Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-192/2019 ~ М-183/2019 от 17.04.2019

Дело № 2-192/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 мая 2019 года п. Новобурейский

Бурейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Дробаха Ю.И.,

при секретаре Александровой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ООО «Бурея-Восток» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Бурейскому району ФИО4, ОСП по Бурейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об уменьшении исполнительского сбора, установленного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Бурея-Восток» обратилось в суд с исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по Бурейскому району ФИО4, ОСП по Бурейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, уточнив исковые требования, просило уменьшить исполнительский сбор, установленный постановлением от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Бурейскому району УФССП по Амурской области ФИО4 вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ООО «Бурея-Восток» исполнительского сбора в размере 68286 рублей 31 копейка по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, (объединено в сводное ). В сводном исполнительном производстве имеется производство, возбужденное на основании акта по делу об административном правонарушении от 17.05.2018 № 176 ГУ Амурское региональное отделение фонда социального страхования РФ. Общая сумма исполнительского сбора по сводному исполнительному производству составляет 2303637,20 рублей. Несвоевременная оплата по исполнительному документу вызвана тяжелым материальным положением общества. Единственным видом деятельности общества являлась выработка тепловой энергии для оказания коммунальных услуг в сфере теплоснабжения потребителям п. Новобурейский Амурской области. Оплату за оказанную услугу по теплоснабжению общество получало нерегулярно, в связи с чем образовалась дебиторская задолженность, которая составила десятки миллионов рублей. Меры судебного взыскания задолженности не приводят к желаемому результату, поскольку должники - физические лица не имеют доходов и имущества, за счет которых могло бы быть исполнено решение суда, что в равной мере относится и к части должников - юридических лиц. Не получая в полном объеме оплату за произведенную тепловую энергию, общество в свою очередь не имело возможности исполнять свои обязательства. Результатом указанного стало то, что определением Арбитражного суда Амурской области от 13.11.2017 в отношении ООО «Бурея-Восток» введена процедура, применяемая в деле о банкротстве- наблюдение. Определением от 22.11.2018 производство по делу прекращено в связи с заключением мирового соглашения. На счете общества существуют ограничения с 2017 года. Несвоевременная оплата исполнительного документа произошла не по умыслу или небрежности должника, а стала следствием сложившихся негативных обстоятельств, произошедших помимо воли ООО «Бурея-Восток». Взыскание исполнительского сбора в размере 2303637,20 рублей существенно ухудшит финансовое положение истца, что неизбежно приведет к возобновлению процедуры банкротства и последующей ликвидации общества.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителя ООО «Бурея-Восток» ФИО3, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, судебного пристава-исполнителя ОСП по Бурейскому району ФИО4, представителя ОСП по Бурейскому району УФССП по Амурской области, представителя УФССП по Амурской области, извещенных надлежащим образом.

В письменном отзыве на исковое заявление и.о. начальника ОСП по Бурейскому району ФИО4 указала, что ДД.ММ.ГГГГ ОСП по Бурейскому району возбуждено исполнительное производство на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ ОСП по Бурейскому району о взыскании исполнительского сбора с ООО «Бурея-Восток» в размере 68286,31 рублей. Данное постановление вынесено в рамках исполнительного производства возбужденного ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ МИФНС № 2 по Амурской области о взыскании с ООО «Бурея-Восток» 975518,68 рублей. По поступившему исполнительному документу на принудительное исполнение в ОСП по Бурейскому району должником своевременно оплата не произведена, в связи с чем, на основании ст.112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора. В настоящее время в ОСП по Бурейскому району на исполнении в отношении должника ООО «Бурея-Восток» находится 34 исполнительных производств, из них 33 о взыскании исполнительского сбора на сумму 2303637,70 рублей, и одно исполнительное производство о взыскании задолженности в пользу ГУ- Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на сумму 8024,71. Данные исполнительные производства объединены в сводное исполнительное производство – СД. Общая сумма задолженности по сводному исполнительному производству составляет 2311662,41 рублей. На сегодняшний день ООО «Бурея-Восток» не ведет хозяйственную деятельность, услуги населению не оказывает, в связи с чем, разрешение спора оставила на усмотрение суда.

