Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Чапаевск Самарской области 14 мая 2014 года
Чапаевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Законова М.Н.,
при секретаре Бажановой А.Ю.,
с участием помощника прокурора г.о. Чапаевск Сажиной Т.С.,
истца Акулькина Е.Д.,
представителя ответчика Администрации г.о. Чапаевск - Голиковой А.А., действующей на основании доверенности <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-521/14 по иску Прокурора <Адрес обезличен> в интересах Акулькина Е.Д. к Администрации <Адрес обезличен> о предоставлении жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Чапаевска в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Акулькина Е.Д. к Администрации <Адрес обезличен> о предоставлении благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 квадратных метров, сославшись на то, что прокуратурой <Адрес обезличен> проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части обеспечения жилым помещением, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно Акулькина Е.Д., <Дата обезличена> года рождения.Решением Чапаевского городского суда от <Дата обезличена> мать ФИО6 и отец ФИО7 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего Акулькина Е.Д. Постановлением главы г.о. Чапаевск <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «О принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан» Акулькин Е.Д. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от <Дата обезличена> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.По договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются жилые помещения в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.Договор найма специализированного жилого помещения заключается на 5 лет и может быть продлен один раз на 5 лет в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами договор социального найма в отношении данного жилого помещения.При этом жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются не только детям-сиротам, которые не имеют право пользования другим жилым помещением, но также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателями жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным. Согласно ч. 4 ст. <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <Адрес обезличен>» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях: родителей, лишенных родительских прав, опекунов и попечителей, отстраненных в установленном порядке от выполнения своих обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено, лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения), либо лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание с ними в одном жилом помещении;жилые помещения не пригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В соответствии с ч. 1 ст. <Адрес обезличен> № 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <Адрес обезличен>" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии со ст. <Адрес обезличен> № 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <Адрес обезличен>" органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета. Органы местного самоуправления могут за счет собственных средств включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности.Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта. На основании п. 9. ст. <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> № 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <Адрес обезличен>" жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от <Дата обезличена> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.В настоящее время Акулькин Е.Д. не работает, какого-либо дополнительного источника дохода не имеет, жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, также не имеет. Статьей 35 Федерального закона от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О прокуратуре Российской Федерации» установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.Самостоятельное обращение Акулькина Е.Д. в суд за защитой нарушенных прав невозможно, вследствие нахождения его в сложной жизненной ситуации и отсутствия материальной возможности для оплаты юридических услуг по защите своих прав и законных интересов в суде. Указанные обстоятельства позволяют прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Акулькина Е.Д. В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах гражданина в защиту его социальных прав в сфере обеспечения прав на жилище в государственном или муниципальном жилищных фондах. Основанием для подачи иска в суд явилось обращение к прокурору гражданина о защите его нарушенных прав на жилище.Просит суд обязать Администрацию г.о. Чапаевск предоставить Акулькину Е.Д., <Дата обезличена> года рождения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 квадратных метров.
В судебном заседании помощник прокурора Сажина Т.С. поддержала заявление.
Истец Акулькин Е.Д. поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика Администрации г.о. Чапаевск Голикова А.А. иск не признала, пояснила, что Акулькину Е.Д. не было предоставлено благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 квадратных метров в связи с недостаточностью субвенций, предоставляемых из областного бюджета. Просит суд в удовлетворении исковых требований Прокурора <Адрес обезличен> в интересах Акулькина Е.Д. о предоставлении жилого помещения отказать.
Третье лицо МКУ «КСОиП администрации г.о. Чапаевск» в суд не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, представили в суд письменное заявление, в котором просили дело рассмотреть без участия их представителя.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 8 Федерального закона от <Дата обезличена> N 159-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
При этом жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются не только детям-сиротам, которые не имеют право пользования другим жилым помещением, но также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным.
В соответствии со ст. <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> N 135-ГД (ред. от 03.10.2013) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <Адрес обезличен>" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях:
родителей, лишенных родительских прав, опекунов и попечителей, отстраненных в установленном порядке от выполнения своих обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено, лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которых невозможно совместное проживание с ними в одном жилом помещении;
2) жилые помещения не пригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.1 ст. <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> N 135-ГД (ред. от 03.10.2013) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <Адрес обезличен>" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст. <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> N 135-ГД органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно ст. <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <Адрес обезличен>" жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. (п.9).
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности -до достижения совершеннолетия, либо по окончании учебного заседания, до достижения 23 лет.
Из материалов дела следует, что Акулькин Е.Д., <Дата обезличена> года рождения, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО6 и отец ФИО7. были лишены родительских прав в отношении него на основании решения Чапаевского городского суда от <Дата обезличена> года.
Постановлением администрации г.о. Чапаевск <Номер обезличен> от <Дата обезличена> за Акулькиным Е.Д. сохранено право пользования жилым помещением по <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>.
Постановлением администрации г.о. Чапаевск <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Акулькин Е.Д., <Дата обезличена> года рождения, принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях специализированного жилищного фонда как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.
Из материалов дела следует, что Акулькин Е.Д. с <Дата обезличена> проходит обучение в ГБОУ СПО «<Данные изъяты>», срок окончания обучения <Дата обезличена> года. (л.д.27).
Судом установлено, что Акулькин Е.Д. до настоящего времени не обеспечен жилым помещением.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались администрацией г.о.<Адрес обезличен>.
Действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств.
При указанных обстоятельствах, суд считает обоснованными требования об обязании администрации г.о. Чапаевск предоставить Акулькину Е.Д. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, не ниже установленных норм, которые составляют 33 кв.м.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора <Адрес обезличен> в интересах Акулькина Е.Д. к Администрации <Адрес обезличен> о предоставлении жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа <Адрес обезличен> предоставить Акулькину Е.Д., <Дата обезличена> года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий судья М.Н. Законов