Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06.03.2019г. Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Косенко Ю.В.
при секретаре Назаренко И.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Боброва А. АлексА.а к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения,
У С Т А Н О В И Л:
Бобров А.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения, указав, что 08.06.2018г. он обратился к административному ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении здания, являющегося объектом вспомогательного использования, расположенного по адресу: <адрес>, Просека 3. Уведомлением от 19.09.2018г. ему было в этом отказано, поскольку не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, а также имеются сведения, что объект не является объектом вспомогательного использования и территориальная зона Ж- 1, в которой он расположен не предусматривает возведение не жилого строения площадью 149, 9 кв.м. с количеством этажей 2. Считает данный отказ незаконным и нарушающим его права, поскольку он является собственником земельного участка с кадастровым номером №. На участке расположен жилой дом, площадью 186, 9 кв.м., а также двухэтажное нежилое здание, которое является объектом вспомогательного использования, предназначенного для отопления дома. Это подтверждается техническим планом здания, в котором указано, что оно является вспомогательным по отношению к зданию, расположенному на том же земельном участке. Во вспомогательном объекте расположена часть системы газоснабжения, а именно котел, отопление и газовый счетчик. Таким образом, здание, расположенное на данном земельном участке не возможно использовать без вспомогательного объекта. В градостроительном кодексе отсутствует понятие объекта вспомогательного использования. ФЗ « Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» указывает, что к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здание и сооружение временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для
индивидуального жилищного строительства. Согласно письма Минрегиона России от 25.06.2009г., под строениями, сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88. В связи с этим, считает, что его здание является объектом вспомогательного значения, расположенным на участке, предоставленном для ИЖС и без него использование основного строения не возможно. В связи с этим, полагает, что ему было необоснованно отказано в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации нежилого здания, площадью 149, 9 кв.м., расположенного по вышеуказанному адресу.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать сообщение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от 19.09.2018г. по его заявлению № № от 8.06.2018г. об отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации нежилого здания, площадью 149, 9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, просека 3 незаконным и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию указанного нежилого здания по его заявлению от 08.06.2018г. в установленный законом срок.
Представитель административного истца Лахай А.Б., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал требования по приведенным выше основаниям.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Булатова А.Р., действующая на основании доверенности, требования не признала, при этом пояснила, что истец обратился с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - здание, назначение - нежилое. Данный объект расположен на участке, предназначенном для ИЖС. На данном участке также расположен жилой дом, собственником которого является Бобров А.А. Градостроительный кодекс РФ указывает для каких объектов недвижимости не требуется выдача разрешения на строительство. К данным объектам нежилое здание не относится. Департамент градостроительства г.о. Самара указал, что нежилое здание, которое истец хочет зарегистрировать, не является объектом вспомогательного использования, в связи с чем, для его постройки требуется разрешение на строительство, а в последующем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Такие документы в Департаменте градостроительства отсутствуют. В связи с этим, считают, что указанное выше нежилое здание является самовольной постройкой, регистрация которой в том порядке, в котором обратился административный истец запрещена законом. Кроме того, земельный участок находится в зоне Ж- 1, то есть в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, на которой ни основным ни вспомогательным видами использования не разрешено возведение нежилого здания.
Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства г.о. Самара Мулова А.А., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении требований истца, при этом пояснила, что в соответствии с действующим законодательством под строениями и сооружениями вспомогательного использования понимают сооружения пониженного уровня ответственности, которые также могут выполнять вспомогательную или обслуживающую функцию к основному зданию. К таким сооружениям относятся теплица, парники, склады временного содержания, сборно- разборные и контейнерные сооружения, к которым нежилое здание истца не относится. Таким образом, оно не является объектом вспомогательного использования и для его государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав требуется наличие разрешительной документации, которой у истца не имеется. В связи с этим, Боброву А.А. обоснованно было отказано в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что требования административного истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и
доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст.226 КАС установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий ( бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий- несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
1.1) строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
4.3) строительства, реконструкции посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом;
4.4) строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно;
п. 4.4 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 330-ФЗ)
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с письмом Минрегиона РФ от 25.06.2009г. №- ИП /08 под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 « Надежность строительных конструкций и оснований». К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, не большие склады и подобные сооружения. Также критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Согласно ч. 10 ст. 4 ФЗ от 30.12.2009г. № - ФЗ « Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного ( сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ГОСТ 27751-2014 «Межгосударственный стандарт. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения», вспомогательные сооружения относятся к пониженному уровню ответственности. Согласно приложения А к указанному ГОСТу к таким сооружениям относятся: теплица, парники, мобильные здания (сборно- разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, в которых не предусматривается постоянное пребывание людей.
В соответствии с ч. 10 ст. 40 ФЗ от 13.07.2015г. № - ФЗ « О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение
осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Из материалов дела следует, что Бобров А.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, просека 3, который относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
Согласно технического плана и технического паспорта, нежилое здание, которое административный истец просит поставить на кадастровый учет и осуществить его государственную регистрацию является нежилым строением, площадью 149,9 кв.м., имеет 2 этажа. В нем имеются парковочные места на две машины, санузлы, несколько помещений, коридор, кухня и котельная площадью 13, 4 кв.м.
08.06.2018г. Бобров А.А. обратился к административному ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении здания, являющегося объектом вспомогательного использования, расположенного по адресу: <адрес>, Просека 3.
Уведомлением от 19.09.2018г. ответчиком было Боброву А.А. в этом отказано, поскольку не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, а также имеются сведения, что объект не является объектом вспомогательного использования и территориальная зона Ж- 1, в которой он расположен не предусматривает возведение не жилого строения площадью 149, 9 кв.м. с количеством этажей 2.
Судом установлено, что указанное выше нежилое здание является самостоятельным объектом недвижимости, к вспомогательным объектам не относится, поскольку не соответствует признакам, предъявляемым к сооружениям пониженного уровня ответственности, определенным в указанных выше положениях закона, а также не выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию для иных зданий, расположенных на земельном участке.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что данное нежилое здание не относится к объектам, государственный кадастровый учет которых и государственная регистрация прав на которые возможна без получения разрешения на строительство.
Поскольку разрешение на строительство административным истцом получено не было, что не оспаривалось его представителем в судебном заседании, суд считает, что оспариваемый отказ в проведении кадастрового учета и государственной регистрации соответствует требованиям закона, права и законные интересы административного истца не нарушает. В связи с этим, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Доводы представителя административного истца о том, что данное здание является вспомогательным, поскольку оно необходимо для осуществления отопления жилого здания, расположенного на указанном участке, проверялись судом и не нашли своего подтверждения. Как следует из технического паспорта и технического плана, в указанном здании имеются несколько санузлов, два машино- места, а также значительное количество помещений, которые под котельную не используются, при этом общая площадь здания составляет 149, 9 кв.м., а площадь котельной 13,4 кв.м. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что данное здание может являться самостоятельным объектом и использоваться под иные, не вспомогательные нужды.
Утверждения представителя истца о том, что в градостроительном кодексе нет понятия строения вспомогательного использования, не являются основанием для удовлетворения требований Боброва А.А., поскольку признаки, указывающие на то, что объект является вспомогательным сооружением или строением определены в вышеприведенных положениях.
Ссылки представителя истца на то, что на данное строение не требовалось разрешения на строительство, основанием для кадастрового учета и регистрации права собственности на здание является технический план и правоустанавливающий документ на земельный участок, безосновательны. В приведенной выше ст. 51 Градостроительного кодекса РФ приведен перечень объектов, для кадастрового учета и государственная регистрация права на которые получение разрешения на строительство не требуется. Нежилое здание административного истца к вспомогательным объектам, а также иным сооружениям, указанным в п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не относится, в связи с чем, для проведения кадастрового учета и государственной регистрации прав административного истца на него требуется разрешение на строительство, которого у последнего не имеется. При таких обстоятельствах, оснований для кадастрового учета и государственной регистрации указанного выше здания при приведенных выше обстоятельствах не имеется, в связи с чем административный ответчик правомерно отказал истцу в этом.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 175- 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Боброва А. АлексА.а отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>.
Решение в окончательной форме изготовлено 06.03.2019г.
Судья Ю.В. Косенко