РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2021 г. ...
<...> городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Ронгонен М.А.,
при секретаре Федотовой А.В.,
с участием административного истца Панкратьева П.А., представителя административного истца Кабонена Р.С., административного ответчика Смирнова А.В.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Панкратьева П.А. к начальнику инспекции – главному государственному инженеру-инспектору Гостехнадзора по <...> муниципальным районам Смирнову А.В. о признании незаконным отказа в регистрации трактора, возложении обязанности зарегистрировать трактор,
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен в суд по тем основаниям, что 28.03.2003 Панкратьев П.А. приобрел на основании договора купли-продажи №... у Муниципального предприятия «<...> многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства» трактор УСБ-25, год выпуска 1989, заводской номер рамы №..., двигатель №..., ведущий мост №..., цвет красный. Продавец по акту передал технику, покупатель оплатил. Продавцом при совершении сделки были даны разъяснения, что он является единственным и добросовестным приобретателем и владельцем вышеуказанного трактора. Регистрационные документы на трактор у продавца отсутствовали, так как данная техника не была зарегистрирована в надлежащем порядке. В органах Гостехнадзора трактор на учет никогда не ставился. При обращении в Гостехнадзор было отказано в регистрации трактора, так как не были предъявлены документы для регистрации, предусмотренные п.п. 2.1 и. 2.8.1-2.8.6 Правил регистрации техники, зарегистрированных в Минюсте России 27.01.1995 № 785. Истец не имеет возможности в ином порядке получить или восстановить паспорт самоходной техники, так как при передаче техники регистрационные документы отсутствовали, данная техника не была зарегистрирована в надлежащем порядке. Договор купли-продажи исполнен, не оспаривается сторонами, сделка не признана недействительной, притязания третьих лиц на данный объект отсутствуют, исправить недостатки, указанные в отказе инспекции гостехнадзора, не представляется возможным в связи с прекращением деятельности одной из сторон договора купли-продажи – МП «<...> МП КХ». На основании изложенного административный истец просит признать незаконным отказ в регистрации транспортного средства трактора УСБ-25, год выпуска 1989, заводской номер рамы №..., двигатель №..., ведущий мост №..., цвет красный, обязать административного ответчика зарегистрировать указанный трактор в установленном порядке.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия.
В судебном заседании административный истец и его представитель заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия в судебное заседание не явился, представив письменные возражения, согласно которым поскольку Панкратьевым П.А. для регистрации трактора не был представлен документ, являющийся обязательным – паспорт самоходной машины, решение начальника Инспекции является законным, совершение регистрационных действий в отношении имущества Панкратьева П.А. – невозможным.
Административный ответчик Смирнов А.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что отказ Панкратьеву П.А. в регистрации трактора был обусловлен тем, что им не был представлен паспорт самоходной машины.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с п. 2 от 12.08.1994 № 938 (ред. от 26.04.2020) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (утратило силу с 01.01.2021) регистрацию на территории Российской Федерации - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуются - органы гостехнадзора).
Обязательным условием регистрации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и других машин и допуска их к эксплуатации является наличие паспорта самоходной машины и иных видов техники, порядок выдачи которых регламентирован Постановлением Правительства РФ от 15.05.1995 № 460 (ред. от 23.09.2020) «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации».
Пунктом 2 указанного Постановления Правительства № 460 установлено, что паспорта выдаются: предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 г., а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.; органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 г., ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 г., и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 7 августа 2008 г., - при предъявлении их к регистрации.
С 01 января 2016 г. вступил в силу Порядок заполнения единой формы паспорта самоходной машины.
Согласно пункту 2 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники (утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 г. № 100), паспорт оформляется организациями - изготовителями машин, включенными в единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств - членов Евразийского экономического союза и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники (далее - изготовители), на произведенные ими машины, а также в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз), - уполномоченными органами (организациями) государств-членов, включенными в указанный единый реестр (далее - уполномоченные органы (организации)), по единой форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 г. № 100.
Вместе с тем согласно подпункту «в» пункта 2 Порядка, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 № 100 «О паспорте самоходной машины и других видов техники» до 1 января 2016 года допускается оформление паспорта самоходной машины и других видов техники по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством государства-члена.