Исследовав материалы дела, материалы исполнительных производств, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что на основании исполнительного документа – постановления от ДД.ММ.ГГГГ, выданного МИФНС № 2 по Амурской области о взыскании с ООО «Бурея-Восток» налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов в размере 975518,68 рублей, судебный пристав-исполнитель ДД.ММ.ГГГГ вынес постановление о возбуждении в отношении ООО «Бурея-Восток» исполнительного производства -ИП, которым установил срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Ввиду неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 68286,31 рублей, после истечения срока для добровольного исполнения которого, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП о взыскании исполнительского сбора с общества.

Ссылаясь на наличие оснований для уменьшения размера исполнительского сбора по вышеуказанному исполнительному производству, ООО «Бурея-Восток» обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

В силу ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).

В пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры публично правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора и/или его взыскание с правопреемника должника-организации является допустимым применительно к правилам привлечения к административной ответственности юридических лиц, установленным частями 3-8 статьи 2.10 КоАП РФ.

Согласно п. 72 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве.

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом.

С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительского документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства.

Установленный размер взыскания исполнительского сбора (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу ч.1 ст. 34, ч.1-3 ст. 35 и ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации недопустимо.

Приведенная правовая позиция получила свое развитие в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 года № 1-П, в котором было отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости; ее размер должен определяться исходя из обстоятельств конкретного дела, степени вины должника и иных имеющих значение обстоятельств.

С данными правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации соотносятся положения части 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в соответствии с которыми суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи; при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В качестве доказательств нахождения заявителя в тяжелом материальном положении ООО «Бурея-Восток» представлены сведения об открытых счетах в кредитных организациях и справки кредитных организаций об остатках денежных средств на счетах общества, выписку из лицевого счета общества, справки о списках документов очереди неисполненных в срок распоряжений на сумму 7941867,92 рублей и 45724,98 рублей, определение Арбитражного суда Амурской области № А04-8737/2017 от 13.11.2017 о введении в отношении ООО «Бурея-Восток» процедуры, применяемой в деле о банкротстве – наблюдения, определение Арбитражного суда Амурской области от 22.11.2018 о прекращении производства по делу в связи с заключением мирового соглашения.

Таким образом, принимая во внимание тяжелое материальное положение истца, факт явной несоразмерности сумм задолженности и назначенного наказания, с целью соблюдения баланса частных и публичных интересов, недопустимости подавления экономической инициативы, во исполнение соразмерности, справедливости, индивидуализации наказания, суд полагает возможным уменьшить на одну четверть исполнительский сбор, взысканный за неисполнение в установленный для добровольного исполнения срок исполнительного документа по постановлению ОСП по Бурейскому району Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ (исполнительное производство -ИП о взыскании исполнительского сбора, возбужденное постановлением от ДД.ММ.ГГГГ).

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ООО «Бурея-Восток» удовлетворить.

Уменьшить на одну четверть исполнительский сбор по постановлению ОСП по Бурейскому району Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ (исполнительное производство о взыскании исполнительского сбора, возбужденное постановлением от ДД.ММ.ГГГГ).

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Бурейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий (подпись)

Копия верна:

Судья Бурейского районного суда Ю.И. Дробаха

2-192/2019 ~ М-183/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Бурея-Восток"
Ответчики
УФССП России по Амурской области
судебный пристав исполнитель ОСП по Бурейскому району УФССП по Амурской области Борисенко Татьяна Викторовна
ОСП по Бурейскому району
Суд
Бурейский районный суд Амурской области
Судья
Дробаха Ю.И.
Дело на странице суда
bureiskiy--amr.sudrf.ru
17.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2019Передача материалов судье
17.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2019Судебное заседание
14.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее