№ 2-912/2019
Решение
Именем Российской Федерации
30 апреля 2019 года г. Астрахань
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Морозовой И.М.,
при секретаре Даурбековой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамедсеидовой С. Ш. к ООО «Сосьете Женераль Страхование жизни» о взыскании страховой премии, расторжении договора,
у с т а н о в и л :
Истец Мамедсеидова С.Ш. обратилась в суд с иском к ООО «Сосьете Женераль Страхование жизни» о взыскании страховой премии, расторжении договора, указав, что <дата> между истцом и ответчиком заключен договор страхования от несчастных случаев и болезней, в соответствии с условиями которого страховщик застраховал страхователя по рискам наступления смерти и инвалидности 1 группы. По договору за счет кредитных средств страхователя АО «Русфинанс банк» в счет страховщика перечислены денежные средства в размере 36537,78 рублей. <дата> истцом в адрес ответчика направлено требование о расторжении договора страхования и возврате страховой премии, однако данное заявление в течении десяти дней страховщиком не удовлетворено. Просит расторгнуть договор страхования от <дата>, взыскать с ООО «Сосьете Женераль Страхование жизни» в свою пользу величину уплаченной страховой премии в размере 36537,78 рублей, неустойку в размере 23383,68 рублей, штраф, компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 12000 рублей.
В судебном заседании представитель истца Мамедсеидовой С.Ш. - Роткин И.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «Сосьете Женераль Страхование жизни» не явился, извещены надлежащим образом, представили в суд отзыв, согласно которого просят отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица АО «Русфинанс Банк» в судебное заседание не явился, извещались надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
К такому выводу суд пришел исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Пунктом 2 статьи 958 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право страхователя (выгодоприобретатель) отказаться от договора страхования в любое время, если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала по обстоятельствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
Согласно абзаца 2 пункта 3 статьи 958 Гражданского кодекса Российской Федерации при досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное.
Указанием Банка Российской Федерации от <дата> N 3854-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования", установлены минимальные (стандартные) требования к условиям и порядку осуществления в отношении страхователей - физических лиц страхования жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события; страхования жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика; страхования от несчастных случаев и болезней и т.д. (далее - добровольное страхование).
В соответствии с пунктом 1, 5 - 8, 10 приведенного Указания (в редакции, действующей с <дата>), при осуществлении добровольного страхования (за исключением случаев осуществления добровольного страхования, предусмотренных пунктом 4 настоящего Указания) страховщик должен предусмотреть условие о возврате страхователю уплаченной страховой премии в порядке, установленном настоящим Указанием, в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение четырнадцати календарных дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.
Страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть, что в случае, если страхователь отказался от договора добровольного страхования в срок, установленный пунктом 1 настоящего Указания, и до даты возникновения обязательств страховщика по заключенному договору страхования, уплаченная страховая премия подлежит возврату страховщиком страхователю в полном объеме (п. 5 Указания).
Страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть, что в случае если страхователь отказался от договора добровольного страхования в срок, установленный пунктом 1 настоящего Указания, но после даты начала действия страхования, страховщик при возврате уплаченной страховой премии страхователю вправе удержать ее часть пропорционально сроку действия договора страхования, прошедшему с даты начала действия страхования до даты прекращения действия договора добровольного страхования (п. 6 Указания).
Страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть условие о том, что договор добровольного страхования считается прекратившим свое действие с даты получения страховщиком письменного заявления страхователя об отказе от договора добровольного страхования или иной даты, установленной по соглашению сторон, но не позднее срока, определенного в соответствии с пунктом 1 настоящего Указания (п. 7 Указания).
Страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть условие о возврате страхователю страховой премии по выбору страхователя наличными деньгами или в безналичном порядке в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя об отказе от договора добровольного страхования (п. 8 Указания).
Таким образом, все договоры добровольного страхования, заключенные с физическими лицами после вступления в силу Указания Банка России, должны соответствовать приведенным выше требованиям, предусматривающим право страхователя - физического лица в течение четырнадцати календарных дней со дня заключения договора добровольного страхования отказаться от него с возвратом страховой премии в полном объеме, если к моменту отказа от него договор страхования не начал действовать, а если договор начал действовать, то за вычетом суммы страховой премии, пропорциональной времени действия начавшегося договора добровольного страхования.
Судом установлено, что <дата> между истцом и ответчиком заключен договор страхования от несчастных случаев и болезней, в соответствии с условиями которого страховщик застраховал страхователя по рискам наступления смерти и инвалидности 1 группы. По договору за счет кредитных средств страхователя АО «Русфинанс банк» в счет страховщика перечислены денежные средства в размере 36537,78 рублей.
<дата> истцом в адрес ответчика направлено требование о расторжении договора страхования и возврате страховой премии, однако данное заявление в течении десяти дней страховщиком удовлетворено не было.
Согласно ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Закона, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Из отзыва представителя ООО "Сосьете Женераль Страхование Жизни", следует, что доказательств, подтверждающих обстоятельства перечисления страховой премии в ООО "Сосьете Женераль Страхование Жизни", не имеется, а денежные средства, списанные со счета истца, зачислены на счет, отражающий доходы самой кредитной организации, поскольку фактически истец оплатила не страховую премию, а расходы Банка по оплате страховой премии, однако в материалы дела представлено платежное поручение <номер> от <дата>, согласно которому страховая премия перечислена на счет ООО "Сосьете Женераль Страхование Жизни".
Изучение представленных истцом в совокупности доказательств позволяет сделать вывод о том, что исковые требования истца Мамедсеидовой С.Ш. о взыскании с ответчика ООО "Сосьете Женераль Страхование Жизни" страховой премии подлежат удовлетворению.
Согласно п.5 ст.28 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что ООО "Сосьете Женераль Страхование Жизни" нарушило права Мамедсеидовой С.Ш., суд приходит к выводу о взыскании неустойки в размере 23383,68 рублей (36537,78*64*1%=23383,68).
Представленный истцом расчет проверен судом, является правильным и принимается в подтверждение заявленных исковых требований.
Между тем, представителем ответчика заявлено ходатайство о снижении неустойки и штрафа, ввиду ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2 Определения N 263-О от <дата>, положения пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба.
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки и штрафа в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Учитывая, что неустойка в размере 23383,68 руб. является несоразмерными последствиям нарушения обязательств ответчиком, а также компенсационный характер неустойки, которая по своему существу является способом обеспечения исполнения обязательств должником и не должна служить средством к обогащению, отсутствие каких-либо доказательств наличия у истца негативных последствий, убытков, наступивших от неисполнения ответчиком обязательств, временной промежуток с момента обращения с заявлением о выплате страхового возмещении и до дня установленного законом для его выплаты, суд приходит к выводу о том, что подлежащая взысканию неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, в связи с чем, подлежит снижению, согласно ст.333 Гражданского кодекса РФ, неустойка до 10 000 руб.
В силу статьи 15 Закона о защите прав потребителей, предусматривающей право потребителя на компенсацию морального вреда, требования о компенсации морального вреда заявлены истцом правомерно. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Судом установлено, что моральный вред в данном случае заключается в нравственных страданиях истца, вызванных несоблюдением ответчиком условий договора, неудобствами, связанными с отсутствием возможности пользования приобретенным имуществом.
Принимая во внимание характер страданий истца, обстоятельства причинения ему морального вреда, суд определяет размер компенсации морального вреда в размере 1000 руб.
Согласно п.6 ст.13 Закона о защите прав потребителей, при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Судом установлено, что в добровольном порядке требования истца как потребителя удовлетворены не были, в связи с чем, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу истца, то есть в размере 23268,89 руб.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Понесенные Мамедсеидовой С.Ш. судебные расходы, подтверждены документами, представленными в материалы дела.
Суд полагает, что с учетом категории и сложности дела, объема выполненных представителем работ, длительности рассмотрения дела и участия в судебных заседаниях, заявленный истцом размер расходов на оплату услуг представителя не соответствует принципам разумности, в связи с чем считает возможным определить ко взысканию с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 12000 рублей.
Учитывая, что истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, в соответствии с п.п.4 ч.2 ст.333.36 НК РФ от уплаты госпошлины по делам освобождаются, то с ООО "Сосьете Женераль Страхование Жизни" подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1596,13 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Мамедсеидовой С. Ш. к ООО «Сосьете Женераль Страхование жизни» о взыскании страховой премии, расторжении договора - удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «Сосьете Женераль Страхование жизни» в пользу Мамедсеидовой С. Ш. страховую премию в размере 36537,78 рублей, неустойку в размере 10 000 рублей, штраф в размере 23268,89 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, судебные расходы в размере 12000 рублей.
Взыскать с ООО «Сосьете Женераль Страхование жизни» в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере 1596,13 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья: Морозова И.М.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.