Согласно п. 9 указанного Порядка, орган, уполномоченный на регистрацию машин (Гостехнадзор) может выдать дубликат ПСМ только на ранее зарегистрированную машину.
В судебном заседании установлено, что 28.03.2003 между конкурсным управляющим Муниципального предприятия «<...> многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства» и Панкратьевым П.А. был заключен договор купли-продажи №..., согласно которому продавец продает за запчасти, а покупатель принимает и оплачивает трактор УСБ-25, год выпуска 1989. Право собственности на трактор переходит от продавца к покупателю со дня подписания передаточного акта. Продавец обязался передать трактор покупателю в течение 5 календарных дней со дня оплаты покупателем его стоимости, выдать все необходимые документы для постановки трактора на учет в органы ГИБДД. Продажная цена трактора на запчасти составляет 6000 руб. с учетом НДС. Покупатель производит оплату трактора в течение 10 дней с момента подписания договора. Между сторонами подписан передаточный акт, в котором указано, что претензий по передаче трактора у сторон не имеется.
Также Панкратьевым П.А. 28.03.2003 подписан акт (накладная) приемки-передачи основных средств трактора УСБ-25, 1989 года выпуска. В графе «Приложение. Перечень технической документации» указано: паспорт.
13.10.2020 Панкратьев П.А. обратился с заявлением в Инспекцию Гостехнадзора <...> района Республики Карелия о постановке на учет трактора, приложив к заявлению документы: договор купли-продажи №..., передаточный акт, акт (накладную). В заявлении Панкратьев П.А. также указал следующие сведения о машине: тип машины Трактор УСБ-25, марка Т-25, год изготовления 1989, заводской № машины (рамы) №..., двигатель №..., мощность 21 л.с., ведущий мост №..., цвет красный, паспорт СМ отсутствует, свидетельство о регистрации отсутствует.
13.10.2020 инженером-инспектором Гостехнадзора Смирновым А.В. было отказано в регистрации трактора ввиду отсутствия документов, предусмотренных п.п. 2.1 и. 2.8.1-2.8.6 Правил регистрации техники, зарегистрированных в Минюсте России 27.01.1995 № 785, о чем на заявлении Панкратьева П.А. сделана служебная отметка.
Также установлено, что ранее трактор на регистрационный учет не ставился, свидетельство о его регистрации отсутствует. Паспорт самоходной машины на указанный трактор либо какой-либо иной документ на данный трактор, позволяющий его идентифицировать и содержащий сведения о его характеристиках и прежнем владельце, отсутствует.
Панкратьев П.А. пояснил, что паспорт на указанный трактор при продаже и подписании акта прима-передачи фактически ему не передавался.
Вместе с тем, акт (накладная) подписан Панкратьевым П.А. без возражений относительно отсутствия относящихся к товару документов.
Кроме того, в договоре купли-продажи трактора не указаны его основные характеристики (заводской номер, двигатель, мощность и другие).
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», действовавшего на дату обращения Панкратьева П.А. с заявлением о регистрации трактора, утратившего силу с 01.01.2021, собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Приведенными выше положениями предусмотрена регистрация самих транспортных средств, обусловливающая допуск транспортных средств к участию в дорожном движении.
При этом регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности.
Регистрация транспортных средств производится с соблюдением установленного действующим законодательством порядка.
Приобретение лицом транспортного средства автоматически не порождает обязанность управомоченного органа допустить транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.
Таким образом, транспортные средства на территории Российской Федерации в целях их эксплуатации должны соответствовать техническим нормативам.
Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Таким документом является паспорт транспортного средства или паспорт самоходной машины, подтверждающие техническую безопасность транспортного средства, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.
Отказ в регистрации трактора должностным лицом основан на отсутствии документов, предусмотренных п.п. 2.1, 2.81-2.8.6 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995, зарегистрированы в Минюсте России 27.01.1995 № 785. Документ утратил силу с 1 января 2021 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 27.07.2020 № 1122. Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1507 утверждены Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники.
В соответствии с Правилами, действовавшими на момент обращения Панкратьева П.А. с заявлением о регистрации трактора, регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями гостехнадзора национально-государственных и административно-территориальных образований (п. 1.10 Правил).
Пунктами 2.1, 2.8.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 16.01.1995, также предусмотрено, что регистрация техники производится за владельцами при представлении документа, подтверждающего право собственности, и соответствующего паспорта.
В пункте 2.8.6 Правил перечислены документы, подтверждающие право собственности на машину, номерной агрегат.
Документами, подтверждающими право собственности на машину, номерной агрегат, являются:
2.8.6.1. Выписка из учредительного документа или документа о государственной регистрации юридического лица (прежнего владельца), подтверждающая право, или совместное право, или его право как соответствующего органа управления распоряжаться машинами, номерными агрегатами и вытекающие из этого решение и разрешение об отчуждении (продаже, передаче), а также акт приемки-передачи основных средств (форма ОС-1) и квитанция к приходному кассовому ордеру (форма КО-1) или банковские платежные документы.
2.8.6.2. Документы, подтверждающие совершение сделок в простой письменной форме в соответствии с частью первой п. 2 ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданами между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от общей суммы сделки.
При регистрации машин, номерных агрегатов, перешедших в собственность юридических лиц и граждан в порядке, предусмотренном частью первой п. 1 ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации, в результате сделок, совершенных в простой письменной форме юридических лиц между собой и гражданами, необходимым основанием для совершения регистрационных действий являются документы, указанные в п. 2.8.6.1 настоящих Правил.
2.8.6.3. Нотариально удостоверенные документы (договор купли-продажи, договор мены, договор дарения, свидетельство о праве собственности и наследования имущества, договор раздела наследственного имущества, договор раздела совместно нажитого имущества между супругами, свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов и их совместное заявление о разделе и перерегистрации машины на одного из них и другие, предусмотренные ст. 163 Гражданского кодекса Российской Федерации).
2.8.6.4. Судебные документы (решения судов).
2.8.6.5. Постановления таможенных органов.
2.8.6.6. Документы, выдаваемые органами социальной защиты населения.
2.8.6.7. Другие документы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
Свидетельство о регистрации служит регистрационным документом, подтверждающим принадлежность машины (пункт 2.15 Правил).
У административного истца отсутствуют документы, подтверждающие факт приобретения им трактора, который он просил зарегистрировать, и позволяющие идентифицировать его. Договор купли-продажи, представленный Панкратьевым П.А., не содержит сведений об основных характеристиках трактора, позволяющих идентифицировать трактор. Кроме того, в договоре указано, что он приобретается покупателем на запчасти.
При отсутствии каких-либо документов на транспортное средство, отсутствии государственной регистрации транспортного средства, отсутствии государственного технического осмотра, а также отсутствии подтверждения законности приобретения административным истцом имущества, законности отчуждения транспортного средства в пользу административного истца, добросовестность владения административным истцом не может быть с достоверностью подтверждена в судебном заседании.
Эксплуатация транспортных средств, не зарегистрированных в установленном порядке и не прошедших государственных технический осмотр, запрещена действующим законодательством.
Суд принимает во внимание, что при приобретении спорного трактора Панкратьев П.А. проявил явную неосмотрительность, поскольку не потребовал у прежнего владельца документов на предмет договора (технический паспорт на трактор либо иные документы), не убедился в наличии правомочий у продавца как у собственника в распоряжении спорным трактором, в законности отчуждения в его пользу.
До вступления в действие решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 № 100 «О паспорте самоходной машины и других видов техники» административный истец, владеющий трактором с 28.03.2003, за получением паспорта самоходной машины в порядке пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.1995 № 460 не обращался.
Правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку отказ в регистрации трактора соответствует правовым нормам, действовавшим на дату подачи Панкратьевым П.А. заявления о регистрации трактора. Административным истцом при подаче заявления на регистрацию необходимый комплект документов на трактор представлен не был.
Отсутствие у административного истца необходимых документов на трактор не является основанием для признания действий административного ответчика незаконными и возложения на него обязанности зарегистрировать трактор без необходимого комплекта документов. Полномочия по выдаче паспорта на самоходную машину, ранее не прошедшую технический учет, у административного ответчика отсутствуют.
На основании изложенного исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через <...> городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья М.А. Ронгонен
Мотивированное решение в порядке ст. 177 КАС РФ изготовлено ХХ.ХХ.ХХ..