременные денежные выплаты предоставляются членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.

Соответствующие социальные выплаты предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетом субъектов РФ в федеральном бюджете. Постановка на учет и предоставление выплат отнесено к полномочиям Агентства РК по социальному развитию в порядке, утвержденном Постановлением правительства РК от 22.03.2010 № 58.

Из системного анализа приведенных выше норм закона суд приходит к выводу, что федеральным законодательством предусмотрено льготное обеспечение граждан в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Таким образом, вдова умершего участника Великой Отечественной войны при условии признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а так же проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пункты 2, 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как установлено в судебном заседании, на день подачи Сивковой З.В. заявления в администрацию МО МР «Сыктывдинский» на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, последняя не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение социальных выплат рассматриваемой категории граждан.

Из представленных Сивкова З.В. в администрацию МО МР «Сыктывдинский» документов следовало, что она зарегистрирована и проживает одна в жилом доме по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв м, что не превышает установленной решением Совета МО муниципального района «Сыктывдинский» от 14.02.2008 №9/2-19 учетной нормы площади жилого помещения для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обозначенное жилое помещение отвечает установленным для жилых помещений требованиям, что подтверждается заключением о признании жилого помещения пригодным для проживания.

В рамках делегированных администрации МО МР «Сыктывдинский» государственных полномочий она осуществила проверку предоставленных истцом документов на предмет наличия оснований постановки Сивковой З.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и, считая, что таких оснований не имелось, отказала истцу в постановке последней на учет, т.к. на тот момент у администрации МО МР «Сыктывдинский» отсутствовали сведения о том, что дом Сивковой З.В. непригоден для проживания.

Из предоставленных сторонами доказательств и исходя из объяснений сторон, суд, с учетом приведенных положений норм материального права, приходит к выводу, что у администрации МО МР «Сыктывдинский» не было оснований для признания истца Сивковой З.В. нуждающейся в жилом помещении, а соответственно не было оснований в постановке на учет в качестве имеющей право на получение социальной выплаты.

В связи с указанным, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения требований Сивковой З.В. в части признания незаконным отказа администрации МО МР «Сыктывдинский» в постановке на учет на получение социальной выплаты № С-229 от 25.05.2010.

Реализация права на улучшение жилищных условий членов семей умерших участников ВОВ осуществляется в соответствии с жилищным законодательством РФ. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены ст. 51 ЖК РФ.

Указ Президента РФ направлен на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета не всех участников (ветеранов, инвалидов) ВОВ, а лишь ветеранов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, исключительно нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что дом <адрес> не пригоден для проживания, что подтверждено заключением эксперта.

Таким образом, Сивкова З.В. относится к гражданам, которым может быть предоставлена мера социальной поддержки, поскольку она нуждается в улучшении жилищных условий.

В связи с чем суд приходит к выводу о возложении обязанности на Агентство РК по социальному развитию по постановке Сивковой З.В. на учет на получение социальной выплаты на строительство или получение жилья.

Рассматривая требования Сивковой З.В. о взыскании с администрации МО МР «Сыктывдинский» компенсации морального вреда и индексации сумм, суд считает, что они удовлетворению не подлежат.

Статьей 151 ГК РФ установлено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Т.к. в судебном заседании установлено, что действия администрации МО МР «Сыктывдинский» носили законных характер, права истца нарушены не были, то следовательно в данном случае отсутствуют правовые основания для компенсации морального вреда.

Согласно ст. 208 ГПК РФ, по заявлению взыскателя или должника суд, рассмотревший дело, может произвести индексацию взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда.

Т.к. указанным решением, какие-либо суммы с ответчиков не взыскиваются, то требования истца об индексации удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Сивковой З.В. о признании незаконным отказа администрации МО МР «Сыктывдинский» в постановке на учет на получение социальной выплаты №С-229 от 25.05.2010 и взыскании с администрации МО МР «Сыктывдинский» компенсации морального вреда, отказать.

Обязать Агентство Республики Коми по социальному развитию поставить Сивкову З.В. на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

В удовлетворении остальных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 16.05.2012.

Судья В.И. Сухопаров

2-135/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сивкова Зинаида Васильевна
Ответчики
Администрация МОМР Сыктывдинский
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Сухопаров Владимир Игоревич
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
01.02.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
01.02.2012Передача материалов судье
06.02.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2012Судебное заседание
30.03.2012Судебное заседание
10.05.2012Производство по делу возобновлено
11.05.2012Судебное заседание
16.05.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2016Дело оформлено
13.09.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее